Инструкция ИОТ №015/016 от 2013г. технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Цели изучения курса информатики и ИКТ
Комбинированный урок
ПТБ. Цели изучения курса информатики и ИКТ
Знать чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике, цели изучения курса информатики и ИКТ
Индивидуальный
опрос
§1.1 (стр. 7-11)
2
Информация и информационные процессы (9 часов)
2
Информация, основные информационные объекты различных видов.
Урок актуализации новых знаний
Информация. Информационные объекты. Человек и информация. Способы восприятия. Свойства информации.
Знать определение информации и основные информационные объекты различных видов
Фронтальный
опрос
§1.1 (стр. 7-11)
РТ №1, 2, 4, 6 (стр. 3)
9
3
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.
Урок актуализации новых знаний
Естественные и формальные языки.
Иметь представление о различиях естественных и формальных языков, их области применения
Фронтальный
опрос
§1.2 (стр. 12-16)
РТ №7, 9, 10, 11, 12 (стр. 8)
4
Дискретная форма представления информации. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.
Урок актуализации новых знаний
Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации, графической и звуковой информации.
Иметь представление о компьютерном представлении числовой, графической и звуковой информации.
Фронтальный
опрос
§1.3 (стр. 17-24)
§1.3 (стр. 17-24)
РТ № 16, 17, 18, (стр. 11)
5
Практическая работа №1. «Равномерные и неравномерные коды»
Урок закрепления знаний
Равномерные и неравномерные коды
Уметь составлять схемы двоичного кодирования
Практическая работа
§1.3 (стр. 17-24)
РТ № 19, 20 (стр. 11)
6
Единицы измерения информации.
Практическая работа №2. «Алфавитный подход к измерению информации»
Комбинированный урок
Понятие количества информации. Единицы измерения
количества
информации
Знать единицы измерения
количества и
скорости
передачи
информации.
Уметь переводить из одной единицы измерения количества информации в другую
Фронтальный
опрос, практическая работа
§1.4 (стр. 25-30)
РТ №40, 42-50 (стр. 20)
7
Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Практическая работа №3. «Обработка информации двумя типами»
Комбинированный урок
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи. Управление, обратная связь.
Знать виды информационных
процессов, их характеристики,
примеры источников и
приемников информации.
Уметь перечислять свойства информации в форме сообщений, знаний, СМИ.
Приводить примеры информационных процессов из жизни человека, природы, техники.
Фронтальный
опрос, практическая работа
§1.5 (стр. 31-41)
РТ № 57, 58, 60 , 65 (стр. 25)
8
Контрольная работа №1. «Информация и информационные процессы»
Урок обобщения и систематизации знаний
Информационные процессы: хранения, передачи и обработки информации. Восприятие, запоминание, и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей
Знать виды информационных
процессов, примеры источников и
приемников информации.
Уметь перечислять свойства информации.
Приводить примеры информационных процессов
Контрольная работа
9
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практическая работа №4. «Поиск информации с помощью компьютерных каталогов, поисковых машин, запросов по одному и нескольким признакам».
Урок закрепления знаний
Поиск информации с помощью компьютерных каталогов, поисковых машин, запросов по одному и нескольким признакам
Уметь выполнять поиск информации с помощью компьютерных каталогов, поисковых машин, запросов по одному и нескольким признакам
Практическая работа
§1.6 (стр. 31-41)
10
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Урок актуализации и формирования новых знаний
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Иметь представление об информационных ресурсах общества, об образовательных информационных ресурсах, о личной информации, об информационной безопасности, об информационной этике и праву.
Фронтальный
опрос
§1.6, §2.3,3.5
По плану: 10ч.,к.р.-1, п.р.-4
II
Компьютер как универсальное устройство обработки информации 7ч
11
Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера.
Урок актуализации новых знаний
Процессор и системная плата. Устройства ввода. Устройства вывода. Оперативная и долговременная память.
Знать различие между данными и программами, названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств, виды памяти.
Фронтальный
опрос
§ 2.1 (стр. 54 - 60)
РТ № 72 (стр. 32)
12
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Практическая работа №5. «Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходных материалов».
Урок закрепления знаний
Персональный компьютер: процессор и системная плата. Устройства ввода. Устройства вывода. Оперативная и долговременная память.
Уметь работать с устройствами компьютера
Практическая работа.
Выборочный опрос
§ 2.2 (стр. 61-67)
РТ № 77, 78, 80, 81, 97 (стр. 35)
13
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Сведения о языках программирования. Структура программы.
Уметь вычислять объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Выборочный опрос
§ 2.2 (стр. 61-67)
14
Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Программное
обеспечение ПК, основные операции с файлами
Знать программное обеспечение, его структура.
Уметь перемещать, копировать, удалять, сохранять объекты, создавать ярлыки, папки, переименовывать
Фронтальный
опрос
§2.3 (стр. 68 - 78)
РТ № 101, 102, (стр. 45)
15
Представление о программировании. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Правовые нормы использования программного обеспечения
Иметь представление о правовых нормах использования программного обеспечения
Фронтальный опрос и индивидуальный опрос
§2.3 (стр. 68 - 78)
РТ № 103, 104 (стр. 45)
16
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.
