Грани творческо-просветительской деятельности образовательных учреждений сферы культуры

6
0
Материал опубликован 7 July 2022 в группе

Миронова Наталья Александровна

Преподаватель МБУДО ХШ

г.Горловка, Донецкая Народная Республика

ГРАНИ ТВОРЧЕСКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Через культуру любое современное общество создает, получает и передает из поколения в поколение социальные и духовные ценности. Уровень культурной образованности населения оказывает прямое влияние на сам процесс формирования этих ценностей, поэтому методика образования в сфере культуры играет в обществе одну из главных ролей. Дополнительное образование в свою очередь является своеобразным фундаментом, на котором формируется и получает свое обоснование вся система культурных ценностей. Поэтому преподаватель учреждения дополнительного образования, по социальному статусу принадлежит к общественной интеллигенции, и становится носителем общепринятых культурных ценностей, а также социального опыта. С развитием современного общества все более актуальным становится проблема диссонанса между образовательными возможностями образовательных учреждений и общественными потребностями населения. С каждым годом все острее становится вопрос усовершенствования методики преподавания, а также модернизации технических средств самого учреждения. Поэтому, для воспитания «культурного» общества наиболее актуальной становится сфера творческо-просветительской деятельности образовательных учреждений сферы культуры. Рассматривая любую систему образования, очевидным становится факт первостепенной важности личности педагога, как основы любой образовательной деятельности.

Преподаватель дополнительного образования традиционно ассоциируется в общественном сознании с понятием «культурный» человек, как личность, включающая в себя ряд способностей по передаче и формированию культурных образов и поведенческих шаблонов. То есть преподаватель, является не только ретранслятором опыта и знаний по определенному виду творческой деятельности, но и определенным эталоном поведения. Существует множество различных требований и рекомендаций, посвященных описанию качеств, необходимых хорошему педагогу. Все эти требования носят зачастую профессиональный характер. Тем не менее, не следует забывать, что, как и всякая сознательная деятельность, обучение детей представляет собой определенную реализацию внутренних устремлений, потребностей личности, опосредованных условиями воспитания, уровнем сознания, мировоззрения. Эти внутренние устремления и формируют личность педагога-наставника. Популяризация культурных ценностей осуществляется через систему образования, где одна из важных ролей отводится учителю. Современное общество ожидает от преподавателя учреждения дополнительного образования сферы культуры выполнения не только обучающей функции, а и некоторой универсальности, и многофункциональности.

Одной из актуальных проблем современного образования является проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Образовательные программы в сфере культуры зачатую базируются на развитии творческих способностей, заложенных человеку природой. Поэтому весь процесс образования начинается с детского возраста и должен быть непрерывным, поскольку связан не с постепенным освоением определенных наук, а с индивидуальным, практически чувственным, физическим и интеллектуальным постижением обучающимися самой сути осваиваемого вида искусства. То есть в первую очередь, задействуется раскрытие психофизических качеств, граней восприятия и других возможностей личности, которые благодаря постоянным тренировкам тела и психики, вырабатывают качества, необходимые для должной самореализаций на выбранном направлении творчества [3].

Особое значение в работе современного педагога приобретает творческо-просветительская деятельность. Ее целью является привитие обучающимся в процессе обучения уважения к культурным ценностям города, края, страны; любви к прекрасному; формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всему окружающему. Эта деятельность направлена на обогащение эмоциональной сферы личности и ее чувственного опыта; способствует повышению познавательной активности обучающихся, а также оказывает влияние на познание нравственной стороны окружающего мира. Углубляясь в терминологию следует заметить, что просветительская деятельность, есть ничто иное как разновидность неформального образования, состоящая из комплекса информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных или иных знаний, а также других социально-значимых сведений, формирующих общую культуру человека. Творческо-просветительская деятельность плавно вплетается во все составляющие человеческого бытия: досуг, политика, медицина и конечно образование. Что касается классических форм и методов творческо-просветительской деятельности следует заметить их широкое разнообразие: начиная от лекции и беседы, заканчивая кружками, курсами, олимпиадами и научно-просветительскими вечерами.

Современное общество тождественно «обществу информационному» и в связи с этим определяется дальнейший путь его развития, а именно путь к инновациям. Общество, независимо от этапа своего развития обязано поддерживать уровень образования, как одного из базовых социальных процессов.

В настоящее время около 80 % населения используют инновационные технологии и интернет в образовательных целях [1]. Сам термин «Инновация» переводится на русский язык как «новшество» или «нововведение». На данный момент информация, есть главный ресурс для развития современного общества, но она изменчива и требует постоянного обновления т.к., устаревает и в скором времени утрачивает свою актуальность. В связи с необходимостью постоянного обновления информационного поля результатом творческо-образовательной деятельности обучающихся должны стать способности самостоятельно находить актуальную информацию. Поэтому в процесс творческо-просветительской деятельности любого образовательного учреждения сферы культуры следует внести изменения. На мой взгляд, логичным становится потребность полного или частичного перехода с объяснительного способа обучения к деятельному, т.е. обучающийся выступает в качестве активного участника процесса обучения.

На данный момент известно множество путей и способов внедрения инновационного обучения: метод проектирования, модули, исследовательское обучение, видео - уроки и т.д.

Одним из интерактивных методов в обучении является метод социальных проектов. Хочу еще раз сказать о преимуществе интерактивных методов в обучении. Далеко в прошлое уходят от нас пассивные методы, когда учитель на уроке берет все в свои руки и в лекционной форме, вещает целый урок. Современные дети живут в потоке избыточной информации. В современном образовании интерактивные методы вытесняют пассивные методы и даже активные. Интерактивные методы позволяют достичь хороших результатов. Здесь очень хорошая мотивация (занимаюсь потому, что интересно). Учащиеся занимают очень активную позицию, а педагог выступает как лидер и организатор процесса.

Благодаря проектной деятельности ребенок получает и развивает навык преодоления жизненных трудностей, а потому проектное обучение в творческо-просветительской деятельности должно непременно активно поддерживаться и рассматриваться как системой образования, так и собственно педагогом [3]. Трудно переоценить роль творческо-просветительской деятельности педагога. Исключительно просвещенные люди с широким кругозором и пластичным складом ума может обеспечить прогресс в развитии собственной страны. Успешен тот педагог, что понимает важность творческо-просветительской деятельности, реализует в своей педагогической деятельности культурно-просветительские и творческие компетенции. Чем совершеннее профессиональная деятельность педагога, тем выше качество образования обучающихся, независимо от сфер влияния.

Список литературы

Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителя / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991. – 159с. - ISBN 5-09-003073-1

Моряков В.И. Изучение русского просветительства XVIII - начала XIX века в советской историографии // История СССР. - 1986. - № 2. - С. 42-55.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1972. - С. 111.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации