Программа внеурочной деятельности по истории «Исторические личности» (9 класс)
Аннотация
Цель курса:
Программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Задачи курса:
1)расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
2)через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
3)развивать умения составлять характеристику исторической личности;
4)определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
5)воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Предметные: формирование уважительного отношения к культуре страны, в которой мы живем, формирование культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической и социальной самоидентификации личности, овладение целостным представлением о путях развития русской культуры, формирование умений применять полученные знания для раскрытия сущности исторических событий и явлений, приобретение опыта активного освоения культурного наследия родного края и своего народа, создание основы для формирования у школьников интереса к расширению и углублению знаний по отечественной культуре.
Метапредметные: способность сознательно организовывать свою деятельность, осуществлять контроль по результату, владение умениями работы с учебной и внешкольной информацией ,способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, готовность к сотрудничеству и коллективной работе.
Личностные: осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края, понимание культурного многообразия мира, толерантность как норма осознанного отношения к мировоззрению, культуре, языку , вере, ценностям народов России и родного края.
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.
В результате изучения курса ученик должен
• локализовать во времени хронологические рамки и основные этапы отечественной и всеобщей истории ; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории ;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств , об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в , сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории .
Ученик получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в , объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности.
Раздел 1.
Роль личности в истории.
Раздел 2.
Понятие исторический процесс. Влияние исторической личности на принятие исторических решений.
Раздел 3.
Роль Рюрика в формировании государственности.
Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.
Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.
Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
Сергий Радонежский.
Иван III. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.
Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.
Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.
Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.
Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.
Борис Петрович Шереметев. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меньшиков.
Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.
Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.
Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.
Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.
Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.
Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора.
Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал семьи Романовых.
3.Тематическое планирование.
дата |
№ урока |
Тема раздела, урока |
Количество часов |
|
По плану |
фактически |
|||
Раздел 1. Роль личности в истории (1час) |
||||
|
|
1 |
Роль личности в истории |
1 |
Раздел 2. Взаимосвязь исторического процесса и деятельности личности. (2 часа) |
||||
|
|
2 |
Исторический процесс. |
1 |
|
|
3 |
Историческая личность. |
1 |
Раздел 3. События и люди. (31 час) |
||||
|
|
4 |
Рюрик. Норманнская теория. |
1 |
|
|
5 |
Первые русские князья. |
1 |
|
|
6 |
Ярослав Мудрый. |
1 |
|
|
7 |
Александр Ярославович Невский. |
1 |
|
|
8 |
Начало Московской династии. |
1 |
|
|
9 |
Иван Калита. |
1 |
|
|
10 |
Русь при Дмитрии Донском. |
1 |
|
|
11 |
Сергий Радонежский. |
1 |
|
|
12 |
Иван и Софья Палеолог. |
1 |
|
|
13 |
Личность Ивана Грозного. |
1 |
|
|
14 |
Избранная рада. |
1 |
|
|
5 |
Б. Годунов : опричник, правитель, царь. |
1 |
|
|
16 |
Учреждение патриаршества. |
|
|
|
17 |
К. Минин и Д. Пожарский. |
1 |
|
|
18 |
А.М. Тишайший. |
1 |
|
|
19 |
Петр и царевна Софья. |
1 |
|
|
20 |
Соратники Петра Великого. |
1 |
|
|
21 |
Елизавета – дочь Петра |
1 |
|
|
22 |
Екатерина II и ее окружение. |
1 |
|
|
23 |
М.М. Сперанский. |
1 |
|
|
24 |
Дней Александровых прекрасное начало. |
1 |
|
|
25 |
Жандарм Европы |
1 |
|
|
26 |
М. Т. Лорис-Меликов |
1 |
|
|
27 |
Великий реформатор |
1 |
|
|
28 |
Император миротворец |
1 |
|
|
29 |
К. П. Победоносцев |
1 |
|
|
30 |
П.А. Столыпин. |
1 |
|
|
31 |
Григорий Распутин. |
1 |
|
|
33 |
Последний император. |
1 |
|
|
34 |
Семья Николая II. |
1 |
35 Урок повторения. 1