Квест-игра "Дорога к Победе"
Сценарий внеклассного мероприятия посвящённому Дню Победы
Квест-игра «Дорога к победе»
Аудитория: 1-4 классы.
Предмет: окружающий мир, история.
Цель: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны; к событиям Великой Отечественной Войны.
Задачи:
Образовательные: закрепление знаний о событиях Великой отечественной войны;
Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, гражданского долга и чувства благодарности к участникам Великой Отечественной Войны; воспитание дружеских взаимоотношений и уважения друг к другу.
Место проведения: территория школы, Мемориал Победе.
Время проведения: в преддверии празднования Дня Победы.
Оборудование: маршрутные листы, таблички с названием станций, материалы для каждой станции: мячи для тенниса, вёдра; крупы, стаканчики, тарелки, ложки, хлеб, каша, чай; маленькие обручи или картонки.
Ход занятия: в игре участвуют команды от каждого класса. Оценивается сплочённость класса, знания событий ВОВ, смекалка и ловкость. За прохождение станций они получают красные гвоздики, в конце мероприятия проходит возложение цветов к Мемориалу Победе.
Квест-игра основана на книге «Детям о Великой Отечественной Войне» С. Алексеев, Л. Пантелеев, Н. Богданов, А. Твардовский, Н.Внуков. Издательство «Просвещение» под редакцией М.А. Фармусова.
Ход мероприятия
Организационный этап
Ведущий: Приветствую всех на квест-игре «Дорога к победе». Все мы знаем, какой великий праздник приближается. Назовите его.
Ученики отвечают.
Ведущий: Правильно. 9 мая мы будем праздновать 80ю годовщину Деня Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне с нацистско-фашистской Германией. Наша огромная страша шла к этому дню долгий 4 года. За всё это время было совершено множество бессмертных подвигов как на фронте, так и в тылу. Героями становились солдаты, рабочие и даже дети – все не щадили себя, дабы приблизить этот радостный день – День Победы. И сегодня мы можем быть благодарны этим героям за мирное небо и нашу свободу, за наши жизни. И долг каждого гражданина нашей страны – знать историю Великой Отечественной Войны. А кто знает, кто же помогает нам восстанавливать события прошлого, находит останки павших героев и возвращает их на родину?
Ответы учеников.
Ведущий: Правильно, это поисковые отряды. Сегодня каждый класс станет, ненадолго, одним из таких отрядов, и пройдёт дорогами Войны, знакомясь с её историей, прямо до Великой Победы.
Ваша первая задача, определиться с командиром отряда, которым будет доверена карта, и определиться с названием. Ваши классные руководители примерят на себя роль военных корреспондентов, которые будут фиксировать все ваши действия. Вы же все будете краеведами-историками.
Ученики выбирают названия отрядам, капитанов.
Ведущий: теперь я попрошу капитанов промаршировать к директору, для представления своих отрядом и получения карты.
Капитаны по очереди подходят к директору школы, отряд громко кричит своё название, директор вручает каждому карту.
Ведущий: Теперь, когда все получили карты, мы можем начать. За выполнение заданий вы будете получать красные гвоздики, их нужно сохранить. Так же вам будут даваться кусочки пазлов.
Для удобства прохождения станций, чтобы они шли последовательно, а не перемешивались, отряды отправляются проходить квест по очереди, с интервалом в 3-5 минут.
Пазлы составляют плакаты формата А3
По завершению прохождения всех станций мы снова соберёмся здесь и пройдём торжественным маршем к Мемориалу Победе, для того, чтобы почтить память павших героев.
Основной этап
Отряды следуют по отмеченным на карте станциям.
1 Станция. Начало Войны
1 класс
Задание – разгадать кроссворд.
2 класс
Вставьте пропущенные буквы
Вт..рж..н..е
С..м..л..т
Б..мб..жк..
Сн..р..д
С..лд..т..
Д..бр..в..л..ц
Об..р..н..
Та..к
К..м..нд..р
П..л..мет
Гр..н..т..
Л..т..ик
М..тр..с
Г..р..й
Г..н..р..л
Слова Ответственного за станцию для отрядов 1 и 2 классов
Ответственный: Молодцы. Вы справились с заданием. Но прежде, чем получить гвоздики, я хочу спросить у вас, а знаете ли вы, когда началась Великая Отечественная Война?
Учащиеся отвечают.
Ответственный: Совершенно верно. С 1939 года по 1941 год Германия захватила почти все страны Европы и 22 июня 1941 года вторглась на территорию Советского Союза, даже не объявив войны и несмотря на то, что между нашими странами был подписан договор о ненападении. В 4 часа утра немецкие солдаты пересекли границы нашей Родины, а самолёты полетели бомбить ещё спящие города.
Эта атака была столь неожиданной, что вражеским войскам удалось пройти много километров, прежде чес наши солдаты смогли дать им достойный отпор. Но не смотря на всю неожиданность, только услышав по радио объявление о начале войны, многие мужчины тут же направились в военкоматы с просьбами записать их в добровольцы, чтобы защищать нашу родину. Среди этих добровольцев было много вчерашних школьников, толь-только отпраздновавших выпускной.
