Кружок «Говорушки»
12
Пояснительная записка
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.
Ребёнок не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.
При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния.
В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.
Актуальность кружка
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи этого возраста– помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, сказки). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей, снять «установку» на занятие, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала занятия.
Цель программы - Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски. Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.
В рамках программы предусмотрено:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Задачи кружка
Обучающие:
1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
2.Обогащать, активизировать речь детей.
3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6.Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
2.Развивать интерес к народному творчеству.
3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4.Развивать внимание, зрительное восприятие.
5.Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому.
Методы проведения кружка
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен);
2. Наглядный - показ действий.
3. Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Кружковые занятия проводятся по 10 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Всего 26 занятий.
Аналитическая справка о результативности кружковой работы предоставляется 1 раз в год в мае.
Сценарий деятельности кружка перед коллегами и родителями осуществляется 2 раза в год.
Согласие родителей на посещение кружка (Приложение 1).
Табель посещаемости кружка (Приложение 2).
Педагогическая диагностика уровня развития детей (Приложение 3).
Карта развития ребенка 2-3 лет (Приложение 4).
Тематический план
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | «Козлик» потешка. Сочиняем сказку | Пополняем словарный запас детей. Формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать. Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать радостное настроение. | Козлик, зайчик, гуси (игрушки). |
2-я неделя | Расскажи стихи руками | Формировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Развивать умение мимикой, позой, жестами, движениями передавать основные эмоции. Воспитывать желание детей участвовать в танцевальных импровизациях. | Куклы: петушок, уточка, коза, Аленушка. |
3-я неделя | Потешка «Зайка серенький сидит» | Поощрять стремление участвовать в игре с игрушкой. Пополнять словарный запас детей | Игрушка зайчик. |
4-я неделя | Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) | Вызывать желание следить за развитием действия в сказке, сопереживать персонажам народной сказки. | Декорации, игрушки: медведь, мышка, лиса, волк, зайка, лягушка. |
ОКТЯБРЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | «Цветы» разучивание игры со стихотворным сопровождением | Вызывать желание повторять отдельные фразы вместе с педагогом и самостоятельно. Продолжать развивать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. | Бутафорские цветы по количеству детей в группе. Игрушка мотылёк на гибкой проволоке. |
2-я неделя | «Я умница – разумница» Русская народная потешка. | Разучивание русской народной потешки «Я умница- разумница». Развивать интерес к устному народному творчеству. | Кукла Маша |
3-я неделя | «Зайчик» чешская народная игра | Поощрять стремление участвовать в игре с игрушкой. Пополнять словарный запас детей. | Игрушка зайчик |
4-я неделя | «Лиса, заяц и петух» Русская народная сказка | Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле, сопереживать персонажам народной сказки. Поощрять игры с шумовыми игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения народной игрушки. | Декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Лиса, заяц и петух». Шумовые игрушки. |
НОЯБРЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | «Коза – хлопота» Русская народная потешка | Вызывать радостное чувство от участия в игре. Побуждать наблюдать за действием педагога с резиновой игрушкой, вызывать желание играть с ней. Развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки. | Шапочки-маски птичек по количеству детей. Резиновая игрушка - коза |
2-я неделя | «Деревьям по подарку» латышская народная песенка | Продолжать развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки. Познакомить с приметой осени (деревья меняют свой окрас), обогащать словарный запас детей. | Плоскостные деревья, кусты, атрибуты к потешке «Деревьям по подарку» |
3-я неделя | «Я серый волк» Г. Науменко | Побуждать детей использовать движения для создания образа птички. Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, слушая авторское стихотворение. Учить сочувствовать персонажу. | Шапочки-маски птичек по количеству детей |
