12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мочалов18
Россия, Владимирская обл.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Рассмотрено

Руководитель МС


/_____________________________/

(подпись)


_____________________________

(ФИО)


Протокол №_______


от «_____» __________



Согласовано

Руководитель МО


/_____________________________/

(подпись)


_____________________________

(ФИО)


Протокол №_______


от «_____» __________



Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №10»


/_____________________________/

(подпись)


_____________________________

(ФИО)


Приказ №_______


от «_____» __________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Краеведение Владимирской области»

6-7 КЛАСС

на ____________ учебный год









Составил:

Мочалов Артем Андреевич

учитель истории и обществознания







г. Гусь-Хрустальный,



«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это – самый массовый вид науки»

Д.С. Лихачев



Пояснительная записка

Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как неотъемлемая часть общего образования и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, направленных на развитие его способностей, интересов, которые ведут к социально-культурной самореализации, саморазвитию, самовоспитанию. Роль таких занятий дополнительного образования необходима для усиления мотивации детей к познанию и творчеству, дает возможность обучающимся быть гармонично развитыми личностями, создает условия для самореализации. Программа дополнительного образования курса «История родного города» рассчитана на то, чтобы школьники изучили и познали историю своего края, своей малой Родины.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Организация работы по краеведению играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Она дает воспитанникам систематизированные знания и именно в них должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает его, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-краеведческого наследия Владимирского края – колыбели России. Она поможет лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы воспитанников, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Данная программа должна быть интересна учащимся, которые увлекаются историей и видят в ней свое будущее призвание, а также тем, кто мечтает развивать индустрию туризма в одной из жемчужин Золотого кольца России. 

Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и  к совсем скромной истории родного города, посредством формирования навыков поисковой работы.

Программа построена так, что ребёнок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.

Цели программы.

Создание условий для формирования у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей, способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации.

Задачи курса:


социально-педагогические (формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию);

обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей края, изучение основ поисковой, и журналистской работы как допрофессиональная ориентация);

познавательные (формировать навыки работы с историческими источниками, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью);

развивающие (развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность);

мотивационные (создание комфортной обстановки и атмосферы сотрудничества, формирование желания продолжить образование по выбранной дисциплине).



Курс способствует

максимальной активизации познавательной деятельности учащихся

формированию у них навыков и умений самостоятельной работы

развитию исторического мышления



Потенциал краеведения

Занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:

- история страны – это история отдельного человека;

- корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

В содержании краеведческих знаний можно выделить несколько концентров:

История края с древнейших времен

История области.

Город: прошлое, настоящее, перспективы развития.

История района.

История микрорайона школы.

Родная школа: история и традиции.

Мой дом. Родословная семьи.


К ожидаемым результатам следует отнести:

-          факт осознанного продолжения  изучения  истории края, понимание связи истории России и края и их влияние на историю города и конкретных людей;

-          высокий уровень познавательной активности;

-          толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания.

 

Реализация

Для реализации намеченной цели, необходим комплексный подход к изучению своего края при введении в образовательную программу собственно краеведческого компонента. Его структура должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент других учебных курсов и краеведческий компонент во внеклассной работе. Между этими структурными единицами устанавливается связь по содержанию и по деятельности учащихся. Эта связь осуществляется как по горизонтали (на одном возрастном уровне между курсом, другими предметными областями и внеклассной работой), так и по вертикали (между разными возрастными ступенями).

В рамках регионального компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. Итогом совместной работы учителя и учеников становятся краеведческие исследования

При определении краеведческой тематики ученических исследований необходимо учитывать, что тема:

Должна иметь важное образовательно-воспитательное значение.

Раскрывать взаимосвязь страны и края, помогать, глубже осмыслить общие закономерности исторического процесса.

Способствовать раскрытию специфических особенностей исторического развития края.

Должна быть обеспечена необходимым количеством различных источников.

Исходить из интересов учащихся и уровня их развития.



Успех исследования определяется следующими факторами:

учащимся создаются условия для самостоятельных, хотя и небольших, изысканий;

организуются интересные школьные экспедиции, походы, краеведческие выставки, кружки;

соблюдаются принципы добровольности и учёта индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении тем исследования;

осуществляется руководство исследованием ученика, постоянно поддерживается атмосфера поиска;

учитель непосредственно участвует в исследовании вместе с учащимися;

ученики должны знать и видеть, что результаты их работы бережно хранятся в школьном музее или кабинете истории и широко используются в учебно-воспитательном процессе.

В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста, исследовательская работа усложняется по количеству и сложности источников, разнообразии приёмов работы, степени самостоятельности исследований.

Краеведческое образование в школе — составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями.

Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:

сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;

использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);

вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации (встречи, выступления представителей районной и городской администраций, молодежных движений, бюро трудоустройства), средств массовой информации;

вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей, особенно в начальной школе (совместные классные мероприятия и занятия, выполнение творческих заданий, лекторий для родителей); особое внимание в рамках регионального компонента должно быть уделено микроистории – истории своей семьи.



Краеведческий подход будет педагогически эффективен при условии:

соответствия краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;

научной достоверности;

взаимосвязи местного и общеисторического материала;

учёта исторически сложившихся условий развития края, его специфики;

систематичности и планомерности в использовании;

непосредственного участия школьников в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода;

связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы.



Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе даст положительный эффект тогда, когда он является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и является источником получения новых знаний, расширении научного кругозора учащихся; он удобен для сравнения и сопоставления с общероссийским материалом; тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития края.

 

Содержание программы 6 КЛАСС


Тема 1. Введение в курс истории родного края (6 часов)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. Практическая часть: работа с картой и дидактическим материалом

Тема 2. «Мой край на карте Родины». (4 часа)

Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Тема 3. Древнейшая история Владимирского края (6 часа)

Археологические памятники на территории Владимирской области. Древнейшие стоянки первобытных людей на территории края: К Сунгирская, Сунгирская, Русаниха. Наши далекие предки: финно-угорские племена. Славянская колонизация края. Орудия труда, украшения, произведения искусства.

Тема 4. Заселение и освоение Гусевского края. (4 часа)

Жизнь первобытных людей на территории нашего края в период каменного века. Стоянки неолитического периода на территории Гусь- Хрустального района.

Становление первой первобытной общности племен в период окончания каменного века. Волосовская культура Колонизация края древними племенами эпохи бронзового и железных веков.

Тема 5. Ростово – Суздальская земля в составе Киевской Руси (4 часа)

Появление первых городов: Ростова, Мурома, Суздаля, Владимира. Дата основания г. Владимира. Распространение христианства в Ростово - Суздальской земле. Князья Борис и Глеб. Князь Юрий Долгорукий.

Тема 5. Герои земли владимирской, их нравственный подвиг ( 8 часов)

Русь былинная. Илья Муромец - богатырь земли русской

Сказание о Петре и Февронии. Андрей Боголюбский. Александр Невский

Проект по теме: «Герои земли владимирской, их нравственный подвиг».

Итоговое повторение ( 2 часа.)



Содержание программы 7 КЛАСС

Тема 1: Рождение и становление города (9 часов)

Начало «Стекольной империи» Мальцовых. Аким васильевич Мальцов – основатель Гусевской хрустальной фабрики. Первые годы деятельности Гусевской хрустальной фабрики. Технология производства стекла. Марья Васильевна Мальцова. Становление двух мальцовских промышленных центров. Сергей Акимович Мальцов. Развитие гусевского стекольного района. «Хрустальный король» Иван Сергеевич Мальцов. Юрий Степанович Нечаев-Мальцов – промышленник, благотворитель, коллекционер. Гусь Мальцовский в XIX веке. Становление архитектурного облика города

Тема 2: Город в XX - начале XXI века (11 часов)

Революционное движение в конце XIX века. Гусевская стачка 1898 года. Началов XX века. Революционные события и их отражение в истории области и города. Город в межвоенный период. Гусь-Хрустальный и ВОВ. Гусевчане на фронтах ВОВ. Развитие города в послевоенные годы. Город 70-е и 80-е годы. Гусь-Хрустальный в годы рыночных реформ

Тема 3: Родная школа: истории и традиции (5 часов)

История микрорайона школы. История МБОУ «СОШ № 10»

Тема 4: История моей семьи (8 часов)

Что мы знаем об имени. Имя и родословие. Я и моя история. История старинной вещи семьи. История семьи. Знаменитые люди моей семьи. Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина. Составление генеалогического древа моей семьи. Геральдика. Составление герба семьи.

Итоговое повторение 1 час

Календарно-тематический план 6 класс


Наименование раздела, тема

Кол-во

Дата проведения

Примечания


План

Факт


Тема 1: Введение в курс истории родного края (6 часов)


1

Что изучает история родного города

1





2

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.

1





3

История изучения края

1





4

Вклад выдающихся ученых в исследования края..

1





5

Работа с картой

1





6

Работа с дидактическим материалом

1





Тема 2. «Мой край на карте Родины». (4 часа)


7

Территория и географическое положение области.

1





8

Знакомство с картой района, границы, история образования.

1





9

Изучение местной топонимики.

1





10

Составление кратких сообщений, сбор материалов.

1





Тема 3. Древнейшая история Владимирского края (6 часа)


11

Археологические памятники на территории Владимирской области.

1





12

Древнейшие стоянки первобытных людей на территории края.