3 класс
Задание: разгадать ребусы.
4 класс
Задание – заполнить пропуски в тексте.
С 1939 года Советский Союз, действуя в своих территориальных интересах, старался придерживаться __________. Но, когда началась Великая Отечественная война 1941-1945, она автоматически стала частью _______ мировой, длившейся уже второй год.
Предполагая возможное столкновение с Великобританией и Францией (капиталистические страны выступали против коммунизма), _____ готовил страну к войне с 1930-х годов. В 1940 СССР стал считать главным противником Германию, хотя между странами был заключен ____________ (1939).
Однако, благодаря грамотной дезинформации, вторжение немецких войск на советскую территорию именно ______ 1941 без официального предупреждения стало неожиданностью.
Первым, по приказу контр-адмирала _______ в три часа утра, отпор фашистам дал _________ флот, обстреляв немецкие самолеты, вторгшиеся в советское воздушное пространство. Позже последовали приграничные сражения.
Официально о начале войны советскому послу в Германии объявили только в четыре утра. В этот же день решение немцев повторили итальянцы и румыны.
Несмотря на серьезные поражения СССР, немецкий план ______ по оккупации советских земель за один год провалился: Германия увязла в войне.
Нейтралитет/Агрессию, Второй/Третьей, Ленин/Сталин, Мирный договор/Договор о ненападении, 1 сентября/22 июня, Ивана Елисеева/Георгия Жукова, Белорусский/ Черноморский, «Барбаросса»/ «Искра»
Станция 2. Оборона Брестской крепости
Ответственный: Брестская крепость – именно здесь впервые был проявлен высший героизм и наивысшая стойкость наших солдат. Именно в Брестсткой крепости. Казалось бы, идеальные ланы немецкий войск впервые дали сбой. И всё потому, что эта крепость не сдавалась до последнего.
22 июня она одной из первых приняла натиск вражеских войск, ещё не оправившись после ранней бомбардировки. Были уничтожены склады и водопровод, довольно быстро были отрезаны и пути к отступлению, ведь немецкие войска продвигались всё дальше, вглубь нашей родины. Но доблестные защитники Брестской крепости стояли насмерть.
Целую неделю 3500 наших солдат, а также и простые люди, женщины и дети, терпели осаду и давали твёрдый отпор. В течении первой недели солдаты сдерживали натиск хорошо подготовленной дивизии, а после ещё до конца июля сопротивлялись их атакам, без мысли о побеге или о том, чтобы сдаться и отдать врагу свою родную землю.
Голодные, холодные, больные и раненные они стояли до самого конца. Верили в свою родину и самих себя, помогали друг другу и стояли несмотря ни на что.
Вашим заданием будет следующее:
Задание Боевое ранение. Каждый участник должен попасть мячом в корзину или ведро. Но перед этим они вытягивают карточку, на которой написано, какую часть тела ранили в бою. Это может быть «правая рука», «левая нога», «левый глаз» и т.п. Пользоваться раненой частью нельзя. Победившая команда определяется по количеству попаданий.
Станция 3. Битва за Москву
Ответственный: Москва – это столица нашей Родины и враз естественно хотел захватить её как можно скорее, чтобы показать нашему народу своё превосходство, напугать, лишить всяких надежд.
Гитлеровские войска надеялись пройти по нашей земле быстро и парадным строем, но везде встречали отчаянный отпор. Везде терпели потери и везде останавливались, не в силах идти дальше.
В Москве Гитлер хотел захватить всех руководителей страны, взорвать Кремль – символ нашей страны и мавзолей Ленина, да и сам город сравнять с землёй, как только его войска пройдут по улицам Москвы парадным маршем.
Но это Советские войска стояли на параде на Красной площади. На главном параде страны в честь Октябрьской революции, чествуя славу своего народа и с гордостью за свою Родину идя на поле боя прямо с парада.
Ни одному из планов не было суждено осуществиться. Советские войны не подпускали вражеских солдат к столице своей Родины больше двух месяцев, а после и вовсе отбросили немецкую армию на сотни километров назад.
Задание Фронтовая песня. Исполнить хором песню о Великой Отечественной Войне.
Станция 4. Блокада Ленинграда
Ответственный: Какие-то города врагам удавалось захватить, несмотря на все усилия наших воинов. Какие-то нам удавалось отстоять. Множество наших солдат пали геройской смертью, лишь бы не пропустить фашистов в ни на километр, ни на метр дальше – вглубь Родины. Но есть один город, слава защитникам которого не будет забыта никогда. Этот город – Ленинград, современный Санкт-Петербург.
872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года Ленинградцы были почти полностью отрезаны от нашей страны. И простые горожане, и дети, и старики, и солдаты находились в блокаде. Со всех сторон окружённые врагом. И только Ладожское озеро служило поистине дорогой жизни для людей. Только по нему в город можно было доставлять провизию и боеприпасы, а из города эвакуировать людей.
