12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Евгений Алексеевич17148 Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми Россия, Ивановская обл., Тейково Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт» |
Лабораторный практикум по теме "Дыхание"
Предисловие
«Пока мы дышим, мы живём…»
Современный урок… Какой он? А можно ли считать современным уроком тот, который проводил 20 лет назад??? Или хороший урок всегда современен? Немного ли слишком трудных вопросов? А на трудный вопрос нелегко искать ответ…
Память возвращает меня в 1998 год, когда я принимал участие в конкурсе «Учитель года России». После проведения урока «Величина и её пределы» с незнакомыми учениками 15 конкурсантам надо было дать открытый урок на сцене. Учениками были коллеги. Тема была объявлена за день до выступления, а по жребию я должен был давать урок первым. Предметное жюри придумало тему урока – «Пока мы дышим, мы живём…»…
Урок провёл, выжил… В перерыве ко мне подошёл Ямбург Е.А и поблагодарил. До сих пор помню стихи, которыми заканчивал урок… И когда уже в своей школе готовил урок-практикум по теме «Дыхание», прочитал их ученикам.
Думаю, что о современности урока надо судить не по присутствию в нём синквейнов, кластеров, групповой работы, а по конкретным результатам учеников, по организации их мыслительной деятельности. Современные уроки не должны быть скучными, такими, как предлагаемые видеоуроки, где учитель разговаривает сам с собой. Скуку и однообразие могут вытеснить проводимые уроки-практикумы, где ведущей становится самостоятельная деятельность ученика по изучению своего организма.
Данные уроки-практикумы просто необходимы при изучении курса «Человек и его здоровье». На них создаются благоприятные условия для закрепления знаний, для отработки умений применять знания в новых ситуациях, для выявления практической значимости теоритических знаний. Когда ещё каждому ученику доведётся сделать выводы из полученных личных экспериментов? И сделать это не для принародной рефлексии, а для самого себя…
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ДЫХАНИЕ»
Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний по теме «Дыхание»
Задачи:
организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по регуляции дыхания и дыхательным движениям, жизненной емкости лёгких и влиянию физических упражнений на работу органов дыхания
Развивать умения учащихся проводить эксперимент и анализировать его результаты, наблюдать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
Способствовать развитию познавательного интереса к своему организму, к основам здорового образа жизни
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о строении и функциях органов дыхания в новых ситуациях для решения практических задач; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в организме человека; наблюдают, фиксируют явления, связанные с дыханием, закрепляют характерные особенности регуляции дыхания, дыхательных движений
2. Личностные – в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
3. Метапредметные
Регулятивные: регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей дыхания человеческого организма.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из результатов экспериментов об особенностях дыхательных движений и регуляции дыхания и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе, умения работать в парах
Оборудование:
1.Рабочая тетрадь
2.Секундомер (телефон)
3.Шланг для выдоха воздуха в банку
4.Ведро или бак с водой
5.Трёхлитровая банка с крышкой
Ход урока
Не так давно мы проводили с вами лабораторный практикум по теме «Кровь». Думаю, что от этого урока у вас остались приятные впечатления. Сегодня я подготовил для вас ещё один практикум. Он по теме «Дыхание»
И не прервутся жизни нити,
В дыханье истину найдём.
Дышите, глубже все дышите!
Пока мы дышим , мы живём!!!!
Вот эти строки чётко подчёркивают значение дыхание для организма. Жизненные функции нашего организма требуют энергии, а она образуется в процессе клеточного дыхания. Чтоб образовалась энергия, требуется кислород. А образующийся при окислении органических веществ углекислый газ удаляется из организма. Поступление и удаление газов осуществляют наши органы дыхания. Их работа зависит от потребностей организма и от условий, в которых он находится. Задача практикума – доказать это экспериментальным путём. Результаты эксперимента заносим в таблицу
Название опыта | Ход работы | Наблюдения | Выводы |
1.Влияние нагрузки на дыхательные движения
