Конспект открытого подгруппового занятия для обучающихся с ОВЗ 3 класса «Кот в мешке»
Конспект открытого подгруппового занятия
по развитию высших психических функций
и познавательных способностей
для обучающихся с ОВЗ 3 класса
"Кот в мешке"
Подготовила: учитель – дефектолог
Николаенко Елена Владимировна
Тема занятия: «Кот в мешке»
Тип занятия: коррекционно-развивающее занятие
Вид занятия: развитие высших психических функций и познавательной сферы
Время реализации: 20 минут.
Форма организации деятельности: подгрупповая.
Форма проведения занятия: работа в паре.
Место занятия в системе образования: программа КРЗ по развитию высших психических функций и познавательных способностей для обучающихся с ОВЗ 3 класса.
Цель: развитие высших психических функций и познавательных способностей.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Развивать высшие психические функции: внимание, память, зрительное восприятие, мышление;
Развивать мелкую и крупную моторику, слухоголосовую координацию;
Развивать словарный запас;
Развивать умение распознавать цвет;
Развивать чувства рифмы и ритма.
Образовательные:
Формировать умения выполнять упражнения на улучшение мозговой деятельности;
Познакомить с фразеологизмом «кот в мешке»;
Закрепление понятий (времена года, осень зима, весна, лето);
Развивать умение действовать по сигналу, упражнять в метании точно в цель правой и левой рукой;
Формировать умение пересказывать короткие тексты.
Воспитательные:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции;
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
Методы: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.
Оборудование:
Учебно-методическое обеспечение: методическое пособие и рабочая тетрадь программы курса «РПС» 3 класс Л. В. Мищенкова. «Развитие произвольной памяти у младших школьников» Е. А. Лапп, С. Ж. Хайрушева. «Формирование УУД у младших школьников с ООП» Т. В. Калабух, Е. В. Клейменова.
Демонстрационный материал: презентация, бланки индивидуальной работы, карта заданий, цветные карандаши, мешочек, цифры.
Техническое оснащение: ПК, проектор, экран.
Структура занятия
№ п/п |
Структурные элементы |
Цель |
Методы |
Время |
I этап. Организационно-мотивационная часть. |
||||
1. |
Ритуал приветствия. |
Создание эмоционально положительного настроя, подготовка к совместной работе на занятии. |
Словесный, практический. |
1 мин. |
2. |
Мозговая гимнастика. |
Выполнение упражнений на улучшение мозговой деятельности. |
Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. |
2 мин. |
II этап. Основной. |
||||
3. |
Фразеологизм «Кот в мешке». |
Знакомство с фразеологизмом «кот в мешке», развитие словарного запаса, мелкой моторики. |
Словесный |
2 мин. |
4. |
Упражнение на развитие слуховой памяти «Дары осени». |
Развитие памяти, словарного запаса, закрепление понятия «осень». |
Словесный |
3 мин. |
5. |
Динамическая пауза «Снежки». |
Развитие умения действовать по сигналу, упражнять в метании точно в цель правой и левой рукой, в распознавании цвета, закрепление понятий «зима», «времена года». |
Практический. |
3 мин. |
6. |
Игра «Найди текст». |
Развитие внимания, операции анализа, формирование умения пересказывать короткие тексты. |
Словесный, практический. |
3 мин. |
7. |
Игра «Сочинение стишат». |
Развитие внимания, чувства рифмы и ритма. |
Словесный. |
3 мин. |
III этап. Заключительный. |
||||
8. |
Обобщение полученных знаний |
Закрепление эмоционально-положительного настроя. |
Словесный практический |
3 мин. |
9. |
Рефлексия |
|||
10. |
Ритуал прощания |
Ход занятия
I этап. Организационно-мотивационная часть.
1. Ритуал приветствия.
Цель: Создание эмоционально положительного настроя, подготовка к совместной работе на занятии.
