12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыденко Оксана890
Закончила Воронежский Государственный Педагогический Университет. В школе работаю с 1996 года.
Россия, Воронежская обл., с. Верхнее Турово

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»

Принято «Утверждаю»

Педагогическим советом школы Директор школы

Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.

Приказ №___ от_______

Рабочая программа

по (предмету)- Историческое краеведение

Класс - 9

Всего часов на учебный год - 35ч.

Количество часов в неделю - 1ч в неделю

Учебник В.И.Панова, А.О.Амелькин «Историческое краеведение Воронежской области»

 

Учитель:

Фамилия Давыденко

Имя Оксана

Отчество Викторовна

Категория - первая

Стаж работы - 20 лет

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Школьным методическим объединением Заместитель

Руководитель ШМО директора по УВР

гуманитарного цикла

___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./

Протокол №_____ от__________

с. Верхнее Турово

2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ, региональной программы ВОИПКиПРО и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" .

Общая характеристика учебного предмета

Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания. Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной лично­сти.

Нормативными основаниями изучения курса «Краеведение» явля­ются Федеральный закон «Об образовании», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, делегировавшие право разработки национально-регионального компонента субъектам федера­тивного государства. В соответствии с приказом Департамента образо­вания, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. № 760 в региональном базисном учебном плане часы региональ­ного компонента рекомендуется использовать на введение учебного кур­са «Историческое краеве­дение» в 8-9 классах.

Изучение регионального курса «Историческое краеведение» преду­сматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружаю­щем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет кате­горию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процес­сов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Содержание курса «Историческое краеведение» нацеливает на использование предмет­ных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.

Курс «Историческое краеведение» позволяет углубить знания по ис­тории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краевед­ческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков.

Актуальность изучения истории края определяется государствен­ным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.

Главная цель изучения курса «Историческое краеведение» — разви­тие, образование и воспитание личности школьника, способного к са­моидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические зна­ния в учебной и социальной деятельности. Содержание программы курса «Историческое краеведение» по­строено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осу­ществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач. Практико-ориентированная составляющая содержания программы может быть реализована через тематические экскурсии по Воронеж­скому краю, посещения архивов и музеев . Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического крае­ведения .

Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познаватель­ной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических пред­ставлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Место учебного предмета в учебном плане:

Изучение курса «Историческое краеведение» в 8-9 класса по 1часу в неделю предусмотрено в региональном компонен­те базисного учебного плана для образовательных учреждений Воро­нежской области. В 8 классе изучается история Воронежского края с древности до середины XIX в., в 9 классе - со второй половины XIX в.до современности.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

Задачи изучения курса «Историческое краеведение»:

- формирование знаний об основных событиях, явлениях, процес­сах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;

- развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;

- воспитание ценностных подходов к усвоению культурного насле­дия родного края, традиций жителей своего региона;

- развитие познавательных и интеллектуальных способностей уча­щихся на основе анализа информации из различных источников, органи­зации исследовательской и проектной деятельности;

- формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимо­действия и участия в решении проблем окружающего социума.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

9 КЛАСС (34 Ч)

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX в.

Воронежская губерния в пореформенный период.

Реформа 1861 г. в губернии: особенности ее проведения и послед­ствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губер­нии. Народническое движение в крае. Деятельность народников в крае. Г. В. Плеханов, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и др. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Социально-экономические условия жизни ра­бочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки. Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.

Развитие образования в крае. Деятельность С. И. Мосина, М. А. Веневитинова. Деятели культуры - уроженцы Воронежского края. Художники И. Н. Крамской, Н. Н. Ге.

Тема 2. События начала XX в. в истории Воронежского края.

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской губер­нии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - вес­ной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае.

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии. Измене­ние внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения.

Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917года.

События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии. Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Гражданская война в губернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осенью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 гг.).

Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.

Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности. Раз­витие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) к преобразование в 1934 г. в Воронежскую область. Индустриализация в Воронежской области. Интенсивный рост про­мышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы инду­стриализации. Коллективизация в Черноземье. Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Чер­ноземье. Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые ре­прессии партийно-государственных работников, интеллигенции, кре­стьян, рабочих, церковнослужителей.

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в куль­турном строительстве. Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа.

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.

Воронежская область в начале войны. Начало мобилизации в ар­мию и формирование Воронежского добровольческого полка. Пере­стройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Военные действия на территории Воронежской области. Наступле­ние на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воро­нежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны. Героизм, запечатленный в мемо­риалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышлен­ности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской об­ласти. Возрождение культурных ценностей.

Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950-1990-е гг.

Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.

Рост промышленного производства, строительство новых предприя­тии (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специали­зация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы де­ревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Во­ронеже и области.

Достижения наших земляков в области культуры. Развитие образо­вания на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели.

Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области.

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Развитие образования и культуры в Воронежской области. Совре­менная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства.

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _9_ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются в этом году 11 детей, из которых мальчиков – 9, девочек - 2. По итогам успеваемости за 8 класс имеют "5" -5, "4"-3, "3"-3. Качество знаний за прошлый год - 70% .

Небольшая группа учеников ( Турищев Владимир, Швецов Иван Патрушева Соня,) проявляет желание и возможность изучать предмет  на продвинутом уровне. Они имеют - 5. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. Шесть учеников учатся на «хорошо». Это: Фёдоров Сергей, Турищев Александр, Маслов Олег, Борисов Николай, Швецов Влад. Ребятам не достаёт усидчивости, мотивации к учёбе. Не все домашние задания выполняются полностью, допускаются ошибки в выполнении тестов. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения , которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Это обусловливает необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _9_ класса и специфики классного коллектива.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать):

основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сфор­мировавшиеся в ходе исторического развития края;

изученные виды исторических источников;

уметь:

соотносить даты событий истории края с веком; определять по­следовательность и длительность важнейших событий истории края;

использовать текст исторического источника при ответе на во­просы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

показывать на исторической карте территории расселения наро­дов, границы края, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участни­ках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе тек­ста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творче­ских работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и со­бытий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терми­нов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических собы­тий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения собы­тий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиоз­ной принадлежности.

искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интерне­те, брать интервью;

использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, про­ектов.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник В.И.Панова, А.О.Амелькин «Историческое краеведение Воронежской области»

ЛИТЕРАТУРА

1.. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведе­ние : книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.

2.А.М.Аббасов Вехи древнего Воронежа. В.,1995.

3. Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. - Во­ронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.

Пыльнев Ю.В. История народного образования Воронежской области к.17в.-н.20в.

Воронежская энциклопедия . в 2-х т-х. В., 2008г.

Сапелкин 100 знаменитых воронежцев. В, 2012.

В.П.Загоровский Воронежская историческая энциклопедия.В.,1992.

60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. -Воронеж, 2005.

В.А.Степынин Крестьянство Чернозёмного центра в революции 1905-1907гг..

Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / Под ред. О.Г. Ласунского. - Воронеж, 2006.

Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. - Воронеж, 1979.

С.В.Томашевский, А.Н.Юрасов Ратная слава России. Воинская слава Воронежа. В., 2012г.

.Край наш Воронежский. К 50-летию образования области. -Воронеж, 1985.

Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод, пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.

Материально-техническое обеспечение:

Проектор, экран, компьютер, принтер

Видеофильмы.

Репродукции, фотографии,

Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),

Календарно-тематическое планирование КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 9 класс (34 часа).

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание

Дата проведения

План

Факт

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX в. (5 ч)

1

1. Реформа 1861 г. в губернии: особенности ее проведения и последствия.

1

Урок изучения нового материала

Развитие капитализма в губернии. Изменение структуры населения крестьянские выступления.

   

2.

Народническое движение в крае.

1

Комбинированный урок

Организации «Наши», «Земля и воля», «Черный пе­редел».

Деятельность народников в крае. Г. В. Плеханов, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и др.

