Рабочая программа по предмету «Родной язык» (базовый уровень) для 2 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Бутовская СОШ №1 ______________________ И.М.Овчинникова
«21» августа 2020 г.
Рабочая программа
Родной язык
(базовый уровень)
для 2 - д класс
Составитель: Диденко Татьяна Александровна
учитель начальных классов
2020-2021г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 декабря – Федеральный закон об образовании);
Федерального закона от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона № 185-ФЗ);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Бутовская СОШ № 1»;
Базисного учебного плана начального общего образования;
Учебного плана МБОУ «Бутовская СОШ № 1» на текущий учебный год.
Предмет «Родной русский язык» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
В соответствии с базисным учебным планом на реализацию предмета «Родной язык» отводится:
2 класс – 17 часов (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются
приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Место учебного курса «Родной русский язык» в учебном плане :
Предмет «Родной русский язык» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
В соответствии с базисным учебным планом на реализацию предмета «Родной язык» отводится:
2 класс – 17 часов (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Форма реализации программы:рабочая программа может быть реализована как при очной,так и при дистанционной форме обучения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык»
2 класс
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
2 класс
Учащийся научится:
различать понятия «архаизмы» и «историзмы»; находить их в предложенном тексте;
пользоваться справочным материалом для определения лексического значения слов.
Реализация содержательной линии «Язык в действии»
2 класс
Учащийся научится:
наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения;
определять прямое и переносное значение слов;
употреблять в речи однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы и т.д.;
выбирать слова, соответствующие предмету мысли.
Реализация содержательной линии «Секреты речи и текста»
2 класс
Учащийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Учащийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Содержание учебного предмета
Второй год обучения (17часа)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста 7 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 5 |
2 | Язык в действии | 5 |
3 | Секреты речи и текста | 7 |
| Итого | 17 часов |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Родной русский язык» для 2-д класса
№ п/п | Тема | Содержание урока | Кол-во часов | Дата проведения | |||||||
По плану | По факту | ||||||||||
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 ч) | |||||||||||
Слова, называющие игры, забавы, игрушки | Слова, обозначающие предметы (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. | 1 | | | |||||||
Ржаной хлебушко калачу дедушка. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени. | 1 | | | |||||||
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 | | | |||||||
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках | Фразеологизмы с общим смыслом, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). | 1 | | | |||||||
Проверочная работа: | Представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». | 1 | | | |||||||
| Раздел 2. Язык в действии (5 ч) | ||||||||||
Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения.. | Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений | 1 | | | |||||||
Для чего нужны синонимы? | Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. | 1 | | | |||||||
Для чего нужны антонимы? | Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов. | 1 | | | |||||||
Как научиться читать стихи и сказки? | Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. | 1 | | | |||||||
Практическая работа: | Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением. | 1 | | | |||||||
| Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч) | ||||||||||
Участвуем в диалогах. | Приемы общения (уговаривание, просьба, похвала). Особенности русского речевого этикета. | 1 | | | |||||||
Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации. | Формы обращения; использование обращения ты и вы | 1 | | | |||||||
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.. | Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление | 1 | | | |||||||
Учимся связывать предложения в тексте | Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Заметки о посещении музеев, повествование об участии в народных праздниках. | 1 | | | |||||||
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования | 1 | | | ||||||||
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования: | 1 | | | ||||||||
Практическая работа. | Представление результатов выполнения проектных заданий.Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. | 1 | | |
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР
Учителей начальных классов _____________/ Муджикова К.А./
_____________/ ____________/
«20» августа 2020 г. «20» августа 2020 г.
Лист коррекции
№ п/п | Тема | Планируемое количество часов | Фактическое количество часов | Причина отклонений |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |