12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Луценко Марина137
Я оптимист по жизни.
Россия, Тверская обл., Тверь
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

«Проектная деятельность в экологическом воспитании младших школьников»

«Проектная деятельность в экологическом воспитании младших школьников»



Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодную для полноценной жизни... Экологическое воспитание должно учить понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя и в природе, и среди людей. Часто из-за незнаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

В стандарте начального общего образования по окружающему миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой природы, называть явления природы, особенности времен года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов; узнавать в природе основные формы поверхности, водоемы, полезные ископаемые, узнавать и сравнивать растения, грибы, животных ближайшего окружения, природные сообщества родного края. Исходя из данных требований, особое внимание я уделяла приобретению учащимися различных специальных навыков и умений:

Наблюдать природу;

Фиксировать и обрабатывать наблюдения;

Самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явления живой и неживой природы;

Ориентироваться на местности;

Читать план местности, карту.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и с каждым годом она становится острее. Новые исследования, образовательные программы пытаются ответить на вопросы «Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?». Я, как учитель начальных классов, для внеклассной работы по экологическому воспитанию, выбрала проектную деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности младших школьников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

Экологические проекты – это увлекательная игра для детей в «ученых», «исследователей», «защитников природы». Они способствуют активному вовлечению учащихся и педагога в процесс экологического просвещения и стимулируют комплексный подход в решении экологических задач. Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, в своей работы мы используем метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащегося, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда предполагает решение какой то проблемы. Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью, она завершается созданием творческих работ и обязательной презентацией результатов.

В проектной деятельности для работы с младшими школьниками по экологическому воспитанию выделяю следующие цели:

Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе;

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять свое здоровье;



Так же данная проектная деятельность имеет ряд особенностей:

Осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых;

В большинстве случаев, проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников;

Групповой характер проектов способствует формированию коммуникативных умений;

Результатами проектной деятельности являются: творческая самопрезентация, изготовление подделок, рисунков с последующей выставкой работ.

Примерные проекты для начальной школы.

Проект «Коллекция увиденных животных»

Цель: составление «коллекции» увиденных в зоопарке животных.

Участники проекта изучают по книгам, кинофильмам жизнь, повадки, место обитания животных. Определяют, являются ли они исчезающим видом. По своим наблюдениям составляют рассказ о выбранном животном, коллекцию, в которой будут рисунки, фотографии, открытки по теме. Подведение итогов – праздник. Работы оформляются на экологической выставке. Вся информация собирается в классную коллекцию животных.

Проект «Птичья столовая»

Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой», изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. Дети продумывают, где лучше разместить столовую, какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Открытие «птичьей столовой» проводится торжественно, а далее дети ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм. В процессе наблюдения ученики ведут дневник юного исследователя, в котором записывают виды зимующих птиц, дают их описание, зарисовки, наблюдают за взаимоотношениями разных видов, делают выводы.

Проект «Растения нашего района»

Цель: составление гербария растения своего микрорайона, изучение основных видов деревьев, кустарников и трав, ознакомление с лекарственными растениями, растущими в микрорайоне.

Во время прогулки в парк дети собирают лекарственные растения: мать-и-мачеху, цвет липы, крапиву, шиповник, мяту, лопух и так далее. В конце первой четверти проходит презентация исследований в нетрадиционной форме – чаепитие с использованием травяных сборов.

Проект «Мы – дети Верхневолжья»

Цель: изучение географии и истории родного края. Проводится экскурсии в библиотеку, краеведческий музей. Ребята узнают об истории возникновения промышленных предприятий, расположенных на территории города, получают первичные знания о значении данных объектов для жизни человека. Дети составляют рассказы о родном крае, рисуют его, делают подделки. Результатом проекта является круглый стол с защитой презентации.

Проект «Твое здоровье в твоих руках»

Долгосрочный проект по сохранению и укреплению здоровья учащихся как в учебной, так и внеурочной деятельности. Огромное значение здесь играет рационально организованный режим дня, предусматривающий разные виды деятельности младших школьников (учебной, игровой, трудовой). С первой беседы по данному вопросу перед детьми ставится задача по улучшению экологической обстановки в классе. Каждый ученик продумывает свой план по сохранению здоровья всего коллектива. Составляется план мероприятий. Во-первых, в классе выращиваются цветы, что создает психологическую комфортность на уроках и переменах. Во-вторых, дети оформляют уголок здоровья. Он организован с целью формирования правильного отношения к своему здоровью.

Таким образом, организация проектно-исследовательской деятельности становится одним из определяющих факторов развития склонностей детей, особенностей и интересов, делает воспитательный процесс личностно-ориентированным. Эта деятельность учит детей делать выводы, вести дневники наблюдений. Важно и то, что в исследовательскую работу активно включаются родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.

Огромное значение при организации работы играет эмоциональный настрой. Каждое занятие должно быть ярким, запоминающимся. Важно создать творческую атмосферу– поощрять инициативу и выдумку ребят, доверять им самостоятельные наблюдения. Создавать ситуации, когда требуется взаимопомощь. Перед детьми надо ставить достижимые цели, ясно и коротко сформулированные. В конце каждого занятия обсуждать с детьми результаты проведенной работы, достигнуты ли цели.

В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение. Экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!







Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.