12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена315
учитель начальных классов
Россия, Саратовская обл., Аткарск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Название: «Крепко помните, друзья, что с огнём шутить нельзя!»

Аудитория: учащиеся 2 класса.

Цель: Продолжить формирование знаний детей о пожарной безопасности. Научить учащихся правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

1) отрабатывать правильность действий при возникновении пожара (вызов пожарных по телефону);

2) довести до сознания детей невозможность легкомысленного обращения с огнём;

3) воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважение к труду пожарных.


Подготовительная работа: разучивание детьми стихов и частушек

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, памятка “Чтобы не было пожара”, раскраски, карточки-огоньки с загадками, кроссворды












План проведения:

1.Самоопределение к деятельности.(2 минуты)

2.Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии.(3 минуты)

3.Постановка учебных задач.(2 минуты)

4.Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.(15 минут)

5.Физкультминутка.(3 минуты)

6.Индивидуальная работа и работа в группах.(15 минут)

7.Рефлексия.(5 минут)

















«Крепко помните, друзья, что с огнём шутить нельзя!»

1.Самоопределение к деятельности.(2 минуты)

Учитель: Добрый день, ребята! Наше занятие мне хотелось бы начать со стихотворения.

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Ребята, давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места.

2.Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии.(3 минуты)

(Звучит музыка (автор - Т.Залужная ) и на сцену выходит Буквоед)

Буквоед: Привет, ребята!

                  Чем бы нам с вами заняться?

                  Что бы такого сделать?

(Осматривается, в кармане находит коробок со спичками.)

                      О! Спички, так, так. Я, кажется, придумал.

                      Давайте  мы с вами костёрчик разведём!

                      Вот здорово!

(Пытается зажечь.)

Учитель: Что ты делаешь, Буквоед?

(Буквоед  от неожиданности роняет коробок.)

Буквоед: Что вы так кричите? Пожар что ли?

Учитель:  Не появись я вовремя – пожара бы не миновать.

Буквоед: Ой, Ой, ой! Из-за какой-то малюсенькой спички?

Учитель:  А вот посмотри, какая история произошла с мальчиками Ромой и Петей, которые думали также, как и ты.

(выходят два мальчика Рома и Петя)

Рома: Предложил однажды Рома

Фейерверк устроить дома

Из двенадцати ракет.

Пока папы с мамой нет.

Рома взял ракеты в руки.

И поджёг четыре штуки,

Не пришлось повеселиться.

Оба мы лежим в больнице.
Петя: Обожгли носы и щёки.

С фейерверком шутки плохи.

В зажигалке или спичке - Огонёчек- невеличка.

Просит: «Поиграй со мной,

Я ведь робкий и ручной».

Но плохая он игрушка:

Подожжёт диван, подушку,

Книжки, стол, ковёр, обои

И большой пожар устроит.

Рома и Петя вместе: Что запомнить мы должны?

Спички детям не нужны!

Буквоед: Ух, ты! А я  и не знал, что маленькая спичка может быть такой хулиганкой.

Учитель: Ребята, скажите, как вы думаете, правильно вели себя Рома и Петя? (ответы детей). А Буквоед, который хотел разжечь костёр? (ответы детей). Что могло бы произойти, если бы мы вовремя не вмешались? (ответы детей). Так чему будет посвящено наше мероприятие. Назовите его тему. (ответы детей)

3.Постановка учебных задач.(2 минуты)

Учитель: Правильно. Сегодня мы поговорим с вами об огне, пожаре. Как вы думаете, что можем получить от занятия? Какие цели поставим перед собой? (ответы детей).

Учитель:  Буквоед, судя по всему, ты не очень хорошо  знаешь правила   пожарной  безопасности, поэтому оставайся с нами. А ребята помогут тебе их узнать.

Буквоед: Ладно, останусь! Вдруг пригодится.

4.Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.(15 минут)

Учитель: Ребята, как вы думаете, огонь – это друг или враг? ( ответы детей).

Огонь – друг. Он всюду: в домах, на заводах, на полях и фермах. Огонь приводит в движение пароходы, самолёты, двигатели ракет и космических кораблей. Без огня немыслима наша жизнь. Огонь – наш друг, если мы относимся к нему разумно и бережно.

Огонь – враг. Огонь всегда таил в себе опасность. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно. Поэтому, когда мы ведём себя плохо, не слушаемся родителей, когда мы не бережны с огнём, он превращается в самого злейшего врага.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.

Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.

Огонь может быть и другом и врагом.

Учитель: Значительную часть своей жизни человек проводит в своём доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие - пожар.

-Чем может быть опасен пожар? (ответы детей)

-Отчего может возникнуть пожар?(ответы детей)

Учитель: Ребята, подумайте, по каким причинам может возникнуть пожар?

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Каждая пара получает ладошку. Ваша задача: на каждом пальчике написать причину пожара. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(проверка)

Причины пожара: 

- Нельзя играть со спичками.

