Лабораторный практикум по теме «Дыхание» (Биология, 8-9 классы)
Предисловие
«Пока мы дышим, мы живём…»
Современный урок… Какой он? А можно ли считать современным уроком тот, который проводил 20 лет назад??? Или хороший урок всегда современен? Немного ли слишком трудных вопросов? А на трудный вопрос нелегко искать ответ…
Память возвращает меня в 1998 год, когда я принимал участие в конкурсе «Учитель года России». После проведения урока «Величина и её пределы» с незнакомыми учениками 15 конкурсантам надо было дать открытый урок на сцене. Учениками были коллеги. Тема была объявлена за день до выступления, а по жребию я должен был давать урок первым. Предметное жюри придумало тему урока – «Пока мы дышим, мы живём…»…
Урок провёл, выжил… В перерыве ко мне подошёл Ямбург Е.А и поблагодарил. До сих пор помню стихи, которыми заканчивал урок… И когда уже в своей школе готовил урок-практикум по теме «Дыхание», прочитал их ученикам.
Думаю, что о современности урока надо судить не по присутствию в нём синквейнов, кластеров, групповой работы, а по конкретным результатам учеников, по организации их мыслительной деятельности. Современные уроки не должны быть скучными, такими, как предлагаемые видеоуроки, где учитель разговаривает сам с собой. Скуку и однообразие могут вытеснить проводимые уроки-практикумы, где ведущей становится самостоятельная деятельность ученика по изучению своего организма.
Данные уроки-практикумы просто необходимы при изучении курса «Человек и его здоровье». На них создаются благоприятные условия для закрепления знаний, для отработки умений применять знания в новых ситуациях, для выявления практической значимости теоритических знаний. Когда ещё каждому ученику доведётся сделать выводы из полученных личных экспериментов? И сделать это не для принародной рефлексии, а для самого себя…
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ДЫХАНИЕ»
Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний по теме «Дыхание»
Задачи:
организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по регуляции дыхания и дыхательным движениям, жизненной емкости лёгких и влиянию физических упражнений на работу органов дыхания
Развивать умения учащихся проводить эксперимент и анализировать его результаты, наблюдать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
Способствовать развитию познавательного интереса к своему организму, к основам здорового образа жизни
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о строении и функциях органов дыхания в новых ситуациях для решения практических задач; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в организме человека; наблюдают, фиксируют явления, связанные с дыханием, закрепляют характерные особенности регуляции дыхания, дыхательных движений
2. Личностные – в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
3. Метапредметные
Регулятивные: регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей дыхания человеческого организма.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из результатов экспериментов об особенностях дыхательных движений и регуляции дыхания и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе, умения работать в парах
Оборудование:
1.Рабочая тетрадь
2.Секундомер (телефон)
3.Шланг для выдоха воздуха в банку
4.Ведро или бак с водой
5.Трёхлитровая банка с крышкой
Ход урока
Не так давно мы проводили с вами лабораторный практикум по теме «Кровь». Думаю, что от этого урока у вас остались приятные впечатления. Сегодня я подготовил для вас ещё один практикум. Он по теме «Дыхание»
И не прервутся жизни нити,
В дыханье истину найдём.
Дышите, глубже все дышите!
Пока мы дышим , мы живём!!!!
Вот эти строки чётко подчёркивают значение дыхание для организма. Жизненные функции нашего организма требуют энергии, а она образуется в процессе клеточного дыхания. Чтоб образовалась энергия, требуется кислород. А образующийся при окислении органических веществ углекислый газ удаляется из организма. Поступление и удаление газов осуществляют наши органы дыхания. Их работа зависит от потребностей организма и от условий, в которых он находится. Задача практикума – доказать это экспериментальным путём. Результаты эксперимента заносим в таблицу
Название опыта | Ход работы | Наблюдения | Выводы |
1.Влияние нагрузки на дыхательные движения
Положите руку на грудь и сосчитайте число дыхательных движений в минуту в положении сидя и после 20 приседаний. Сравните полученные данные и сделайте выводы
2.Задержка дыхания на глубоком вдохе и выдохе
Сделайте глубокий вдох, включив секундомер, задержите дыхание на максимально возможное время. Отметьте время задержки дыхания. Через сколько секунд произойдёт непроизвольное восстановление дыхания.
Через некоторое время ( 1 минуту) проделайте то же самое при глубоком выдохе. Сравните полученные результаты и сделайте выводы.
3.Прежде чем вы перейдёте к проведению третьего эксперимента, я хотел бы показать вам изображение одной модели. Её предложил голландец Дондерс. Вспомните, что хотел смоделировать изобретатель этой модели.
