12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Колесникова Анна Владимировна83
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ № 61»

г. Перми

________Н.И. Арамилева

«____»___________2017 г

 

Краткосрочный курс

«Фитнес - аэробика»

для 5-6 классов

на 2017/2018 учебный год

 

Составитель:

 Учитель физической культуры 1 категории

Колесникова Анна Владимировна

 

Пояснительная записка

В настоящее время по всему миру и в нашей стране всё большую популярность приобретают фитнес-программы. В нашей школе я решила открыть курс для подростков. Что может предложить моя программа: 1. двигательную активность. 2. разнообразие движений 3. увлекательную познавательную деятельность. 4. здоровый образ жизни 5. спортивные достижения.

Фитнес-аэробика официально признана одной из дисциплин спортивной аэробики. Спортивная аэробика – вид спорта, в котором используются элементы художественной, спортивной гимнастики и акробатики. Спортивная аэробика как вид спорта зародилась в Америке в 1984 году. Инструкторы из различных фитнес-клубов устраивали между собой небольшие турниры, постепенно повышали уровень выполняемых упражнений. В 1995 году Международная федерация гимнастики признала спортивную аэробику новым видом спорта. В 1992 году была создана Федерация спортивной аэробики России, а в начале 2004 года этот вид спорта признал Госкомспорт РФ.

Федерация Аэробики России (ФАР) активно развивает фитнес-аэробику как массовый вид спорта. Изначально одной из основных задач Федерации являлась популяризация оздоровительной аэробики в России посредством проведения фестивалей, конкурсов и спортивных праздников. С 1992 года было проведено более 100 мероприятий, в которых приняло участие более 20000 человек. В 2000 году ФАР стала членом Международной федерации спорта, аэробики и фитнеса (FISAF) и начала развивать новый массовый вид спорта — фитнес-аэробику.

По сути фитнес-аэробика — это вид спорта, зародившийся в фитнесе и впитавший в себя самые популярные и современные направления: классическая аэробика, степ, хип-хоп. Еще одним немаловажным моментом является и тот факт, что в отличие от профессионального спорта и от спортивной аэробики в том числе, в фитнес-аэробике нет рискованных и травмоопасных элементов. Фитнес-аэробика синтезировала все лучшее в практике и теории оздоровительной и спортивной аэробики. Это гимнастические и танцевальные движения, прошедшие тщательный отбор временем и практикой специалистов с точки зрения их пользы для здоровья человека.

Стоит отметить особую популярность фитнес-аэробики среди детей и молодежи. Здесь фитнес-аэробика по сравнению с другими видами спорта достигла феноменальных результатов. Масштабы и число всевозможных спортивных мероприятий, чемпионатов и первенств по фитнес-аэробике для молодежи огромны. С 2000 года в чемпионатах, кубках и первенствах России, проводимых Федерацией Аэробики, приняло участие уже более 10000 человек. А ведь выступления на соревнованиях, конкурсах, фестивалях является для юного человека сильнейшим мотивационным фактором систематических занятий физкультурой и спортом, мощным стимулом к ведению здорового полноценного образа жизни.

Совершенно очевидно, что фитнес-аэробика — это наиболее «здоровый» вид спорта, в котором, прежде всего, оцениваются красота, гармония и совершенство. Пожалуй, впервые за всю спортивную историю человечества физическая культура в лице фитнес-аэробики настолько близко приблизилась к искусству и философии, возведя на пьедестал человеческую индивидуальность и внутреннее равновесие.

При составлении программы движений для соревновательного выступления воспитанникам предоставляется возможность развить свои творческие качества.
 

Цель и задачи программы

Цель: способствовать повышению уровня тренированности и физического развития организма через систему занятий аэробикой и другими видами фитнеса, тем самым укрепляя здоровье детей.

Задачи:

способствовать укреплению здоровья детей путем повышения выносливости и тренированности сердечно-сосудистой, респираторной систем, развития и укрепления опорно-двигательного аппарата;

познакомить детей с базовыми шагами и движениями аэробики;

развивать чувство ритма, темпа, музыкальность;

совершенствовать технику движений в целом;

воспитывать организованность, аккуратность во внешнем виде, поведении и движениях, дружелюбное отношение к товарищам, чувство уважения к чужим успехам и способность к взаимопомощи.

