Статья «Коррекция сенсомоторных нарушений детей дошкольного возраста с ДЦП»

2
1
Материал опубликован 16 November 2019

Коррекция сенсомоторных нарушений детей дошкольного возраста с ДЦП

Л.М. Бурханова

Учитель-логопед муниципального бюджетного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада

17 "Журавушка" городаТихорецка муниципального образования Тихорецкий район

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). В статье представлены формы и методы развития сенсомоторной сферы дошкольника с ДЦП. Особое внимание уделяется соблюдению условий осуществления работы по развитию моторики.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, сенсомоторное развитие, методы, коррекция, дошкольное учреждение.


В настоящее время наблюдается увеличение процента детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Статистические данные (6-8 случаев на 1000 родов) говорят о том, что детский церебральный паралич занимает одно из первых мест в списке заболеваний нервной системы.

Детский церебральный паралич является настолько разнообразной патологией, что можно услышать полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с данным заболеванием и о возможностях организации специальной помощи им силами образовательных учреждений.

Увидев ребенка с легкой степенью заболевания, возникает впечатление, что он не нуждается в особенном воспитании и обучении. При взгляде на ребенка с тяжелой степенью заболевания , может возникнуть мысль о том, что обучать таких детей бесполезно. Однако специалисты знают, насколько важно для этих детей своевременное оказание специальной педагогической помощи.

Изучением особенностей работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте занимались Е.М.Мастюкова, И.И. Мамайчук, Шипицина Л.М, И.А. Смирнова, Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко, Калижнюк Е.И., Е.М. Данилова. В их трудах подчеркивается, что условия образовательной среды, созданные в дошкольном учреждении, оказывают влияние на физическое, психологическое состояние дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), их успешность в дальнейшем обучении.

При грамотном подходе к воспитанию и обучению, дети с ДЦП имеют возможность развиваться без отклонений.

Личностное развитие успешнее всего осуществляется в детском коллективе смешанного типа, при наличии возможности контакта и с нормально развивающимися детьми, и с детьми, которые имеют подобные либо иные особенности в развитии. При наличии контактов с нормально развивающимися детьми у ребенка появляется возможность успешной адаптации в обществе, контакты с другими детьми, имеющими проблемы в развитии, способствуют недопущению формирования чувства неполноценности или собственной исключительности .

Недостаточное количество детских садов компенсирующего вида для развития детей с ДЦП, новые требования ФГОС ДО- делают актуальными поиск и разработку технологий работы с детьми с ДЦП.

Научные данные свидетельствуют, что первичными расстройствами в случае ДЦП являются моторные, а сенсорные - вторичными е, т.к. они тесно связаны с моторикой. Известно, что при данной патологии уже на первом году жизни наблюдается задержка развития восприятия, что приводит к отставанию в развитии вербального интеллекта. Следовательно, детский церебральный паралич может являться причиной общего психического недоразвития. И чем сильнее выражены двигательные нарушения у ребенка, тем более глубоким будет психическое недоразвитие.

Работа , направленная на сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста была актуальна всегда, а для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата такая работа особенно важна.

  Программа развития сенсомоторной сферы включает:

- развитие зрительного восприятия цветов;

- развитие зрительного и осязательного восприятия форм;

- развитие зрительного и осязательного восприятия величин;

- развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов;

- развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений;

- развитие слухового восприятия неречевых звуков;

- развитие темпо-ритмического чувства.

Используются индивидуальная и подгрупповая формы работы, игры-драматизации.

При проведении занятий обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Такими особенностями могут быть: тяжёлые двигательные нарушения в сочетании с дизартрией и сенсорными расстройствами, изменения в поведении ребёнка и его физическом состоянии. Поэтому, занимаясь с ребёнком, необходимо учитывать реакции и чувствительность к разнообразным сенсорным стимулам, что подразумевает индивидуальный подход.

Для полноценного решения поставленных задач совместная деятельность специалиста с ребенком включает в себя игровые приёмы развития сенсомоторной сферы.

Игровые пособия при работе с детьми с диагнозом ДЦП играют немаловажную роль.Подбирая развивающие игровые пособия для детей, важно обратить внимание чтобы:

- игрушки были крупными;

- задействовали все органы чувств ребенка – были яркими, имели звуковые эффекты и негладкую фактуру или массажную поверхность;

- стимулировали работу одновременно двумя руками.

Формированию у ребенка представлений о цвете, форме и величине способствует использование разноцветных кубиков, разноцветных палочек, наборов специальных вкладышей. Так, приведем пример использования наборов кубиков разного цвета. Можно предложить построить дом вместе. Педагог начинает строить и комментирует свои действия: «Давай построим первый этаж мы построим из синих кубиков». Затем следует попросить ребенка найти кубики нужного цвета и выложить этаж. Обязательно нужно вместе с ребёнком подвести итог их совместной работы. Следует сказать ребенку: «Посмотри, мы построили этаж из кубиков синего цвета». Аналогично, строим все этажи, подводя итоги по завершении строительства каждого.