Попробуйте, работая в парах, дать оценку современному изображению модели Дондерса. Вам не кажется, что человек, выполнивший рисунок, не совсем хорошо учил биологию?… Попробуйте найти истину…
( Трубки нарисованы так, что создаётся впечатление, что они слепо замкнуты. Воздух не может входить и выходить)
4.Задержка дыхания до и после дозированной нагрузки (название третьего эксперимента ученики формулируют сами)
Трёхфазная проба профессора Л.Г.Серкина
Фаза 1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя
Фаза 2. Проделайте 20 приседаний за 30 секунд и вновь определите время задержки дыхания на вдохе
Фаза 3. Отдохните ровно 1 минуту и повторите первую фазу
Оцените полученные результаты по таблице
Состояние здоровья | Фаза 1 | Фаза 2 | Фаза 3 |
Здоров. Тренирован | 50-70 сек | Более 50% 1фазы | Более 100% 1 фазы |
Здоров Нетренирован | 45-50 сек | 30-50% 1 фазы | 70-100%т1фазы |
Скрытая недостаточность кровообращения | 30-45сек | Менее 30% 1 фазы | Менее 70% 1 фазы |
5.Определение жизненной ёмкости лёгких теоретически и практически
Мальчики 13-16 лет
Ж. Ё.Л = { (рост в см х 0,022) } – {( возраст лет х о,022)} – 4,2
Девочки 8-16 лет ( рост х 0,041) – ( возраст х 0,018)
Показатели средней Ж Ё Л подростков
Возраст | Мальчики | Девочки |
11 | 2,1 | 1,8 |
12 | 2,2 | 2,0 |
13 | 2,3 | 2,2 |
14 | 2,8 | 2,5 |
15 | 3,3 | 2,7 |
16 | 3,8 | 2,8 |
Можно использовать и другие формулы
Для мальчиков, рост которых 165 см и менее ЖЁЛ = 4,53х рост (м) -3,9
Если выше 165. То ЖЁЛ = 10 х рост 9 (м) – 12, 85
Девочки работают по одной формуле ЖЁЛ = 3,75 х рост (м) – 3,15
Сравните средние показатели с полученными своими
Есть ещё формулы (выбираете любую)
Мальчики ЖЁЛ= 40 х рост (см) + 30 х массу тела (кг) - 4400
Девочки ЖЁЛ = 40 х рост (см) + 10 х массу тела (кг) – 3800
Отклонение от нормативных результатов на 15% считается нормальным. Это теоритическое определение ЖЁЛ, а теперь - практическое
Спирометра у нас нет, мы брали двухведёрные баки, наливали туда треть воды. Воду наливали в трёхлитровую банку, прикрывали её крышкой, чтоб вода не вытекала , и горлышком вниз опускали в бак под слой воды. Там крышку снимали вставляли в банку резиновый шланг. Испытуемый обматывал конец шланга чистым листом и после глубокого вдоха в шланг делал глубокий выдох. При этом второй ученик чуть поддерживал банку. Выдыхаемый воздух вытеснял воду. Затем не вынимая банку из воды, ее закрывали крышкой и поднимали. Объём вытесненной воды равен ЖЁЛ .
Есть и другой вариант
В тот же бак наливают 4 л воды и отмечают мелом её уровень. Надувной шарик перед опытом рекомендуется несколько раз надуть или просто растянуть его. После глубокого вдоха сделайте глубокий выдох в шарик, завяжите его и опустите полностью в воду. Отметьте уровень, на который поднялась вода. V вытесненной воды равен V воздуха. А его можно определить по формуле пи х радиус бака и на высоту, на которую поднялась вода.
Можно поступить ещё проще. Но надо знать формулу определения объёма шара и чтоб надуваемый воздухом шар имел шаровидную форму тела. Это можно сделать дома.
Подведение итогов урока
Попробуйте каждый в своей тетради ответить на вопрос – Какой вывод из сегодняшнего урока я сделаю для СЕБЯ? Помните, что краткость – сестра таланта!
Источники:
Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8кл. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003, -88с.
Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов и др.-М.: Просвещение,1990.-192 с.
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя, - М.: Просвещение, 1983. – 160с.
Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=NxlQCQf6H5I видеоурок Механизм дыхания. Жизненная ёмкость https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F Спирометрия
Ильина Оксана Геннадьевна
Евгений Алексеевич
Ивлиева Наталия Алексеевна
Евгений Алексеевич
Ивлиева Наталия Алексеевна
Евгений Алексеевич
Ивлиева Наталия Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Евгений Алексеевич
Галина Владимировна
Евгений Алексеевич
Трефилова Раиса Поликарповна
Евгений Алексеевич
Ивлиева Наталия Алексеевна
Евгений Алексеевич
Горбачёва Марина Юрьевна
Евгений Алексеевич