«Коррекция лексико-грамматического строя речи на тему «День Защитника Отечества»»
Логопедическое занятие, 5 «А» класс
Тема: «Коррекция лексико-грамматического строя речи
на тему «День Защитника Отечества»»
Цель: создание условий для формирования и развития лексико-грамматического строя речи, связной речи, обогащение и активизация словарного запаса; реализация игровых технологий, способствующих развитию коммуникативных способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
закреплять и обобщать знания обучающихся об армии и защитниках Отечества, закреплять практические навыки образования новых слов, порядкового счёта и согласования имен числительных и имен существительных, представления о слоговой структуре слова, употребления в речи простых и распространенных предложений с однородными членами предложения, совершенствовать навыки связного высказывания;
развивать и корригировать зрительное и слуховое внимание; развивать наглядно-образное мышление, восприятие, воображение, творческие способности, тактильно-кинетической чувствительности, представления о пространственных и временных представлениях; развивать артикуляционную и мелкую моторику, координацию речи с движением; формировать умение работать по словесной и письменной инструкции логопеда; расширять представления об окружающем мире и способствовать обогащению пассивного и активного словаря;
формировать патриотическое сознание, чувство любви к Родине, воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: плакаты-открытки, индивидуальное зеркало, карточки с артикуляционной гимнастикой, музыкальные и звуковые файлы, предметные картинки, мяч, кинетический песок, песочница, рабочие листы, карточки-слоги, схема предложения, цветные карандаши, значки для рефлексии.
Тип занятия: закрепление знаний.
По форме организации: комбинированное.
Форма работы: фронтальное.
Ход занятия | ||||||
1.Оргмомент. Этап мотивации учебной деятельности -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня 21 февраля, среда. Начинаем наше логопедическое занятие. Звучит фрагмент песни «Идет солдат по городу» | ||||||
2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему Введение в тему занятия - Ребята, о ком так весело пели ребята? - Верно, о солдате. А кто такой солдат? - Защитник Отечества, верно. Мы с вами живём в стране, которая называется….. (Россия). Россия - это наше Отечество, наша Родина. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат люди, которых называют защитниками Отечества. Это мужественные и отважные люди. В мирное время они проводят учебные сражения, изучают военную технику. А во время войны военные рискуют жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на земле. Для того, чтобы мы могли спокойно жить, заниматься любимым делом, учиться и просто расти. Скоро наступит праздник нашей армии….(День защитника Отечества). Он отмечается…. (23 февраля). (на доску вывешивается плакат-открытка) - Ребята, в армии служат солдаты, моряки, лётчики, пограничники, десантники. Чтобы выполнить очередное задание, военные иногда становятся парашютистами и спрыгивают с самолета, чтобы выполнить военное задание. Артикуляционная гимнастика «Воздушный десант» - Сядьте ровно, расправьте плечи. Возьмите в руки зеркала. Смотрим на себя в зеркало и выполняем следующие упражнения по 3 раза: Парашютисты летят на самолете «Самолет» (губы вытягиваем вперед, произносим звук «ууу-уууу-уууу» с увеличением и уменьшением громкости) Парашютисты прыгнули, и парашюты качаются в воздухе от ветра «Ветерок» (вытягиваем губы и дуем, щеки стараемся не надувать) Парашютисты приземляются на землю «Рупор» (вытягиваем губы вперед и произносим звук «шшшш-шшшш-шшшш» Парашютистам объявлен сбор, и начинаются учебные стрельбы «Автомат» (широко открываем рот, кончиком языка стучим по бугоркам альвеол за верхними зубами, произносим звук «ттт-тттт-ттт» Парашютисты закончили стрельбы и радуются, что выполнили свое задание «Улыбка» (широко улыбаемся, показывая сомкнутые зубы, удерживаем губы в таком положении 3-5 сек.) - Молодцы, ребята! | ||||||
