Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» (Физика, 11 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока по физике в 11 классе.
Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».
Тема |
Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». |
||||
Тип урока: |
Урок применения предметных умений. |
||||
Цель |
формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия по определению ускорения свободного падения в соответствии с поставленной экспериментальной задачей. |
||||
Задачи |
Образовательные: 1.работая с материалом учебника изучить последовательность определения ускорения свободного падения с использованием формулы математического маятника; 2.выполняя лабораторную работу развивать умения определять период математического маятника и с его помощью ускорение свободного падения; 3.работая с оборудованием и решая экспериментальную задачу расширить знания учащихся по теме «Механические колебания». Развивающие:
1.в ходе выполнения фронтальной лабораторной работы пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету; 2. выполняя лабораторную работу развивать у обучающихся умения работать с физическим оборудованием, анализировать и оценивать полученный результат, делать выводы. 3.способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся таких качеств как терпение, настойчивость, аккуратность; 2.работая в парах постоянного состава, при выполнении экспериментальных заданий и обсуждении проблемы, воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие практических умений работы с физическим оборудованием; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.уметь использовать формулу математического маятника для вычисления ускорения свободного падения. |
УУД Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Умение составлять план проведения исследования; определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; описывать свой опыт, планировать и корректировать. Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. |
||||
Основные понятия темы |
Период и частота колебаний. Математический маятник. Амплитуда. Зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити и ускорения свободного падения |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. |
Основные технологии. |
Основные методы. |
Формы работы. |
Ресурсы. Оборудование. |
|
1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником. 3. Выполнение фронтальной лабораторной работы. 4.Измерение величин. |
Технология сотрудничества и проблемное обучение. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. |
Демонстрационное оборудование: маятники с различными грузами. Лабораторное оборудование: Математический маятник, линейка, штатив, секундомер. Ресурсы: проектор, презентация. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Вводно-мотивационный этап. |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации и актуализация знаний. (Определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Предлагает ответить на вопросы, показывает ДЭ. |
Работа с презентацией. Объясняют эксперимент. Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
Операционно-содержательный этап |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1) Инструктаж по выполнению работы. 2) Предлагает выполнить экспериментальные задания. 3)Предлагает ответить на контрольные вопросы и сделать выводы. |
Изучение нового материала на основе самостоятельного выполнения лабораторной работы. 1) Слушают. 2)Выполняют предложенное экспериментальное задания. 3)делают выводы. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
30 мин. |
Рефлексивно – оценочный этап. |
||||||
4. |
Рефлексия. (Подведение итогов). |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает выбрать предложение. Рефлексия «Пора делать выводы». |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
5. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Приложение.
1. Этап мотивации и актуализация знаний.
Вспомним!
1. Какой маятник называют математическим?
Ответ. Математический маятник представляет собой грузик (шарик) малого размера, подвешенный на длинной тонкой нити. В данном случае можно пренебречь массой нити и деформацией грузика.
2. Каким условиям должен удовлетворять маятник. чтобы его можно было назвать математическим?
Ответ. Маятник считают математическим, если он удовлетворяет трем условиям:
1.размеры нити значительно превышают размеры груза;
2.нить нерастяжима и невесома, то есть вся масса сосредоточена в массе груза;
3.отклонения нити малы (длина дуги = длине хорды).
3. Как вы думаете, от чего зависит период колебаний математического маятника?
Ответ. Период колебаний математического маятника возрастает с увеличением длины нити.
Демонстрационный эксперимент№1. Изменяя длину нити, показываем ученикам, как изменяется частота и период маятника.
4. Запишите формулу математического маятника.
Ответ. Эта формула была впервые получена и проверена на опыте голландским ученым Г. Гюйгенсом – современником Ньютона. Христиан Гюйгенс(1629-1695)
нидерландский механик, физик, математик, астроном и изобретатель. Формула справедлива только для малых углов отклонения нити.
5. Как вы думаете, от чего не зависит период колебаний математического маятника?
Ответ. Период математического маятника не зависит от массы груза и амплитуды колебаний. Это легко проверить на опыте.
Демонстрационный эксперимент№2. Маятники с различными грузами.
6. Где используют свойства механических колебаний?
Ответ на этот вопрос должен у обучающихся вызвать затруднение. После обсуждения, предложите учащимся сформулировать тему урока и задачи, которые предстоит решить.
2. Изучение нового материала.
Работа по учебнику на странице 66. Прочитать последние три абзаца параграфа.
Сегодня мы с вами решим одну важную экспериментальную задачу. С помощью математического маятника мы можем очень точно определить числовое значение ускорения свободного падения.
Лабораторная работа № 3
«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
Работа по учебнику на странице 384-386.
Цель: определить ускорение свободного падения при помощи маятника, оценить возможность и точность измерения ускорения данным способом.
Проведение эксперимента:
1.Установить на краю стола штатив.
2.У его верхнего конца укрепить с помощью муфты кольцо и подвесить к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 1-2 см от пола.
3. Измерить длину маятника. Длина маятника должна быть не менее 50 см.
4. Отклонив шарик в сторону на 5-8 см, отпустить его.
5.Измерить в нескольких экспериментах время 50 колебаний маятника и вычислить среднее значение времени.
6.Вычислить среднюю абсолютную погрешность измерения времени и результаты занести в таблицу.
7.Вычислите ускорение свободного падения по формуле.
8. Вычислите относительную погрешность измерения и запишите результат с учетом погрешности.
Контрольные вопросы и задания.
1.Что называется ускорением свободного падения? Как оно направлено?
2. От чего зависит ускорение свободного падения?
3. Что такое свободное падение тел?
4. Дайте определение физического маятника.
5. Выведите формулу для периода колебаний физического маятника.
3. Рефлексия «Пора делать выводы!»
1.Я все очень хорошо понял.
2. Мне было интересно.
3. Мне все понятно, но материал не всегда интересен.
4. Я не все понял, но мне было интересно.
5. Я ничего не понял и на уроке скучал.
Горбачёва Марина Юрьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Синяк Татьяна Ивановна
Забелина Маргарита Владимировна
Синяк Татьяна Ивановна
Аникин Леон Алексеевич