12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексей Макурин168
Образование: высшее, УрГПУ, 2015г. Квалификационная категория: высшая
Россия, г. Кировград, п. Левиха

Ф.И.О.: Макурин Алексей Сергеевич

Предмет: физика 9 класс

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Форма урока: урок – деловая игра

Технологическая карта изучения темы


Тема урока

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»

Целевые установки на достижение результата

Предметные:

Знать: понятия свободное падение, как частный случай равноускоренного движения, ускорение свободного падения.

Уметь: самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение предвидеть возможные результаты своих действий, воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД: развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;

Коммуникативные УУД: умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

Личностные результаты: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных  и творческих способностей учащихся, самостоятельность в практических умениях, формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения.

Основные понятия

ускорение свободного падения, прямолинейное равноускоренное движение, гравитация, сила тяжести

Межпредметные связи

математика, литература, география, астрономия.

Ресурсы

учебник, лабораторное оборудование, компьютер, проектор

Организация пространства

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в дифференцированных группах метод проблемного обучения, ИКТ

Требования к учителю

владеть ИКТ, культура речи, умение регулировать деятельность обучающихся.

Риски

различный уровень владения теоретическим материалом, нехватка времени, неумение работать в группе.

Способы избегания риска

наличие дидактического материала (маршрутный лист), использование работы в группе и паре, оказание индивидуальной помощи учащимся.





Ход урока

Технология проведения (этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые предметные результаты

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.)



Проверяет эмоциональную, психологическую и мотивационную готовность учащихся к уроку.

Приветствует учащихся.

Проверяют свою готовность к уроку, порядок на столе.




Приветствуют учителя.


Л. Уважение к личности и ее достоинствам;

Доброжелательное отношение к окружающим;

Оптимизм и восприятие мира;

Учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

Устойчивый познавательный интерес;

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

2. Актуализация и пробное учебное действие


(2 мин.)








































Проверка домашнего задания – Взаимоконтроль «Дополни предложение»

(5 мин.)





Слайд 1. О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А.С. Пушкин

- Уважаемые коллеги! Нет, я не оговорился. Сегодня на уроке вы не учащиеся 9 класса, а мои коллеги - физики-экспериментаторы, исследователи свободного падения тел. Эпиграфом к уроку мы взяли слова А.С. Пушкина. Он неслучаен. Вам известно, что ученые – физики все теоретические гипотезы проверяют путем проведения многочисленных опытов, они либо подтверждают, либо опровергают выдвинутую гипотезу.

Давайте изучим маршрутный лист. Приложение № 1.

Чтобы стать физиком-экспериментатором, прежде вы должны подтвердить свою теоретическую подготовку.

Слайд 2.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Свободное падение тел – это движение тел под действием…

Свободное падение тел – это вид … движения

При падении тела на Землю из состояния покоя его скорость увеличивается, Земля сообщает телам…

Ускорение свободного падения направлено…

Ускорение свободного падения тел на Земле равно…





































Изучают маршрутный лист, по ходу задают учителю вопросы.










Отвечают на вопросы (Слайд 3, ключ на доске)

Силы тяжести


Равноускоренного


Ускорение свободного падения


Вертикально вниз


g = 9, 8 м /с 2





Л. Оптимизм в восприятии мира.

































К. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.



К. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

П. Давать определение понятиям.

Выявление места и причины затруднения


(1 мин.)

По ключевым словам направляет учащихся на определение темы и цели урока


Демонстрирует Слайд4 с темой урока

Слайд 5 с целыми урока





Учащиеся формулируют тему урока, ставят перед собой цели на урок

Ключевые слова:

- сила тяжести;

- свободное падение;

- прямолинейное равноускоренное движение;

- ускорение свободного падения


Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К. Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения


Формулирование темы урока и постановка цели (1 мин.)

Демонстрирует Слайд6 с планом урока






Ставят перед собой задачи на урок, чтобы достичь цели урока: ЗНАТЬ и УМЕТЬ к концу урока


Л. Учебно-познавательная мотивация и интерес к учению.

Р. Целеполагание;

Планирование достижения целей.

П. Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.


Реализация построенного проекта


(2 мин.)




Физкультпауза

(1 мин)

Организует лабораторную работу, используя маршрутный лист.

Проводит инструктаж по выполнению работы.


