Выступление «Квест-технология как форма интеграции образовательных областей в ДОУ»
МБДОУ г. Кургана «Центр развития ребенка – детский сад № 45 «Дельфин»
«Квест - технология как форма интеграции образовательных областей в ДОУ»
Иванчикова Татьяна Валерьевна
Инструктор по физической культуре.
Квалификационная категория – высшая.
г. Курган 2021
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения.
Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Одной из таких технологий является квест-технология, которая только еще начинает использоваться педагогами в своей работе с детьми.
Что же такое квест и откуда он к нам пришел?
Слово квест произошло от английского quest, что переводится как «поиск» или «искать». Игры в квест появились сравнительно недавно, в 90-е годы XX века вышла первая компьютерная игра-квест. Со временем квесты стали воссоздавать в реальности, и с начала 2000-х годов эти увлекательные игры стали популярным развлечением во многих странах. В них стали играть не только взрослые, но и дети.
Если говорить о квесте, как о форме организации образовательного процесса в детском саду, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного, поискового или экспериментального характера и имеющая определенный сюжет.
Квест-игра для детей дошкольного возраста является эффективным педагогическим средством, позволяющая комплексно решать задачи разной направленности. Квест оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
В настоящее время практически все педагоги применяют в своей практике квест-технологии. Почему? Потому что:
Квесты очень нравятся детям, что позволяет в непринужденной форме развивать познавательный интерес воспитанников.
В ходе квест-игр дети получают одинаковые впечатления, которые могут потом совместно обсудить.
Игровой процесс позволяет преподнести порой скучные и неинтересные знания в такой форме, что дети с удовольствием запоминают новый материал.
Дети учатся работать в команде слаженно, ведь именно от этого будет зависеть конечный результат. А это способствует сплоченности маленького коллектива.
Основной целью создания и проведения квестов является развитие кругозора детей, обучение их самостоятельно решать поставленные игровые задачи, демонстрировать навыки и умения, приобретенные ранее.
Квест - игры для дошкольников в детском саду выполняют не только развлекательную функцию, но и реализовывают следующие задачи:
- образовательные: участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
- развивающие: в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
- воспитательные: формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
Кроме того, квесты дарят яркие эмоции. Поэтому в настоящее время квест-технология востребована и актуальна.
На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов квест-технологий. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.
По числу участников квесты делятся на:
одиночные;
групповые.
По содержанию:
сюжетные;
несюжетные.
По структуре сюжетов:
линейные, основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша;
штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами, что зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений;
кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.
По форме проведения:
соревнования;
проекты;
исследования;
эксперименты.
Структура квеста может быть следующей:
- введение (в котором прописывается цели, задач, сценарий, сюжет, роли);
- задания (этапы прохождения, список вопросов, ролевые задания);
- порядок выполнения поставленной задачи (бонусы, штрафы);
- конечная цель (оценка, итоги, призы).
При организация и проведении квест-игр, необходимо учитывать следующее:
Обеспечение безопасности детей во время выполнения заданий,
Соответствие содержания возрастным особенностям,
Последовательность,
Красочное оформление,
Музыкальное сопровождение,
Декорации, костюмы,
Инвентарь,
Сюрпризный момент.
Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада), так и на улице.
Квест игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО и её объёму.
Квест-игра реализуется в интеграции всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:
-игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);
-социально-коммуникативной (развитие речи, ОБЖ, коллективное решения общих задач);
-художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т.д.);
-познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника, погружение в различные игровые ситуации и т.д.);
-театрально-музыкальной;
-восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.
Рассмотрим интеграцию образовательной области «Физическое развитие» с другими областями в процессе квест – игры. И так:
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция с областью «Социально-коммуникативное развитие» происходит через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки, оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях.
Охрана безопасности и жизнедеятельности решается посредством формирования навыков безопасного поведения во время игры, эстафетах при пользовании спортивным инвентарем. Через оказание помощи и поддержки окружающим воспитываются партнерские взаимоотношения.
Осуществляется трудовое воспитание – у детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для труда. Дети овладевают трудовыми навыками, связанными с подготовкой помещения, участка к мероприятию (собирание опавших листьев, веточек, расчистка участка от снега, изготовление горки из снега…), с расстановкой и сбором инвентаря, атрибутов.
Нравственное и патриотическое воспитание Физкультурные квест-развлечения позволяют закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определенной темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Например: в процессе проведения спортивного квеста «Нам нужна одна победа…» совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребенка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство патриотизма и коллективизма.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с образовательной областью «Познавательное развитие»
Активизация мышления детей через подвижные игры и упражнения со спортивным оборудованием; просмотр и обсуждение познавательных книг, самостоятельный выбор игры, специальные упражнения на ориентировку в пространстве, усвоение нового материала, построение конструкций; закрепление знаний об окружающем мире.
Во время квеста дети могут встречаться с элементарными математическими представлениями:
- совершенствуется умение ориентироваться в пространстве – определять центр, углы зала (левый, правый), умение двигаться в заданном направлении (змейкой, по диагонали, в обратную сторону).
- закрепляются понятия: широкий-узкий, короткий-длинный, геометрические фигуры.
- закрепляются навыки порядкового счета, например, подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз, посчитать количество прыжков до кубика, прыгать по 5 раз на правой и левой ноге, прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.
Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. При проведении квеста в подготовительных группах используются пословицы и поговорки, загадки о временах года, явлениях природы совершенствуются знания общественной жизни, повадках животных, птиц, насекомых.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с образовательной областью «Речевое развитие».
В процессе двигательной деятельности у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности, умение действовать в коллективе, создается эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом. Формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с образовательной областью «Художественно-эстетическое».
Развитие музыкально ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей.
Интеграция физкультурных занятий и музыки создает положительный эмоциональный фон, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер.
Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой.
Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений. Квесты для дошкольников должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Главное преимущество квеста в том, что такая форма ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
И так:
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.
Квест - это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности, а также духовно-нравственные качества. Родители активно включаются в жизнь своих детей, что способствует возникновению доверительных отношений между семьями воспитанников и педагогами, а также улучшает взаимопонимание между детьми и родителями. Участие родителей создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей.
Квест-технология одно из интересных средств, направленных на обучение и воспитание детей дошкольного возраста, как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.
Для инструктора по физической культуре в ДОУ использование квест-технологий позволяют интегрировать сразу несколько образовательных областей, что стимулирует не только физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
Список литературы
Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]: //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
Колесникова, И. В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» [Текст]: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.
Комарова, Т. С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст]: пособие для педагогов, методистов // Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. - Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.
Осяк, С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст]: / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
Ошкина, А. А Квест-игра - культурная практика детей дошкольного возраста [Текст]: педагогам дошкольных образовательных организаций // А. А. Ошкина. – 2018г, 279-282с.
Сокол, И. Н. Классификация квестов [Текст]: педагогам дошкольных образовательных организаций // И. Н. Сокол. - Молодийвчений. - 2014. - Вып. №6 (09). – с.138-140
Шеина, Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – с. 439–441
Материал из личного опыта работы