   

3

Начало рабочего движения и зарождение пер­вых социал-демократических организаций

1

Комбинированный урок

Социально-экономические условия жизни рабочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки

   

4

Деятели культуры - уроженцы Воронежско­го края.

1

Комбинированный урок

Развитие образования в крае. Деятельность С. И. Мосина М. А. Веневитинова. Художники И. Н. Крамской, Н. Н. Ге

   

5

Урок-зачет по теме: Воронежская губерния в пореформенный период

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной теме

   
 

События начала XX в. в истории Воронежского края (3ч)

 

6

Социально-экономическое развитие губернии .

1

Урок изучения нового материала

Развитие промышленности.

Положение рабочих и крестьян в губернии

   

7

Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воро­нежской губернии.

1

Комбинированный урок

Февральская стачка, восстание солдат дисципли­нарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - весной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае

   

8

Общественно-культурная жизнь губернии.

1

Комбинированный урок

Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения

   

Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г. (5 ч)

 

9

События Февраля 1917 г. в Воронеже и гу­бернии.

1

Урок изучения нового материала

Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия.

   

10.

Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае.

1

Комбинированный урок

Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах

   

11-12.

Гражданская война в губернии.

2

Комбинированный урок

Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осе­нью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. На­родное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 г.).

   

13.

Урок-зачет по теме: «Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г.

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной теме

   

Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг. (6 ч)

14.

Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности.

1

Урок изучения нового материала

Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 г. в Воронежскую область

   

15.

Индустриализация в Воронежской области.

1

Комбинированный урок

Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации

   

16

Коллективизация в в Воронежской области.

1

 

Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье

   

17

Сталинские репрессии в Воронежском крае.

1

Комбинированный урок

Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, цер­ковнослужителей.

 

18.

Культурная жизнь в Воронежской губер­нии и изменения в культурном строительстве.

1

Комбинированный урок

Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преоб­ражение г. Воронежа

 

19.

Урок-зачет по теме: «Социально-о экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной теме

 

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства (8 ч)

 

20.

Воронежская область в начале войны.

1

Комбинированный тип

Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эва­куация части воронежских заводов. Начало массиро­ванных налетов фашистской авиации на город

   

21.

Военные действия на территории Воронеж­ской области.

1

Комбинированный тип

Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (коман­дующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторенская насту­пательные операции и их значение. Злодеяния гитле­ровцев на воронежской земле

   

22

Боевые и трудовые подвиги наших земля­ков в годы войны..

1

Комбинированный тип

Героизм, запечатленный в мемо­риалах, памятниках, музеях, названиях улиц

   

23

Практикум: сочинение «Война в судьбе мо­ей семьи»

1

Практикум

сочинение «Война в судьбе мо­ей семьи»

   

24-25

Экскурсия по местам боевой славы. Посещение музея «Арсенал»

2

экскурсия

Экскурсия в музей

   

26

Восстановление народного хозяйства.

1

Комбинированный тип

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Восстановление промышлен­ности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской об­ласти. Возрождение культурных ценностей

   

27

Урок-зачет по теме «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послево­енного строительства»

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной теме

   
 

Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950-1990 гг 3часа)

   

28-29

Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.

2

Комбинированный тип

Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, за­вод тяжелых механических прессов, завод радиодета­лей, Острогожский консервный завод, Нововоронеж­ская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концен­трация и специализация сельскохозяйственного про­изводства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области

   

30.

Достижения наших земляков в области культуры.

1

Комбинированный тип

Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронеж­ские писатели

   
 

Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области (4 ч)

 

31.

Экономика края на современном этапе развития: ее особенности.

1

Комбинированный тип

Крупные предприятия края. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправ­ления: их функции, взаимодействие, эффективность

   

32

Развитие образования и культуры в Воро­нежской области.

1

Комбинированный тип

Современная архитектура и строительство. Но­вые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь

   

33.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения

1

Комбинированный тип

Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства

   

34

Итоговое повторение.

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной курсу

   
 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.