КТП литературное чтение (4 класс, УМК «Школа России»)
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование предмета «Литературное чтение» для НОО обязательной предметной области «Русский язык и литературное чтение» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2010 г. № 1067, г. Москва.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373.
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 8 г. Новосибирска.
7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
информационно-методических материалов:
1. Авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. «Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.
2. Примерная программа по литературному чтению для начального общего образования.
Цели:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
· воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения, учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире.В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Литературное чтение» относится к предметной области «Русский язык и литературное чтение»
Годы обучения |
Количество часов в неделю |
Количество учебных недель |
Всего часов за учебный год |
1 класс |
4 |
33 |
132 |
2 класс |
4 |
34 |
136 |
3 класс |
4 |
34 |
136 |
4 класс |
3 |
34 |
102 |
Всего: 506 часов |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер.
Принтер.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные (цифровые, образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Для учителя
1.Лазарева В. А. Технологии анализа художественного произведения. — М., 2011.
2.Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. / В.А. Левин. - М., 2008.
3.Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. — М., 2011.
4.Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников. - М., 2011.
5.Романовская З. И. Чтение и развитие младшего школьника. — М., 2010.
6.Русский язык в начальных классах: теория и практика
Информационно-коммуникативные средства.
1. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Литературное чтение» (СD).
2. СD - диск «Русская поэзия» (стихи русских поэтов о родной природе, издательство «Весть - да»).
Учебники
Класс |
№ в ФП учебников |
Предметная область |
Название |
Автор |
Издательство |
1 |
111251 |
«Русский язык и литературное чтение» |
Литературное чтение. Учебник в 2-х частях. |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. |
Просвещение, 2013 |
2 |
111252 |
«Русский язык и литературное чтение» |
Литературное чтение. Учебник в 2-х частях. |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. |
Просвещение, 2013 |
3 |
111253 |
«Русский язык и литературное чтение» |
Литературное чтение. Учебник в 2-х частях. |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. |
Просвещение, 2013 |
4 |
111254 |
«Русский язык и литературное чтение» |
Литературное чтение. Учебник в 2-х частях. |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. |
Просвещение, 2013 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (102 ч)
Былины. Летописи. Жития (10 ч)
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые результаты деятельности |
Деятельность учащихся |
Материально-техническая база |
Формы организации образовательного процесса |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
1 |
Летописи. Знакомство |
1 |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.
|
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; выполнять задания в учебнике; работать с сюжетом; выполнять задания в тетради; находить в тексте устаревшие слова |
Воспринимать на слух фольклорные произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции |
Учебник, тетрадь |
урок |
2 |
Летописи. «И повесил Олег щит на вратах Царьграда»
|
1 |
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассниками и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.
|
Учебник, тетрадь |
урок
|
|||
|
||||||||
3
|
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего»
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Составление плана текста
|
2 |
Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части, отвечать на вопросы, используя текст.
|
Учебник, тетрадь |
урок
|
|||
4 |
||||||||
5
|
Былины. Ильины три поездочки.
Былины. Ильины три поездочки. Подробный пересказ текста
|
2 |
Воспринимать на слух фольклорные произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции |
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок
|
|||
6 |
||||||||
7
|
Жития Сергия Радонежского.
Жития Сергия Радонежского. Анализ текста по предложенному плану
|
2 |
Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части, отвечать на вопросы, используя текст.
|
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
|||
8 |
||||||||
9 |
Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» |
1 |
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассниками и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения |
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
|||
10 |
Проект «Создание календаря исторических событий». |
1 |
Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения.
