Материал к уроку истории в 8 классе «История Османской империи и Персии в XVI-XVII вв.»
Пояснительная записка к презентации
Таблица № 1 – Технологическая карта по теме «История Османской империи и Персии в XVI-XVII вв.».
1.Организационный момент | Коммуникативные: Координация деятельности на уроке. | Приветствует обучающихся и проводит перекличку. | Приветствуют учителя и откликаются на свое имя. |
2. Стадия вызова | Личностные: формирование мотивации к обучению. Коммуникативные:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; также пытаются сформировать обыденное представление о материале. | Учитель предлагает вспомнить материал по истории Османской империи и Персии; называет тему урока и просит обучающихся записать ее; предлагает составить таблицу «верные-неверные утверждения» и дает установку на время выполнения задания. | Вспоминают материал предыдущих лет и ранее пройденных разделов; отвечают учителю на вопрос. Слушают установку и выполняют сначала индивидуальную часть задания, а позже парную. |
3. Стадия осмысления | Познавательные: умение слушать материал урока; критическое осмысление информации. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других. Личностные: учёт позиции собеседника. | Учитель показывает фрагмент видеоматериала и просит заполнить таблицу 2. Далее учитель просит рассмотреть карту и на ее основе ответить на вопросы. После чего обучающимся предлагается разгадать кроссворд на основе 2 пункта параграфа. При изучении 4 пункта параграфа учитель просит составить таймлайн. | Класс просматривает видеоматериал и отвечает на вопросы; работает с картой; читают учебник и работают с материалом учебника, составляют таймлайн. |
4. Стадия рефлексии | Познавательные анализ и интерпретация информации, ее преобразование. Регулятивные: оценка и осознание качества усвоения материала. Личностные: ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. | Учитель применяет технологию «Три М» и просит назвать три момента, которые наиболее удивили обучающихся в процессе изучения новой темы. | Обучающиеся выполняют установку учителя и оценивают материал урока. |
5. Домашнее задание | Учитель дает домашнее задание. | Обучающиеся записывают домашнее задание. |
Конспект урока
Этапы урока:
1. Организационный момент (1 минута).
Учитель: «Здравствуйте, ребята. Давайте отметим всех присутствующих».
Обучающиеся: приветствуют учителя, называют кого нет в классе.
2. Стадия вызова. (8 минут, слайд №1).
Учитель: «Давайте вспомним предыдущие разделы и прошлый учебный год. Что вы помните о истории и культуре Османской империи и Персии в пройденном материале?»
Обучающиеся: отвечают на вопрос учителя.
Учитель: «Молодцы. Вспомните курс истории России и скажите, как эти государства взаимодействовали с Россией в XVI-XVIIвв. и более ранний период? Какие у них были общие сферы интересов?»
Обучающиеся: отвечают на вопросы учителя.
Учитель: «Хорошо. Тема нашего сегодняшнего урока – «Османская империя и Персия в XVI-XVII вв.». Запишите тему урока в тетрадь.»
Обучающиеся: записывают тему урока.
Учитель: «Продублируйте таблицу «Верные-неверные утверждения» себе в тетрадь. Основываясь на пройденном материале внесите в таблицу 3 верных утверждения о Османской империи или Персии, и 2 неверных. Работа выполняется в парах. По итогу выполненной работы каждая пара озвучит свои результаты. Какие возникли вопросы? Если все понятно, то приступайте к выполнению первого этапа. У вас 4 минут.»
Обучающиеся: слушают установку, выполняют индивидуальную часть задания.
Учитель: «Время вышло, переходите к работе в парах. У вас 3 минуты».
Обучающиеся: переходят к работе в парах.
Учитель: «Давайте теперь прочитаем, что у вас получилось».
Обучающиеся: отвечают учителю.
Учитель: «Хорошая работа. Давайте теперь посмотрим, сколько правильных ответов у нас получилось и перейдем к новой теме».
3. Стадия осмысления (30 минут, слайды № 2-5).
Учитель: «Давайте с вами посмотрим фрагмент видеоматериала1 об Османской империи в начале XVIв. Во время просмотра видеофрагмента вам необходимо будет заполнить таблицу:
Таблица 2 – «Османская империя в начале XVIв.»