4-я неделя | «Серенький козлик» Кукольный спектакль | Развивать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, умение сопереживать происходящему, расширять интонационный диапазон. | Декорации, комплект резиновых кукол к спектаклю «Серенький козлик» |
ДЕКАБРЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | «Сидит зайка» Русская народная потешка | Вызывать радостное чувство от участия в игре. Побуждать наблюдать за действием педагога с резиновой игрушкой, вызывать желание играть с ней. Развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки. | Шапочки-маски птичек по количеству детей. Резиновая игрушка - зайка |
2-я неделя | «Как по снегу, по метели» Русская народная потешка | Продолжать развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки. Познакомить с приметой зимы (снег на деревьях), обогащать словарный запас детей. | Плоскостные деревья, кусты, атрибуты к потешке «Деревьям по подарку» |
3-я неделя | «Птички зимой» Русская народная игра | Побуждать детей использовать движения для создания образа птички. Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, слушая авторское стихотворение. Учить сочувствовать персонажу. | Шапочки-маски птичек по количеству детей |
4-я неделя | «Зимняя сказка» Кукольный спектакль | Развивать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, умение сопереживать происходящему, расширять интонационный диапазон | Декорации, комплект резиновых кукол к спектаклю |
ЯНВАРЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | Машенька и рукавички. Кукольный спектакль | Поддерживать интерес к кукольному спектаклю, приобщать к художественному слову | Ширма, игрушки: Машенька, птички, зайчики, волк |
2-я неделя | «Зайчишка – трусишка» Русская народная потешка | Познакомить детей с управлением перчаточными куклами. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски. | Настольная ширма, плоский домик с вырезанным окошком. Перчаточные куклы: Курочка, цыплятки, птичка. Шапочки – маски зайчиков; бутафорские морковки |
3-я неделя | «Волчок – волчок» Русская народная потешка | Познакомить детей с русской народной потешкой «Волчок – волчок». Знакомить детей с приемами кукловождения перчаточных игрушек. Приучать внимательно следить за развитием действия в кукольном спектакле, эмоционально реагируя на происходящее. | Мягкие игрушки: медведь, зайчик. Настольная ширма, перчаточная игрушка- волк, комплект перча- точных кукол к спектаклю «Гуси и волк» |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | «Зайчик». Русская народная считалка «Прыг да скок» Русская народная игра | Вызывать интерес к театрально -игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в хороводе. | Мягкая игрушка зайчик, шапочка-маска зайчика |
2-я неделя | «Лиса» Русская народная потешка | Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски. | Настольная ширма. Перчаточная игрушка лиса Шапочки-маски зайчиков по количеству детей |
3-я неделя | «Три медведя» Настольный театр | Познакомить детей с кукольным спектаклем «Три медведя». Стимулировать активность детей в звукоподражании. | Набор перчаточных кукол к спектаклю «Три медведя» |
4-я неделя | «Бабушкины забавушки» | Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызывать желание слушать народные загадки, потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками. Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога. | Настольные игрушки: корова, козлёнок, утка, гусь, воробей. Колокольчики по количеству детей в группе. Платок для бабушки |
МАРТ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | «Топ – Топ» Кабардино – балкарская песенка. «Мамины помощники» настольный театр | Побуждать детей принимать участие в игре, выполняя движения по показу педагога. Прививать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, желание досмотреть сказку до конца. Воспитывать желание участвовать в общей пляске, выполняя движения по показу педагога. | Настольная ширма, комплект рукавичек к кукольному спектаклю «Мамины помощники» |
2-я неделя | «Зайчик» Русская народная потешка «Прокати, лошадка, нас!» песенка | Побуждать детей принимать участие в игре. Помогать передавать движения, связанные с образом зайчика. Развивать желание слушать потешку, наблюдал за действием педагога с игрушками. Стимулировать активность детей в звукоподражании. | Резиновые куклы: сорока, лошадка, Ваня. Шапочка-маска зайчика. |
3-я неделя | «Маша и медведь» настольный театр | Приобщать к игре, обучая звукоподражанию. Учить понимать содержание сказки, разыгранной педагогом. | Игрушки театра рукавичек: большая собака и щенок. Комплект кукол театра рукавичек к спектаклю «Маша и медведь». |
