Коррекционно-развивающее занятие «Я сам строю свою жизнь»
Коррекционно-развивающее занятие «Я сам строю свою жизнь»
Цель: формирование самосознания детей и подростков, выстраивание жизненных целей, позитивной перспективы на будущее.
Задачи:
- формировать нравственные ценности;
- развивать умение определять для себя ценности жизни;
- воспитывать любовь и уважение к окружающим людям, позитивация своего «Я».
Занятие рассчитано на возраст 11-15 лет.
Диалог «Быть успешным в жизни»
Каждый человек мечтает, и стремиться стать успешным в жизни.
Ребята, а что значит быть успешным? (ответы ребят). Правильно. Быть успешным в жизни, это:
- получить образование, нужную профессию;
- иметь любимую работу;
- создать полноценную счастливую семью;
- быть уважаемым человеком в обществе.
Психолог. Ребята, а что же нужно уже сегодня делать Вам для того, чтобы быть успешным? (ответы ребят)
Психолог. Чтобы добиться определенных успехов в жизни, необходимо:
- много и хорошо трудиться;
- вести здоровый образ жизни;
- быть терпеливым;
- правильно общаться с окружающими людьми;
Эти 4 аспекта мы с вами сегодня подробно рассмотрим, используя при этом пословицы и поговорки.
Психолог. Итак, чтобы быть успешным необходимо много и хорошо трудиться.
А для вас, ребята на сегодняшний день, что значит хорошо трудиться? (ответы ребят).
Совершенно верно – вы должны добиться успехов в учебе, заниматься самообразованием: развивать свои способности в творчестве, спорте, техническом направлении и т.д., это индивидуально для каждого. Каждый человек должен сам себя реализовать.
А сейчас вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о труде. За правильные ответы вы получите жетоны. Тот, кто наберет большее количество жетонов, получит вот эту прекрасную медаль (ответы ребят, вручение жетонов). А теперь я буду называть начало пословицы, а вы окончание. За правильные ответы вы также получите жетоны.
Психолог. Чтобы быть успешным в жизни необходимо вести здоровый образ жизни. Ребята скажите, что означают слова «здоровый образ жизни» (ответы ребят). Правильно это:
- соблюдение режима дня;
- правильное питание;
- отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение);
- занятие спортом.
Здоровье, это ценность для любого возраста. Но, к большому сожалению, некоторые люди растрачивают здоровье с юных лет. А жизнь дается человеку только один раз.
Давайте вспомним с Вами пословицы и поговорки о здоровье (ответы ребят, вручение жетонов).
Психолог. Многое в нашей жизни зависит от того, насколько человек терпелив. Именно терпение помогает преодолевать препятствия для достижения цели и терпеливо относиться к особенностям других людей.
Пожалуйста, назовите пословицы и поговорки о терпении (ответы ребят, вручение жетонов).
Ребята, запомните, что пословицы и поговорки – это народная мудрость, и если вы научитесь правильно понимать эти мудрые советы, это поможет вам решить жизненные проблемы.
Психолог. Наш успех в жизни во многом зависит и от того, насколько мы правильно общаемся с окружающими людьми. Ведь можно толкаться, переступать через людей, а можно идти рядом с людьми, помогая друг другу, делать людям добро и получать от этого радость.
Вспомните пословицы о добре и дружбе (ответы ребят, вручение жетонов).
«Правила жизни»
Психолог. А теперь давайте вспомним с вами «Правила жизни», текст которых вы видите на доске. Пожалуйста, кто-нибудь из вас прочтите их вслух.
А сейчас я попрошу посчитать общее количество жетонов у каждого из вас (вручение медали, аплодисменты).
Упражнение «Аплодисменты»
Психолог. Ребята, я прошу вас образовать круг, вытяните руки вперед, при этом ладонями вверх. Посмотрите внимательно на ладонь вашей левой руки. Представьте себе, что на ней лежит ваша добрая улыбка. Посмотрите на ладонь вашей правой руки. Представьте себе, что на ней лежит ваша радость. А для того, чтобы улыбка и радость никогда не покидали вас, крепко, крепко соедините руки в аплодисменты. Поаплодируйте друг другу. Помните, что улыбка – это первый шаг, чтобы сделать человека счастливым. Так давайте всегда улыбаться родным, близким, друзьям, знакомым. И пусть хорошее настроение никогда не покидает вас.
Упражнение «Спешите делать добрые дела»
Психолог. Ребята, многое в жизни зависит от того, насколько человек общительный, жизнерадостный и милосердный. Я предлагаю вам принять участие в упражнении «Спешите делать добрые дела». Я уверена, что каждый из вас когда-то получал радость от своих добрых дел или добрых поступков для людей. У меня в руках макет сердца. Его, мы будем передавать по кругу и каждый из вас поочередно скажет, следующие слова «Я горжусь тем, что я…» и потом продолжите эту фразу, рассказав о своем добром деле или добром поступке по отношению к людям. После чего вы все подарим ему свои аплодисменты.
Психолог. Ребята, спасибо Вам за ваши добрые дела. А я обращаюсь к вам с замечательными словами:
Добро способно чудеса творить
Оно нас учит верить и любить
И без него нам просто не прожить
Давайте будем верить и мечтать
И только добрые поступки совершать.
Ребята, помните, что добру свойственно возвращаться, так как за добро мы платим добром.
Притча «Прошлое, настоящее, будущее»
Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека - его прошлое, настоящее и будущее.
Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Один из них сказал: «Мое прошлое делает человека тем, то, что он есть. Я умею то, чему научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я смотрю на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили, и я уже знаю, что вы привыкли соглашаться с чем-либо без возражений».
«А с этим невозможно согласиться, - сказал другой, - если бы ты был прав, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек». Человека делает его будущее. Не знаю, что я знаю и умею сейчас – я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Мое представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен не потому, что мы уже привыкли спорить друг с другом, а потому что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли.
- Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существует лишь в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспомните вы о прошлом или мечтаете, о будущем действуете вы только настоящим. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни – ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминание о прошлом счастье – грустны, ожидание будущего счастья – тревожно! А когда я вступаю в спор, я должен учитывать то соотношение сил и тот узор аргументов, которые сложились в настоящий момент. И мудрецы спорили, наслаждаясь неспешной беседой. И я не знал, кто из них победил в споре.
Психолог. Ребята, а как вы считаете? Что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее? Конечно же, все периоды жизни важны для человека. Но вы должны помнить, что человек живет настоящим, есть такие замечательные слова: «Здесь и сейчас».
Психолог. Ребята, каждый человек, который начинает строить свою жизнь, выделяет самое главное: это цель жизни, смысл жизни и ее ценности.
Я предлагаю вам принять участие в упражнении «Ценности жизни»
Упражнение «Ценности жизни»
Сейчас каждый из вас получит карточку со списком из 12 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей жизни. Прочитайте очень внимательно этот список. Ваша задача: определить для самих себя 5 основных ценностей жизни из 12. Самую значимую для вас ценность из этого списка обозначьте цифрой 1, которую вы можете написать карандашом сверху над этим понятием. Затем обозначьте наиболее важные для вас ценности цифрами 2, 3, 4, 5. А сейчас напишите, на этой карточке вашу фамилию, имя и сдайте мне вашу работу. Мы продолжим с вами работу по этому вопросу на индивидуальном занятии.
Упражнение «Мой герб»
Сейчас каждый из вас сделает для себя личный герб. Листы с основой герба лежат у вас на столах. Герб разделен на 2 части. Первая часть «Мои достижения». Здесь вы должны написать о своих, даже маленьких достижениях в учебе, труде, творчестве, спорте и т.д. Вторая часть – «Я хочу добиться». Здесь вы ставите перед собой цели. Каких же успехов вы хотите добиться в учебе, трудовых делах, в творчестве, спорте и в других интересующих вас направлениях.
Каждому из вас надо помнить, что герб, который вы изготовите сегодня, поможет вам стать более уверенными, вспомнив о своих достижениях и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть.
Психолог. Вот и подошло к концу наше занятие.
-Что вам понравилось больше всего?
- Давайте еще раз повторим, что же нужно делать, чтобы стать успешным?»
Ребята, пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Я желаем вам, чтобы ваши мечты сбылись, чтобы вы смогли добиваться поставленных целей, чтобы каждый из вас сделал все возможное, чтобы быть успешным и счастливым.
Кияйкина Наталья Федоровна