|
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
Чудесный мир классики (18ч)
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые результаты деятельности |
Деятельность учащихся |
Материально-техническая база |
Формы организации образовательного процесса |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
1-11 |
П.П.Ершов «Конек – Горбунок» П.П.Ершов «Конек – Горбунок». Чтение фрагмента текста по ролям П.П.Ершов «Конек – Горбунок». Отзыв о прочитанном произведении |
3 |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Работать в паре; излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения;
|
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; сравнение героев положительных и отрицательных; инсценирование; отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства. |
Воспринимать на слух фольклорные произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции |
Учебник, тетрадь |
урок |
2-12
|
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
3-13 |
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
4-14 |
А.С. Пушкин. О нём. Стихотворения «Уныла пора! Очей очарованье», «Няне», «Туча» |
1 |
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассниками и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
5-15
|
А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях» Характеристика главных героев с использованием художественно-выразительных средств
А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях» Иллюстрирование текста. Составление устного рассказа по иллюстрациям |
3 |
Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
6-16
|
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
7-17 |
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
8-18 |
Развитие речи: Пересказ одной из частей сказки по выбору. |
1 |
Пересказывать текст художественного произведения: подробно, с учетом всех сюжетных линий |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
9-19 |
Внеклассное чтение: Сказки А.С. Пушкина |
1 |
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
10-20 |
М.Ю. Лермонтов. О нём. Стихотворение «Дары Терека».
|
1 |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
11-21 |
М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб».
|
1 |
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
|||||||
12-22 |
М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение. |
1 |
Создавать письменный текст (описание, отзыв).
|
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
|||
13-23 |
Коллективная творческая работа по теме: «Чудесный мир классики» |
1 |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.
|
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
|||
14-24 |
Л.Н. Толстой. О нём. Повесть «Детство» |
1 |
Пересказывать текст художественного произведения: подробно, с учетом всех сюжетных линий |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
15-25 |
Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал» |
1 |
Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
16-26 |
А.П. Чехов. О нём. Рассказ Мальчики» |
1 |
Характеризовать текст. Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
17-27 |
Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики» |
1 |
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
18-28 |
Урок-игра «Мой любимый классик» |
1 |
Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. |
Учебник, тетрадь |
урок |
Поэтическая тетрадь 1 (12 ч.)
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые результаты деятельности |
Деятельность учащихся |
Материально-техническая база |
Формы организации образовательного процесса |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
1-29 |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид».
|
1 |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить; текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения; звуки, готовить; свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. |
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;читать стихотворные произведения наизусть; помнить названия, основное содержание изученных литературных произведений, имена, фамилии их авторов;отвечать на вопросы по содержанию произведений.характеризовать выразительные средства. |
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. |
Учебник, тетрадь |
урок |
2-30 |
«Как неожиданно и ярко» |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
|
|
|||
3-31 |
А.А.Фет «Весенний дождь» |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
4-32 |
А.А.Фет«Бабочка» |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
5-33 |
Е.А. Баратынский «Весна, весна!» |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
6-34 |
Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот..» |
1 |
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
7-35 |
А.А.Плещеев «Дети и птичка», |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
8-36 |
И.С.Никитин « В синем небе» |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
9-37 |
Н.А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки». |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
10-38 |
И.А.Бунин «Листопад» |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
|||
11-39 |
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» |
1 |
Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация).
|
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
|||
12-40 |
Коллективная информационная творческая работа по разделу «Поэтическая тетрадь 1» |
1 |
Создавать письменный текст (описание, отзыв).
|
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
Литературные сказки. Делу время – потехе час (20ч)
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые результаты деятельности |
Деятельность учащихся |
Материально-техническая база |
Формы организации образовательного процесса |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
1-41
|
В.Ф.Одоевский «Городок в Табакерке»
В.Ф.Одоевский «Городок в Табакерке». Составление плана текста
В.Ф.Одоевский «Городок в Табакерке». Пересказ от первого лица |
3 |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.
|
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; выполнять задания в учебнике;работать с сюжетом; выполнять задания в тетради; |
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. |
Учебник, тетрадь |
урок |
2-42
|
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
3-43 |
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
4-44 |
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Постановка живых картин |
2 |
Создавать письменный текст (описание, отзыв).
