«Коррекция лексико-грамматического строя речи на тему «День Защитника Отечества»»

1
0
Материал опубликован 15 December в группе

Логопедическое занятие, 5 «А» класс

Тема: «Коррекция лексико-грамматического строя речи

на тему «День Защитника Отечества»»


Цель: создание условий для формирования и развития лексико-грамматического строя речи, связной речи, обогащение и активизация словарного запаса; реализация игровых технологий, способствующих развитию коммуникативных способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


Задачи:

закреплять и обобщать знания обучающихся об армии и защитниках Отечества, закреплять практические навыки образования новых слов, порядкового счёта и согласования имен числительных и имен существительных, представления о слоговой структуре слова, употребления в речи простых и распространенных предложений с однородными членами предложения, совершенствовать навыки связного высказывания;

развивать и корригировать зрительное и слуховое внимание; развивать наглядно-образное мышление, восприятие, воображение, творческие способности, тактильно-кинетической чувствительности, представления о пространственных и временных представлениях; развивать артикуляционную и мелкую моторику, координацию речи с движением; формировать умение работать по словесной и письменной инструкции логопеда; расширять представления об окружающем мире и способствовать обогащению пассивного и активного словаря;

формировать патриотическое сознание, чувство любви к Родине, воспитывать интерес к родному языку.


Оборудование: плакаты-открытки, индивидуальное зеркало, карточки с артикуляционной гимнастикой, музыкальные и звуковые файлы, предметные картинки, мяч, кинетический песок, песочница, рабочие листы, карточки-слоги, схема предложения, цветные карандаши, значки для рефлексии.


Тип занятия: закрепление знаний.

По форме организации: комбинированное.

Форма работы: фронтальное.


Ход занятия

1.Оргмомент. Этап мотивации учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня 21 февраля, среда. Начинаем наше логопедическое занятие.

Звучит фрагмент песни «Идет солдат по городу»

2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему

Введение в тему занятия

- Ребята, о ком так весело пели ребята?

- Верно, о солдате. А кто такой солдат?

- Защитник Отечества, верно. Мы с вами живём в стране, которая называется….. (Россия). Россия - это наше Отечество, наша Родина. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат люди, которых называют защитниками Отечества. Это мужественные и отважные люди. В мирное время они проводят учебные сражения, изучают военную технику. А во время войны военные рискуют жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на земле. Для того, чтобы мы могли спокойно жить, заниматься любимым делом, учиться и просто расти. Скоро наступит праздник нашей армии….(День защитника Отечества). Он отмечается…. (23 февраля).

(на доску вывешивается плакат-открытка)

- Ребята, в армии служат солдаты, моряки, лётчики, пограничники, десантники. Чтобы выполнить очередное задание, военные иногда становятся парашютистами и спрыгивают с самолета, чтобы выполнить военное задание.


Артикуляционная гимнастика «Воздушный десант»

- Сядьте ровно, расправьте плечи. Возьмите в руки зеркала. Смотрим на себя в зеркало и выполняем следующие упражнения по 3 раза:

Парашютисты летят на самолете

«Самолет» (губы вытягиваем вперед, произносим звук «ууу-уууу-уууу» с увеличением и уменьшением громкости)

Парашютисты прыгнули, и парашюты качаются в воздухе от ветра

«Ветерок» (вытягиваем губы и дуем, щеки стараемся не надувать)

Парашютисты приземляются на землю

«Рупор» (вытягиваем губы вперед и произносим звук «шшшш-шшшш-шшшш»

Парашютистам объявлен сбор, и начинаются учебные стрельбы

«Автомат» (широко открываем рот, кончиком языка стучим по бугоркам альвеол за верхними зубами, произносим звук «ттт-тттт-ттт»

Парашютисты закончили стрельбы и радуются, что выполнили свое задание

«Улыбка» (широко улыбаемся, показывая сомкнутые зубы, удерживаем губы в таком положении 3-5 сек.)

- Молодцы, ребята!

3. Работа по теме. Развитие лексико-грамматических категорий

Развитие слухового внимания. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Упражнение «Назови звук»

- Для защиты Родины военные используют большое количество военной техники. Давайте послушаем звуки и попробуем угадать, что это звучит. Но будьте внимательны, вы услышите звуки не только военной техники.

(Дети по звукам отгадывают звуки: название техники (танк, корабль, подводная лодка, вертолет, самолет, корабль, военные грузовые машины, марш солдат, песни и пр. При возникновении затруднений отгадывание сопровождается демонстрацией картинок)

- Какие это звуки? (речевые и неречевые)

Отработка слухового внимания и навыков звукопроизношения. Упражнение «Чистоговорки»

- Для того чтобы мы произносили звуки правильно, выполним упражнение «Чистоговорки». Я проговариваю фразу, а вы ее повторяете, четко произнося звуки:

Лёт-лёт – в небе самолёт

Лот-лот – самолёт ведёт пилот

Лот-лот – смелый пилот

Лёты-лёты-лёты – летят боевые самолёты

Ос-ос-ос – вот матрос

Оса-оса-оса – бескозырка у матроса

Осы-осы-осы – на палубе матросы

Ли-ли-ли – военные корабли

Одка-одка-одка – плывёт подводная лодка

- Ребята, послушайте предложения и закончите его нужным словом (если дети затрудняются, логопед называет нужное слово и просит его повторить. Используются демонстрация картинки на доске для каждого вида войск)

В небе нашу родину охраняют … (ЛЕТЧИКИ).

На подводных лодках служат … (ПОДВОДНИКИ).

В море несут службу … (МОРЯКИ).

На границе охраняют Родину … (ПОГРАНИЧНИКИ).

В десанте служат … (ДЕСАНТНИКИ).

В танковых войсках служат … (ТАНКИСТЫ).

Игра с мячом «Сосчитай технику»

- Ребята, наша армия славится своей военной техникой. Давайте сосчитаем ту технику, которая вам пригодится для несения службы. Для этой игры нам ужен будет мяч. Перебрасываем друг другу мяч и считаем до 5: «Один танк, два танка, три танка, четыре танка, пять танков. Одна пушка, две пушки, три пушки, четыре пушки, пять пушек. И т.д.»


4. Физкультминутка.

Встали ровненько, ребята!

Зашагали как солдаты.

Влево, вправо наклонись,

На носочках подтянись.

Раз-рывок, два-рывок, отдохнул ли ты, дружок?

Помаши руками дружно и садись - работать нужно!

5. Работа по теме. Закрепление и повторение знания в устной и письменной речи

Игра «Раскопки на военном поле»

- Война – это очень страшное время. Ее отголоски еще слышны во многих лесах и на полях сражений. Благодаря поисковым операциям найдены и разминированы различные боеприпасы. Наткнуться на следы войны можно, просто прогуливаясь по местам боевых действий. Давайте мы с вами представим себя на месте исторических военных раскопок и посмотрим, что можно обнаружить на полях сражений (картинки зарыты в кинетическом песке: автомат, пулемет, пуля, мина, граната, каска, орден, медаль)

Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

бодрым шагом мы идем

(пальцы бодро «маршируют» по столу)


В нашу армию, ребята,

просто так не попадем,

(пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево - вправо)

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми!

(ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются)

Корректурные пробы «Пограничник»

Детям раздаются рабочие листы с корректурными пробами. Зачитывается стихотворение. Проговариваются названия предметов- атрибутов службы пограничников. В соответствующие графы вносятся первые буквы названий предметов.

Игра «Телеграф»

- Ребята, составьте слово из слогов и прочитайте его («пог-ра-нич-ник») (слово «собирается» на доске)

- Сколько слогов в слове? Сколько гласных в слове ? (4)

- Назовите ударный слог. Отметьте ударение в слове.

- Ребята, составьте предложение с этим словом, используя предложенные слова:

«Пограничник», «служит», «на» , «заставе»

- Сколько слов в этом предложении? (4)

Дети составляют предложение, перемещая карточки на доске.

- Запишем это предложение в рабочий лист. С какой буквы запишем первое слово?

- Какой знак препинания поставим в конце предложения?

(запись предложения в рабочий лист)

- Назовите первое слово, второе, третье, четвертое? Составим схему предложения.

\ ______ _______ ­ ___ _______ .

- Запишем схему под предложением.

Самостоятельная работа. Упражнение «Четвертый лишний»

Каждому ребенку предлагается определить «лишний» предмет и отметить его.

Игра «Расскажи по цепочке»

Дети по цепочке повторяют предложение, предложенное логопедом, добавляя еще одно прилагательное, повторяя предыдущие.

- Ребята, повторите предложение: «В армии служат солдаты». А теперь каждый из вас должен добавить по одному слову – признаку к слову «солдаты».

- В армии служат …. (какие?) смелые солдаты.

- В армии служат …(какие?) смелые, ловкие солдаты.

Словарь: добрые, умные, веселые, молодые, сильные, отважные.


6. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, о ком мы говорили сегодня на занятии?

- Какие они – защитники Отечества ? (ловкие, храбрые, выносливые, терпеливые…).

- Когда мы отмечаем праздник День Защитников Отечества?

- Как нужно относиться всем людям к защитникам Отечества?

Подрасту и вслед за братом тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему охранять свою …(страну).

Любой профессии военной учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны, чтоб в мире не было … (войны). ​​​​​​​

- Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу. Покажите свое настроение с помощью звездочек. Если у вас хорошее настроение - возьмите красную звездочку, если нет - желтую. Я рада, что у вас хорошее настроение. До свидания!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.