12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Александровна Диденко79
Россия, Московская обл., деревня Боброво

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Бутовская СОШ №1 ______________________ И.М.Овчинникова

«21» августа 2020 г.











Рабочая программа

Родной язык

(базовый уровень)


для 2 - д класс










Составитель: Диденко Татьяна Александровна

учитель начальных классов








2020-2021г


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 декабря – Федеральный закон об образовании);

Федерального закона от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции

Федерального закона № 185-ФЗ);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

Требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Бутовская СОШ № 1»;

Базисного учебного плана начального общего образования;

Учебного плана МБОУ «Бутовская СОШ № 1» на текущий учебный год.


Предмет «Родной русский язык» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.


В соответствии с базисным учебным планом на реализацию предмета «Родной язык» отводится:

2 класс – 17 часов (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).

Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами курса являются

приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,

формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.


Место учебного курса «Родной русский язык» в учебном плане :

Предмет «Родной русский язык» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

В соответствии с базисным учебным планом на реализацию предмета «Родной язык» отводится:

2 класс – 17 часов (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).

Форма реализации программы:рабочая программа может быть реализована как при очной,так и при дистанционной форме обучения.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык»

2 класс

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:

 осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий на уроке;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

 учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

 ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:

Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»

2 класс

Учащийся научится:

различать понятия «архаизмы» и «историзмы»; находить их в предложенном тексте;

пользоваться справочным материалом для определения лексического значения слов.

Реализация содержательной линии «Язык в действии»

2 класс

Учащийся научится:

наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения;

определять прямое и переносное значение слов;

употреблять в речи однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы и т.д.;

выбирать слова, соответствующие предмету мысли.

Реализация содержательной линии «Секреты речи и текста»

2 класс

Учащийся научится:

участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

(самостоятельно) читать тексты, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

пользоваться словарями для решения языковых и речевых задач;

различать устную и письменную речь;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Учащийся получит возможность научиться:

анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Содержание учебного предмета

Второй год обучения (17часа)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);

2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;

3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Проектное задание: «Почему это так называется?».


Раздел 2. Язык в действии (5 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по

предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.


Раздел 3. Секреты речи и текста 7 часов)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Тематическое планирование


Название раздела

Кол-во часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

5

2

Язык в действии

5

3

Секреты речи и текста

7


Итого

17 часов





























Календарно – тематическое планирование по предмету «Родной русский язык» для 2-д класса


п/п

Тема

Содержание урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 ч)


Слова, называющие игры, забавы, игрушки

Слова, обозначающие предметы (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети.

1



Ржаной хлебушко калачу дедушка.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени.

1



Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину.

1



Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках

Фразеологизмы с общим смыслом, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

1



Проверочная работа:

Представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?».

1




Раздел 2. Язык в действии (5 ч)

Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения..

Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений

1



Для чего нужны синонимы?

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста.

1



Для чего нужны антонимы?

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов.

1



Как научиться читать стихи и сказки?

Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте.

1



Практическая работа:

Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.

1




Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч)

Участвуем в диалогах.

Приемы общения (уговаривание, просьба, похвала). Особенности русского речевого этикета.

1



Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации.

Формы обращения; использование обращения ты и вы

1



Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи..

Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление

1



Учимся связывать предложения в тексте

Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Заметки о посещении музеев, повествование об участии в народных праздниках.


1



Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования

1



Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования:

1



Практическая работа.

Представление результатов выполнения проектных заданий.Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.

1















«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР

Учителей начальных классов _____________/ Муджикова К.А./

_____________/ ____________/

«20» августа 2020 г. «20» августа 2020 г.


























































Лист коррекции



п/п

Тема

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина отклонений


















































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.