Учитель-дефектолог: Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Елена Владимировна. И сегодня я хочу поздороваться с вами необычным способом. Обычно люди говорят друг другу «Доброе утро, здравствуйте», а мы сегодня поздороваемся и попрощаемся с помощью локтей. Здравствуй, как тебя зовут? Очень приятно познакомится _______. (здоровается с каждым обучающимся)
2. Мозговая гимнастика
Цель: Выполнение упражнений на улучшение мозговой деятельности.
Оборудование: презентация.
Учитель-дефектолог: А теперь нам с вами нужно подготовиться к работе на занятии, и помогут нам в этом упражнения «мозговой гимнастики».
«Качание головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки», по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку» для этого мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Молодцы, отлично справились с упражнениями.
II этап. Основной.
3. Сообщение темы занятия.
Цель: знакомство с фразеологизмом «кот в мешке», развитие словарного запаса, развитие мелкой моторики.
Оборудование: два мешка с игрушками, мешок с цифрами, карта.
Учитель-дефектолог: Сегодня на занятии, ребята, вас ждет кот в мешке. Вы думаете, сейчас я достану мешок и вытащу оттуда кота? А вот и нет! «Кот в мешке» это французская поговорка, которая имеет своё значение. «Купить кота в мешке» - это значит приобрести что-либо, ничего не зная о достоинствах и недостатках покупки. Представьте, что вы покупаете кота в мешке и приносите его домой. Развязываете мешок… Какого кота вы хотели бы достать из мешка? (обучающимся выдаются мешки с игрушками, они описывают внешность и характер котов, которых они представляют.) Откройте мешочки.
Видите, покупка может оказаться какой угодно – приятной и неприятной, нужной и ненужной. Но сегодня вместо котов мы будем вынимать из мешка задания.
Перед вами лежит карта с заданиями. Сколько их? Молодцы. Задания нам нужно открывать по порядку, но чтобы их открыть нужно из мешка достать номер задания. Кто хочет открыть первое задание? Достань из мешка цифру 1.
4. Упражнение на развитие слуховой памяти «Дары осени»
Цель: развитие памяти, словарного запаса, закрепление понятия «осень».
Оборудование: мешок с цифрами, карта, картинки.
Учитель-дефектолог: Какого цвета лист? Что написано на оранжевом листе? Правильно, осень. Осень бывает разная. Сначала она золотая, теплая, с ослепительно синим небом, а затем приходит несильный мороз, выпадает первый снег, дни становятся короче. Ребята, что вы знаете об осени? (ответы обучающихся) Молодцы!
Сейчас я прочту вам стихотворение об урожае, который дарит осень. Послушайте его очень внимательно.
Здравствуй, осень!
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Гречку загорелую
И бруснику спелую,
Дыню полосатую,
Свёклу бородатую
И морковь хвостатую.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
В. Викторов
Какие подарки принесла осень? (при ответе на карту выкладываются фрукты, овощи и ягоды) Вспомните, какое определение дается в стихотворении каждому из этих слов.
Гречка, какая? (Загорелая). Брусника, какая? (Спелая). Дыня, какая? (Полосатая). Свёкла, какая? (Бородатая). Морковь, какая? (Хвостатая). Яблоки, какие? (Душистые). Персики, какие? (Пушистые). Груши, какие? (Золотистые).
Молодцы, ребята! Достаньте из мешочка цифру 2.
5. Динамическая пауза «Снежки»
Цель: развитие умения действовать по сигналу, упражнять в метании точно в цель правой и левой рукой, в распознавании цвета, закрепление понятий «зима», «времена года».
Оборудование: две коробки (желтая, синяя), 2 листа бумаги, мешок с цифрами, карта.
Учитель-дефектолог: Какого цвета лист? Что написано на синем листе? Правильно зима. Посмотрите, первое задание было связано с осенью, а второе с зимой. Как вы думаете, какие знания мы с вами вспоминаем и закрепляем на занятии? Правильно о временах года. Что вы знаете о зиме? (ответы обучающихся).
Какие зимние развлечения вы знаете? (ответы обучающихся).