4-я неделя | «Шарик мой голубой» песенка | Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, стремление понять содержание песенки, потешки. Создать радостное настроение, желание играть с резиновыми игрушками. | Голубые воздушные шары, комплект резиновых игрушек |
АПРЕЛЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | «Мышка в чашечке зеленой» польская детская песенка «Медведь» русская народная потешка | Знакомить детей с приёмами кукловождения театра народной игрушки. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Побуждать к участию в свободных плясках с игрушками. | Большая машина; комплект кукол театра народной игрушки: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь |
2-я неделя | «Теремок» Р.Н. С. | Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога. Развивать стремление участвовать в свободных плясках, выполняя движения по показу педагога и самостоятельно. | Большая машина, комплект народных игрушек к сказке «Теремок» |
3-я неделя | «Самолет» потешка «Веселые музыканты» кукольный театр | Побуждать детей принимать участие в игре со стихотворным сопровождением. Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле. | Пригласительный билет. Комплект народных игрушек Петрушка, медвежонок. зайчик, козочка, кошка |
4-я неделя | «Шла собачка» русская народная потешка. «Петух» русская народная считалка | Закреплять интерес к театрально-игровой деятельности. Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с народными игрушками. Разучивание русской народной потешки «Шла собачка» | Кукла Маша. Комплект народных игрушек: петух, заяц, лиса, собака, медведь |
МАЙ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1-я неделя | «Расти, коса, до пояса» Русская народная потешка | Вызывать желание слушать русскую народную потешку, наблюдая за действиями педагога. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Заинтересовать детей действиями педагога с мягкой игрушкой. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым. Развивать эмоциональную отзывчивость, | Деревянный гребень для расчёсывания волос. Мягкая игрушка: лиса |
2-я неделя | «Кто в домике живёт?» кукольный спектакль | Показать кукольный спектакль «Кто в домике живёт?» Поддерживать желание общаться с игрушками. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым. | Напольная плоскостная избушка. Мягкие игрушки: медведь, медведица, два медвежонка |
3-я неделя | «Не вари кашу круту» Русская народная потешка | Прививать любовь к русскому фольклору. Вызывать желание участвовать в игре, выполняя движения руками по показу педагога. Познакомить с кукольным спектаклем «Под грибком». Поддерживать стремление детей принимать участие в кукольном спектакле, сопровождая пляску кукол. | Мягкая игрушка мишка. Декорации, атрибуты, комплект резиновых игрушек к спектаклю «Под грибком» |
4-я неделя | Анализ театрально-игровой деятельности детей | Провести анализ театрально-игровой деятельности детей. Оценить их творческие проявления во второй половине учебного года |
Список использованной литературы
« Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
«Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;
«Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А.Савельева.
«Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;
«Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. “Кукольный театр – дошкольникам” г.Москва “Просвещение”, 1982 г.
Маханева М.Д. “Театрализованные занятия в д/с” г. Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.Петрова Т.И., Сергеева Е.Я., Петрова Е.С. “Театрализованные игры в д/с” г. Москва “Школьная пресса” 2000 г.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.ВасильевойСборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;Сорокина Н.Ф., Милаванович Л.Г. “Программа Театр – творчество – дети” г. Москва, 1995 г.Штанько И.В.“Воспитание искусством в д/с” г. Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
Приложение 1. Согласие родителей на кружок
DOCX / 15.3 Кб
Приложение 2. Табель кружка
DOCX / 28.01 Кб
Приложение 3. Педагогическая диагностика уровня развития детей
№ | Фамилия, имя ребенка | Этюдный тренаж | Игры – драматизации | Этюды с куклами | Кукольные спектакли | Общая оценка |
Приложение 4. Карта развития ребенка 2-3 лет
Фамилия, имя, дата рождения________________________________________
Дошкольное учреждение, дата заполнения_____________________________
Показатели развития | Достижения ребенка |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | |
Любознательный, активный | |
Эмоционально отзывчивый | |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | |
Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе | |
Овладевший необходимыми умениями и навыками | |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
Кияйкина Наталья Федоровна
Суркаева Анастасия Васильевна