Лабораторная работа по биологии 8 класса «Определение чувствительности языка к различным вкусовым раздражителям»
Тема урока «Вкус. Орган вкуса»
1. Актуализация опорных знаний
Вкус - ощущение сложное. Как правило, оно возникает при восприятии пищи одновременно с запахом и с помощью вкусовых рецепторов, расположенных на поверхности языка — на вкусовых сосочках. Особенно много их на кончике языка, по краям и на задней части языка, на стенках глотки и верхнего неба (изучение изображения языка с помощью иллюстрации или зеркала; обращается внимание на расположение этих вкусовых зон на языке). По нервным волокнам сигналы от рецепторов поступают в соответствующие отделы мозга.
Вы обращали внимание, что сухая пища кажется безвкусной? Вкусовые рецепторы раздражаются действием веществ, растворенных в воде или слюне. Все вещества, которые растворяются в воде, обладают вкусом.
Установлено, что разные участки языка по-разному ощущают вкус. С целью определить чувствительность участков языка к различным вкусовым раздражителям выполняем лабораторную работу.
2. Лабораторная работа «Определение чувствительности языка к различным вкусовым раздражителям»
Приборы и материалы:
1%-ный раствор солянокислого хинина (1-горькое);
2%-ный раствор лимонной кислоты (2-кислое);
10%-ный раствор хлорида натрия (3-соленое);
40%-ный раствор сахарозы (4-сладкое);
Штатив с бюксами, стеклянные палочки, стакан с дистиллированной водой, пустой стакан.
Ход работы:
1. Работа в парах (испытатель и испытуемый). По ходу выполнения экспериментальной части возможен обмен ролями, чтобы каждый выступил и испытателем, и испытуемым.
Испытатель по очереди на разные участки языка (кончик, края, среднюю часть спинки, корень) испытуемого наносит стеклянной палочкой капельки раствора хинина, сахара, поваренной соли и лимонной кислоты. Испытуемый не должен знать заранее, какой раствор наносится ему на тот или иной участок языка, поэтому исследуемые реактивы только пронумерованы.
Задача испытуемого - определить вкус раствора (после каждого нанесения того или иного раствора испытуемый должен прополоскать рот дистиллированной водой).
2. На основании ответов испытуемого составить карту вкусовой рецепции языка, использовав при этом специальные значки (крестик - сладкий вкус, ромбик - горький, кружочек - кислый, квадратик — соленый) или разный цвет для обозначения определенного вкуса.
3. Сравнить полученные в ходе лабораторной работы результаты с «Картой вкусовых рецепторов языка».
4. Сделать выводы.
3. Закрепление изученного материала
При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка. Из четырех простых вкусов: кислого, сладкого, горького и соленого — мозг формирует сложный вкусовой образ, который мы ощущаем, когда едим мороженое, лимон, арбуз, клубнику и т. д.
В восприятии пищи участвует не только вкус. Вспомните, как меняется вкус пищи, когда у нас исчезает обоняние во время сильного насморка - мы не чувствуем вкуса, когда заложен нос. Какой вывод можно сделать из личных наблюдений? Обоняние обязательно для создания вкуса.
В создании вкуса пищи участвует осязание. Мы ведь одновременно оцениваем пищу не только по ее химическим свойствам, но и по механическим и тепловым признакам. Вкус мороженого, например, возникает у нас при одновременном появлении всех этих ощущений. Температура пищи играет далеко не последнюю роль во вкусовых ощущениях. Наверное, многие замечали, что обжигающий чай или горячий бульон не имеют вкуса. Но слегка остывший тот же самый чай оказывается приятно сладким, а бульон — крепким и достаточно соленым. Наиболее благоприятна для вкусового восприятия пища, температура которой 15-35°С. Обонятельный и вкусовой анализаторы работают в тесном взаимодействии с кожным анализатором.
Таким образом, вкус - ощущение сложное, потому что...(закончите мысль) вкус пищи в общепринятом смысле слова представляет собой совокупность ощущений, которые человек получает при помощи различных рецепторов — вкусовых, обонятельных, осязательных.
Какое значение для человека имеет вкус? Вкус помогает человеку определять качество пищи, способствует отделению пищеварительных соков и процессу пищеварения.