12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Игнатькова Оксана Владимировна2292
Россия, Брянская обл., п. Суземка
1

Рабочая программа учителя-дефектолога «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

1. Целевой раздел программы

1.1 Пояснительная записка.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания рабочей программы оказания логопедической помощи, коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях МАДОУ «Детский сад №4 «Ручеёк»» п. Суземка.

Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности рассчитана на 1 учебный год и предназначена для детей 5(4,5) – 7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР, ОНР и др.

Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим

документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 5(4,5)-7 лет с различными речевыми патологиями (в основном ФФНР, ОНР, стёртая дизартрия.


1.2 Цель, задачи и принципы деятельности учителя-дефектолога по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Цель программы – создание условий для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития
фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический кружок.

В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:

выявить и своевременно предупредить речевые нарушения;

преодолеть недостатки в речевом развитии;

воспитывать артикуляционные навыки звукопроизношения и развивать

слуховое восприятие;

нормализовать звукопроизношение и слоговую структуру слова;

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать лексико-грамматические категории и связную речь (монологическую и диалогическую).

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития

детской речи в норме;

принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

принцип постепенности подачи учебного материала;
 принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех образовательных областях;

принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

принцип обеспечения активной языковой практики.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность —

основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и групповые) занятия, в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Таким образом, основной задачей рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.


1.3 Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной

деятельности учителя-логопеда

Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных на логопедический кружок.

Результаты освоения рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не
подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО,

являются общими для всего образовательного пространства Российской

Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и

желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы,

делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
 Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Результативность коррекционной дефектологической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевом профиле (речевых

картах детей), где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и

развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей, ежегодном отчете учителя-логопеда. Для диагностики используются методики логопедического обследования:

«Наглядный материал для обследования детей » Е.А.Стреблевой

«Альбом для логопеда» Иншаковой О.Б.;

«Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи» И.А.Смирновой

«Логопедический альбом для обследования звукопроизношения»

И.А.Смирновой

«Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения» И.А.Смирновой
 «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста» Крупенчук О.И.

Методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие»

основным планируемым результатом работы в этой области является

достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего

возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении

школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.







2. Содержательный раздел

2.1 Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Исходной методологической основой содержания коррекционной работы на логопедическом пункте ДОУ являются положения, разработанные в

отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б.

Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Рабочая программа учителя-логопеда на учебный год составлена на основе типовых базовых программ с учетом положений программы ДОУ и ФГОС ДО:
- программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева,

Г.В. Чиркина),

- программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития

речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова)

- программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе

детского сада для детей с ОНР (под ред. Н.В. Нищевой).

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.

В соответствии со спецификой работы учителя-длогопеда образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе

на первый план, так как овладение родным языком является одним из

основных элементов формирования личности.

Основными направлениями работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи (в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО)

являются:

1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;

3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;

4. Формирование грамматического строя речи:

А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

В) словообразование;

5. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.


Содержание и организация коррекционно-развивающей деятельности

Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их посещения занятий в МАДОУ «Детский сад №4 «Ручеёк»» п. Суземка,

правильным распределением нагрузки во время занятий, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

Содержание коррекционной работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на занятия с учителем-логопедом, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Форма организации обучения, индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с
детьми, имеющими нарушения речи. Организация деятельности учителя-логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой.

Дефектологическое обследование проводится в 1-2 неделю сентября и в течение года по мере поступления детей в МАДОУ «Детский сад №4 «Ручеёк»» п. Суземка. Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю, подгрупповые-1-2 раза в неделю, в зависимости от структуры нарушения.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным

воспитанником ДОУ, зачисленным на занятия включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 6 месяцев, ФФНР -

1 год, ОНР – 2-3 года. Выпуск детей может проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.






















2.2 Перспективный план работы с детьми 5-6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР


Направления работы

План работы учителя-логопеда

Развитие общих речевых

навыков

1. Выработка четкого, координированного движения

органов речевого аппарата.

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая

плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим

голосом.

Звукопроизношение

1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной

гимнастики).

2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких

согласных звуков.

3. Постановка и первоначальное закрепление и

неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой

слова

1. Работа над односложными словами со стечением согласных

в начале и в конце слова (стол, мост).

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных

(малина, василек).

Развитие языкового анализа,

синтеза, представлений

(фонематического, слогового,

анализа предложения

1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

3. Дифференциация речевых и неречевых звуков.
4. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.

5. Преобразование слогов за счет изменения одного звука

6. Выделение звука из ряда других звуков

7. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.

8. Выделение среднего звука в односложном слове.

9. Практическое усвоение понятий «Гласный — Согласный

звук».

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Зима», «Новогодний праздник».

Грамматический строй речи (по

лексическим темам периода

1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.

2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).
4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Согласование существительных с притяжательными место-

имениями мой, моя, мое, мои.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п.

7. Согласование числительных два и пять с существительными.

Развитие связной речи

1. Составление простых распространенных предложений.

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы

полным ответом.

3. Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель».

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).





2.5 Календарно-тематический план работы по формированию ЛГСР и связной речи у детей с ОНР


п/п

Месяц, неделя

Лексическая тема

Содержание

Примечание

Диагностика речевого развития детей (1 неделя)

1.

Сентябрь 2 неделя

Овощи. Труд людей в огородах и на полях.

Активация и актуализация словаря по теме: «Овощи». Представление детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности труда. Работа с картиной, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совершенствование грамматического строя речи. Пересказ с опорой на мнемотехническую таблицу. Развитие связной речи, фонематических представлений, памяти, мышления, зрительного внимания, общей моторики. Разучивание пальчиковой гимнастики «Корзина с овощами», Сюжетно – ролевой игры «Повара», обучение в игре образованию относительных прилагательных (морковный сок….)


2.

Сентябрь 3 неделя

Фрукты. Труд людей в садах.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме: «Фрукты». Труд взрослых в садах. Расширение экспрессивной речи словами – антонимами. Формирование целостного впечатления об изображённом на картине. Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине. Обучение рисованию с натуры. Разучивание упражнения «Садовник». Чтение и анализ сказки В. Сутеева «Мешок яблок», рассказа К. Ушинского «История одной яблоньки..», рассказа Л. Толстого «Старик сажал яблони…»


3.

Сентябрь 4 неделя

Осень. Периоды осени.

Систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Осень». Работа с картиной, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совершенствование грамматического строя речи, синтаксической стороны речи, певческих навыков. Развитие связной речи, фонетических представлений, дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года». Разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья». Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», рассказа С. Воронина «Моя берёза осенью».


4.

Октябрь 1 неделя

Деревья осенью.

Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, берёзка, осинка), сложными словами (листопад). Расширение представлений о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков слогового анализа слов и чтение предложений с пройденными буквами.


5.

Октябрь 2 неделя

Ягоды.

Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме: «Ягоды». Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукобуквенного и слогового анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игре. Развитие связной речи, речевого слуха, фонетических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Чтение рассказов В. Зотова «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква».


6.

Октябрь 3 неделя

Грибы.

Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме: «Грибы.». Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукобуквенного и слогового анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игре. Развитие связной речи, речевого слуха, фонетических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Разучивание упражнения «За грибами». Чтение рассказов В. Зотова «Белый гриб», «Волнушка», «Опёнок осенний», из книги «Лесная мозаика», чтение сказки В. Сутеева «Под грибом».


7.

Октябрь 4 неделя

Человек

Расширение, уточнение и активация словаря по теме: «Человек». Обобщение представлений о частях лица и тела. Научить по лицу определять его настроение. Совершенствовать знания о том какую функцию выполняет каждый орган. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового и слогового анализа слов. Выполнение упражнения «Помоги художнику».


8.

Ноябрь 1 неделя

Игрушки

Систематизация знаний по теме: «Игрушки». Совершенствование грамматического строя, синтаксической стороны речи. Расширение знаний о составных частях игрушки, материала, из которого она сделана. Игра «Найди отличия».


9.

Ноябрь 2 неделя

Посуда

Расширение знаний о предметном мире. Обобщение представлений о посуде, её деталях, материалах, из которых она сделана. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Посуда». Совершенствование навыка образования слов с суффиксами – иц-, -к-. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового и слогового анализа слов, составления и чтения слов с пройденными буквами. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности. Уточнение словаря по теме: «Посуда». Разучивание пальчиковой гимнастики «Машина каша» и загадок о посуде.


10.

Ноябрь 3 неделя

Продукты питания

Активизировать словарь по теме. Закрепление умения изменять существительные по падежам

Упражнение в употреблении слов - антонимов.

Практическое употребление в речи притяжательных местоимений. Закрепить согласование числительных с существительными. Образование относительных прилагательных. Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику


11.

Ноябрь 4 неделя

Одежда

Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об одежде материалах из которых они сделаны, о процессе производства. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Одежда». Совершенствование грамматического строя, синтаксической стороны речи, умения петь естественным голосом в доступном диапазоне. Чтение «Денискиных рассказов» В. драгунского, сказки братьев Гримм «Храбрый портной». Разучивание скороговорок и загадок об одежде.


12.

Декабрь 1 неделя

Обувь

Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об обуви, материалах из которых они сделаны, о процессе производства. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Обувь». Совершенствование грамматического строя, синтаксической стороны речи, умения петь естественным голосом в доступном диапазоне. Чтение «Денискиных рассказов» Разучивание скороговорок и загадок об обуви пальчиковой гимнастики «Ботинки».


13.

Декабрь 2 неделя

Головные уборы

Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, головных уборах, материалах из которых они сделаны, о процессе производства. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Головные уборы». Совершенствование грамматического строя, синтаксической стороны речи, умения петь естественным голосом в доступном диапазоне.


14.

Декабрь 3 неделя

Зима

Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима. Зимние забавы». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней. Совершенствование синтаксической стороны речи, навыка слогового анализа слов. Слушание звуков зимней природы.


15.

Декабрь 4 неделя

Зимующие птицы

Активизация и актуализация словаря по теме: «Зима. Зимующие птицы». Обогащение экспрессивной речи прилагательными, обозначающими моральные качества. Совершенствование грамматического строя речи, навыка пересказа, чтения. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Зимнее утро», разучивание музыкального подвижного упражнения «На лыжах» и подвижной игры «Снегири».


16.

Январь 2 неделя

Дикие животные

Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Домашние животные». Совершенствование навыка составления рассказа по картине. Формирование целостного представления об изображённом на картине. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности. Разучивание подвижной игры «Кони». Чтение рассказа «Кот – ворюга», сказки «Капризная кошка».


17.

Январь 3 неделя

Домашние птицы

Обобщение и систематизация знаний о домашних птицах, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Домашние птицы». Совершенствование навыка составления рассказа по картине. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности. Чтение сказок «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зёрнышко»


18.

Январь 4 неделя

Перелётные птицы

Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизация знаний о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме: «Перелётные птицы». Совершенствование навыка рассказывания по картине, формирование целостного представления об изображённом на ней. Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении. Совершенствование фонематических представлений. Просмотр слайдов с изображениями перелётных птиц, чтение рассказа В. Бианки «Птичий год-осень», сказки «Лягушка-путешественница», сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди», разучивание упражнения «Лебеди учатся летать».


19.

Февраль 1 неделя

Весна

Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Весна». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом в ней, навыка звукового анализа слов, навыка чтения, умение воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стремления перенимать цветовое богатство окружающего мира и стремления передавать его в рисовании. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация. Разучивание стихов Ф. Тютчева, И. Бунина, Е. Баратынского, А. Толстого. Разучивание пальчиковой гимнастики «Дрозд-дроздок».


20.

Февраль 2 неделя

Мебель

Расширение знаний о предметном мире. Обобщение и активизация словаря по теме: «Мебель» на основе обобщения знаний об окружающем. Совершенствование грамматического строя речи, навыка слогового анализа слова. Автоматизация в игровой деятельности правильного произношения и дифференциация сонорных звуков. Беседа о мебели, ёё деталях, из которых они сделаны. Составление сложноподчинённых предложений. Разучивание пальчиковой гимнастики «Наша квартира».


21.

Февраль 3 неделя

Транспорт

Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Транспорт». Закрепление понятия грузовой и пассажирский транспорт. Виды транспорта. Совершенствование грамматического строя речи. Обобщающая беседа о транспорте. Разучивание упражнения «На шоссе», загадок, скороговорок о транспорте.


22.

Февраль 4 неделя

Профессии

Уточнить и закрепить знания о профессиях. Расширить словарь по теме: «Профессии». Совершенствование грамматического строя речи, синтаксической стороны речи, навыков звукового и слогового анализа слов, составление и чтение слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков.