Нельзя оставлять без присмотра электроприборы.

Нельзя зажигать фейерверки, петарды в доме.

Нельзя разводить костры вблизи строений.

Нельзя сушить бельё над плитой.

Учитель: Если вдруг в дом пришла беда, и начался пожар, что мы должны сделать?

(ответы детей)

Учитель: Главное не поддаваться панике. Все наши действия должны быть быстрыми и четкими.

(дети под руководством учителя составляют правила поведения при пожаре, которые вместе с картинками вывешиваются на доску) ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Правило 1: мелкое возгорание потушите подручными средствами.

Правило 2: в задымлённом помещении двигайся ползком.

Правило 3: в задымлённом помещении нужно дышать через мокрую ткань.

Правило 4: если невозможно потушить возгорание, срочно покиньте помещение.

Правило 5 : плотно закрывайте дверь при эвакуации.

Правило 6 : если выйти невозможно, найдите источник свежего воздуха, выберитесь на балкон.

Правило 7 : вызовите пожарных по телефону 101 или 112.

Ученик: Коль возник пожар в квартире,

Набирайте “01”!

Помните, что в целом мире

Вам поможет он один!

Четко адрес назовите,

Дом, подъезд, этаж и лифт,

Также кратко доложите,

Есть ли дети, что горит.

Учитель: А теперь, ребята, давайте потренируемся. Как правильно вызывать пожарных.

Игра « Позвони пожарному».

Дети с помощью телефонного аппарата “вызывают” пожарных.

По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? Позвоните. (Варианты ответов детей).

(Образец правильного варианта: “Набрать номер 01 или 101. Это пожарная часть? У нас в доме пожар. Адрес: улица Заречная, дом 1, квартира 1. Говорит Петя Иванов, телефон 48251” )

5.Физкультминутка.(3 минуты)

Учитель называет слова, дети показывают соответствующие движения.

"Вода" – показать горизонтальную волну одной рукой;

"Огонь" – вертикальные волны обеими руками, изображая пламя;

"Песок" – делать движения пальцами, словно сыпешь песок сверху вниз.

Учитель: Ребята, а хотите, пусть даже в игре, оказаться пожарными?

Игра «Пожарные, вперёд».

(Дети встают командами друг за другом. Перед ними лежат мягкие игрушки, которые выполняют роль животных. По сигналу первый участник команды надевает каску, проходит гусиным шагом, т.к. в помещении большая задымлённость, спасает животного из огня (в роли животного служат игрушки) и возвращается назад. Затем он снимает каску и передаёт эстафету следующему участнику. Тот в свою очередь, также надевает каску, и бежит спасать другого животного с огня и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока вся команда не выполнит задание. Вперёд!

6.Индивидуальная работа и работа в группах.(15 минут)

Учитель: Спасибо Вам, ребята, что смогли предотвратить пожар. Но в нашем кабинете кое - где притаились огоньки и их нужно потушить! Давайте попробуем! Загадки знаете? Приготовьтесь отгадывать! ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
(Ученики глазами ищут и находят огоньки на стенах кабинета. Затем по очереди берут огонек со стены и зачитывают загадки. Каждая отгаданная загадка означает, что огонек потух.) 
Первый огонек.
В маленьком амбаре 
Держат 100 пожаров. (Спички)
Второй огонек.
Где с огнём беспечны люди,
Обязательно он будет. (Пожар)
Третий огонек.
Таять может, да не лёд, 
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)
Четвертый огонек.
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает? 
Без чего никак нельзя? (Противогаз)
Пятый огонек.
Сирена громкая на мне,

Вся в цвете красном, как в огне.

Любой пожар - всегда причина

Позвать (пожарную машину).
Шестой огонек.
Шипит и злится, 
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает. (Огонь)

Учитель: Ребята, давайте с вами ещё немного поиграем. Я вам буду задавать вопрос, а вы отвечаете либо «Это я, это я, это все мои друзья», если считаете, что вы поступайте точно так же, как было сказано, либо отвечаете «Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья», если считаете, что к вам это не относится.

Готовы! Слушайте только внимательно!

1.Кто из вас заметив дым, Говорит: «Пожар! Горим!»

(«Это я, это я, это все мои друзья»)

2. Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,

Бережёт родную школу от огня?

(«Это я, это я, это все мои друзья»)

3. Кто из вас шалит с огнем,

Утром, вечером и днем?

(«Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья»)

4. Кто почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре?

(«Это я, это я, это все мои друзья»)

5. Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор.

(«Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья»)

6. Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

(«Это я, это я, это все мои друзья»)

7. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?

(«Это я, это я, это все мои друзья»)

8. Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.

(«Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья»)

9. Кто костры не поджигает ,

И другим не разрешает?

(«Это я, это я, это все мои друзья»)

10. Кто, скажите честно, братцы, любит спичками играться?