Положите руку на грудь и сосчитайте число дыхательных движений в минуту в положении сидя и после 20 приседаний. Сравните полученные данные и сделайте выводы
2.Задержка дыхания на глубоком вдохе и выдохе
Сделайте глубокий вдох, включив секундомер, задержите дыхание на максимально возможное время. Отметьте время задержки дыхания. Через сколько секунд произойдёт непроизвольное восстановление дыхания.
Через некоторое время ( 1 минуту) проделайте то же самое при глубоком выдохе. Сравните полученные результаты и сделайте выводы.
3.Прежде чем вы перейдёте к проведению третьего эксперимента, я хотел бы показать вам изображение одной модели. Её предложил голландец Дондерс. Вспомните, что хотел смоделировать изобретатель этой модели.
Попробуйте, работая в парах, дать оценку современному изображению модели Дондерса. Вам не кажется, что человек, выполнивший рисунок, не совсем хорошо учил биологию?… Попробуйте найти истину…
( Трубки нарисованы так, что создаётся впечатление, что они слепо замкнуты. Воздух не может входить и выходить)
4.Задержка дыхания до и после дозированной нагрузки (название третьего эксперимента ученики формулируют сами)
Трёхфазная проба профессора Л.Г.Серкина
Фаза 1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя
Фаза 2. Проделайте 20 приседаний за 30 секунд и вновь определите время задержки дыхания на вдохе
Фаза 3. Отдохните ровно 1 минуту и повторите первую фазу
Оцените полученные результаты по таблице
Состояние здоровья | Фаза 1 | Фаза 2 | Фаза 3 |
Здоров. Тренирован | 50-70 сек | Более 50% 1фазы | Более 100% 1 фазы |
Здоров Нетренирован | 45-50 сек | 30-50% 1 фазы | 70-100%т1фазы |
Скрытая недостаточность кровообращения | 30-45сек | Менее 30% 1 фазы | Менее 70% 1 фазы |
5.Определение жизненной ёмкости лёгких теоретически и практически
Мальчики 13-16 лет
Ж. Ё.Л = { (рост в см х 0,022) } – {( возраст лет х о,022)} – 4,2
Девочки 8-16 лет ( рост х 0,041) – ( возраст х 0,018)
Показатели средней Ж Ё Л подростков
Возраст | Мальчики | Девочки |
11 | 2,1 | 1,8 |
12 | 2,2 | 2,0 |
13 | 2,3 | 2,2 |
14 | 2,8 | 2,5 |
15 | 3,3 | 2,7 |
16 | 3,8 | 2,8 |
Можно использовать и другие формулы
Для мальчиков, рост которых 165 см и менее ЖЁЛ = 4,53х рост (м) -3,9
Если выше 165. То ЖЁЛ = 10 х рост 9 (м) – 12, 85
Девочки работают по одной формуле ЖЁЛ = 3,75 х рост (м) – 3,15
Сравните средние показатели с полученными своими
Есть ещё формулы (выбираете любую)
Мальчики ЖЁЛ= 40 х рост (см) + 30 х массу тела (кг) - 4400
Девочки ЖЁЛ = 40 х рост (см) + 10 х массу тела (кг) – 3800
Отклонение от нормативных результатов на 15% считается нормальным. Это теоритическое определение ЖЁЛ, а теперь - практическое
Спирометра у нас нет, мы брали двухведёрные баки, наливали туда треть воды. Воду наливали в трёхлитровую банку, прикрывали её крышкой, чтоб вода не вытекала , и горлышком вниз опускали в бак под слой воды. Там крышку снимали вставляли в банку резиновый шланг. Испытуемый обматывал конец шланга чистым листом и после глубокого вдоха в шланг делал глубокий выдох. При этом второй ученик чуть поддерживал банку. Выдыхаемый воздух вытеснял воду. Затем не вынимая банку из воды, ее закрывали крышкой и поднимали. Объём вытесненной воды равен ЖЁЛ .
Есть и другой вариант
В тот же бак наливают 4 л воды и отмечают мелом её уровень. Надувной шарик перед опытом рекомендуется несколько раз надуть или просто растянуть его. После глубокого вдоха сделайте глубокий выдох в шарик, завяжите его и опустите полностью в воду. Отметьте уровень, на который поднялась вода. V вытесненной воды равен V воздуха. А его можно определить по формуле пи х радиус бака и на высоту, на которую поднялась вода.
Можно поступить ещё проще. Но надо знать формулу определения объёма шара и чтоб надуваемый воздухом шар имел шаровидную форму тела. Это можно сделать дома.
Подведение итогов урока
Попробуйте каждый в своей тетради ответить на вопрос – Какой вывод из сегодняшнего урока я сделаю для СЕБЯ? Помните, что краткость – сестра таланта!
Источники:
Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8кл. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003, -88с.
Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов и др.-М.: Просвещение,1990.-192 с.
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя, - М.: Просвещение, 1983. – 160с.
Интернет-ресурсы:
Комментарии (17)
сменить сортировку
Отличная помощь коллегам!

Отредактировано 26-11-2022 21:21




В ответ Ивлиева Наталия Алексеевна

В ответ Евгений Алексеевич


