Рабочая программа по предмету «Историческое краеведение» в 9 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.
Приказ №___ от_______
Рабочая программа
по (предмету)- Историческое краеведение
Класс - 9
Всего часов на учебный год - 35ч.
Количество часов в неделю - 1ч в неделю
Учебник В.И.Панова, А.О.Амелькин «Историческое краеведение Воронежской области»
Учитель:
Фамилия Давыденко
Имя Оксана
Отчество Викторовна
Категория - первая
Стаж работы - 20 лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель
Руководитель ШМО директора по УВР
гуманитарного цикла
___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./
Протокол №_____ от__________
с. Верхнее Турово
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ, региональной программы ВОИПКиПРО и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" .
Общая характеристика учебного предмета
Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания. Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.
Нормативными основаниями изучения курса «Краеведение» являются Федеральный закон «Об образовании», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, делегировавшие право разработки национально-регионального компонента субъектам федеративного государства. В соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. № 760 в региональном базисном учебном плане часы регионального компонента рекомендуется использовать на введение учебного курса «Историческое краеведение» в 8-9 классах.
Изучение регионального курса «Историческое краеведение» предусматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружающем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Содержание курса «Историческое краеведение» нацеливает на использование предметных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.
Курс «Историческое краеведение» позволяет углубить знания по истории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краеведческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков.
Актуальность изучения истории края определяется государственным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.
Главная цель изучения курса «Историческое краеведение» — развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Содержание программы курса «Историческое краеведение» построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач. Практико-ориентированная составляющая содержания программы может быть реализована через тематические экскурсии по Воронежскому краю, посещения архивов и музеев . Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического краеведения .
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Место учебного предмета в учебном плане:
Изучение курса «Историческое краеведение» в 8-9 класса по 1часу в неделю предусмотрено в региональном компоненте базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области. В 8 классе изучается история Воронежского края с древности до середины XIX в., в 9 классе - со второй половины XIX в.до современности.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Задачи изучения курса «Историческое краеведение»:
- формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
- развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
- воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников, организации исследовательской и проектной деятельности;
- формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимодействия и участия в решении проблем окружающего социума.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
9 КЛАСС (34 Ч)
Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX в.
Воронежская губерния в пореформенный период.
Реформа 1861 г. в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии. Народническое движение в крае. Деятельность народников в крае. Г. В. Плеханов, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и др. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Социально-экономические условия жизни рабочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки. Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.
Развитие образования в крае. Деятельность С. И. Мосина, М. А. Веневитинова. Деятели культуры - уроженцы Воронежского края. Художники И. Н. Крамской, Н. Н. Ге.
Тема 2. События начала XX в. в истории Воронежского края.
Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - весной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае.
Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии. Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения.
Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917года.
События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии. Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Гражданская война в губернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осенью 1919 г.
Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 гг.).
Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.
Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) к преобразование в 1934 г. в Воронежскую область. Индустриализация в Воронежской области. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Коллективизация в Черноземье. Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.
Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве. Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа.
Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.
Воронежская область в начале войны. Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.
Военные действия на территории Воронежской области. Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.
Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.
Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской области. Возрождение культурных ценностей.
Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950-1990-е гг.
Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.
Рост промышленного производства, строительство новых предприятии (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.
Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области.
Достижения наших земляков в области культуры. Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели.
Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области.
Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.
Развитие образования и культуры в Воронежской области. Современная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь.
Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства.
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _9_ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются в этом году 11 детей, из которых мальчиков – 9, девочек - 2. По итогам успеваемости за 8 класс имеют "5" -5, "4"-3, "3"-3. Качество знаний за прошлый год - 70% .
Небольшая группа учеников ( Турищев Владимир, Швецов Иван Патрушева Соня,) проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. Они имеют - 5. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. Шесть учеников учатся на «хорошо». Это: Фёдоров Сергей, Турищев Александр, Маслов Олег, Борисов Николай, Швецов Влад. Ребятам не достаёт усидчивости, мотивации к учёбе. Не все домашние задания выполняются полностью, допускаются ошибки в выполнении тестов. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения , которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Это обусловливает необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _9_ класса и специфики классного коллектива.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения истории края ученик должен:
знать (понимать):
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, проектов.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник В.И.Панова, А.О.Амелькин «Историческое краеведение Воронежской области»
ЛИТЕРАТУРА
1.. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведение : книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.
2.А.М.Аббасов Вехи древнего Воронежа. В.,1995.
3. Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. - Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.
Пыльнев Ю.В. История народного образования Воронежской области к.17в.-н.20в.
Воронежская энциклопедия . в 2-х т-х. В., 2008г.
Сапелкин 100 знаменитых воронежцев. В, 2012.