способствовать развитию позитивной самооценки, уверенности в себе, инициативности, смелости, фантазии;

развивать интерес к занятию фитнесом, формируя привычку и потребность детей вести активный образ жизни.

 

Возраст учащихся. Срок реализации данной программы.

Программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов, занятия проходят на базе МАОУ «СОШ № 61» - (1 час в неделю). 8 занятий в четверти. Данная образовательная программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность.

Формы организации деятельности

Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности, для достижения оптимального результата на занятиях используются различные виды работы с обучающимися:

Фронтальная

Работа в парах, тройках, малых группах

Индивидуальная

Методы реализации программы

Словесные методы

Рассказ

Беседа

Дискуссия

Голосовые сигналы (счёт, подсказки)

Наглядные методы

Визуальные сигналы (визуальный счёт, специальные сигналы, обозначающие движение, направление движения, его начало и повторение)

Практические методы

Элементы фитнес-аэробики

комментированные упражнения на развитие силы и гибкости

Методы контроля и самоконтроля

Программы (использование всех основных движений классической аэробики)

Организация занятий

Особенности проведения занятий

Особенностью таких занятий является то, что их структура выстроена в соответствии с требованиями к структуре современной фитнес-тренировки, а образовательная часть (теоретическая подготовка, специальные знания о технике выполнения элементов и другие понятия) вплетена в тренировочный процесс и выражается в беседе и демонстрации инструктором материала непосредственно во время движения - выполнения упражнений, шагов и связок шагов аэробики. Такой подход, учитывая особенности психических процессов детей данного возраста, должен способствовать наилучшему усвоению материала и одновременному выполнению образовательных и оздоровительных задач.

Структура занятия

Структурный элемент занятия

Задачи

Время

1

Вступление

Создать позитивное рабочее настроения

Проконтролировать готовность группы к занятию

1 – 2 мин.

2

Разминка (warm up)

Подготовить организм к интенсивной нагрузке (постепенное увеличение частоты сердечных сокращений, повышение температуры тела – разогревание мышц ) и профилактика травматизма и переутомления.

3 - 5 мин.

3

Динамический

(предварительный) стретчинг

(pre - stretch)

Немного растянуть разогретые мышцы, чтобы подготовить их к интенсивной и амплитудной работе, без риска получения травмы.

1,5 – 2 мин.

4

Аэробная часть

(Aerobic training)

Тренировка сердечно – сосудистой, дыхательной систем; повышение интенсивности метаболизма; укрепление мышц, суставов, связок.

Работа над улучшением пластики, координации движений.

Снятие психического напряжения, психоэмоциональный подъем.

Достижение образовательных целей

13 – 15 мин.

5

Заминка (cool doun)

Постепенное снижение частоты сердечных сокращений.

1,5 – 2 мин.

6

Стретчинг (post stratch)

Развитие гибкости.

Увеличение интенсивности обмена веществ в мышцах.

Предотвращение болевых ощущений в мышцах после тренировки.

2 мин.

7

Подвижная игра

 

5 мин.

Методика проведения занятий

При планировании занятий в рамках данный программы мы используем принцип «изучение – повторение - закрепление». То есть на изучение любого из шагов аэробики, включенного в содержание данной программы, необходимо несколько занятий. Так на первом занятии происходит знакомство с новым шагом аэробики, техникой его выполнения – это этап изучения. При этом руки чаще всего не используются (в положении руки на пояс). За одно занятие может быть изучен один (если шаг сложный) или несколько шагов (в случае простых шагов), но не более трех, шаги даются без модификаций. Если дети быстро освоили шаг, можно добавить простейшие движения руками. На втором занятии происходит закрепление изученного шага, его исполнение в совокупности с движениями рук, включение в связки шагов. На 3 и, если это необходимо, последующих занятиях происходит закрепление изученного шага – можно использовать его модификации, интересные решения для движений руками, включение его в связки разной сложности. При этом на одном и том же занятии может происходить изучение одного шага, повторение другого и закрепление третьего в пределах одной связки шагов.

При планировании занятия связка шагов демонстрируется детям по методу прибавления. Суть этого метода в том, что каждое разученное движение прибавляется к предыдущему:

Разучиваем движение А

Разучиваем движение В

Прибавляем А + В

Разучиваем движение С

Прибавляем А + В + С

Разучиваем движение D

Прибавляем А + В + С + D

При знакомстве с новым шагом и разучивании комбинации шагов инструктор использует метод предварительного показа: в тот момент, когда группа выполняет простые базовые движения (например, марш или приставной шаг, или другой ранее изученный), инструктор командует «смотрите на меня» и показывает движение или комбинацию движений; затем группа по команде повторяет за инструктором это движение.

На этапах повторения и закрепления пройденных шагов и их комбинаций используется метод модификации – это видоизменение движений и комбинаций движений, то есть любые усложнения изначального шага или комбинации шагов.

На занятии в разминочной части, стретчинге, разучивании комбинации шагов в основном используется фронтальный способ организации, когда движения демонстрируются инструктором, а группа их повторяет. При этом на более поздних этапах программы для проведения разминки или стретчинга инструктора может заменять кто-то из учеников. Это может стать важным моментом для создания ситуации успеха для ребенка. Особенно следует уделять внимание тем случаям, когда прежде нерешительные дети через какое – то время начинают проявлять инициативу – это необходимо поддержать, так как такие ситуации будут способствовать повышению самооценки таких детей. Очень важно, когда во время занятия инструктор не только поправляет возможные неточности и ошибки в технике выполнения шагов, но и обращает внимание группы на тех детей, у которых движения или их связки получаются хорошо, ставя их как пример для подражания.

Вся теоретическая часть материалов программы излагается воспитанникам в процессе тренировки в виде пояснений и объяснений при выполнении движений. Для уже изученных движений инструктор в ходе занятия вместо названий шагов может использовать определенные короткие команды (визуальные и голосовые), что экономит время и способствует сохранению ритма занятия.

Очень важным условием для успешного проведения занятия и выполнения всей программы в целом является правильный выбор музыки. В идеале, это должны быть специализированные диски, на которых музыкальные треки записаны без пауз, подобраны по времени к разным этапам занятия и имеют в связи с этим разный темп. При этом максимальный темп (в основной части занятия) составляет от 120 до 138 bpm (ударов в минуту), эта величина варьируется в зависимости от этапа программы, так как от темпа музыки будет зависеть интенсивность занятия и степень физической нагрузки на организм ребенка. Если нет специализированных дисков, музыкальные композиции можно подобрать самостоятельно, соблюдая вышеизложенные требования. Стоит помнить, что музыкальное сопровождение создает настроение занятия, поэтому музыка для тренировки должна быть позитивной, нравиться детям, быть ритмичной, «заводить» детей. Стоит помнить, что в течение года следует менять диски, чтоб музыка не надоедала детям, так как в этом случае положительный эмоциональный эффект и впечатление от тренировки будет снижаться.

Тематическое планирование 8 часов

п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

 

1

Техника безопасности на занятиях фитнесом.

0.5

0.5

1

2.

Базовая аэробика. Способствовать координации движений.

 

1

1

3.

Особенности движения руками, туловищем и ногам в фитнессе. Способствовать развитию силы.

 

1

1

4

Комбинации всех изученных шагов.

Стретчинг.

 

1

1

5

Комбинации всех изученных шагов

Акробатика.

     

6 - 7

Комбинации всех изученных шагов. Развитие координации движений. Прыжковые упражнения.

 

2

2

8

Конференция.

 

1

1

 

Итого

   

8

 

Содержание программы

1 тема: Техника безопасности на занятиях фитнесом.

Правила поведения в зале для фитнеса, дистанция для безопасного выполнения амплитудных движений.

Основы гигиены спортсмена и спортивных занятий

Требования к спортивной форме и обуви для занятий, прическам. Поведение во время занятия и после него, правила питания и питья до и после занятия.

Основы анатомических и физиологических знаний.

Элементарные знания о строении своего тела: названия частей тела, суставов, групп мышц и отдельных мышц, сторон тела, поверхностей тела и конечностей; знания о сердце, легких, их значении. Элементарные физиологические представления: механизм возникновения движений тела, работа мышцы, восстановление мышц после работы, функционирование сердца и легких, их роль в жизни человека и в обеспечении мышечной работы; механизм повышения выносливости, развития мышц, механизм работы сустава во время прыжков.

Основы музыкальной грамоты.

Умение описать характер музыки (веселая, грустная, спокойная, энергичная, торжественная), характеризовать ее темп (медленная, умеренная, быстрая, очень быстрая), определять сильную и слабую доли в музыке. Понятие «счет», количество счетов в шаге, связке, «музыкальный квадрат».

2 тема: Базовая аэробика

Техника выполнения базовых шагов и элементов аэробики, модификация шагов. Техника движений рук. Голосовые и визуальные команды. Правила составления связок шагов и практика в этом направлении.

Распределение шагов и элементов аэробики по этапам обучения

1 этап

2 этап

3 этап

Марш (March)

Базовый шаг (Basic Step)

Приставной шаг (Step Touch и Double Step Touch)

Открытый шаг (Open Step)

Выставление ноги на пятку (Heel Touch)

Ходьба ноги врозь – ноги вместе (Straddle)

Шаги 1 этапа +

Ви – степ (V - step)

Подъем колена (Knee Up)

Шаг – захлест (Curl)

Шаг – кик (Kick step)

Выпады (Lunges)

Мамбо (mambo)

«Виноградная лоза» (Grapewine)

Шаги 1и 2 этапов +

Бег (Jog)

Прыжок ноги врозь – ноги вместе (Jumping Jack)

Подскок (Skip)

Ча-ча-ча (Cha – cha - cha)

Шоссе (Chasse)

Twist Jump

Сочетание шагов с подскоком на одной ноге (Scottisch)
 

3 тема: Особенности движения руками, туловищем и ногами в фитнессе. Способствовать развитию силы.

Общеразвивающие упражнения для рук

Поднимание и опускание рук – вперед, вверх, назад, в стороны; движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе; круги руками; сгибание и разгибание из различных исходных положений, в разном темпе

Общеразвивающие упражнения для туловища

Повороты, наклоны, круговые движения головой и туловищем в основной стойке, стойке ноги врозь, стойке на коленях, сидя на полу с различными положениями рук и движениями руками с изменением темпа и амплитуды движений.

Общеразвивающие движения для ног

Сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах; приведение, отведение и махи вперед. Назад и в сторону; круговые движения стопой. Полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе; то же на одной ноге с одновременным подниманием другой вперед или в сторону. Выпады вперед, назад, в сторону. Пружинящие полуприседания в выпаде в сочетании с поворотом кругом. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа и т.д.

Общеразвивающие упражнения в большей степени применяются во время разминки, особенно на 1 этапе обучения. Разминка может проводится в вине небольшого «фитбол-класса».

Развитие силы, метод круговой тренировки.

4 тема: Комбинации всех изученных шагов.

Составление и разучивание связок из изученных шагов по карточкам.

Связка №1 - «Пробежка».

Марш (March)

Базовый шаг (Basic Step)

Приставной шаг (Step Touch и Double Step Touch)

Открытый шаг (OpenStep)

Выставление ноги на пятку (Heel Touch)

Ходьба ноги врозь – ноги вместе (Straddle)

Стретчинг - развитие гибкости. Увеличение интенсивности обмена веществ в мышцах. Предотвращение болевых ощущений в мышцах после тренировки.

5 тема: Комбинации всех изученных шагов. Акробатика.

Составление и разучивание связок из изученных шагов по карточкам.

Связка № 2 – «Мини - диско»

Шаги 1 этапа +

Ви – степ (V - step)

Подъем колена (Knee Up)

Шаг – захлест (Curl)

Шаг – кик (Kick step)

Выпады (Lunges)

Мамбо (mambo)

«Виноградная лоза» (Grapewine)

Акробатика. Акробатические элементы в парах и в тройках.

6 – 7 тема: Комбинации всех изученных шагов. Развитие координации движений. Прыжковые упражнения.

Связка № 3 – «Движение вперед».

Шаги 1и 2 этапов +

Бег (Jog)

Прыжок ноги врозь – ноги вместе (Jumping Jack)

Подскок (Skip)

Ча-ча-ча (Cha – cha - cha)

Шоссе (Chasse)

Twist Jump

Сочетание шагов с подскоком на одной ноге (Scottisch)

Прыжковые упражнения. Прыжки через скакалку, обруч, скамейку. Прыжки ноги врозь, прыжки с махами.
 

8 тема: Конференция. Показательное выступление.
 

Опубликовано в группе «НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.