Слушают, смотрят в таблицу в маршрутном листе, которую будут заполнять, знакомятся с алгоритмом выполнения работы.


Р. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий.

К. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.


Лабораторная работа

(20 мин.)





















Самоконтроль


Так как всегда люди пытались проверить факт разными способами, то и мы исследуем ускорение свободного падения разными методами. Вы находитесь в группах, у каждой свое задание и свои методы исследования.

Время пошло.

Контролирует процесс выполнения лабораторной работы.


Итак, исследование завершено. В любом научном институте после окончания экспериментов проводят обсуждение результатов. Начнем и мы.

























Учащиеся обсуждают результаты экспериментов,

оценивают полученные результаты по критериям. Вносит один представитель от группы, полученные результаты в сводную таблицу,

Слайд 7.

Делают общий вывод по работе: мы измерили ускорение свободного падения с помощью… (определения времени падения с высоты; наклонной плоскости (без учета трения); математического маятника) и экспериментально убедились, что ускорение свободного падения = 9,8 м /с 2.


Р. Работать в группе;

Осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий;

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Осознанное управление своим поведением и познавательной деятельностью на уроке.

К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологическое и диалогическое высказывание.

П. Преобразовывать и создавать модели для решения учебных задач;

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Анализ статистических таблиц

(3 мин)



Обращает внимание на статистические таблицы в маршрутном листе, с которыми необходимо поработать.

Слайд 8, 9, 10.

Работают с статистическими таблицами – дополнительным источником информации «Ускорение свободного падения».


К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной, строить монологическое высказывание.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)


(3 мин.)


Организует подведение итогов по маршрутному листу, «Самооценка»

Подводят общий итог

мы экспериментально доказали, что все тела независимо от их массы падают с одинаковым ускорением равным 9,8 м /с 2.

Прием «Синквейн»

Ускорение свободного падения

Постоянное, приблизительное

Исследовать, измерять, вычислять

Опытным путем нашли g

Притяжение


Р. Осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Л.Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Домашнее задание

(1 мин.)

Дает инструкцию по выполнению домашнего задания. Слайд 11.

Благодарит за урок. Слайд 12.

Записывают домашнее задание в дневник: «п. 20, с. 244 № 23, 26»


























ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Ф.И. ________________________________

Маршрутный лист (1 группа)


I. Проверка домашнего задания «Дополни предложение» - ВК

1. Свободное падение тел – это движение тел под действием …………. ………..

2. Свободное падение тел – это вид ………………. движения

3. При падении тела на Землю из состояния покоя его скорость увеличивается, Земля сообщает телам ……………… …………… ………………

4.Ускорение свободного падения направлено …………….. ………

5. Ускорение свободного падения тел на Земле равно …………..

II. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» - СК

Цель работы: измерить ускорение свободного падения с помощью определения времени падения с высоты.

Таблица № 1




п/п




Время движения,

t = n*T, с




Путь

s, мм




Путь

s, м



Ускорение свободного падения

g ср = 2s/t2, м/с2



Ускорение свободного падения, м/с2

Отклонение значения

найденного g ср

от g действительного,

А=|g - g ср | / g ср *100%, %



1










2








3







Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Критерии оценивания лабораторной работы.

п/п

Разделы лабораторной работы


Оцениваемый элемент

Кол-во баллов

1

Теория

Записана зависимость ускорения свободного падения от других величин

1

2

Измерения

Правильно проведены измерения

1

3

Таблица

Все результаты измерений внесены в

таблицу № 1

1

4

Расчет погрешности

Проведен расчет погрешности

1

5

Вывод

Записан вывод

1











IV. Анализ статистических данных.

Таблица № 2

«Ускорение свободного падения g на различной высоте h над Землей»


h, км

g, м/с2

h, км

g, м/с2

0

9.8066

20

9.7452

1

9.8036

50

9.6542

2

9.8005

80

9.5644

3

9.7974

100

9.505

4

9.7943

120

9.447

5

9.7912

500

8.45

6

9.7882

1000

7.36

8

9.7820

10 000

1.50

10

9.7759

50 000

0.125

15

9.7605

400 000

0.0025

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




V. Самооценка.


Номер этапа

Название этапа

Кол-во баллов


1

Проверка домашнего задания «Дополни предложение» - 5б.



2

Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения»- 5б.



3

Анализ статистических данных, Таблица № 2 «Ускорение свободного падения на поверхности некоторых небесных тел»- 2б.



Итог:


Критерий оценивания урока:

этапы: 7б. – «5»; 6б. – «4»; 4 -5б. – «3»; 0-3б. – «2»;

2 этап: 5б. – «5»; 4б. – «4»; 3б. – «3»; 0 – 2б. – «2».


VI. Алгоритм выполнения лабораторной работы.


1. По учебнику - рис. 150, стр. 232 измерить расстояние S между нулевой и любой другой отметкой (столбцы 3 и 4);

2. Определить промежуток времени t, который прошел груз по формуле: t = n*T,

где n – число интервалов между указанными метками (столбец 2);

3.Зная путь S и промежуток времен t, рассчитать ускорение свободного падения g ср по формуле: g ср = 2s/t2 (столбец 5);

4. Рассчитать среднее арифметическое значение ускорения свободного падения g ср (столбец 6);

5. Определить отклонение полученного значения g ср от действительного значения, равного 9,8 м/с 2 (столбец 7) по формуле:

А=(|g - g ср | / g ср )*100%;

6. Проделать опыт 3 раза;

7. Для каждого опыта провести вычисления и записать их в таблицу;

8. Сделать вывод и записать его под таблицей.







Ф.И. ________________________________

Маршрутный лист (2 группа)


I. Проверка домашнего задания «Дополни предложение» - ВК

1. Свободное падение тел – это движение тел под действием …………. ………..

2. Свободное падение тел – это вид ………………. движения

3. При падении тела на Землю из состояния покоя его скорость увеличивается, Земля сообщает телам ……………… …………… ………………

4.Ускорение свободного падения направлено …………….. ………

5. Ускорение свободного падения тел на Земле равно …………..

II. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» - СК

Цель работы: измерить ускорение свободного падения с помощью математического маятника.

Таблица № 1



п/

п



Длина нити

L, м



Кол-во колебаний, N


Время колебания маятника

t, с

Среднее значение времени колебания маятника

tср, с

Среднее значение периода колебаний маятника

Т = tср/ N, с

Ускорение свободного падения,

g ср = =L*4π2/T2, м/с²

Отклонение значения

найденного g ср

от g действительного,

А=|g - g ср | / g ср

*100%, %


1










2





3






Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



III. Критерии оценивания лабораторной работы.

п/п

Разделы лабораторной работы


Оцениваемый элемент

Кол-во баллов

1

Теория

Записана зависимость ускорения свободного падения от других величин

1

2

Измерения

Правильно проведены измерения

1

3

Таблица

Все результаты измерений внесены в

таблицу № 1

1

4

Расчет погрешности

Проведен расчет погрешности

1

5

Вывод

Записан вывод

1













IV. Анализ статистических данных.

Таблица № 2

«Ускорение свободного падения на поверхности некоторых небесных тел»


Луна

1.62

Сатурн

9.74

Меркурий

3.68 – 3.74

Земля

9.81

Марс

3.86

Нептун

11.0

Уран

7.51

Юпитер

23.95

Венера

8.88

Солнце

273.8


Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








V. Самооценка.


Номер этапа

Название этапа

Кол-во баллов


1

Проверка домашнего задания «Дополни предложение» - 5б.



2

Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения»- 5б.



3

Анализ статистических данных, Таблица № 2 «Ускорение свободного падения на поверхности некоторых небесных тел»- 2б.



Итог:



Критерий оценивания урока:

этапы: 7б. – «5»; 6б. – «4»; 4 -5б. – «3»; 0-3б. – «2»;

2 этап: 5б. – «5»; 4б. – «4»; 3б. – «3»; 0 – 2б. – «2».


VI. Алгоритм выполнения лабораторной работы.


1. Измерить длину нити математического маятника L (расстояние от точки подвеса до центра груза) – столбец 2;

2. Оставляя нить натянутой, отвести груз из положения равновесия на расстояние, весьма малое по сравнению с длиной нити. Затем груз отпустить, не давая ему толчка, и одновременно включить секундомер;

3. Определить промежуток времени t, в течение которого маятник совершает N = 30 полных колебаний (столбцы 3 и 4);

4. Опыт повторить 3 раза;

5. Вычислить среднее арифметическое значение времени колебания маятника tср . (столбец 5);

6. Вычислить среднее значение периода колебаний маятника Т по формуле: Т = tср/ N (столбец 6);

7. Вычислить ускорение свободного падения g ср по формуле: g ср = L*4π2/T2 (столбец 7);

8. Определить отклонение полученного значения g ср от действительного значения, равного 9,8 м/с 2 (столбец 8) по формуле:

А=(|g - g ср | / g ср )*100%;

9. Для каждого опыта провести вычисления и записать их в таблицу;

10. Сделать вывод и записать его под таблицей.




