Статья «Коррекция выразительности речи детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»

2
0
Материал опубликован 13 August 2020

«Коррекция выразительности речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»

(обобщение педагогического опыта)


Авторы: Бойко Наталия Анатольевна – воспитатель

Гайдаржи Светлана Петровна – воспитатель

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Белоснежка» муниципального образования город Ноябрьск

Город: Ноябрьск

Краткая аннотация

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовании. Одним из важнейших условий деятельности нашей группы является речевое развитие детей. Мы осознаем, что хотим видеть дошкольника развитым, творческим, коммуникабельным. Но как это сделать? В помощь педагогам предоставлен опыт работы воспитателей МБДОУ «Белоснежка» г. Ноябрьска, о том, как развивать выразительность речи дошкольников с помощью театрализованной деятельности.

«Коррекция выразительности речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»

«Чем выразительнее речь, тем больше

в ней выступает говорящий, его лицо, он сам».

С. Я. Рубинштейн

Мы работаем в коррекционной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для детей этой группы характерны нарушения в звуковой культуре речи, бедный, скудный словарный запас, нарушен грамматический строй речи, что напрямую приводит к недоразвитию связной, выразительной речи. А, как известно, связная, выразительная речь является основой коммуникативных способностей и общения детей, становления личностных качеств ребенка, а также является залогом успешного обучения в школе.

Мы заметили, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, мы вывели такое правило: «Если наша речь, речь педагогов, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, русских народных сказок, то мы решим сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»

И мы пришли к выводу, что решить проблемы речевого развития детей нашей группы, помогут нам литературные произведения: русские народные сказки, произведения русских писателей и поэтов, малые формы фольклора. Чтобы процесс развития речи проходил безболезненно, с интересом, решили организовать кружок «Театральный сундучок», который помогает нам с помощью театрализации литературных произведений решать проблемы в обогащении речи детей эпитетами, сравнениями, метафорами, в развитии выразительности речи.

Для развития речи детей нашей группы, мы создаем такие условия, в которых каждый ре­бенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем дет­стве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью ока­зываются замкнутыми, стеснительными, избегают пуб­личных выступлений, теряются в присутствии незна­комых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи мож­но воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь нам оказывают театрализо­ванные представления. Они всегда радуют наших детей и пользуются у них неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные воп­росы, заставляют их думать, анализировать, делать вы­воды и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собствен­ных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произ­носимые реплики ставят малыша перед необходимос­тью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучша­ется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодо­левать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Театрализованная деятельность в нашей группе мо­жет быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включается в раз­личные другие занятия (по развитию речи, изобразительной деятель­ности, музыкальной деятельности и др.), а также запланирована специально в не­дельном расписании. Все организованные формы театрализованной деятель­ности проводятся небольшими подгруппами, что обес­печивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы формируются по-разному, в зависимости от содержания занятия.

Результатом работы кружка «Театральный сундучок» может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся все участ­ники. В таких мероприятиях каждый ребе­нок становится членом коллектива, объединенного еди­ной целью.

В работе кружка «Театральный сундучок» принимают участие воспитате­ли, дети, музыкальный руководитель и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть тра­диционный подход к режиму жизни группы, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей, ограниченный спектр их общения друг с другом и разными взрослыми. Поэтому такая организация театрализован­ной деятельности дошкольников не только создает усло­вия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позво­ляет ребенку вступать в контакты с детьми, с разными взрослыми. Расширение круга обще­ния создает полноценную среду развития, помогает каж­дому ребенку найти свое особенное место, стать полноцен­ным членом сообщества.

Таким образом, театрализованная деятельность в нашей группе способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправ­ные партнеры взаимодействия. Именно в общем спек­такле или концерте ребенок естественно и непринужден­но усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая об­разцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности мы лучше узнаем детей, особенно­сти их характера, темперамента, мечты и желания. Созда­ем микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверитель­ные отношения между взрослыми и детьми.

Среда является одним из основных средств разви­тия личности ребенка, источником его индивидуаль­ных знаний и социального опыта. В нашей группе мы создаем предметно пространственную среду, которая не только обеспечи­вает совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. При проектировании предметно-пространственной среды в группе, обеспечивающей театрализованную деятельность кружка «Театральный сундучок», мы учитываем:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и поло ролевые особенности;

- речевую активность ребенка.

Содержание деятельности кружка «Театральный сундучок» включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок инсцени­ровок, шутливых диалогов;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованные занятия в нашей группе выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения одновременно способствуют достижению трех основных целей:

- развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

- созда­нию атмосферы творчества;

- социально-эмоциональному развитию детей.

Поэтому знакомим детей не только с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, дви­жением, костюмами, мизансценой, то есть, со «знаками» ви­зуального языка. В работе с детьми мы не только выразитель­но читаем или рассказываем что-либо, умеем смотреть и ви­деть, слушать и слышать, но и готовы к любому «превращению». Ни в коем случае не навязываем свои оценки, отношение к про­читанному. Наоборот, предоставляем детям воз­можность высказаться, проявить эмоциональную актив­ность. Строго следим, чтобы своей ак­терской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. В работе кружка не допускаем разделения детей на «артистов» и «зрителей», то есть, на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Не до­пускаем в атмосфере занятий страха перед ошибкой, что­бы дети боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагаем «сыграть» или «показать» что-либо, ис­ходя из реальных возможностей конкретных детей.

Подготовка к работе театрализованного кружка проходит в несколько этапов.

Вначале мы выразительно читаем произведение, а затем проводим по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только со­держания, но и отдельных средств выразительности. На­пример, после чтения стихотворения С. Маршака «Ко­тята» спрашиваем у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» После чтения сказки А. Толстого «Приклю­чения Буратино» предлагаем следующие вопро­сы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?»

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочи­танное. Поэтому при чтении исполь­зуем весь комплекс средств интонационной, лексичес­кой и синтаксической выразительности.

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев в своей группе используем специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, читаем отрывок из сказки и спрашиваем: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся...») Почему вы так думаете?» Или показываем детям иллюстра­цию с лисой и спрашиваем: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ, а также у детей формируется связная речь, что так важно для коррекционной группы.

Огромную роль в осмыслении материала играют ил­люстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уде­ляем анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений вновь возвращаемся к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдель­ных фрагментов. Причем никогда не требуем буквального воспроизведения содержания. При необходимости непринужденно поправляем ребенка и, не задерживаясь, двигаемся дальше. Однако, когда текст достаточно хороню усвоен, поощ­ряем точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.

Имитационным движениям (сказочных животных) обучаем детей на физкультурных и музыкаль­ных занятиях, в свободной деятельности.

Передать характер персонажей в движении помо­гает музыка. Например, после прослушивания в грам­записи русской народной мелодии «Курочка и пету­шок» спрашиваем детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и просим показать данный образ в движении. После этого предлагаем детям за­гадать друг другу загадки, имитируя движения раз­личных животных. Причем, наблюдая с детьми за ис­полнителями, учитываем их подмечать разли­чия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Аленки?» и т.д.).

При обучении детей средствам речевой выразитель­ности используем знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокуп­ность выразительных средств русского языка и предо­ставляют ребенку возможность естественного ознаком­ления с богатой языковой культурой русского наро­да. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными вырази­тельными средствами в их сочетании (речь, напев, ми­мика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок используем как упражнения. Например, детям предлагаем попроситься в теремок, как лягушка или медведь (рус­ская народная сказка «Теремок»), после чего спрашиваем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз усложняем задание, предложив одному ре­бенку (по желанию) разыграть диалог двух персона­жей (проговаривая слова и действуя за каждого) н т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узна­вались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фан­тазии при имитации движений.

Для обучения детей средствам речевой выразительности используем более слож­ные упражнения. Например, предлагаем де­тям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.). Или привлечь внимание к тому как можно изменить смысл фразы путем перестанов­ки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспи­тателя - образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить какое-либо задание детям, стараемся поупражняться сами.

С помощью таких упражнений знакомим детей с основ­ными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невер­бального и вербального выражения. Значение этой ра­боты усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.

Решению этой задачи способствуют задания типа:

- «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам);

- чтение произведений, просмотр и обсуждение куко­льных спектаклей, где ярко отражены разные состоя­ния (С. Маршак «Котята», Л. Толстой «Лев и собач­ка», «Птичка», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Н. Носов «Живая шляпа» и др.);

- дискуссии по рассказам из личного опыта и по вернисажу картин;

- прослуши­вание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др.);

- упражнения типа «Я радуюсь, когда...», «Я гру­щу, когда...» и т. д.

Особое внимание детей обращаем на связь между настроением и особенностями вербальной и невербаль­ной выразительности (силой голоса, темпом, интона­ционными и логическими ударениями). Для этого используем упражнение «говорящие картинки» — рассказы по схематичным картинкам, которые рису­ем в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3-5 человек) разыг­рывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербаль­ных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строит­ся по трехчастной структуре: беседа, исполнение от­рывка, анализ выразительности воспроизведения.

Таким образом, театрализованные занятия включают как разыгрывание сказок, каких-либо сце­нок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самосто­ятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).

Занятия в основном строятся по единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настро­ения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют воз­можность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее ус­пешность театрализованной деятельности.

Таким образом, развитию уверенности в себе и со­циальных навыков поведения способствует такая орга­низация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используем раз­нообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее» робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

- что делать, если ролей не хватает на всех детей;

- кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую из них помогает решить подгрупповая орга­низация занятий по театрализованной деятельности (по 10 - 12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей.

Вторая проблема - исполнение ролей отрицатель­ных персонажей - несколько сложнее и требует вдум­чивого наблюдения за конкретными детьми, индиви­дуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят ис­полнять роли добрых, сильных и находчивых персона­жей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях подчеркиваем, что в театрализо­ванной деятельности все - и дети, и взрослые - ар­тисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Продуктивная работа кружка «Театральный сундучок» и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Для активиза­ции их интереса в своей группе, мы проводим тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров раз­личная, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.

Обязательно привлекаем родителей к активному учас­тию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Таким образом, использование театрализованной де­ятельности в целях развития речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

- единства социально-эмоционального и когнитив­ного развития;

- насыщении этой деятельности интересным и эмо­ционально-значимым для детей содержанием;

- постепенности и последовательности ознакомле­ния с разнообразными вербальными и невербаль­ными средствами выразительности;

- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Используемая литература​​​​​​​

- Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.

- М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», творческий центр «Сфера», Москва, 2004 г.

- Титова М.Г., Яковлева Г.В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007. – 71с

- Ушакова О. С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985г

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации