Коррекционно-развивающее занятие на тему «Морское путешествие» (1–4 класс)
Конспект коррекционно-развивающего занятия
Тема: «Морское путешествие»
Цель: Развитие когнитивных процессов
Задачи:
− Развитие внимания, памяти и мыслительных операций.
− Развитие коммуникативных навыков речи, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, повышение мотивации к обучению.
Ход занятия.
1. Организационная часть.
Приветствие. Настрой на работу.
– Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям.
Наше занятие я начну с часто чистоговорки:
«Ра-ра-ра начинается игра
Орт-орт-орт корабли приходят в порт
Ли-ли-ли в порт приходят корабли
Уз-уз-уз и большой сухогруз
Ан-ан-ан вот наш капитан
Ыть-ыть-ыть мы готовы плыть».
– Сегодня занятие у нас необычное. Оно называется «Морское путешествие». Мы отправимся с вами в путешествие на воображаемом кораблике «Стремительный». Побываем мы на разных островах, которых пока нет на географических картах. Скажите, пожалуйста, откуда начинают корабли своё плавание и куда они возвращаются? Как называется это место? (порт)
– К какому виду транспорта относятся корабли? (водному). А что ещё можно назвать, относящееся к водному транспорту? (лодки, катамараны, катера, пароходы, грузовой транспорт: баржи и сухогрузы). Итак, молодцы!
Чтобы отправиться в путешествие, мы будем не просто девочками и мальчиками, а станем настоящими матросами и выберем капитана, который будет указывать путь кораблю. (Выбирают капитана). Раздать эмблемы.
2. Основная часть.
– Итак, мы начинаем путешествие. Первый остров, к которому мы приближаемся, это остров «Внимание»! На этом острове мы будет тренировать своё внимание!
В первом задании нам необходимо найти всех животных, спрятанных на картинке. Находим, поднимаем руку и отвечаем. С места не выкрикиваем.
Ответы: слон, лошадь, обезьяна, собака, кошка, мышка.
1. Упражнение «Шифровка»
Используя предложенный ключ, надо расшифровать шифровку, в которой зашифрована пословица о труде.
Ответ: «Труд человека кормит, а лень – портит».
– А теперь немного поиграем! Эта игра развивает наше внимание и наблюдательность, она называется «Морские разбойники». На острове мы встретили морских разбойников, пиратов. Нам надо их узнать. Попрошу одного ведущего и три человека ко мне. Задача ведущего внимательно рассмотреть наших преступников, запомнить в каком порядке они стоят, в какой позе, одежду, мимику, жесты и т.д. Теперь ведущий отворачивается. Вам же необходимо сделать изменения в своём облике, одежде, позе и т.д. Ведущий говорит что изменилось.
– Нам надо отправляться дальше и следующий наш остров, куда мы плывём, называется остров «Память». Как вы думаете, чем мы будем здесь заниматься? Правильно будем тренировать свою память!
2. Упражнение «Учимся запоминать»
– На доске слова: сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, костюм, варенье, тетрадь, карандаш. Наша задача запомнить эти слова. Прочитайте и подумайте, как удобнее эти слова запомнить. (Их можно сгруппировать по темам: одежда, продукты, школьные вещи). Задание выполняется в течение одной минуты. Записываем в тетрадь. Поднимаем руку.
3. Упражнение «Развиваем зрительную память».
– Посмотрите на эту вазу, запомните её. А теперь найдите эту вазу среди других и назовите номер, под которым она находится.
Физминутка.
Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти.
Отправляемся на последний остров «Мышление». На нём мы займемся нашими головками – чтобы они научились хорошо думать.
4. Упражнение «Пройди по лабиринту»
–Прежде, чем идти по лабиринту, необходимо соединить точки по порядку и записать полученные слова. Из выделенных букв надо составить слово. Станет известно, за кем охотится охотник.
–На доске заранее написаны строчки. Ваша задача – расположить в порядке убывания, подписав под словами соответствующие цифры. Например:
– Кто самый быстрый: ракета, бабочка, птица, самолет, вертолет» –ответ: «ракета-1, бабочка-5, птица-4, самолет-2, вертолет-3.
– Что ярче светит: настольная лампа, люстра, прожектор, свеча, солнце?
− Что теплее: шуба, платье, купальник, пальто, сарафан?
− У кого хвост длиннее: заяц, мышь, лиса, еж, белка?
− Кто самый медленный: собака, лошадь, червяк, змея, черепаха?
Что самое крепкое: древесина, железо, пластмасса, алмаз, бумага?
− Если в воду бросить камень, картонную коробку, платье, деревянный стул и булку, что упадет на дно первым, а что − потом?
3. Заключительная часть.
Наше путешествие подходит к концу. И мы стали умнее, внимательнее и сообразительнее. Давайте все погладим себя по голове и скажем: «Какой я сегодня был (была) молодец (умница)!»
Рефлексия занятия.
− Хлопните в ладоши те, кому понравилось занятие.
− Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем занятии?
− Я благодарю вас за хорошую работу на сегодняшнем занятии.
Полянская Оксана Николаевна