Статья «Воспитание толерантности дошкольников посредством народной игры»

0
0
Материал опубликован 4 May 2022

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ ИГРЫ»

Бархоткина Е.А

МБДОУ г. Иркутска детский сад №81

«Воспитание – это прежде всего человековедение»

В.А.Сухомлинский

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.

В наше время все большую актуальность приобретает вопрос воспитания у детей межнациональной толерантности, так как наблюдается взаимопроникновение культур, что связано с территориальным перемещением людей разных национальностей по стране. Формы и методы воспитания у дошкольников межнациональной толерантности должны соответствовать возрастным особенностям детей, должны быть доступны и интересны детям, должны соответствовать современным требованиям образования[2:50].

Таким средством воспитания межнациональной толерантности является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет огромное значение для развития ребенка: игра несет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, как своего народа, так и других народов[1:117].

При разучивании сюжетной игры, мы кратко рассказываем о сюжете игры, поясняем роль водящего, даем послушать диалог, если он имеется, и переходим к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами, которые ставит перед собой воспитатель: отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего; поощрять и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким.

Когда игра разучена и несколько раз проиграна, мы с детьми начинаем выделять особенности игры того или иного народа. Анализируя совместно с детьми народную игру, делаем вывод, что особенности жизни и труда людей зависят от разных условий: природно-климатических, географического положения и др. (в южных степных районах преобладает коневодство; на севере распространено оленеводство, рыболовство; на юге выращивают хлопок; в тайге занимаются охотой, и т. д.). Все это находит отражение в народной игре. В дальнейшем, на основе игры, мы начинаем знакомить детей с особенностями жизни людей данной национальности[1:20].

Знакомство происходит в следующим порядке:

- место жительства народа (находим на глобусе, выясняем особенности географического положения (горы, равнина, степь, леса и т. д);

- климатические особенности (проводим беседы, рассматриваем атлас);

- растительный и животный мир (просматриваем слайд-шоу, рассматриваем атласы животных и растений);

- быт и основной род занятий представителей народа (беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы);

- национальные костюмы и народные промыслы (выставка кукол в национальных костюмах, альбомы народных промыслов, мини-музей «Русская изба», посещение центра народных ремесел);

- народные сказки и устное народное творчество (чтение народных сказок, пословицы и поговорки народов России);

Таким образом, происходит знакомство с культурой и традициями народов России через народную игру.

В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные пеналки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется.

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики.

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.

Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:

Мышка, мышка,

Продай уголок

За шильце,

За мыльце.

За белое полотенце,

За зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.

Эти четкие считалки, напевно-забавные пе-валки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет[2:35].

В игре ребенок искренне, непосредственно выражает такие мысли и чувства, как симпатию и дружеское отношение к людям другой национальности. Представления детей о родном крае, особенностях искусства, быта, труда разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и творчески перерабатываются, обогащаются и затем становятся основой поведения и убеждений дошкольников.

Литература

Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. Сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1998. – 239с.

Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет/Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-синтез, 2013.-144с.


4



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.