Но город не сдавался. Непрекращающиеся бомбёжки, постоянный голод и холод, ничего не смогло сломить дух ленинградцев. Дети ходили в школу, театры работали, давая спектакли и концерты для народа, что не прекращал работать. Лишь бы обеспечить солдат, что не сдавались перед превосходящими силами врага, одеждой, едой и боеприпасами.
Больше трёх лет город стоял! Выстоял! И блокада была прорвана! И кусочек чёрного, безвкусного, липкого хлеба размером со спичечный коробок, навсегда будем символом стойкости целого города.
Задание Полевая кухня. На стол необходимо выложить крупы, завязать игроку глаза. Участники по очереди называют крупы и кашу, которую можно было бы приготовить из неё.
«Прифронтовая» кухня предлагает детям вкусную гречку и чай с черными сухарями.
Станция 5. Сталинградская битва
Ответственный: Сталинградская битва — одно из самых важных и крупных сражений Великой Отечественной войны. Она длилась 200 дней. За это время за неделю вражеские солдаты могли продвинуться только на одну улицу или даже захватить всего лишь один дом.
Дома обращались в руины, улицы были заполнены разбитой техникой и обломками, но даже так, не смотря на жестокий натиск, наши солдаты не сдавались. Они сражались за каждую улицу, каждый дом и каждую комнату, и 2 феврала 1943 года. Фашистам не только не удалось захватить его весь, благодаря блестящей тактике командования, упорству и героизму как наших солдат, так и простых граждан, город был освобождён. А немецкие войска потерпели сокрушительное поражение, ставшее началом перелома в войне и началом освобождения нашей страны от захватчиков.
В Сталинграде, ныне Волгограде, есть два памятника этой жестоко войне. Символ того, что наши воины не сдавались до конца и символ нашей силы и начала освобождения страны.
А вот что это за памятники, вам нужно узнать.
Солдаты сражаются не только оружием, но и умом. И все сообщения передаются зашифрованными.
Дом Павлова, Мамаев курган, Родина-Мать
Дом Павлова — это многоквартирный дом, превращённый в укреплённую позицию, которую защитники Красной Армии удерживали около 60 дней против наступления вермахта во время Сталинградской битвы.
На личной карте прославленного немецкого генерала Паулюса эта обычная сталинградская четырёхэтажка была обозначена как «крепость», а гитлеровцы считали, что её обороняет целый батальон, хотя на самом деле их было всего 30 человек.
Мамаев курган — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда.
Сегодня Мамаев курган известен памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать» - скульптура «Родина‑мать». Её высота от подножия до кончика меча — 85 метров. На кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более чем 35 000 защитников Сталинграда.
Станция 6. Партизанское движение
Ответственный: Вы прошли лишь по некоторым этапам истории Великой отечественной Войны, но мы не можем позволить вам не знать о тех героях, что сражались в тылу врага.
В Бресте, Москве, Сталинграде, Ленинграде, Курске, Одессе, Севастополе и во всех именитых сражениях в бой шли солдаты, когда-то бывшие простыми гражданами. Колхозниками, школьниками, студентами, учителями, врачами, спортсменами. Но они не всегда могли выстоять против сурового и жестокого врага, что хотел захватить и уничтожить нашу Родину. Армия была вынуждена отступать. Но даже так, люди не сдавались.
Никто не хотел жить под сластью фашистов, что убивали мирных людей, выгоняли их из домов, увозили их целыми поездами в концлагеря и не считались с правами людей.
Люди везде хотели сражаться, хотели прогнать фашистов с родной земли. И Победы не было бы не только без тыла, который отдавал армии последний хлеб, последние силы, но и без партизан. Они стали ужасом, что преследовал фашистов.
Самые простые люди. Что не пошли на фронт, объединялись в отряды и уходили в леса, но не для того, чтобы спрятаться, а для того, чтобы бить врага изнутри. Партизаны подрывали немецкие поезда, уничтожали их склада с провизией и боеприпасами, спасали тех, кого фашисты брали в плен и всё. Лишь бы враг не чувствовал себя на нашей земле, как у себя дома.
Партизаны были главными врагами фашистов. Ведь если наша регулярная армия была перед их глазами, удара от партизан они не знали где ожидать, где их искать и даже сколько их. Отряды могли насчитывать как тысячи людей, так и всего с десяток. И не важно, сколько было партизан в отряде, они все были героями.
Героями, что прятались в лесах и обходили все ловушки врага.
Задание Минное поле: Команда выбирает две пары. Два участника с завязанными глазами должны пройти по минному полю и не подорваться, но руководить их движением должны другие два участника. Команда получает пять баллов если не подорвалась не на одной мине.
Заключительный этап
Велущий: закончилось ваше путешествие. Каждая станция побуждает в нас светлую память о героях войны погибших за Родину. Для нашего поколения - это история, но история близкая, сопереживаемая. В наших силах сделать так, чтобы героические страницы истории Отечества не предавались забвению. Мы обязаны знать, чтобы помнить. Ведь мы обязаны свято хранить благодарную память о тех, кто защищал Родину, кто отдал жизнь по приказу Отечества.
Марш к Мемориалу Победе (возможен Бессмертный полк) и возложение цветов.