Материал на проверке

"Культура общения родителя и педагога"

4
0
Материал опубликован 2 December

МАОУ «Белоевская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся ОВЗ»















Культура общения родителя и педагога.

Как сделать его полезным и эффективным.











Подготовила: Бражкина Ольга Михайловна,

классный руководитель,

учитель биологии высшей категории.











Ноябрь, 202

Быть союзниками – одна из главных слагаемых долгосрочных хороших отношений между учителями и родителями учеников. Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима школы, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и школе. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно, классному руководителю и учителю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания, образования и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Самое сложное в общении с современными родителями то, что они часто не дают остыть любой конфликтной ситуации между детьми или между детьми и учителями вне зависимости от уровня ее значимости. Например, поскандалили дети на перемене, потолкались… Все целы. Уже через минуту звонят возмущенные родители, готовые вступить в рукопашный бой, защищая своего ребенка. Они раздувают  любой мелкий инцидент до такой степени, что он может выйти на любой уровень сложности. А дети через пять минут играют вместе, общаются, забыв обо всем. Очень важно, добиваться, чтобы по всем конфликтным поводам родители сначала звонили учителю, прежде чем делать выводы о том, что ребенок "в опасности", а задача педагога — грамотно "тушить огонь".

К разговору с родителем всегда нужно готовиться. Если дело касается разбора неприятной ситуации или низкой успеваемости, учителю нужно наметить вектор, к которому он вместе с родителями ученика будет двигаться. Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями обучающихся».

Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Личностные качества и установки (личностный компонент):

готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями учащихся;

осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;

выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность.

Знания (содержательный компонент):

о семье;

об особенностях семейного воспитания;

о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;

о методах изучения семьи;

о современных формах организации общения;

о методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент):

умение преодолевать психологические барьеры общения;

владение методами изучения семьи;

умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье;

умение ориентироваться в информации;

умение конструировать программу деятельности с родителями;

умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями;

коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения. Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Рассмотрим основы кодекса общения:

всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;

стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей;

находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе;

давать родителям возможность высказаться, не перебивая их;

быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;

в сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Важно учителям и классным руководителям:

: информировать родителей в том, что будет происходить в школе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.

показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения в конфликтной ситуации.

грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.

использование педагогом различных форм и методов в работе с родителями.

А родителям нужно помнить и понимать:

что школа не заменит родительского воспитания;

что поведение обучающегося, который попадает в школьный коллектив меняется.

что доносить до учителей информацию нужно в неконфликтной форме.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1.Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов школы с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией образовательного учреждения модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если учитель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к школе в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива школы разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4.Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5.Динамичность. Школа сегодня должна находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы школы с семьей.

Никакие родительские чаты не заменят «живого» общения учителя и родителей. Диалог с учителем должен не встревожить родителя, а успокоить. После общения с педагогом родитель должен уходить с ощущением, что все будет хорошо, и он в состоянии помочь своему ребенку.

Учителю не нужно бояться детей, а также открыто, но адекватно выражать свои эмоции и чувства к ним, не бояться быть искренним. И ученики, и родители это хорошо чувствуют,  и нередко платят взаимностью, уважением, признанием, теплом и любовью.

Если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт на основе доверительных отношений, взаимоуважения, заинтересованности, компетентности, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.








Список литературы и источников

1.Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1(8). —С. 34—37.

2. Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 66—70.

3. Сайт в интернете:https://mel.fm/blog/uchi-ru/6249-poymite-menya-smaylik-kak-pedagogu-nayti-obshchy-yazyk-s-roditelyami

Сайт в интернете: https://институтвоспитания.рф/press-center/stati-i-pamyatki/sekrety-beskonfliktnogo-obshcheniya-roditeley-i-pedagogov-v-pamyatkakh-instituta-vospitaniya/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.