1





13

Карачаровская, Сунгирская, Русаниха

1





14

Наши далекие предки: финно-угорские племена.

1





15

Славянская колонизация края.

1





16

Орудия труда, украшения, произведения искусства.

1





Тема 4. Заселение и освоение Гусевского края. (4 часа)



17

Жизнь первобытных людей на территории нашего края в период каменного века.

1





18

Стоянки неолитического периода на территории Гусь- Хрустального района.

1





19

Становление первой первобытной общности племен в период окончания каменного века. Волосовская культура

1





20

Колонизация края древними племенами эпохи бронзового и железных веков.

1





Тема 5. Ростово – Суздальская земля в составе Киевской Руси (4 часа)


21

Появление первых городов: Ростова, Мурома, Суздаля, Владимира

1





22

Распространение христианства в Ростово - Суздальской земле.

1





23

Князья Борис и Глеб.

1





24

Князь Юрий Долгорукий

1





Тема 5. Герои земли владимирской, их нравственный подвиг ( 8 часов)


25

Русь былинная.

1





26

Илья Муромец- богатырь земли русской

1





27

Сказание о Петре и Февронии

1





28

Андрей Боголюбский

1





29

Александр Невский

1





30

Подготовка проекта

1





31

Проект по теме: «Герои земли владимирской,их нравственный подвиг»

1





32

Проект по теме: «Герои земли владимирской,их нравственный подвиг»

1




33

Итоговое повторение

1




34

Итоговое повторение

1




ИТОГО

34







Календарно – тематическое планирование.

Наименование раздела, тема

Кол-во

Дата проведения

Примечания

План

Факт

Тема 1: Рождение и становление города (9 часов)

Начало «Стекольной империи» Мальцовых

1




Аким васильевич Мальцов – основатель Гусевской хрустальной фабрики

1




Первые годы деятельности Гусевской хрустальной фабрики. Технология производства стекла

1




Марья Васильевна Мальцова. Становление двух мальцовских промышленных центров

1




Сергей Акимович Мальцов. Развитие гусевского стекольного района

1




«Хрустальный король» Иван Сергеевич Мальцов

1




Юрий Степанович Нечаев-Мальцов – промышленник, благотворитель, коллекционер

1




Гусь Мальцовский в XIX веке

1




Становление архитектурного облика города

1




Тема 2: Город в XX - начале XXI века (11 часов)

Революционное движение в конце XIX века. Гусевская стачка 1898 года

1




Началов XX века

1




Революционные события и их отражение в истории области и города.

1




Город в межвоенный период

1




Гусь-Хрустальный и ВОВ

1




Гусевчане на фронтах ВОВ

1




Развитие города в послевоенные годы

1




Город 70-е и 80-е годы

1




Гусь-Хрустальный в годы рыночных реформ

1




Разработка проектов: Вклад моей семьи в ВОВ

1




Защита проектов: вклад моей семьи в ВОВ

1




Тема 3: Родная школа: истории и традиции (5 часов)

История микрорайона школы

1




История МБОУ «СОШ № 10»

1




Подготовка проектов: «Родная школа: истории и традиции»

1




Подготовка проектов: «Родная школа: истории и традиции»

1




Защита проектов: «Родная школа: истории и традиции»

1




Тема 4: История моей семьи (8 часов)

Что мы знаем об имени. Имя и родословие

1




Я и моя история

1




История старинной вещи семьи

1




История семьи. Знаменитые люди моей семьи

1




Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина. Составление генеалогического древа моей семьи.

1




Геральдика. Составление герба семьи.

1




Подготовка проектов: «Истории и традиции моей семьи»

1




Защита проектов: «Истории и традиции моей семьи»

1




Повторение

Повторение. Резерв времени.

1












Литература

1. Археологическая карта России. Владимирская область. М., 1995
2. Бадер О.Н. Сунгирь. Верхнепалеолитическая стоянка. – М.: Наука, 1978
3. Бадер О., Зыбковец В. Следы эпох.// Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Краеведческий сборник. Ярославль, Верх.-Волж. кн.изд., 1973
4. Бардина Р. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль,1975

5 История Владимирского края. Под ред. Д.И. Копылова Владимир, 2001

6. История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. Учебное пособие.- Муром, 2001

7. Минин С.Н. «Очерки по истории Владимирской епархии X – XX вв. Владимир, 2004 8. Михайлова С. В., Ищенко В. М. История России с древнейших времен до XX в. Хрестоматия школьника. Ч. 1. – Владимир, 1998

9. Пособие «Гусь-Хрустальный столица Мещерского края» под редакцией Скулова Н.И., издательство «РЕМАРКО», 2011год.

10. Методические рекомендации к электронному учебному пособию «История Владимирского края».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.