3. Работа по теме. Развитие лексико-грамматических категорий Развитие слухового внимания. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Упражнение «Назови звук» - Для защиты Родины военные используют большое количество военной техники. Давайте послушаем звуки и попробуем угадать, что это звучит. Но будьте внимательны, вы услышите звуки не только военной техники. (Дети по звукам отгадывают звуки: название техники (танк, корабль, подводная лодка, вертолет, самолет, корабль, военные грузовые машины, марш солдат, песни и пр. При возникновении затруднений отгадывание сопровождается демонстрацией картинок) - Какие это звуки? (речевые и неречевые) Отработка слухового внимания и навыков звукопроизношения. Упражнение «Чистоговорки» - Для того чтобы мы произносили звуки правильно, выполним упражнение «Чистоговорки». Я проговариваю фразу, а вы ее повторяете, четко произнося звуки: Лёт-лёт – в небе самолёт Лот-лот – самолёт ведёт пилот Лот-лот – смелый пилот Лёты-лёты-лёты – летят боевые самолёты Ос-ос-ос – вот матрос Оса-оса-оса – бескозырка у матроса Осы-осы-осы – на палубе матросы Ли-ли-ли – военные корабли Одка-одка-одка – плывёт подводная лодка - Ребята, послушайте предложения и закончите его нужным словом (если дети затрудняются, логопед называет нужное слово и просит его повторить. Используются демонстрация картинки на доске для каждого вида войск) В небе нашу родину охраняют … (ЛЕТЧИКИ). На подводных лодках служат … (ПОДВОДНИКИ). В море несут службу … (МОРЯКИ). На границе охраняют Родину … (ПОГРАНИЧНИКИ). В десанте служат … (ДЕСАНТНИКИ). В танковых войсках служат … (ТАНКИСТЫ). Игра с мячом «Сосчитай технику» - Ребята, наша армия славится своей военной техникой. Давайте сосчитаем ту технику, которая вам пригодится для несения службы. Для этой игры нам ужен будет мяч. Перебрасываем друг другу мяч и считаем до 5: «Один танк, два танка, три танка, четыре танка, пять танков. Одна пушка, две пушки, три пушки, четыре пушки, пять пушек. И т.д.» | ||||||
| ||||||
4. Физкультминутка. Встали ровненько, ребята! Зашагали как солдаты. Влево, вправо наклонись, На носочках подтянись. Раз-рывок, два-рывок, отдохнул ли ты, дружок? Помаши руками дружно и садись - работать нужно! | ||||||
5. Работа по теме. Закрепление и повторение знания в устной и письменной речи Игра «Раскопки на военном поле» - Война – это очень страшное время. Ее отголоски еще слышны во многих лесах и на полях сражений. Благодаря поисковым операциям найдены и разминированы различные боеприпасы. Наткнуться на следы войны можно, просто прогуливаясь по местам боевых действий. Давайте мы с вами представим себя на месте исторических военных раскопок и посмотрим, что можно обнаружить на полях сражений (картинки зарыты в кинетическом песке: автомат, пулемет, пуля, мина, граната, каска, орден, медаль) Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
Корректурные пробы «Пограничник» Детям раздаются рабочие листы с корректурными пробами. Зачитывается стихотворение. Проговариваются названия предметов- атрибутов службы пограничников. В соответствующие графы вносятся первые буквы названий предметов. Игра «Телеграф» - Ребята, составьте слово из слогов и прочитайте его («пог-ра-нич-ник») (слово «собирается» на доске) - Сколько слогов в слове? Сколько гласных в слове ? (4) - Назовите ударный слог. Отметьте ударение в слове. - Ребята, составьте предложение с этим словом, используя предложенные слова: «Пограничник», «служит», «на» , «заставе» - Сколько слов в этом предложении? (4) Дети составляют предложение, перемещая карточки на доске. - Запишем это предложение в рабочий лист. С какой буквы запишем первое слово? - Какой знак препинания поставим в конце предложения? (запись предложения в рабочий лист) - Назовите первое слово, второе, третье, четвертое? Составим схему предложения. \ ______ _______ ___ _______ . - Запишем схему под предложением. Самостоятельная работа. Упражнение «Четвертый лишний» Каждому ребенку предлагается определить «лишний» предмет и отметить его. Игра «Расскажи по цепочке» Дети по цепочке повторяют предложение, предложенное логопедом, добавляя еще одно прилагательное, повторяя предыдущие. - Ребята, повторите предложение: «В армии служат солдаты». А теперь каждый из вас должен добавить по одному слову – признаку к слову «солдаты». - В армии служат …. (какие?) смелые солдаты. - В армии служат …(какие?) смелые, ловкие солдаты. Словарь: добрые, умные, веселые, молодые, сильные, отважные. | ||||||
| ||||||
6. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности - Ребята, о ком мы говорили сегодня на занятии? - Какие они – защитники Отечества ? (ловкие, храбрые, выносливые, терпеливые…). - Когда мы отмечаем праздник День Защитников Отечества? - Как нужно относиться всем людям к защитникам Отечества? Подрасту и вслед за братом тоже буду я солдатом, Буду помогать ему охранять свою …(страну). Любой профессии военной учиться надо непременно, Чтоб быть опорой для страны, чтоб в мире не было … (войны). - Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу. Покажите свое настроение с помощью звездочек. Если у вас хорошее настроение - возьмите красную звездочку, если нет - желтую. Я рада, что у вас хорошее настроение. До свидания! |