КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ УМК «STARLIGHT» В 6-7 КЛАССАХ)
Манахова Н.В.
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ УМК «STARLIGHT» В 6-7 КЛАССАХ)
Как интегрировать креативность в повседневную практику на уроках английского языка, используя типичные действия и упражнения? Этим вопросом учителя английского языка ежедневно задаются при обдумывании своих уроков, планируя как работу с языковой системой, так и работу по формированию речевых навыков.
Какие небольшие изменения в привычной нам системе уроков могут постепенно привести к более богатой и мотивирующей, более творческой учебной среде для учащихся?
Рассмотрим несколько творческих альтернатив типичным, повседневным упражнениям и процедурам на уроке.
При обучении лексике мы обычно стремимся помочь нашим ученикам связать форму слова с его значением, чтобы они могли понять значение, если они столкнутся с формой (они видят или слышат слово), и чтобы они могли придумать форму (сказать это или написать это), когда они имеют в виду определенный смысл. Когда мы представляем лексику, мы предоставляем форму, устную и / или письменную, и даем некоторое представление о значении через контекст, изображения, объекты, мимику, звуки и словесные подсказки или создавая ситуацию, в которой проясняется значение. Это часто требует большого творчество учителей, поскольку они пытаются найти способы прояснить смысл без использования родного языка, но ученики могут выполнять часть этой творческой работы.
Если у вас есть конкретный список слов, который обучающимся необходимо выучить по той или иной теме, можно сделать слайд со словами на русском языке и попросить учащихся, разбив их на группы, выбрать пять, которые они хотят выучить больше всего. После этого группы дают подсказки к выбранным ими словам. Они могут использовать драму, пантомиму, звуки, рисунки, фрагменты текста, перефразирование – все, что угодно, кроме слова на русском языке. Затем учитель спрашивает обучающихся, знает ли кто-нибудь из них английское слово, и просит их произнести это слово. Если нет, указывает это слово сам и просит их повторить слово и написать его на доске.
Представление грамматических структур на уроках английского языка обычно ограничивает участие обучающихся пониманием использования и ‘значения’ структуры, идентификацией ее в тексте, обобщением правила и применением его. Следующий альтернативный вариант работы над грамматическим материалом, на примере темы «Past Simple и Past Continuous и случаи их употребления», приведет к более активному вовлечению учащихся, обладающих собственным уникальным воображением. Предлагаем учащимся вспомнить свой предыдущий день и найти время, когда им было немного скучно, или они устали, были несчастны и т.д. и записать это время дня на стикере, например, ‘around six in the evening’. Составляем из ребят, которые выбрали похожее время, небольшие группы или пары и просим их рассказать, чем они занимались в выбранное ими время, продемонстрировав им вариант ответа. Например, ‘I was correcting tests around six yesterday evening. What were you doing around six? После того как все пары отчитались перед классом, просим их найти человека или группу людей, которые, по их мнению, могли бы изменить это время суток к лучшему для них, и записываем это имя, например, ‘Супермен’. Далее просим группы представить, что человек этот действительно прибыл и какие изменения вызвало его прибытие. Обучающиеся формулируют свои ответы в виде короткого рассказа, а учитель по мере необходимости помогает им. Подготовленные рассказы можно использовать для объяснения грамматики, записав на доске рассказ или часть его, можно собрать рассказы и выполнить грамматическое упражнение, используя их, например, «Complete the sentences with the right forms of the verbs». Или попросить создателей историй самостоятельно составить упражнения, а затем поменяться с другой парой. А можно попросить учеников объединить все истории в одну приключенческую историю. Если нужно найти подходящий контекст, который связывает жизнь обучающихся и / или их воображение с грамматическим моментом, например, это может быть отпуск мечты для Future Continuous или отчет о прибытии на далекую планету для Present Continuous.
Развитие навыков говорения подразделяется на три категории:
-учащиеся рассказывают о себе. Их просят поделиться фактами о себе, своих чувствах, идеях, мнениях и т.д.;
-обучающиеся действуют и говорят в определенной роли. Они получают некоторую информацию о ситуации, проблеме, персонаже, которым они являются, и т.д., и они вживаются в роль этого персонажа в данной ситуации;
- учащиеся говорят о ком-то или о чем-то другом, о ситуации / истории, частью которой они не являются.
Когда мы хотим, чтобы наши ученики действовали и говорили от имени других людей, нам нужно сообщить им, кто этот человек и какова ситуация.
Возникает вопрос: в какой степени учитель может полагаться на знания своих студентов о мире, их опыт и их воображение, чтобы иметь возможность действовать в этой роли? Если ситуация им знакома, короткого сценария может быть достаточно. Если у учащихся мало опыта, мы также склонны давать им информацию о том, как действовать и что говорить. Однако, это могут сделать и сами ученики.
Например, по теме «Покупки» учащимся можно предложить следующую ситуацию: ‘Мы в магазине. Покупатель вчера купил футболку, а дома обнаружил, что она порвана. Теперь покупатель разговаривает с продавцом, который продал ему футболку.’ Разделяем учащихся на пары и просим их написать в карточках подсказки для своей роли в двух столбцах, например:
Customer
Do this | Say this |
Show the hole in the T-shirt | I bought it from you yesterday. When I got home, I showed it to my mother and this hole was there. |
Собираем подготовленные карточки и перераспределяем их, убедившись, что пары не получают обратно свои собственные карты. На следующем этапе пары разыгрывают ситуацию, используя полученные карточки. Пока пары разыгрывают свои диалоги, другие слушают и выражают свое мнение, считают ли они, что диалог был разыгран с использованием ролевых карточек, которые они сделали.
Следующий вариант задания можно использовать при изучении любой темы для развития навыков говорения в роли от третьего лица. Просим микрогруппы выбрать историю, которую они хотели бы услышать. Какой это должна быть история? Сказка, приключенческая история, научно-фантастический рассказ, романтическая история и т.д.
- Кто главные герои?
- Какова сюжетная линия?
- Каково название?
Далее просим группы нарисовать иллюстрацию, связанную с этой историей, на листе бумаги формата А4 и написать название. Группы обмениваются рисунками и в течение пяти минут готовятся к рассказу истории другой группы на основе рисунка. Все учащиеся в группе должны принять участие в рассказывании истории. Обьединяем группы, которые обменялись рисунками, и просим их рассказать друг другу истории. В заключении оригинальные группы обсуждают, какая история, основанная на их рисунке, понравилась им больше всего. Вместо рисунков группы могут писать ключевые слова, чтобы подсказать историю, которую они хотели бы услышать. Подобные творческие задания часто могут сопровождаться заданиями по развитию навыков письменной речи. Например, выше описанное задание по теме «Покупки» можно продолжить следующим заданием по формированию навыков письма. Пары описывают сценарий, в котором кто-то возвращает объект в магазин:
- Что это за объект и что с ним не так?
- Когда и где он был куплен?
-Чего хочет клиент?
Затем обмениваются сценариями и пишут электронное письмо /жалобу, используя подсказки.
Применение на уроках предлагаемых заданий, способствующих развитию креативного мышления, приводит к более богатому, запоминающемуся, приятному и мотивирующему опыту обучения.