23.

Март 1 неделя

8 Марта. Женские профессии.

Активизация и актуализация словаря по теме:

«8 марта. Женские профессии». Пополнение экспрессивного словаря приставочными глаголами. Совершенствование грамматического строя речи, навыка звукового анализа слов, совершенствование навыка анализа предложений. Автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков с, сь, з, зь, ш, ж. Разучивание упражнения «Весна, весна красная» и стихотворения Г. Маура «Весна», Составление плана загадки-описания о первоцвете.


24.

Март 2 неделя

Инструменты

Закрепление и систематизация представлений об инструментах и орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью. Уточнение и активизация словаря по теме: «Орудия труда и инструменты». Совершенствование грамматического строя речи, синтаксической стороны речи, навыков звукового и слогового анализа слов, составление и чтение слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков. Заучивание загадок об орудиях труда и инструментах, скороговорок про краба, чтение стихотворения С. Маршака «Как рубанок сделал рубанок».


25.

Март 3 неделя

Зоопарк

Актуализация словаря по теме: «Зоопарк». Совершенствование грамматического строя речи. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Употребление сущ. в дательном, винительном, творительном падеже. Употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят- . Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, зрительного восприятия, мышления, памяти, внимания.


26.

Март 4 неделя

Рыбы

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Аквариумные и пресноводные рыбы». Совершенствование грамматического строя речи. Чтение «Морских сказок» С. Сахарнова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина. Разучивание стихов о морских животных, подвижной игры «Летучая рыба», скороговорки «В озере-карп, а в море-краб».


27.

Апрель 1неделя

Цветы

Активизация и актуализация словаря по теме: «Цветы». Обобщение представлений об изменениях, происходящих в живой природе весной. Развитие синтаксической стороны речи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных звуков ранее. Рассматривание предметных картинок и слайдов с изображениями насекомых. Разучивание стихотворения «На лужайке».


28.

Апрель 2 неделя

Лето

Уточнение и активизация словаря по теме «Лето». Совершенствование грамматического строя речи :образование относительных прилагательных, образование однокоренных слов к слову солнце. Согласование числительных с существительными и прилагательными. Обучение составлению рассказа по сюжетной картине. Совершенствование навыка составление предложений с союзами и предлогами.

Составление предложений и распространение их однородными определениями.


29.

Апрель 3 неделя

Насекомые

Активизация и актуализация словаря по теме: «Насекомые». Обобщение представлений об изменениях, происходящих в живой природе весной. Развитие синтаксической стороны речи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных звуков ранее. Рассматривание предметных картинок и слайдов с изображениями насекомых. Разучивание упражнений «Зарядка» и «Стрекоза», загадок о насекомых.


29.

Апрель 4 неделя

Школьные принадлежности

Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «школа. Школьные принадлежности». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, навыков составления и чтения слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности. Просмотр художественного фильма «Первоклассница». Разучивание пальчиковой гимнастики «Я выросла» и стихов В. Берестова о школьных принадлежностях.


30-33

Май 1-3 неделя

Повторение

Закрепить знания и умения по темам пройденным за уч. год.


34.

Май 4 неделя

Контрольная диагностика

Подведение итогов.




Всего 34 коррекционно-развивающих занятия по преодолению ОНР. Тематическое планирование составлено на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» Н.В.Нищевой, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей. Для работы используются «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Н.Э. Теремковой



















2.6 План индивидуальной работы по звукопроизношению


I.Подготовительный этап

Задачи:

Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной

работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) укреплять физическое здоровье воспитанников логопедического пункта ДОУ (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).

II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранять дефектное звукопроизношение;

б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1.Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

шипящий Ш

соноры Л, Ль

шипящий Ж
 соноры Р, Р'

шипящие Ч, Щ

Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок»,

«Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в

подгруппе:

а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3.Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по

автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в

подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4.Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в

отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки,

чистоговорки, стихотворения с данным словом.

5.Дифференциация звуков:

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;

Ж – З, Ж – Ш;

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

6.Автоматизация в спонтанной речи.

(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях,

труде и т. д.).