(«Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья»)

11. . Кто из вас, заметив дым, вызывает «01»?

(«Это я, это я, это все мои друзья»)

12. Кто из вас шалит с огнём?

Признавайтесь честно в том!

(«Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья»)

13. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

(«Это я, это я, это все мои друзья»)

14. Кто, признайтесь нам опять, любит бомбочки взрывать?

(«Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья»)

Учитель: Народ посвятил много пословиц этой серьёзной и важной теме. Поработаем с вами в парах. «Пословицы рассыпались». Ваша задача собрать их. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Пословицы

1. Правда в огне не горит не дружит

2. Искру туши до пожара, не бывает.

3. Дыма без огня беду отводи от удара.

4. Там не загорится, загораются.

5. И сырые дрова где огня нет.

6. Упустишь огонь – не потушишь.

7. Много дыму, да мало пылу.

8. Солома с огнём и в воде не тонет

Учитель: А сейчас я предлагаю вам объединить в группы, а для этого проведем жеребьёвку.

(учащиеся из коробки вытягивают жетоны)

Те, кому достались красные жетоны – первая группа. Те, у кого зеленые жетоны – вторая группа. Сейчас я проверю, насколько хорошо и слажено вы можете работать в группах. Разгадывание ребусов. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

(учащиеся в группах отгадывают ребусы)

(Проверка правильности отгадывания ребусов)

Учитель: Молодцы, отлично получилось. А теперь попробуйте проявить творчество. Следующее задание: вам необходимо придумать и записать на место пропуска подходящее слово. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил …………

Красный отблеск побежал

Кто со спичками……………

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над ………

Помни каждый гражданин

Это номер …………

Дым увидел не зевай

И пожарных …………

Это всем должно быть ясно

Что шутить с огнем …………

Учитель: Очень часто в общественных местах можно встретить вот такие знаки. Давайте внимательно посмотрим на них и подумаем, что эти знаки могут обозначать и где их можно встретить.


t1684942226aa.jpgЗнак перечёркнутой сигареты “Запрещается курить”. Изображается на наружной стороне дверей помещений, где нельзя пользоваться открытым огнём и находятся ядовитые вещества.

t1684942226ab.jpg  Знак перечёркнутой горящей спички “Запрещается пользоваться открытым огнём”. Изображается на наружной стороне дверей помещений и складов с пожароопасными материалами, а также на таре с ними.

t1684942226ac.jpgЗнак, где нарисован кран и перечёркнутый огонь “Запрещается тушить водой”. Изображается на таре со щелочными металлами, а также на дверях помещений, где эти вещества хранятся.

t1684942226ad.jpgТреугольный знак – огонь “Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества”. Изображается на таре, где хранятся легковоспламеняющиеся жидкости.

Учитель: А сейчас я предлагаю каждой группе придумать свой запрещающий знак на тему «Пожарная безопасность». ПРИЛОЖЕНИЕ 7.


Ученик: Пожар не просто потушить,
Ребенок даже знает,
И легче все предотвратить,
Когда не полыхает.

Не забывай, что соблюдать,
Все нормы надо строго,
Тогда пожару не бывать,
И места нет тревоги.

7.Рефлексия.(5 минут)

Учитель: Вот и подходит наше мероприятие к концу. Скажите, ребята, с какими правилами пожарной безопасности мы с вами сегодня познакомились? Что может стать причиной пожара? Как нужно вести себя во время пожара? Какой номер должен помнить каждый гражданин?

В завершении нашего мероприятия ребята споют нам частушки.

Девочки:
Чайник на плиту поставим,
Сами в «Денди» поиграем,
Позабыли мы про газ….
Лишить жизни может нас.
Мальчики:
Спичка брошена нечаянно,
Пламя вспыхнуло нечаянно
Вы без паники, друзья, 
Жилье спасайте от огня.

Девочки:
На чердак забрались дети,
Дым почуяли соседи,
Вы, ребята, догадались,
Чем они там занимались?

Мальчики:
Пожар в квартире номер пять,
Лезут дети под кровать.
А спасатели придут,
Как они их там найдут?

Все вместе:
О пожаре пели мы,
Чтоб спасти вас от беды.
Призываем всех: «Друзья,
С пламенем играть нельзя!

Учитель: В память о нашем занятии я хочу подарить вам вот эти памятки! ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Спасибо за внимание!

С огнём не играйте!

С огнём не шалите!

Здоровье и жизни свои берегите!


























Используемая литература и интернет ресурсы:
Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции» («Вече», 2007).
Википедия. Противопожарные стихи.
http://pozarnyi.ru
Сайт http://zanimatika.narod.ru/

Сайт https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/05/26/vneklassnoe-meropriyatie-po-protivopozharnoy-bezopasnosti

Сайт https://infourok.ru/sbornik-vneklassnih-meropriyatiy-po-ppb-488996.html

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.