Рабочая программа по технологии для 1 класса
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43).
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.1012 №273-ФЗ, ред. от 21.07.2014).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года (в ред. от 24.11.2015).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”(редакция от 08.06.2015 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Методические рекомендации «О преподавании в начальных классах
образовательных организаций Кемеровской области в 2016-2017 учебном году» Рассмотрено на заседание кафедры Протокол № 9 от 4 апреля 2016 г.
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа».
Примерная программа по технологии к учебно- методическому комплексу «Школа России» (авторы программы: Е.А.Лутцева).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию (серия А № 0000210, регистрационный номер: 14062 от 17.10.2013 года) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образования бессрочно.
Изучение технологии в начальной школе направлено на достижение следующей цели:
- Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
- Освоение продуктивной проектной деятельности.
- Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Для достижения поставленных целей изучения технологии в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
-стимулировать и развивать любознательность, интерес к технике, потребность познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
-формировать целостную картину мира, материальную и духовную культуру как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-формировать мотивацию успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
-формировать первоначальные конструкторско-технологические знания и умения;
развивать знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное воображение; творческое мышление;
-развивать регулятивную структуру деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
-формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
-развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
-знакомить с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
-овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством
формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:
·рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;
·выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
·использовать приобретённые знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
·анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
·организовывать рабочее место для выполнения практической работы;
·понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл;
·экономно размечать материалы по шаблону, через копирку;
·отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
·выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·уважительно относиться к труду людей;
·выполнять практическое задание с опорой на рисунок;
·анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать.
3. Содержание учебного предмета.
Природная мастерская (7 час.)
Рукотворный и природный мир города. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?
Пластилиновая мастерская (4 час.)
Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум.
Бумажная мастерская (16 час.)
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! Бумага. Какие у неё есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Ножницы. Что ты о них знаешь? Шаблон. Для чего он нужен? Наша армия родная. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они?
Текстильная мастерская (6 час.)
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?
4. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
||
План. |
Факт. |
|||
1 ЧЕТВЕРТЬПриродная мастерская (7 час.) |
||||
1. |
06.09 |
Рукотворный и природный мир города. |
||
2. |
13.09 |
На земле, на воде и в воздухе. |
||
3. |
20.09 |
Природа и творчество. Природные материалы. |
||
4. |
27.09 |
Семена и фантазии. |
||
5. |
04.10 |
Композиция из листьев. Что такое композиция? |
||
6. |
11.10 |
Орнамент из листьев. Что такое орнамент? |
||
7. |
18.10 |
Природные материалы. Как их соединить? |
||
Пластилиновая мастерская (1 час.) |
||||
8. |
25.10 |
Материалы для лепки. Что может пластилин? |
||
2 ЧЕТТВЕРТЬ Пластилиновая мастерская (3 час.) |
||||
9. |
08.11 |
В мастерской кондитера. Как работает мастер? |
||
10. |
15.11 |
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? |
||
11. |
22.11 |
Наши проекты. Аквариум. |
||
Бумажная мастерская (4 час.) |
||||
12. |
29.11 |
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. |
||
13. |
06.12 |
Наши проекты. Скоро Новый год! |
||
14. |
13.12 |
Бумага. Какие у неё есть секреты? |
||
15. |
20.12 |
Бумага и картон. Какие секреты у картона? |
||
3 ЧЕТВЕРТЬ Бумажная мастерская (10 час.) |
||||
16. |
10.01 |
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? |
||
17. |
17.01 |
Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? |
||
18. |
24.01 |
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? |
||
19. |
31.01 |
Ножницы. Что ты о них знаешь? |
||
20. |
07.02 |
Шаблон. Для чего он нужен? |
||
21. |
14.02 |
Наша армия родная. |
||
22. |
28.02 |
Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? |
||
23. |
07.03 |
Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? |
||
24. |
14.03 |
Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? |
||
25. |
21.03 |
Образы весны. Какие краски у весны? |
||
4 ЧЕТВЕРТЬ Бумажная мастерская (2 час.) |
||||
26. |
04.04 |
Настроение весны. Что такое колорит? |
||
27. |
11.04 |
Праздники и традиции весны. Какие они? |
||
Текстильная мастерская (6 час.) |
||||
28. |
18.04 |
Мир тканей. Для чего нужны ткани? |
||
29. |
25.04 |
Игла-труженица. Что умеет игла? |
||
30. |
02.05 |
Вышивка. Для чего она нужна? |
||
31. |
16.05 |
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? |
||
32. |
23.05 |
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закрепление. |
||
33. |
30.05 |
Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе. |