Цель: развитие познавательного интереса у детей к животным Севера.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей о животных Севера, обогащать словарь;
Закреплять знания детей по лексической теме «Зимняя одежда», «Животные Севера».
Развивающие:
Учить детей самостоятельно отвечать на вопросы;
Развивать интерес к поисковой деятельности, желание экспериментировать.
Воспитательные:
1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка (воспитывать у детей отзывчивость, доброту, желание прийти на помощь; умение радоваться и сопереживать главному герою);
2. Научить детей ставить игровую цель и удерживать ее до конца игры.
Оборудование: игрушки белого медведя и медвежонка, географическая карта или глобус, иллюстративный материал по теме «Зимняя одежда», «Животные Севера», строительный материал, оборудование для экспериментирования, оборудование для конструирования из бумаги, аудио и видеотека.
План
Ход проведения
Предполагаемые ответы детей.
Введение в игру. Письмо.
Введение в игру.
Дети находят в группе корзинку с белым медвежонком.
- Ребята, кто это?
- Какой он?
- Посмотрите, в корзинке еще лежит письмо. Что же там написано?
К маме мне уже пора,
Помогите детвора!
Где мне мамочку найти,
Как не сбиться мне с пути?
Поеду на Северный полюс.
Там выпало снега по пояс.
А может быть, выше моей головы.
- Ребята, медвежонок потерялся, и он очень хочет к своей маме. Давайте ему поможем найти его маму.
- Медвежонок.
- Маленький, белый.
«Где живет белый медведь?»
Проблемная ситуация.
- Ребята, вы знаете, где живут белые медведи?
- А где же находится этот Северный полюс? Вот карта.
Изучение географической карты. Дети находят на карте Северный полюс и ставят там флажок. Затем находят на карте Москву и ставят флажок.
- Нам надо отвезти медвежонка к маме.
Проблемная ситуация
«Как мы можем добраться до Севера?». Нам срочно надо отправляться в дальнее путешествие.
- На Севере. На Северном полюсе.
Мы собираемся в путешествие.
Проблемная ситуация.
- Ребята, надо нам подумать, какую одежду мы наденем, чтобы отправиться на Северный полюс.
(Дети называют одежду и подбирают соответствующие картинки)
- Надо надеть теплую одежду.
- Теплые штаны, шубу, валенки, шапку, шарф, варежки и т.п.
Физкультминутка
Наденем на ножки тёплые сапожки.
Это с правой ножки, это с левой ножки.
Подтянем штанишки.
Наденем пальтишки.
Пальтишки меховые,
И шапки пуховые.
И застегнёмся: Вот, так!
Пуговичка к пуговичке в ряд.
Что ж, готовы? Это дело!
И пойдём на Север смело!
- Дети сопряженно проговаривают и имитируют движения в соответствии с текстом.
Игра-конструирование «Самолёт построим сами»
- А теперь, мы с вами должны построить самолет, на котором мы отправимся в путешествие.
Дети делают из кубиков самолет, ставят стулья.
- Это самолет. Мы полетим на самолете на Северный полюс.
Путешествие на самолете.
Рассказ воспитателя.
Уважаемые мальчики и девочки! Просьба занять свои места. Наш самолет начинает полет по маршруту Москва – Северный Полюс. Просьба пристегнуть ремни и оставаться на своих местах. (Дети «как будто» пристегивают ремни).
- Пока мы летим я вам немного расскажу о Арктике.
Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь». Как вы думаете, почему так назвали этот край? Правильно. Арктика – это владение белого медведя. Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы. Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются. Кто живет в Арктике? (Показывает картинки).
Белый медведь имеет теплый густой мех, умеет строить берлогу из снега, белый мех делает его незаметным на снегу и питается рыбой.
- Ну, вот мы и прилетели.
- Посмотрите, как тут много снега (показ иллюстрации) и какой дует холодный ветер!
- Белый медведь, морж, тюлень, белый волк, песец и другие животные.
Слушание аудиозаписи
Включается запись с шумом ветра. (Дети слушают шум ветра)
- Дует сильный, холодный ветер.
Физкультминутка
- Как же здесь холодно! Как же нам согреться?
Вот на улице мороз!
Эй, потри скорее нос,
Подбородок отогрей!
Улыбнулись все скорей!
И у глаз потрём дружнее,
Веселее, веселее.
Ну-ка взялись все за уши,
Ни к чему нам бить баклуши,
Покрутили, повертели –
Вот и уши отогрели.
Каждый палец согреваем,
Сильно-сильно растираем.
- Ну, вот мы и согрелись.
Надо идти дальше.
- На улице очень холодно. Мороз.
Экспериментирование
«Северное сияние»
- Как же красиво на Северном полюсе. Посмотрите на небе северное сияние.
- Давайте, мы с вами попробуем сделать северное сияние. Что нам нужно?
- Миски, молоко, краски.
«Идём по следам Медведицы»
- Посмотрите, тут чьи-то следы.
- Как вы думаете, чьи это следы?
Дети рассматривают следы.
- А вот и мама нашего медвежонка.
Мама Медведица благодарит детей за то, что они помогли вернуть малыша домой.
- Следы мамы Медве-дицы.
Возвращение домой.
Пальчиковая гимнастика.
Дети садятся в самолет и возвращаются назад в Москву.
Пока мы летим, давайте с вами поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Мальчик-с-пальчик, где ты был? (сжимаем – разжимаем кулачки)
Я по Северу бродил. (ходим пальчиками по коленкам)
Встретил там песца, тюленя, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Горностая и оленя,
Белого медведя встретил
И моржа я там заметил,
И кита увидел в море,
Даже чаек на просторе.
Всем подарки я дарил,
Всяк меня благодарил! (хлопки в ладоши)
Оригами «Белые медведи на льдине».
- Ребята, в память о нашем путешествии, давайте сделаем с вами картину.
На столах лежит белая бумага для фигурки медведя и тонированная синяя бумага.
- Что лежит на столе?
- Что мы будем делать?
Дети делают фигурки белых медве-дей и располагают их на листе.
- Проговаривание словаря оборудования.
- Будем складывать бумагу, наклеивать.
Рефлексивный круг
- Вот и закончилось наше путешествие.
- Где мы с вами побывали?
- Кому мы помогли?
- Вам понравилось путешествие?
- Что вам еще понравилось?
- На Северном полюсе.
- Помогли маленькому медвежонку найти маму.
- Да.
Просмотр мультфильма
«Умка»
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть замечательный мульт-фильм про маленького белого медвежонка и его маму.