12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карпова Ксения Андреевна195
Чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться.
Россия, Ивановская обл., Кинешма


Детство это самый благоприятный период для развития у детей музыкальных способностей. Эмоциональная отзывчивость, музыкальный вкус создает в детском возрасте фундамент культуры человека.

В настоящее время увеличивается рост детей дошкольного возраста имеющих низкий уровень интеллектуального, физического и задержку психического развития, нарушения в речевых и познавательных процессах, двигательных функциях. Такие дети относятся к особой категории. Данная проблема волнует многих педагогов, психологов и других специалистов. Я, как музыкальный руководитель предлагаю обратить внимание на нетрадиционный метод, который еще мало изучен, но эффективен в коррекции психологических и эмоциональных отклонений. Данный метод называется музыкотерапия.

Польза музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ в том, что она помогает укрепить взаимопонимание и доверие между участниками процесса, ускоряет терапию внутренних переживаний.

Музыкотерапия способна вызывать положительные эмоции у «особого» ребенка, которые оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональные и психосоматические процессы.

В коррекционной работе использование музыкотерапии, как средства воспитания личности ребенка возможно с точки зрения современной специальной педагогики и психологии.

Чтобы достичь результатов музыкотерапии, необходимо равномерно распределять психофизическую нагрузку.

Эффективное коррекционно – развивающее воздействие оказывают методики М. Монтессори и К. Орфа. В методике М. Монтессори большое значение имеет индивидуализация учебно – воспитательной деятельности и заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому». Методика К. Орфа построена на развитии творческих навыков и способностей детей и его девиз: «Учимся, делая и творя». Система К. Орфа включает в себя следующие элементы: музыкально – двигательные упражнения, речевые упражнения, игры с инструментами К. Орфа, поэтическое музицирование, элементарный музыкальный театр.

Работая с детьми с ОВЗ, необходимо иметь определенные навыки:

- достичь положительной динамики у ребенка поможет создание атмосферы психологического комфорта (мимика, улыбка, взгляд, ласковая выразительная речь, жесты, положительный эмоциональный настрой);

Чтобы музыка имела глубокое влияние на организм, ребенку необходимо самому активно действовать ( играть на музыкальных инструментах, петь, музыку воплощать в движениях).

Музыкотерапия не делает акцент на овладении определенными навыками и умениями музыкальной деятельности. Цели и содержание музыкотерапии формулируются исходя из умственных, психических и физических возможностей детей.

Поэтому основные элементы музыкотерапии направлены на значимые для развития ребенка проблемы, связанные со здоровьем.

Различают рецептивную (пассивную), активную и интегративную формы музыкотерапии.

При рецептивной (пассивной) форме музыкотерапии ребенок не принимает активного участия, он является слушателем успокаивающей, стимулирующей и стабилизирующей музыки, направленной на положительное эмоциональное состояние ребенка.

Активные формы музыкотерапии направлены на активную работу с музыкальным материалом, двигательные импровизации соответствующие музыке. Выполнение психогимнастических этюдов под правильно подобранную музыку повышает иммунитет детей, снимает мышечную и головную боль, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает спокойное дыхание.

Интегративная музыкотерапии имеет возможность задействовать другие виды искусства: создание рисунков под музыку, пластическая драматизация, музыкально – подвижные игры и другие творческие формы.

Современные знания, наложенные на древнейшие сведения, показывают, что звуки музыкальных инструментов влияют на организм человека по-разному.

Слушание музыки

Бодрым и активным ребенок становиться мгновенно при слушании духовых инструментов. Их звучание влияют на его эмоциональную сферу и способно пробудить ото сна. Уверенность в будущем, взбодрить физически и придать ребенку силы способно звучание ударных инструментов.

Слушая клавишные инструменты, в особенности фортепиано, повышается интеллектуальный уровень развития ребенка. Звучание рояля издавна называют музыкой математической, а исполнителей принято относить к элите, пианисты обладают очень хорошей памятью и четким мышлением.

На сердце воздействуют струнные инструменты. Гитары, скрипки и виолончели развивают чувство сострадания.

Оказывать влияние на весь организм, но в особенности на горло способна вокальная музыка. «Чарующий голос» актуален в настоящее время и умение произносить выразительно слова стало искусством создания имиджа, подчинения своей воли людей, что очень важно для политики, должностных лиц и любого человека, которому необходима коммуникабельность.

Реагирует на музыку и температура тела. Мягкая музыка может «охладить» нас, в то время как сильно ритмичная, громкая музыка повышает температуру тела на несколько градусов и способно в холод нас согреть.

Дома и в детском саду музыка в течение дня для детей просто необходима. Конечно, это не значит, что звучание должно быть громким и непрерывным, музыка должна дозировано прослушиваться детьми, все это зависит от вида деятельности, времени суток и даже настроения:

- утром желательно слушать добрые песни, классическую, мажорную, солнечную музыку;

- для снятия физического, эмоционального напряжения, расслабления, погружения в дневной сон, необходимо, прослушивать мелодичную современную или классическую релаксирующую музыку, звуки природы. На подсознательном уровне, дети расслабляются и успокаиваются:

- пробуждаясь после сна, детям поможет нежная, тихая, радостная и легкая музыка. Так дети спокойнее и легче переходят из состояния покоя к деятельности активной.

К музыкально – двигательным упражнениям относятся изобразительные движения и жесты. Благодаря игровым упражнениям, дети усваивают язык жестов: радость, испуг, ласку, просьбу, злость, согласие и другие.

Основным приемом музыкально – двигательного этюда является мини– спектакль, который развивает воображение и музыкальность детей, способствует раскрепощению и коррекции личности ребенка.

Пение и здоровье. Ничто не может сравниться с богатством тембра голосового аппарата. Это самый «говорящий» музыкальный инструмент. Систематические занятия пением благотворно влияют на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их и функции дыхательного аппарата. Пение, как самовыражение очень хорошо влияет на психоэмоциональное состояние человека, оно помогает облегчить общение, расслабиться, избавиться от стрессов, что необходимо для детей с ОВЗ.

Таким образом, использование музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ улучшает концентрацию и продолжительность внимания, хорошо усваивается детьми, плохо переносящими нагрузку непродолжительное музицирование. Скованные и замкнутые дети становятся более коммуникабельными, развивают навык взаимодействия с другими людьми. Успокаивающее воздействие оказывает музыка на гиперактивных детей, также улучшается речевая функция. Дети с отставание в развитии начинают обучаться элементарному музицированию, игре на простых музыкальных инструментах, пению. Системный подход организации музыкотерапии способен привести к положительному результату, что позволяет эффективно реализовывать коррекцию нарушений развития детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 1993.

Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск. – 1999

Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.сост. О. Н. Арсеньевская.- Волгоград: Учитель,2011.-204с.

Токарев А. А. Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ [Текст] / А. А. Токарев, Т. Р. Секачева // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 433-436.

Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. – СПб.: «Респекс»,2000. – 224 с..



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.