НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию и реализации регионального компонента «Край ты мой Донской»
НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию и реализации регионального компонента.
№Край ты мой ДонскойPPTX / 5.29 Мб
Аудиозапись к слайду 4,53GPP / 36.04 Кб
Цель: воспитание патриотических чувств на основе приобщения дошкольников к своей малой родине, уважением к историческому наследию своего народа.
Задачи:
Образовательная: расширить знания детей о некоторых городах и станицах Ростовской области, их знаменитых уроженцах – наших земляках; формировать интерес к краеведению и краеведческому туризму;
Развивающая: развивать интерес к родному краю
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою область и её жителей, уважение к историческому и культурному наследию нашего народа;
Оборудование компьютер, проектор, презентация
Материал открытки с видами г. Таганрога; значок-магнит тучки и солнышка
Предварительная работа выучить слова «Автобуса», «Теплохода», «Воздушного шара»
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня отправимся с вами в увлекательное виртуальное путешествие по нашей Ростовской области или ещё можно сказать по краю Тихого Дона - Земле донских казаков. И пройдёт оно не совсем обычно. В этом путешествии я буду экскурсоводом.
- Кто такой экскурсовод?
Ответы детей: (человек, который проводит экскурсии.)
2 слайд
Воспитатель Это карта Ростовской области и на ней вы видите маршрут по которому мы отправимся в наше путешествие.
Основная часть
3 слайд
Воспитатель И начнем мы наше путешествие по тому месту Ростовской области, которое вы хорошо знаете Вы наверно уже догадались, что это за место?
Ответы детей: (Таганрог)
Воспитатель Правильно речь идёт о городе, который был основан Петром I в 1698 году как крепость и гавань. Этот город в котором мы живём.
4, 5 слайд
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Воспитатель Сейчас мы с вами узнаем хорошо ли вы знаете наш город
Дидактическая игра «Где я оказался» (достопримечательности нашего города)
На столе открытки с видами г. Таганрога. Дети идут под музыку вокруг стола. По окончании музыки, останавливаясь, берут любую открытку и называют достопримечательность города.
Воспитатель А теперь нас ждет автобус занимаем свои места и едем в другой город нашей области
Мы в автобус дружно сели (Дети садятся)
И в окошко посмотрели. (смотрят по сторонам)
Наш шофёр педаль нажал, («нажимают» на педаль)
И автобус побежал. (показывают как будто убегают)
6 слайд
Рассказ воспитателя о степи
Живем мы на юге нашей страны.
Если посмотрите в окно автобуса мы увидим поля, луга всё это степь. Степь – это открытое пространство, то ярко освещённое солнцем, то пасмурное,
Словно по пёстрой косынке раскинулась Ростовская область по бескрайним степным просторам. Русские люди в старину называли эти степные дали Диким полем за необжитость здешних мест.
Мы не можем проехать мимо главного города нашей области. И это город Ростов-на-Дону
7 слайд
Воспитатель Было это давно, правила нашим государством императрица Елизавета Петровна. По её указу была построена крепость для защиты Юга страны и была названа именем святого Димитрия Ростовского. Город расположен на правом берегу реки – Дон. Отсюда и название Ростов-на-Дону.
Слайд 8
Звучит песня «Ростов-город».
Воспитатель Это мотив известной старинной песни о Ростове. А услышать ее можно именно в центре города на башне здания ЦУМа, где каждый час играют часы эту мелодию.
Слайд 9
Воспитатель
Город Ростов стоит веками
Над прекрасною рекой.
Знает каждый ростовчанин
Что означает слово «Дон»?
Река Дон украшает Донской край, поддерживает жизнь людей, оздоравливает, «передвигает» грузы, кормит, поит, радует своей красотой.
Слово «дон», как полагают многие исследователи, осетинское. Древние осетины, которые кочевали в начале нашей эры по южнорусским степям, словом «дон» обозначали просто реку без всякого названия. Позднее этим словом и назвали реку.