В.П.Загоровский Воронежская историческая энциклопедия.В.,1992.
60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. -Воронеж, 2005.
В.А.Степынин Крестьянство Чернозёмного центра в революции 1905-1907гг..
Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / Под ред. О.Г. Ласунского. - Воронеж, 2006.
Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. - Воронеж, 1979.
С.В.Томашевский, А.Н.Юрасов Ратная слава России. Воинская слава Воронежа. В., 2012г.
.Край наш Воронежский. К 50-летию образования области. -Воронеж, 1985.
Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод, пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, принтер
Видеофильмы.
Репродукции, фотографии,
Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
Календарно-тематическое планирование КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 9 класс (34 часа).
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Тип урока |
Содержание |
Дата проведения |
|||||
План |
Факт |
|||||||||
Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX в. (5 ч) |
||||||||||
1 |
1. Реформа 1861 г. в губернии: особенности ее проведения и последствия. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Развитие капитализма в губернии. Изменение структуры населения крестьянские выступления. |
||||||
2. |
Народническое движение в крае. |
1 |
Комбинированный урок |
Организации «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Деятельность народников в крае. Г. В. Плеханов, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и др. |
||||||
3 |
Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций |
1 |
Комбинированный урок |
Социально-экономические условия жизни рабочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки |
||||||
4 |
Деятели культуры - уроженцы Воронежского края. |
1 |
Комбинированный урок |
Развитие образования в крае. Деятельность С. И. Мосина М. А. Веневитинова. Художники И. Н. Крамской, Н. Н. Ге |
||||||
5 |
Урок-зачет по теме: Воронежская губерния в пореформенный период |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученной теме |
||||||
События начала XX в. в истории Воронежского края (3ч) |
||||||||||
6 |
Социально-экономическое развитие губернии . |
1 |
Урок изучения нового материала |
Развитие промышленности. Положение рабочих и крестьян в губернии |
||||||
7 |
Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии. |
1 |
Комбинированный урок |
Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - весной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае |
||||||
8 |
Общественно-культурная жизнь губернии. |
1 |
Комбинированный урок |
Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения |
||||||
Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г. (5 ч) |
||||||||||
9 |
События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. |
||||||
10. |
Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае. |
1 |
Комбинированный урок |
Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах |
||||||
11-12. |
Гражданская война в губернии. |
2 |
Комбинированный урок |
Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осенью 1919 г. Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 г.). |
||||||
13. |
Урок-зачет по теме: «Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г. |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученной теме |
||||||
Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг. (6 ч) |
||||||||||
14. |
Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 г. в Воронежскую область |
||||||
15. |
Индустриализация в Воронежской области. |
1 |
Комбинированный урок |
Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации |
||||||
16 |
Коллективизация в в Воронежской области. |
1 |
Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье |
|||||||
17 |
Сталинские репрессии в Воронежском крае. |
1 |
Комбинированный урок |
Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей. |
||||||
18. |
Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве. |
1 |
Комбинированный урок |
Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа |
||||||
19. |
Урок-зачет по теме: «Социально-о экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг. |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученной теме |
||||||
Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства (8 ч) |
||||||||||
20. |
Воронежская область в начале войны. |
1 |
Комбинированный тип |
Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город |
||||||
21. |
Военные действия на территории Воронежской области. |
1 |
Комбинированный тип |
Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторенская наступательные операции и их значение. Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле |
||||||
22 |
Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны.. |
1 |
Комбинированный тип |
Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц |
||||||
23 |
Практикум: сочинение «Война в судьбе моей семьи» |
1 |
Практикум |
сочинение «Война в судьбе моей семьи» |
||||||
24-25 |
Экскурсия по местам боевой славы. Посещение музея «Арсенал» |
2 |
экскурсия |
Экскурсия в музей |
||||||
26 |
Восстановление народного хозяйства. |
1 |
Комбинированный тип |
Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской области. Возрождение культурных ценностей |
||||||
27 |
Урок-зачет по теме «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства» |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученной теме |
||||||
Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950-1990 гг 3часа) |
||||||||||
28-29 |
Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг. |
2 |
Комбинированный тип |
Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных. Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области |
||||||
30. |
Достижения наших земляков в области культуры. |
1 |
Комбинированный тип |
Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели |
||||||
Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области (4 ч) |
||||||||||
31. |
Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. |
1 |
Комбинированный тип |
Крупные предприятия края. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность |
||||||
32 |
Развитие образования и культуры в Воронежской области. |
1 |
Комбинированный тип |
Современная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь |
||||||
33. |
Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения |
1 |
Комбинированный тип |
Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства |
||||||
34 |
Итоговое повторение. |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученной курсу |