Практическая работа №6. «Работа с файлами»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей. Организация индивидуального информационного пространства.
Уметь различать элементы ОС, определять управляющие элементы диалоговых панелей. Уметь работать с графическим интерфейсом ОС Windows
Фронтальный
опрос
§ 2.5 (стр. 88 - 98)
РТ № 120, 121 (стр. 53)
Обработка графической информации (4 часа)
18
Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета.
Практическая работа №7. «Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять
иметь представление о графической информации.
Рассчитывать емкость графических объектов.
Фронтальный и индивидуальный опрос, практическая работа
Практическая работа №8. «Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Растровая и векторная графика.
Знать достоинства и недостатки растровой и векторной графики
Фронтальный и индивидуальный опрос
§ 3.2 (стр. 110-119)
РТ № 140-155 (стр. 60)
20
Геометрические и стилевые преобразования. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира: запись изображений, текста, музыки, таблиц результатов измерений.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Геометрические и стилевые преобразования
Иметь представление о геометрических и стилевых преобразованиях
Фронтальный и индивидуальный опрос
§ 3.3 (стр. 120-129)
РТ № 156 - 165 (стр. 66)
21
Использование примитивов и шаблонов.
Практическая работа №9. «Запись изображений и звука с использованием различных устройств».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форматы графических файлов.
Знать форматы графических файлов.
Фронтальный и индивидуальный опрос, практическая работа
§ 3.3
Обработка текстовой информации (8 часов)
22
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Практическая работа №10. «Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе»
Урок
комбинированный
Текстовые документы и технологии их создания.
Уметь использовать компьютерные инструменты создания текстовых документов
Фронтальный опрос
§ 4.1 (стр. 140-146)
РТ № 166-168 (стр. 70)
По плану: 12ч., п.р.-6
III
23
Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
знать работу с текстовыми документом
Фронтальный опрос
§ 4.2 (стр. 147-154)
РТ № 169 - 181 (стр. 72)
24
Примеры деловой переписки, учебной публикации.
Практическая работа №11. «Форматирование документов»
Урок закрепления знаний
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Уметь форматировать текстовые документами
Индивидуальный опрос
Практическая работа
§ 4.3 (стр. 155 - 163)
РТ № 182 - 189 (стр. 77)
25
Включение в текст формул, списков, изображений таблиц, диаграмм.
Практическая работа №12. «Визуализация информации»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Практическая работа №13. «Сканирование и распознавание текста».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Уметь использовать программу распознавания текста
Индивидуальный опрос
Практическая работа
§ 4.5 (стр. 170 - 173)
РТ № 190 – 191 (стр. 83)
27
Планирование работы над текстом. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать текста.
Примеры деловой переписки, учебной публикации
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форматы текстовых файлов. Параметры печати.
Системы оптического распознавания документов.
Назначение форматов текстовых файлов в различных текстовых редакторах.
Сохранять документ в разных форматах.
Возможности, аппаратное обеспечение и ПО системы оптического распознавания документов. Этапы распознавания текстовых документов.
Фронтальный опрос
§ 4.1-4.5
28
Компьютерное представление текстовой информации.
Практическая работа №14. «Основные этапы развития средств информационных технологий»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.
Знать кодовые таблицы
Фронтальный опрос
§ 4.6 (стр. 174-180)
РТ № 192 - 200 (стр. 84)
29
Практическая работа №15. «Оценка количественных параметров текстовых документов»
Урок закрепления знаний
Восьмиразрядный двоичный код
информационный объём текста
Уметь решать задачи на оценку количественных параметров текстовых документов
Практическая работа
§ 4.6 (стр. 174-180)
РТ № 201 - 213 (стр. 84
Мультимедиа (4 часа)
30
Компьютерные презентации. Растровая и векторная анимация.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.
Знать достоинства и недостатки растровой и векторной графики
Фронтальный опрос
§ 5.1 (стр. 200 - 205)
РТ № 214 - 227 (стр. 90)
31
Практическая работа №16. «Создание gif- uflash-анимации»
Урок закрепления знаний
Gif- uflash-анимация
Уметь создавать gif- uflash-анимацию
Практическая работа
§ 5.1 (стр. 200 - 205)
РТ № 214 - 227 (стр. 90)
32
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Практическая работа №17. «Запись звука»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Уметь создавать звуковые объекты
Практическая работа
§ 5.2 (стр. 206 -209)
РТ № 228 (стр. 94)
33
Использование простых анимационных графических объектов.
Практическая работа №18. «Захват цифрового фото и видео»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж
Уметь создавать мультимедийные объекты
Практическая работа
§ 5.2 (стр. 206 -209)
РТ № 228 (стр. 94)
34
Контрольная работа №2. «Создание и обработка информационных объектов»