Уклон реки небольшой всего 10 см на каждый километр и скорость течения невелика – 0,5 м/с. За медленное и спокойное течение народ дал реке название «тихий Дон»
На берегах Дона издавна жили люди, которые называли себя казаками.
Казаки – это народ особенный. Они жили вольно и свободно, умели все: пахать, сеять, дом построить, но дом свой нужно было и защищать, поэтому казаки были отличными войнами.
И мы по реке Дон отправимся на теплоходе в первую станицу казачества Старочеркасск
10 слайд.
Теплоход
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
11 слайд
Воспитатель
Донской край известен казачеством. Основным занятием казаков была военная служба. Они всегда славились как защитники Донской земли и всей России.
И мы с вами прибыли в казачью ст. Старочеркасскую
видео о ст. Старочеркасской
При показе видео (после 2 мин 16сек), на проигрыше видео с казачьими домами.
Рассказ воспитателя о казачьих домах.
Свой дом казаки называют куренем. Комнаты в курене соединены по кругу. Он имеет 2 уровня и состоит из каменных «низов», деревянных «верхов». Низы всегда делались каменными, а верх были сделаны из дерева. Парадная часть дома всегда делалась нарядной. Дома украшались резными наличниками, карнизами. Стены окрашивались в яркие цвета.
А сейчас мы с вами отправимся дальше по нашей области и полетим на воздушном шаре.
Игра «Воздушный шар»
Дети образуют круг, берутся за руки.
Вслед за педагогом, стоящим в кругу вместе с играющими, дети повторяют движения и действия в соответствии с текстом:
В магазин мы здесь сходили, (Идут по кругу.)
Шар воздушный там купили. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку».)
Шарик стали надувать,
Чтобы в небе полетать
(Идут назад, расширяя круг, маленькими шагами – надувают шар. Останавливаются.)
Над полями и степями
Над бескрайними лугами (разводят руки то в правую, то в левую сторону)
Нет дороже края и милей
Сверху всё увидим мы поскорей. (Прикладывают руку ко лбу показываю как будто смотрят вдаль)
Воспитатель
Все мы сели на воздушный шар и полетели на остров диких мустангов
Слайд 12
Воспитатель
Вот мы поднялись вверх и видим вдалеке озеро, которое называется Маныч-Гудило
Слайд13
Воспитатель
И остров Водный. Как же появился остров. А вот, что рассказывают, что однажды было жаркое и сухое лето, и чтобы немного оживить засушливый климат тех мест, была спущена вода, образовался остров, который назвали Водным.
Слайд 14
Воспитатель
Именно на острове Водный на озере Маныч-Гудило и живут дикие лошади - мустанги. Красивые, крупные, породистые. Уже пять с лишним десятилетий они не знают, что такое седло, уздечка и прикосновение человеческих рук
Слайд 15
Воспитатель
Как лошади очутились на острове Водный? На этот счет есть разные версии. По одной, на заболоченный участок тогда еще полуострова чабаны пригоняли на летнее пастбище отары овец, и несколько лошадей, то ли пять то ли одиннадцать, помогали пасти овец.
Слайд 16
Воспитатель
Другая версия, сначала лошадей там оставили до весны, а потом про них и вовсе забыли. Есть ещё и такая версия, что ростовские мустанги ведут свою родословную от косяка, который сбежал из большого табуна чистопородных донских лошадей конезавода, пригнанного сюда для выпаса.
Государственный заповедник «Ростовский» - единственный район в России, где на воле обитают дикие лошади - донские мустанги.
Слайд17
Воспитатель
А теперь пока дует попутный ветер мы с вами отправимся на север Ростовской области,
Слайд 18
Воспитатель
При въезде в Вёшенскую установлен памятный знак «Орёл». Широко распластал он крылья над седой ковыльной степью, присев на камень на возвышенности у самого тихого Дона, замер в бронзе. С высоты орлиным гордым взором смотрит он на станицу Вёшенскую.
Слайд 19, 20, 21,22, 23
Воспитатель Где жил знаменитый наш земляк писатель М.А. Шолохов, который написал много произведений «Нахалёнок»; «Федотка»; «Ванюша» и многие другие. В своих рассказах о детях М. А. Шолохов показал замечательные образы детей. Они были вашими ровесниками, весёлыми, задорными и в то же время способными на смелые поступки.
Слайд 24
Воспитатель
К востоку от Вёшенской – любимое место М.А. Шолохова и всех гостей станицы – Лебяжий яр или Крутояр…
Слайд 25
Воспитатель
Памятник Григорию и Аксинье посвящен героям произведения Шолохова "Тихий Дон". Проект памятника создан в 1957 году, но был установлен лишь в 1983 году на набережной Ростова-на-Дону. В 1995 году скульптура была перенесена в Вёшенскую, где происходили события с героями.
Памятник представляет собой скульптуру Григория, сидящего на коне, возле которого несет воду Аксинья. Шолохов внес некоторые корректировки в проект, посоветовав заменить конические ведра на цилиндрические, а арабского коня на коня-дончака. Скульптура выполнена из бронзы, имеет высоту 6,5 метра. Установлен памятник на высоком берегу Дона, откуда открывается прекрасный вид на саму реку и ее округи.
Слайд 26
Воспитатель Что можно сказать по этому дому? Кто в нем живет? Как он называется? Какие люди живут в ст. Вешенская.?
Ответы детей: (В нём живёт семья казака, курень)
Воспитатель
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Казаки – вольные люди. Главной обязанностью казака была защита своего отечества.Чтобы узнать, как живут в ст. Вешенская казаки зайдем в гости.
Слайд 27
Воспитатель
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке.
Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.
Слайд 28
Воспитатель
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа.
Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы.
Слайд 29
Воспитатель
Одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Слайд 30
Воспитатель
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.
Уже с раннего детства казачьих детей готовили к военной службе: обучали стрельбе из лука, ружей, рубке саблей, джигитовке на лошади.
В ст. Вешенской всегда много гостей. Вешенская славится гостеприимством. Здесь бережно хранят самобытный казачий язык и донскую культуру. Именно здесь
Слайд 31, 32, 33, 34
Воспитатель
В конце мая Вешенская – в цвету яблонь, вишен, черемухи и сирени, чиста и нарядна. В это время года на улицы станицы приходит праздник. Собираются здесь не только земляки писателя Шолохова, но и гости из окрестностях, городов Ростовской области и всей России, а также зарубежных стран. На улицах станицы открывается ярмарка.
Песня для казака – это не писаная, а спетая история народа. В песнях донских казаков отражена вся их жизнь. Песня сопровождала казака в течение всей жизни. В дни фестиваля «Вешенская весна» над Доном в станице нескрнчаемо звучат казачьи песни.
Слайд 35
Воспитатель
Отрывок из этой песни мы сейчас прослушаем
Звучит Донская казачья песня
Слайд 36
Воспитатель
Вот такая наша Донская земля. На этом наша экскурсия подошла к концу и нам пора возвращаться домой. Мы садимся в автобус и он нас быстро довезет до дома, если вы сейчас расскажите, что вам больше всего запомнилось, понравилось в нашей экскурсии.
Ответы детей
Слайд 37
Итог занятия
Воспитатель
Ребята, хочется сказать, что вы все молодцы! Все вы были внимательными слушателями, интересными собеседниками, любознательными путешественниками! Поделитесь своим настроением от путешествия: возьмите значок- магнитик – это настроение и прикрепите его на магнитную доску!
солнышко - было весело, интересно, увлекательно и что больше всего понравилось
тучка - было скучно, не интересно
Воспитатель
Очень хорошо, что наше путешествие пополнило ваши знания о Ростовской области. Я желаю вам изучать свой край и узнавать о нём как можно больше.
Родной край! Как прекрасны его просторы и богатства, как много дают они человеку! Как богат он замечательными талантливыми людьми, своим трудом прославляющими родную землю!
Ребята, можно долго рассказывать о красоте Ростовской области
Потамошнева Наталья Алексеевна
Татьяна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Татьяна