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
5-45 |
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
Учебник, тетрадь |
урок |
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые результаты деятельности |
Деятельность учащихся |
Материально-техническая база |
Формы организации образовательного процесса |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
6-46
|
П.П.Бажов «Серебряное копытце»
П.П.Бажов «Серебряное копытце» Выборочный пересказ текста П.П.Бажов «Серебряное копытце». Сравнительный анализ текста и экранизации произведения
|
3 |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.
|
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; выполнять задания в учебнике;работать с сюжетом; выполнять задания в тетради; выразительно читать, анализировать прочитанный текст, с целью выявления мотивов и причин поступков героев., анализировать эмоциональное состояние героев и прочитанного, составлять характеристику героя на основании анализа его поступков.
|
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. |
Учебник, тетрадь |
урок |
7-47
|
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
8-48 |
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
9-49 |
Внеклассное чтение: произведения В.М. Гаршина, П.П. Бажова
|
1 |
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
10-50 |
С.Т. Аксаков «Аленький Цветочек» С.Т. Аксаков «Аленький Цветочек». Инсценирование С.Т. Аксаков «Аленький Цветочек». Написание отзыва о произведении
|
3 |
Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно). Находить в тексте материал для характеристики героя |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
11-51 |
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
12-52 |
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
13-53 |
Контрольная работа за 1 полугодие (КИМ) |
1 |
Самоконтроль |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
14-54 |
Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
|
1 |
Пересказывать текст художественного произведения: кратко ( сжато, с выделением основных сюжетных линий).
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
|
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
15-55 |
В.Ю Драгунский «Главные реки» |
1 |
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассниками и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
16-56 |
В.Ю. Драгунский «Главные реки». Развитие речи: пересказ от лица героя |
1 |
Пересказывать текст художественного произведения: кратко ( сжато, с выделением основных сюжетных линий).
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
17-57 |
В.Ю Драгунский «Что любит Мишка» |
1 |
Конструировать монологическое высказывание на заданную тему: логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства. |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
18-58 |
Внеклассное чтение: рассказы В.Ю. Драгунского |
1 |
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассниками и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
19-59 |
В.В Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
|
1 |
Пересказывать текст художественного произведения: кратко ( сжато, с выделением основных сюжетных линий).
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
20-60 |
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки. Делу время – потехе час» |
1 |
Конструировать монологическое высказывание на заданную тему: логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства. |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
Страна детства (6 ч.) |
||||||||
1-61 |
Знакомство с названием раздела.. Б.С. Житков «Как я ловил человечков |
1 |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.
|
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; выполнять задания в учебнике;работать с сюжетом; выполнять задания в тетради; выразительно читать, |
Учебник, тетрадь |
урок |
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|
||||||
2-62
|
К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Развитие речи: озаглавливание частей, составление плана, пересказ
|
1 |
Учебник, тетрадь |
урок |
|
|||
3-63 |
Учебник, тетрадь |
урок |
|
|||||
Учебник, тетрадь |
урок |
|
||||||
4-64 |
М.М.Зощенко «Елка»
М.М.Зощенко «Елка». Чтение фрагмента текста по ролям |
2 |
Учебник, тетрадь |
урок |
|
|||
5-65 |
Учебник, тетрадь |
урок |
|
|||||
6-66 |
Обобщение по разделу «Страна детства» |
1 |
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
|
Поэтическая тетрадь 2 (5ч)
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые результаты деятельности |
Деятельность учащихся |
Материально-техническая база |
Формы организации образовательного процесса |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
1-67 |
Знакомство с разделом. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
1 |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.
|
беседа по вопросам; работа в группах; сравнение рассказа-описания и рассказа-повествования; отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства; выполнение заданий в учебнике;упражнение в выразительном чтении. |
Конструировать монологическое высказывание на заданную тему: логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства. |
Учебник, тетрадь |
урок |
2-68 |
С.А.Есенин «Бабушкины сказки» |
1 |
Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
3-69 |
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»
|
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
4-70 |
Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве. |
1 |
Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль) Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных |
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
|||
5-71 |
Урок-концерт по произведениям изученных поэтов. Итоги изучения темы |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
Природа и мы (9ч.)