Правитель | Годы правления | События |
Обучающиеся: выполняют задание.
Учитель: теперь давайте проверим, что у вас получилось.
Обучающиеся: проверяют свои таблицы.
Учитель: давайте посмотрим на карту «Османская империя в XVI-XVIIвв.» (рис. 1)
Рисунок 1 – карта «Османская империя в XVI-XVIIвв.»
Учитель: «Рассмотрите внимательно карту и укажите, какие территории были присоединены к Османской империи в период правления Сулеймана Великолепного. С какими странами граничила Османская империя к 1566 г.? Как вы думаете, насколько выгодно расположение Османской империи было к концу правления Сулеймана Великолепного? Обоснуйте свой ответ».
Обучающиеся: рассматривают карту и отвечают на вопросы учителя.
Учитель: теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд. По вертикали зашифровано слово, чтобы его разгадать, вам необходимо прочитать пункт 2 вашего учебника «Балканы под турецким господством» на стр. 174-175. Все зашифрованные слова спрятаны в данном тексте. На выполнение работы – 10 минут.
Слова по горизонтали:
1. Город в Сербии, являлся крупным центром ремесла и торговли.
2. Одно из Дунайских княжеств, которое оставалось христианским государством и сохранило внутреннее самоуправление, но платило дань Османской империи.
3. Так назывались все владения османов на Балканском полуострове. Это название подчёркивало преемственность власти падишаха от византийского императора.
4. Так называли в славянских землях борцов против османского господства.
5. Где жили греки, которые пользовались внутренней автономией?
6. Какая страна располагалась в труднодоступных горах и оставалась фактически независимой?
7. Как называли греков, которых турки использовали в системе управления, торговле, дипломатии, на флоте?
Обучающиеся: читают текст и решают кроссворд.
Учитель: отлично, теперь давайте проверим, что у вас получилось.
Обучающиеся: проверяют разгаданный кроссворд.
Учитель: отлично, зашифрованное слово – Балканы. Как вы могли понять из прочитанного параграфа, у турок было большое владение на Балканах. Но как вы понимаете, господство Османской империи не продлилось долго и уже в конце 16 века оно стало приходить в упадок. Как вы считаете, какие причины послужили упадку Османской империи?
Обучающиеся: отвечают на поставленный вопрос.
Учитель: «Вы всё сказали верно, теперь давайте запишем в тетрадь причины:
Не было внутреннего единства в государстве;
Ведение постоянных войн;
Поражение турецких войн в битве под Астраханью (1569 г.), под Москвой (1572 г.), у Лепанто (1571 г.).
Но у Османской империи также появился соперник – это возродившееся в начале XVIвека Персидское царство».
Учитель: «Далее, предлагаю вам прочитать пункт 4 вашего учебника «Персия под властью Сефевидов» на стр. 177-181. Работа пройдёт в парах. Во время прочтения пункта вам необходимо в паре составить свой таймлайн. Таймлайн – это инструмент для группировки информации в хронологической последовательности. Вам нужно составить хронологию Персидского царства в XVIвеке».
Пример того, как может выглядеть таймлайн, обозначено на рис. 2.
Рисунок 2 – пример таймлайна по истории России
4. Стадия рефлексии (время 5 минут).
Учитель: «Ребята, тема пройдена. Теперь давайте попробуем перечислить три момента или фактав истории Османской империи и Персии, которые вас наиболее удивили и заинтересовали».
Обучающиеся: обсуждают результаты урока.
Учитель: «Отлично, надеюсь, другие страны Востока заинтересуют вас не меньше».
5. Домашняя работа (1 минута, слайд №6).
Учитель: «Вы все сегодня хорошо поработали и я благодарю вас за этот урок. Если вы не успели закончить свой таймлайн, то завершите его дома, а на следующем уроке мы проверим. Также подготовьте характеристику Османской империи и Персии в XVI-XVII вв. на основе ваших конспектов. Всем спасибо».
Обучающиеся: записывают домашнюю работу.
1Османская империя в XVI веке (рус.) Новая история. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=lUAg-Sef9bA(дата обращения 17.04.2021).