Ф.И. ________________________________

Маршрутный лист (3 группа)


I. Проверка домашнего задания «Дополни предложение» - ВК

1. Свободное падение тел – это движение тел под действием …………. ………..

2. Свободное падение тел – это вид ………………. движения

3. При падении тела на Землю из состояния покоя его скорость увеличивается, Земля сообщает телам ……………… …………… ………………

4.Ускорение свободного падения направлено …………….. ………

5. Ускорение свободного падения тел на Земле равно …………..

II. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» - СК

Цель работы: измерить ускорение свободного падения с помощью наклонной плоскости (без учета трения).

Таблица № 1





п/п




S, м




h, м




t, с




t ср, С



Ускорение, a = 2s /t ср2, м/с2

Ускорение свободного падения,

g ср = a / sinα – µcosα,

м/с2


Отклонение значения

найденного g ср

от g действительного,

А=|g - g ср | / g ср *100%, %


1








2




3




t1571835079aa.gif;t1571835079ab.gif;µ = 0,32.

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


III. Критерии оценивания лабораторной работы.


п/п

Разделы лабораторной работы


Оцениваемый элемент

Балл за выполнение

1

Теория

Записана зависимость ускорения свободного падения от других величин

1

2

Измерения

Правильно проведены измерения

1

3

Таблица

Все результаты измерений внесены в

таблицу № 1

1

4

Расчет погрешности

Проведен расчет погрешности

1

5

Вывод

Записан вывод

1












IV. Анализ статистических данных.

Таблица № 2

«Ускорение свободного падения для некоторых городов»


Город

Географические координаты (по Гринвичу)

Ускорение свободного падения, м/с2

Широта

Берлин

52.50

9.81280

Будапешт

47.48

9.80852

Вашингтон

38.89

9.80112

Вена

48.21

9.80860

Гринвич

51.48

9.81188

Каир

30.07

9.79317

Мадрид

40.41

9.79981

Нью-Йорк

40.81

9.80247


Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



V. Самооценка.


Номер этапа

Название этапа

Количество баллов


1

Проверка домашнего задания «Дополни предложение» - 5б.



2

Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения»- 5б.



3

Анализ статистических данных, Таблица № 2 «Ускорение свободного падения на поверхности некоторых небесных тел»- 2б.



Итог:


Критерий оценивания урока:

1-3 этапы: 7б. – «5»; 6б. – «4»; 4 -5б. – «3»; 0-3б. – «2»;

этап: 5б. – «5»; 4б. – «4»; 3б. – «3»; 0 – 2б. – «2».

VI. Алгоритм выполнения лабораторной работы.


1. Измерить расстояние S, проходимое монетой от точки закрепления металлического желоба до удара ее о металлический цилиндр (столбец 2);

2. Определить высоту наклона металлического желоба h (столбец 3);

3. Определить промежуток времени t, в течение которого монета прошла путь S (столбец 4);

4. Рассчитать среднее арифметическое значение времени tср (столбец 5);

5. Вычислить ускорение a по формуле: a = 2s /t ср2 (столбец 6);

6. Вычислить ускорение свободного падения g ср по формуле: g ср = a / (sinα – µcosα) – столбец 7;

7. Определить отклонение полученного значения g ср от действительного значения, равного 9,8 м/с 2 (столбец 8) по формуле:

А=(|g - g ср | / g ср )*100%;

8. Проделать опыт 3 раза;

9. Для каждого опыта провести вычисления и записать их в таблицу;

10. Сделать вывод и записать его под таблицей.



Опубликовано


Комментарии (1)

Фролова Надежда Михайловна, 23.10.19 в 16:27 0Ответить Пожаловаться
Презентацию бы загрузить. Для 9 класса не трудноватая работа?

Отредактировано 23-10-2019 16:30

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.