Статья «Коррекция выразительности речи детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»
«Коррекция выразительности речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»
(обобщение педагогического опыта)
Авторы: Бойко Наталия Анатольевна – воспитатель
Гайдаржи Светлана Петровна – воспитатель
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Белоснежка» муниципального образования город Ноябрьск
Город: Ноябрьск
Краткая аннотация
Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовании. Одним из важнейших условий деятельности нашей группы является речевое развитие детей. Мы осознаем, что хотим видеть дошкольника развитым, творческим, коммуникабельным. Но как это сделать? В помощь педагогам предоставлен опыт работы воспитателей МБДОУ «Белоснежка» г. Ноябрьска, о том, как развивать выразительность речи дошкольников с помощью театрализованной деятельности.
«Коррекция выразительности речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»
«Чем выразительнее речь, тем больше
в ней выступает говорящий, его лицо, он сам».
С. Я. Рубинштейн
Мы работаем в коррекционной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для детей этой группы характерны нарушения в звуковой культуре речи, бедный, скудный словарный запас, нарушен грамматический строй речи, что напрямую приводит к недоразвитию связной, выразительной речи. А, как известно, связная, выразительная речь является основой коммуникативных способностей и общения детей, становления личностных качеств ребенка, а также является залогом успешного обучения в школе.
Мы заметили, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, мы вывели такое правило: «Если наша речь, речь педагогов, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, русских народных сказок, то мы решим сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»
И мы пришли к выводу, что решить проблемы речевого развития детей нашей группы, помогут нам литературные произведения: русские народные сказки, произведения русских писателей и поэтов, малые формы фольклора. Чтобы процесс развития речи проходил безболезненно, с интересом, решили организовать кружок «Театральный сундучок», который помогает нам с помощью театрализации литературных произведений решать проблемы в обогащении речи детей эпитетами, сравнениями, метафорами, в развитии выразительности речи.
Для развития речи детей нашей группы, мы создаем такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь нам оказывают театрализованные представления. Они всегда радуют наших детей и пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Театрализованная деятельность в нашей группе может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включается в различные другие занятия (по развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальной деятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании. Все организованные формы театрализованной деятельности проводятся небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы формируются по-разному, в зависимости от содержания занятия.
Результатом работы кружка «Театральный сундучок» может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся все участники. В таких мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.
В работе кружка «Театральный сундучок» принимают участие воспитатели, дети, музыкальный руководитель и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни группы, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей, ограниченный спектр их общения друг с другом и разными взрослыми. Поэтому такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми, с разными взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества.
Таким образом, театрализованная деятельность в нашей группе способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности мы лучше узнаем детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создаем микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. В нашей группе мы создаем предметно пространственную среду, которая не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. При проектировании предметно-пространственной среды в группе, обеспечивающей театрализованную деятельность кружка «Театральный сундучок», мы учитываем:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и поло ролевые особенности;
- речевую активность ребенка.
Содержание деятельности кружка «Театральный сундучок» включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок инсценировок, шутливых диалогов;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные занятия в нашей группе выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения одновременно способствуют достижению трех основных целей:
- развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- созданию атмосферы творчества;
- социально-эмоциональному развитию детей.
Поэтому знакомим детей не только с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, то есть, со «знаками» визуального языка. В работе с детьми мы не только выразительно читаем или рассказываем что-либо, умеем смотреть и видеть, слушать и слышать, но и готовы к любому «превращению». Ни в коем случае не навязываем свои оценки, отношение к прочитанному. Наоборот, предоставляем детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Строго следим, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. В работе кружка не допускаем разделения детей на «артистов» и «зрителей», то есть, на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Не допускаем в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагаем «сыграть» или «показать» что-либо, исходя из реальных возможностей конкретных детей.
Подготовка к работе театрализованного кружка проходит в несколько этапов.
Вначале мы выразительно читаем произведение, а затем проводим по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашиваем у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» После чтения сказки А. Толстого «Приключения Буратино» предлагаем следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?»
Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении используем весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев в своей группе используем специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, читаем отрывок из сказки и спрашиваем: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся...») Почему вы так думаете?» Или показываем детям иллюстрацию с лисой и спрашиваем: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ, а также у детей формируется связная речь, что так важно для коррекционной группы.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяем анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).
После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений вновь возвращаемся к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда не требуем буквального воспроизведения содержания. При необходимости непринужденно поправляем ребенка и, не задерживаясь, двигаемся дальше. Однако, когда текст достаточно хороню усвоен, поощряем точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.
Имитационным движениям (сказочных животных) обучаем детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» спрашиваем детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и просим показать данный образ в движении. После этого предлагаем детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, учитываем их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Аленки?» и т.д.).
При обучении детей средствам речевой выразительности используем знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Вначале фрагменты из сказок используем как упражнения. Например, детям предлагаем попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего спрашиваем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз усложняем задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) н т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Для обучения детей средствам речевой выразительности используем более сложные упражнения. Например, предлагаем детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.). Или привлечь внимание к тому как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя - образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить какое-либо задание детям, стараемся поупражняться сами.
С помощью таких упражнений знакомим детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.
Решению этой задачи способствуют задания типа:
- «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам);
- чтение произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (С. Маршак «Котята», Л. Толстой «Лев и собачка», «Птичка», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Н. Носов «Живая шляпа» и др.);
- дискуссии по рассказам из личного опыта и по вернисажу картин;
- прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др.);
- упражнения типа «Я радуюсь, когда...», «Я грущу, когда...» и т. д.
Особое внимание детей обращаем на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого используем упражнение «говорящие картинки» — рассказы по схематичным картинкам, которые рисуем в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3-5 человек) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.
Таким образом, театрализованные занятия включают как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используем разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее» робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две основные проблемы:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности (по 10 - 12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей.
Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей - несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях подчеркиваем, что в театрализованной деятельности все - и дети, и взрослые - артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.
Продуктивная работа кружка «Театральный сундучок» и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Для активизации их интереса в своей группе, мы проводим тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров различная, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.
Обязательно привлекаем родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях развития речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Используемая литература
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
- М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», творческий центр «Сфера», Москва, 2004 г.
- Титова М.Г., Яковлева Г.В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007. – 71с
- Ушакова О. С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985г