Рабочая программа по технологии для 4 класса

8
3
Материал опубликован 12 July 2016 в группе

Рабочая программа

по технологии для 4 класса на 2015-16 уч. год



                Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования второго поколения

Количество часов в неделю: 1 ч

Всего: 34 часа

Учитель: Купрякова Л.А.,

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена на основе

ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России» и

авторской программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В.

 

Соответствие государственному образовательному стандарту

Программа соответствует государственному образовательному стандарту начального общего образования, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы основного общего и среднего (полного) образования «Школа России, планируемых результатов начального общего образования

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Предмет «Технология» направлен на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности.

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю, в 4 классе на курс отводится 34 ч .

Цели и задачи программы:

Цели изучения технологии в начальной школе:

Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

Освоение продуктивной проектной деятельности.

Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

Принципы, лежащие в основе построения программы

Принципиальная особенность программы - построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное

Специфика программы

Теоретической основой данной программы являются:

- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности: переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта

- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Программа обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает: знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;

первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

знакомство со свойствами материалов и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

Определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками: «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта. Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ

В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности

Содержание курса

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Конструирование и моделирование.

Практика работы на компьютере

Планируемые результаты освоения программы

При изучении технологии по учебникам «Технология» для 4 классов авторов Роговцевой Н.И и др. предоставляется возможность достижения учащимися следующих личностных результатов в соответствии с ФГОС.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

При изучении технологии по учебникам «Технология» для 4 классов авторов Роговцевой Н.И и др. предоставляется возможность достижения учащимися следующих метапредметных результатов в соответствии с ФГОС.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

При изучении технологии по учебникам «Технология» для 4 классов авторов Роговцевой Н.И и др. предоставляется возможность достижения учащимися следующих предметных результатов в соответствии с ФГОС.

Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач

В результате изучения учебного курса ученик научится:

В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» выпускник научится:

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

В результате изучения блока «Конструирование и моделирование» выпускник научится:

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

В результате изучения блока «Практика работы на компьютере» выпускник научится:

соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.

комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремиться к преобразованию в школе и дома.

Виды и формы организации учебного процесса

Формы организации урока: работа в парах, индивидуальная работа.

Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия.

Объём программы :

34часа -1 час в неделю

УМК «Школа России», 4 класс.

Роговцева Н.И., Сборник рабочих программ 1-4 классы, - М., Просвещение, 2012;

Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс. 2012

Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова. Уроки технологии: 4 класс.2012

Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова Технология. .Учебник для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2013 г

Электронное приложение к учебнику «Технология», 4 класс – Моро М.И. (Диск СD) – М.: Просвещение, 2013

Интернет-источники http: //www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)

http://www.ug.ru (Учительская газета) , http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)

http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей) , http://www.ed.gov.ru (МО РФ)

Тематическое планирование по технологии

4 класс , 34 часа ( 1 час в неделю)

п/п

Дата

Тема

Вид контроля

Оборудо

вание

Деятельность учащихся

Примечание

 

по плану

факт

         

1 четверть 8 часов

Введение 1 час

 

1/1

   

Как работать с учебником.

Текущий контроль

 

Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах (о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними);

Планировать изготовление изделий на основе «вопросов юного технолога» и технологической карты;

 

Человек и земля (24 час)

2/1

   

Вагоностроительный завод. Изделие «Кузов вагона»

самоконтроль

ИКТ

составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки;

Осваивать новые способы соединения деталей: «подвижное и неподвижное соединение»

 

3/2

   

Вагоностроительный завод. Изделие Пассажирский вагон»

взаимоконтроль

ИКТ

составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки

 

4/3

   

Полезные ископаемые . Изделие «Буровая вышка»

взаимоконтроль

ИКТ

Осваивать новые способы соединения деталей: «подвижное и неподвижное соединение»

 

5/4

   

Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»

самоконтроль

ИКТ

составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки

 

6/5

   

Автомобильный завод. Изделие КамАЗ»

взаимоконтроль

ИКТ

Осваивать новые способы соединения деталей: «подвижное и неподвижное соединение»

 

7/6

   

Автомобильный завод. Изделие «Кузов грузовика»

взаимоконтроль

 

составлять технологическую карту, определланировать изготовление изделий на основе «вопросов юного технолога» и технологической карты;ять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки

 

8/7

   

Монетный двор. Изделие «Стороны медалей!

самоконтроль

ИКТ

Осваивать новые способы соединения деталей: «подвижное и неподвижное соединение»

 

9/8

   

Монетный двор. Изделие «Медаль»

взаимоконтроль

ИКТ

составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки

 

10/9

   

Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы»

взаимоконтроль

ИКТ

Осваивать новые способы соединения деталей: «подвижное и неподвижное соединение»

 

11/10

   

Фаянсовый завод. Изделие «Ваза»

самоконтроль

ИКТ

   

12/11

   

Швейная фабрика. Изделие «Прихватка»

взаимоконтроль

ИКТ

составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки

составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки

 

13/12

   

Швейная фабрика. Изделие «Птичка»

взаимоконтроль

ИКТ

   

14/13

   

Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви»

самоконтроль

ИКТ

составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки

составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки

 

15/14

   

Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви»

взаимоконтроль

ИКТ

   

16/15

   

Деревообрабатывающее производство

взаимоконтроль

ИКТ

составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки

 

17/16

   

Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений»

самоконтроль

ИКТ

составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки

 

18/17

   

Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное «картошка»

взаимоконтроль

ИКТ

Осваивать правила упаковки и художественного оформления подарков, применять знание основ гармоничного сочетания цветов при составлении композиции;

 

19/18

   

Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье»

взаимоконтроль

ИКТ

применять знание основ гармоничного сочетания цветов при составлении композиции;

 

20/19

   

Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа»

самоконтроль

ИКТ

составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки;

 

21/20

   

Бытовая техника. Изделие «Абажур. Сборка настольной лампы»

взаимоконтроль

ИКТ

применять знание основ гармоничного сочетания цветов при составлении композиции;

 

22/21

   

Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы»

взаимоконтроль

Семена

Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о видах и конструкциях теплиц, подготавливать почву для выращивания рассады.

 

23/22

   

Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды»

самоконт

роль

 

Анализировать, сравнивать и выбирать материалы, необходимые для цветного решения композиции;Отбирать информацию и кратко излагать ее

 

24/23

   

Порт. Изделие «Канатная лестница»

взаимоконтроль

 

Отбирать информацию и кратко излагать ее

 

25/24

   

Узелковое плетение. Изделие «Браслет»

   

Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников информацию

 

Человек и воздух ( 3 часа)

26/1

   

Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет»

Самоконт роль

ИКТ

Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников информацию об развитии самолетостроения, о видах и назначении самолетов, проводить оценку работы.

 

27/2

   

Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель»

взаимоконтроль

ИКТ

Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты, выполнять самостоятельно разметку деталей.

 

28/3

   

Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие «Воздушный змей»

взаимоконтроль

ИКТ

Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев, осваивать правила разметки деталей

 

Человек и информация ( 6 часов)

 

29/1

   

Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист»

самоконтроль

ИКТ

Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием;

 

30/2

   

Работа с таблицами.

самоконтроль

ИКТ

Отбирать информацию и кратко излагать ее;

 

31/3

   

Создание содержания (оглавления) книги.

взаимоконтроль

ИКТ

Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах;

Отбирать необходимую информацию и на ее основе составлять рассказ о театре;

 

32/4

   

Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника»

самоконтроль

ИКТ

Составлять изделия по одной технологии;

Использовать навыки работы с бумагой, тканью, нитками

 

33/5

   

Переплетные работы. Изделие «Книги путешественника»

взаимоконтроль

ИКТ

Осваивать технику переплетных работ, способ переплета Использовать приемы работы с бумагой, ножницами.

 

34/6

   

Итоговый урок. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника»

взаимоконтроль

ИКТ

Отбирать информацию и кратко излагать ее Составлять изделия по одной технологии;

 
Комментарии

Любовь Александровна, спасибо!

16 July 2016

Добрый день , Марина! Буду рада , если пригодится.

17 July 2016