2. 7 Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы учителя-логопеда

Методы коррекционной работы учителя-логопеда:

1. Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность:

рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам

и картинам);

2. Словесные

-чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок,

чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

3. Практические

- дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

- хороводные игры и элементы логоритмики

Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются:

- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом,

музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

- культурная языковая среда (дома и в детском саду);

- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи,чтение художественной литературы);

- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);

- изобразительное искусство, музыка, театр;

- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.














3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-дефектолога

Оснащение кабинета учителя-логопеда

1. Настенное зеркало – 1шт;

2. Стол для детей – 1 шт;

3. Стулья детские – 5 шт;

4. Стол для логопеда – 1 шт;

5. Стулья для взрослых – 1 шт;

6. Мольберт - 1 шт;

7. Коробки и папки для пособий.

8. Комод детский для игрушек – 1 шт;

9. Шкаф для наглядности и пособий – 1 шт;


3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного процесса

В кабинете учителя-логопеда имеются следующие материалы:

ПОСОБИЯ для проведения обследования:

1. Обследование звукопроизношения;

2. Обследование понимания речи;

3. Обследование связной речи;

4. Обследование грамматического строя речи;

5. Обследование состояния словарного запаса;

6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа

и синтеза, фонематических представлений;

7. Обследование слоговой структуры слова;

8. Счетный материал для обследования;

9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 (и более) частей;

10. Картинки и тексты

Для формирования правильного звукопроизношения:

1. Артикуляционные упражнения (карточки);

2. Профили звуков;

3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях,

текстах;

4. Пособия для работы над речевым дыханием;

5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;

6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;

7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.


Для формирования фонематического восприятия, звукового

анализа:

1. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;

2. Предметные картинки на дифференциацию звуков;

3. Тексты на дифференциацию звуков;

4. Игры и пособия на дифференциацию звуков.

Для обучения элементам грамоте:

1. Настенный алфавит;

2. Бумажный алфавит;

3. Схемы для анализа предложений;

4. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;

5. Счетные палочки.


Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:

1. Предметные картинки

Ягоды;

Головные уборы;

Мебель;

Птицы;

Растения;

Обувь;

Продукты;

Грибы;

Одежда;

Посуда;

Игрушки;

Насекомые;
 Профессии;

Деревья;

Животные и их детеныши;

Инструменты;

Времена года;

Овощи

Фрукты

2. Предметные картинки на подбор антонимов;

3. Предметные картинки на подбор синонимов;

4. Многозначные слова;

5. Предметные картинки «один-много»;

6. Пособия на составление предложений с простыми и сложными

предлогами;

7. Пособия на согласование слов;

8. Деформированные тексты и др.

Для развития связной речи:

1. Серии сюжетных картинок;

2. Сюжетные картинки;

3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных

рассказов;

4. Алгоритмы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов


3.3. Особенности предметно-развивающей пространственной среды кабинета учителя-логопеда


Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и

соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его руководством.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному
благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Кабинет учителя-логопеда имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена книжными полками и содержит следующие разделы:

Материалы по обследованию речи детей;

Методическая литература по коррекции речи детей;

Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;

Учебно-методические планы и другая документация учителя-дефектолога;

Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в

коробках, папках и конвертах).

2. Информационная зона для родителей

Она расположена на планшетах (стендах): в коридоре, в кабинете дефектолога и систематически обновляется.

3. Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы
является наличие основной документации:

1. Журнал учета посещаемости занятий детьми.

2. Программы и/или планы дефектологической работы;

3. Отчетная документация по результатам дефектологической работы.

4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений.

5. Годовой план работы учителя-дефектолога.

6. Рабочая программа учителя-дефектолога.

7. Тетради (папки) для методических рекомендаций родителям по организации занятий с детьми в домашних условиях.

8. Циклограмма работы учителя-дефектолога.

9. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в кабинете учителя-дефектолога.







3.4 Список используемой литературы:

1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80

2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,

2008.

3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической

работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб.

методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

4. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего

недоразвития у дошкольников. – М., 1990.

5. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ –

М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и

организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых

нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. :

АРКТИ, 2003.

8. ПРОГРАММЫ: Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б.,

2008.

9. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической

группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим

недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; Издание третье, переработанное и

дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева Н.В., 2014г





Опубликовано в группе «Документация учителя-логопеда ДОУ в рамках введения ФГОС ДО»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.