Пространственные представления можно развивать, используя оборудование, которое всегда имеется у нас под рукой. Так, в начале выполняются действия с мячиком. Педагог при этом должен каждый раз называть свои действия: «Бросаем мячик вверх, бросаем мячик вниз». Ребенок наблюдает и повторяет эти действия. Далее ребенок уже сам выполняет упражнения, следуя устной инструкции педагога. Кроме данного упражнения, можно использовать «строительный материал», который имеется в нашем распоряжении. Таким строительным материалом может быть ЛЕГО-конструктор, наборы кубиков, палочки. Можно построить с ребенком стол из кубиков, скамейку из кирпичиков.

Осуществление работы по развитию мелкой моторики требует обязательного соблюдения ряда условий:

-учет состояния моторики рук конкретного ребенка, потому что у всех разная степень выраженности двигательного дефекта;

-обеспечение тесного контакта педагога и ребенка, что позволит руководить деятельностью, поддерживать активность, менять характер оказываемой помощи;

-подбор простого, доступного материала для занятий, исходя из реального психического и моторного развития ребенка на данное время;

-проведение пальчиковых игр ежедневно;

-развитие моторики как поврежденной, так и сохранной руки;

-соблюдение охранительного режима, контроль позы ребенка, свободного дыхания;

- применение специальных приспособлений для фиксации конечностей и головы;

- учет желания ребенка играть;

-прекращение занятия при первых проявлениях усталости.

Для развития мелкой моторики рук у детей с диагнозом ДЦП очень продуктивно используются рамки-вкладыши, которые изготовлены из экологически безопасного дерева, что является важным для детей, которые любят всё засовывать в рот. Такие вкладыши бывают в форме ягод, фруктов, геометрических фигур, животных. Размеры вкладышей могут быть разными: от самых мелких до самых крупных. Содержание игры заключается в необходимости найти нужный вкладыш и поставить его на нужное место. Очень хорошо для сенсомоторного развития детей использовать игрушки-шнуровки, бизиборды, игры моталочки, графомоторные трафареты.

Конструирование играет большую роль в развитии интеллектуальных способностей всех детей. Работа со строительным материалом способствует развитию креативных способностей, навыков конструктивной деятельности. Ребенок придумывает и строит из имеющегося материала различные конструкции.

Развитию сенсомоторных навыков детей способствует использование деревянного сенсорного домика, оборудованного приспособлениями для тактильного развития. Дети украшают занавески на окнах цветочками на липучках по своему желанию. «Сенсорный домик» позволяет соединить в комплексе дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание ребенка, развитие мелкой моторики рук и здоровьесберегающие технологии.

Очень важно для развития сенсомоторных способностей использовать «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» - это инсценирование рифмованных историй или сказок при помощи пальчиков.

Так, для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха возможно использование бубна, колокольчика, погремушек, детских музыкальных инструментов, металлофона, книжки с музыкальным сопровождением. Можно дать ребенку возможность послушать и запомнить звучание этих предметов. Ребенок внимательно слушает, различает звуки, самостоятельно озвучивает игрушки.

Огромное значение имеет заинтересованность педагога, которая проявляется в его участии и ободряющее поведение. Занятия должны приносить ребенку только позитивные эмоции. И указания взрослого должны быть понятными, спокойными, доброжелательными, очень точными. Нужно стараться, чтобы деятельность ребенка была успешной. Успешная деятельность будет подкреплять интерес ребенка к занятиям и играм.

Основным видом занятий с детьми в формировании зрительно-моторной координации является эмоционально окрашенная игра. Сначала ребенок занимает пассивную позицию, а на следующих этапах он все более активно участвует в этом. Со временем дети с удовольствием включаются в процесс, позволяющий им все полноценнее ощутить проявления окружающего мира, сформировать сенсорные эталоны, научиться саморегуляции, планировать свои действия.

Целенаправленная и систематичная работа по развитию сенсомоторной сферы способствует коррекции речевой деятельности, а так же развитию интеллектуальных способностей и подготовки детей к школьному обучению. Если правильно организовать работу, то к концу дошкольного периода значительная часть детей будут обладать необходимой готовностью для успешного усвоения школьной программы.

Каждый человек должен жить среди людей. Ребенок с ДЦП -маленький человек, для которого особенно важно общество людей. Дети с особыми образовательными потребностями должны найти свое место в нашем обществе и занять в нем достойное положение.


Литература

1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей снарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., Академия, 2001. -192с. 2. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Просвещение. Санкт – Петербург,2003.-160 с. 3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. М.: Книголюб, 2008. -176 с.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Любовь Михайловна, за качественный материал!

16 November 2019

Похожие публикации