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые результаты деятельности |
Деятельность учащихся |
Материально-техническая база |
Формы организации образовательного процесса |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
1-72 |
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» |
1 |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.
|
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;характеризовать выразительные средства произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; приводить примеры художественных произведений. |
Создавать письменный текст (описание, отзыв).
|
Учебник, тетрадь |
урок |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
2-73 |
Развитие речи: обучение выборочному пересказу |
1 |
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
|
|
|
|||
3-74 |
А.И.Куприн « Барбос и Жучка»
|
1 |
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
4-75 |
М.М. Пришвин «Выскочка» М.М. Пришвин «Выскочка». Устный рассказ. Создание текста по аналогии
|
2 |
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
5-76 |
Учебник, тетрадь |
урок |
||||||
6-77 |
Е.И.Чарушин «Кабан»
|
1 |
Создавать письменный текст (описание, отзыв).
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
7-78 |
Иллюстрации Е.И. Чарушина |
1 |
Иллюстрировать текст.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
8-79 |
В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»
|
1 |
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
9-80 |
Урок обобщения: «Природа и мы»
|
1 |
Иллюстрировать текст.
|
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
Поэтическая тетрадь 3. Родина(9ч.)
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые результаты деятельности |
Деятельность учащихся |
Материально-техническая база |
Формы организации образовательного процесса |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
1-81 |
Б.А.Пастернак «Золотая Осень», С..А. Клычков «Весна в лесу» |
1 |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.
|
беседа по вопросам; работа в группах; сравнение рассказа-описания и рассказа-повествования; отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства; выполнение заданий в учебнике;упражнение в выразительном чтении. |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
2-82 |
Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь» |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
3-83 |
С.А.Есенин «Лебедушка» |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
4-84 |
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 3» |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
5-85 |
Внеклассное чтение «Стихотворения С.А.Есенина» |
1 |
Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация).
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
6-86 |
Проекты «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя» |
1 |
Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация).
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
7-87 |
И.С. Никитин «Русь», С.Д.Дрожжин «Родине» |
1 |
Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация).
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
8-88 |
А.В.Жигулин «О , Родина!» Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»
|
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь
|
урок
|
|||
9-89 |
Обобщающий урок по разделу «Родина» |
1 |
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
|
Учебник, тетрадь
|
урок |
Страна Фантазия (5 ч)
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые результаты деятельности |
Деятельность учащихся |
Материально-техническая база |
Формы организации образовательного процесса |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
1-90
|
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» |
1
|
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; |
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;работа с иллюстрациями; выразительное чтение; инсценирование; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Участоватьв диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рас- сказ-характеристику героя. |
Учебник, тетрадь |
урок |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
2-91 |
Внеклассное чтение: чтение произведений Е.С. Велтистова |
1 |
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
3-92
|
К.Булычев «Путешествие Алисы»
|
1 |
Участоватьв диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рас- сказ-характеристику героя. |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок
|
|||||||
4-93 |
Внеклассное чтение: чтение произведений К. Булычёва |
1 |
Высказывать аргументирован- но своё отношение к прочитан- ному, к героям.
|
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок
|
|||
5-94 |
Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия» |
1 |
Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.
|
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок
|
Зарубежная литература(8 ч.)
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые результаты деятельности |
Деятельность учащихся |
Материально-техническая база |
Формы организации образовательного процесса |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
1-95
2-96
|
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Пересказ фрагмента от лица главного героя |
2 |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
|
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
|
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; выполнять задания в учебнике;работать с сюжетом; выполнять задания в тетради; |
Участоватьв диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рас- сказ-характеристику героя. |
Учебник, тетрадь |
урок |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
1 |
Высказывать аргументирован- но своё отношение к прочитан- ному, к героям.
|
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
|||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
3-97
|
М.Твен «Приключения Тома Сойера» |
1 |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
4-98
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
1 |
Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи. |
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
|||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
5-99 |
Сельма Лагерлеф. «Святая ночь» |
1 |
Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи. |
Учебник, тетрадь, ИКТ |
урок |
|||
6-100 |
Сельма Лагерлеф « В Назарете»
|
1 |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.
|
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
Учебник, тетрадь |
урок |
|||||||
7-101 |
Итоговая контрольная работа за курс 4 класса |
1 |
Самоконтроль |
Учебник, тетрадь |
урок |
|||
8-102
|
Урок- ирга «Литературные тайны» |
1 |
Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.
|
Учебник, тетрадь
|
урок
|