Сегодня мы с вами сыграем в снежки на точность. Для этого возьмите лист бумаги сомните его, сделав шар. Задание выполняем только по команде.
Возьмите снежок в правую руку постарайтесь попасть им в желтую коробку. На старт, внимание, начали. Заберите свой снежок. Встаем на позицию. Возьмите снежок в левую руку постарайтесь попасть им в желтую коробку. На старт, внимание, начали. Заберите свой снежок. Встаем на позицию.
Возьмите снежок в правую руку постарайтесь попасть им в синюю коробку. На старт, внимание, начали. Заберите свой снежок. Встаем на позицию. Возьмите снежок в левую руку постарайтесь попасть им в синюю коробку. На старт, внимание, начали. Заберите свой снежок. Встаем на позицию.
Отдохнули, размялись, продолжим работу. Достаньте из мешочка цифру 3.
6. Игра «Найди текст».
Цель: развитие внимания, операции анализа, формирование умения пересказывать короткие тексты, закрепление понятий «весна».
Оборудование: мешок с цифрами, карта, индивидуальный бланк с буквенным текстом, карандаши.
Учитель-дефектолог: Какого цвета лист? Что написано на зеленом листе? Правильно весна. Что вы знаете о весне?
Возьмите из кармашка по листку. Перед вами буквенный текст, в котором «спрятан» коротенький рассказ о весне. Рассказ поделен на две части. Вам необходимо как можно быстрее прочитать этот текст, найти и подчеркнуть имеющиеся в нем слова. А потом, сложив две части рассказать спрятанный текст.
Текст № 1.
ЫРКУНАСТУПИЛАПРАВЕСНААА.ПРТАЕТЕРОСНЕГНЫ.ВЫФЖУРЧАТАПРРУЧЬИФУК.
Текст № 2.
УКМПАВСВЕТИТВАНПСОЛНЦЕЩЗЖБЛ.ЕКНУКПИЛЕТЯТРОЬсЫАКЮГАВАПРКЫЕРПТИЦЫНРВ.
(обучающиеся зачитывают спрятанный текст, пересказывают его содержание).
Молодцы ребята! Достань из мешочка цифру 4.
7. Игра «Сочинение стишат».
Цель: развитие внимания, чувства рифмы и ритма.
Оборудование: карта, индивидуальный бланк «Сочинение стишат», карандаши.
Учитель-дефектолог: Мы открыли с вами последнее задание. Какого оно цвета? Какое время года написано на листке. Что вы знаете о лете?
А сейчас сыграем с вами в игру, которая называется «Сочинение стишат». Вам нужно будет закончить фразу одним словом, следуя моей рифме и ритму.
Давайте попробуем.
Аюсь-аюсь-аюсь, я на дачу… (собираюсь).
Атки-атки-атки, полоть я буду… (грядки).
Ай-ай-ай, ну-ка, дождик… (поливай)!
Ай-ай-ай, будет славный …(урожай).
Аться-аться-аться, иду на пруд … (купаться).
Ить-ить-ить, буду рыбу я … (ловить).
Ху-ху-ху, из рыбы я сварю …(уху).
Ду-ду-ду, за грибами в лес … (пойду).
Ика-ика—ика, поспела … (земляника).
Ать-ать-ать, на солнце можно … (загорать).
Шо-шо-шо, мне на даче …(хорошо)!
Молодцы ребята!
III этап. Заключительный.
Цель: Закрепление эмоционально-положительного настроя.
8. Обобщение полученных знаний.
Наше занятие подходит к концу. Кто вспомнит, как называется занятие. Правильно, «кот в мешке». Какое значение у этой пословицы? Какие задания у нас сегодня были? Какие времена года мы вспомнили?
9. Рефлексия
Что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось больше всего? Были ли трудности при выполнении упражнений?
10. Ритуал прощания
Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня отлично поработали, возьмите себе на память «мешочки с котами». Давайте с вами попрощаемся. Прощаться мы с вами будем, так же как и здоровались.
До свидания!