Лайфхак как средство привлечения студентов к изучению естественно-научных дисциплин

2
1
Материал опубликован 13 October 2019

«Лайфхак как средство привлечения студентов к изучению естественно-научных дисциплин»

Ломова Людмила Александровна,

преподаватель КГА ПОУ «Уральский промышленный техникум»

«Знание необходимо получать через делание»

Джон Дьюи

«Участие в правильно организованных исследованиях весьма действенно открывает мозг для нового знания»

Питер Лоранжа

Цель: представить опыт организации учебно-исследовательской деятельности студентов при изучении естественных наук.

Задачи: познакомить участников мастер-класса с

  • сущностью и методикой организации учебно-исследовательской деятельности студентов;
  • требованиями к содержанию учебно-исследовательской работы;
  • критериями оценивания и защиты работы.

Оборудование и материалы: презентация по теме, мультимедийная система.

Форма занятия: групповая.

Методы обучения: иллюстративно-объяснительный,  практический.

Время занятия: 20 минут.

Ход мастер-класса:

1. Организационный момент – 1 мин.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс по теме «Лайфхак как средство привлечения студентов к изучению естественно-научных дисциплин». Учебно-исследовательская деятельность в настоящее время не является  чем-то принципиально  новым в педагогике. Но вот подходы к ее организации могут быть разными.  Я хочу рассказать и показать вам как я подхожу к ее реализации.

2. Актуализация знаний по теме 2- мин.

В рамках ФГОС СПО в качестве одной из важнейших задач подготовки студента рассматривается достижение такого уровня его образованности, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Становится очевидным, что важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов была и остается исследовательская работа, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить специалистов с повышенным творческим потенциалом. При этом надо иметь в виду, что участие студентов в исследовательской работе готовит их, прежде всего, как специалиста, использующего методы науки в практических целях. Широкая педагогическая практика свидетельствует о необходимости применять исследовательские методы в процессе обучения и воспитания студентов, модифицировать ряд методов научного поиска для решения конкретных педагогических задач. Сущность развития личности студента при выполнении самостоятельного исследования заключается в качественном изменении познавательной деятельности, в которой он выступает как субъект. Эти изменения происходят за счет изменения целей, мотивационной сферы, предметных действий и умений обучающихся, а также позиции самого студента, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным. В рамках ФГОС организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения обучающиеся делали на основе результатов собственной деятельности.

3. Мотивационный момент. Постановка проблемных вопросов по теме – 2мин.

Начиная свою педагогическую деятельность как преподаватель естественно-научных дисциплин, я стала задаваться вопросом: «Как можно привлечь обучающихся к изучению естественных наук помимо традиционных, стандартных способов?». Сегодня каждый педагог естественно-научных дисциплин сталкивается с рядом проблем в преподавании своих дисциплин, которые связаны с:

  • низким уровнем школьных знаний по предмету;
  • низкой мотивацией к учебе со стороны студентов;
  • некоторые разделы дисциплин, например, физики, имеют высокую наукообразность;
  • несоответствием традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования и социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов;

В итоге мы получаем, что дисциплины естественно-научного цикла, а следующие за ними и некоторые общепрофессиональные дисциплины, становятся самыми сложными для изучения у студентов.

Каков же выход из сложившейся ситуации? На мой взгляд, одним из направлений решения данных проблем является изменение формы, стиля преподавания.

Необходимо отходить от «преподавания у доски», и использовать активные формы ведения уроков, переходя к деятельностному обучению. Это намного интереснее и повышает мотивацию, а значит, способствует лучшему усвоению материала.

4. Основная часть - 5 мин.

В качестве демонстрации способа я взяла ОПД Физика. Для этой дисциплины характерна такая деятельность, как учебный эксперимент.

Виды физического эксперимента:

  1. Демонстрационные опыты преподавателя.
  2. Лабораторные работы.
  3. Фронтальные опыты.
  4. Экспериментальные задачи.
  5. Внеаудиторные (домашние) эксперименты.

Именно о последних и будет идти речь далее.

Обучающиеся все чаще стали задавать мне вопросы об опытах, увиденных в интернете, и просить провести и объяснить их на уроках физики. Особую популярность у них вызывали так называемые лайфхаки.

Что такое лайфхак? Лайфхак (от лайфхакинг, англ. life hacking) — на сленге означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время. Проще говоря, это методики и стратегии, которые должны быть взяты на вооружение для более эффективного управления повседневными задачами и своим временем, т.е способы решения проблем большого количества людей, которые позволяют экономить деньги, силы и время. При этом лайфхак не является чем-то новым. Это понятие означает оригинальное использование уже чего-то существующего. Русскими аналогами являются "Полезные советы" или "Житейские хитрости".

Именно заинтересованность данными опытами послужила первоочередной задачей создания такого вида учебно-исследовательской работы, которую мы с ребятами назвали «Лайфхак».

Целями данного вида деятельности студентов является:

  • получение новых знаний, обогащение общественного и личного опыта, развитие у обучающихся следующих ключевых компетенций:

1. быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию.

2. коммуникативную – уметь вступать в общение.

3. информационную – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

4. продуктивную – уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

Задачи, которые я определила в ходе реализации работы:

  • мотивировать студентов на изучение естественных наук  с помощью интернет-ресурсов и модных веяний и направлений;
  • использовать деятельностный подход к изучению предмета в рамках ФГОС СПО;
  • привлечь внимание обучающихся к изучению курса физики;
  • развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся;

Результаты, которые планировала получить в ходе выполнения студентами работы:

  • способность обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать и применять ранее полученную информацию на уроках биологии, физики, химии и географии для трактовки поставленного эксперимента и правильного видения и формулирования полученных выводов;
  • заинтересованность в дальнейшем изучении поставленных или других проблем, и, как следствие, заинтересованность в изучении предметов.

Задание на учебно-исследовательскую работу обычно дается к обобщающему уроку по теме, но некоторые студенты начинают искать информацию уже с первых уроков изучения темы. На уроке происходит демонстрация опытов и полученных выводов, а также получение новых знаний при наблюдении за опытами одногруппников. Если таких опытов у студентов много, можно провести целый урок, посвященный теме лайфхаков.

В ходе проведения такого вида деятельности обучающихся я получила следующие результаты:

1) получена заинтересованность студентов предметами естественно-научного цикла;

2) выявлена способность применять знания, получаемые на занятиях, на практике в повседневной жизни;

3) отмечен навык самостоятельно ставить эксперимент и делать выводы, проверять увиденные явления и процессы методом опыта;

Этапы выполнения учебно-исследовательской работы:

1. Постановка задачи перед студентом: найти в интернете (или других средствах СМИ)  лайфхак по изученной теме, дома его проверить и сделать выводы о пользе или вреде данного лайфхака, и объяснить с точки зрения физики наблюдаемые явления и процессы.

2. Проведение эксперимента и оформление вывода.

Обучающийся дома занимается поиском опыта, выбирает наиболее понравившийся, проводит его и делает оформление своих выводов и наблюдений в форме презентации, если опыт запечатлел на фото или видео, или доклада, если будет демонстрировать его на занятии.

Важно не забывать правила техники безопасности!!!

3. Демонстрация и обсуждение полученных знаний.

На занятии происходит демонстрация опытов и полученных выводов, а также получение новых знаний при наблюдении за опытами одногруппников.

Пример: Студентами были найдены  в интернете на "Ютубе" лайфхаки, которые рассказывают нам, как быстро охладить напиток.

Чтобы быстро охладить бутылку с напитком, оберните ее влажным бумажным полотенцем и поставьте в морозильную камеру.

При проверке опыта и формулировании выводов затрагивается предметная область физики (молекулярно-кинетическая теория). Известно, вода с влажной поверхности испаряется, а температура оставшейся жидкости понижается. Эффект охлаждения от испарения усилит эффект охлаждения морозильной камеры, и влажная бутылка охладится гораздо быстрее.

Или  «лекарство» от запотевшего зеркала. Запотевшее в ванной зеркало нарушает гармоничный ритм сборов. Как избавиться от конденсата?

При проверке опыта и формулировании выводов затрагивается предметная область физики (молекулярно-кинетическая теория).  При приеме душа воздух нагревается, а поверхность зеркала остается холодной. Для решения проблемы достаточно сгладить разницу температур – например, прогреть зеркало феном.

5. Практическая работа – 8 мин.

Просмотр видеоролика.

А сейчас я предлагаю и вам провести небольшую учебно-исследовательскую работу, объяснить с точки зрения физики наблюдаемые явления и процессы и сделать выводы о пользе или вреде данного лайфхака.

6. Итоги - 1 мин.

В современнном, быстро меняющемся мире педагогу для успешного преподавания своего предмета обязательно нужно идти в ногу со временем, быть в курсе современных веяний и интересов у молодежи, создавать и проверять новые формы проведения уроков, искать и использовать продуктивные педтехнологии, одним из которых является деятельностный подход к обучению в форме учебно-исследовательской работы.

7. Рефлексия - 1 мин.

Поделитесь, пожалуйста своими впечатлениями и выразите свое отношение к мастер-классу.  (предлагается выбрать лайк или дизлайк)


image-20191013175942-1.png

Спасибо за сотрудничество!

«Лайфхак как средство привлечения студентов к изучению естественно-научных дисциплин»

Ломова Людмила Александровна,

преподаватель КГА ПОУ «Уральский промышленный техникум»

«Знание необходимо получать через делание»

Джон Дьюи

«Участие в правильно организованных исследованиях весьма действенно открывает мозг для нового знания»

Питер Лоранжа

Цель: представить опыт организации учебно-исследовательской деятельности студентов при изучении естественных наук.

Задачи: познакомить участников мастер-класса с

  • сущностью и методикой организации учебно-исследовательской деятельности студентов;
  • требованиями к содержанию учебно-исследовательской работы;
  • критериями оценивания и защиты работы.

Оборудование и материалы: презентация по теме, мультимедийная система.

Форма занятия: групповая.

Методы обучения: иллюстративно-объяснительный,  практический.

Время занятия: 20 минут.

Ход мастер-класса:

1. Организационный момент – 1 мин.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс по теме «Лайфхак как средство привлечения студентов к изучению естественно-научных дисциплин». Учебно-исследовательская деятельность в настоящее время не является  чем-то принципиально  новым в педагогике. Но вот подходы к ее организации могут быть разными.  Я хочу рассказать и показать вам как я подхожу к ее реализации.

2. Актуализация знаний по теме 2- мин.

В рамках ФГОС СПО в качестве одной из важнейших задач подготовки студента рассматривается достижение такого уровня его образованности, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Становится очевидным, что важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов была и остается исследовательская работа, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить специалистов с повышенным творческим потенциалом. При этом надо иметь в виду, что участие студентов в исследовательской работе готовит их, прежде всего, как специалиста, использующего методы науки в практических целях. Широкая педагогическая практика свидетельствует о необходимости применять исследовательские методы в процессе обучения и воспитания студентов, модифицировать ряд методов научного поиска для решения конкретных педагогических задач. Сущность развития личности студента при выполнении самостоятельного исследования заключается в качественном изменении познавательной деятельности, в которой он выступает как субъект. Эти изменения происходят за счет изменения целей, мотивационной сферы, предметных действий и умений обучающихся, а также позиции самого студента, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным. В рамках ФГОС организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения обучающиеся делали на основе результатов собственной деятельности.

3. Мотивационный момент. Постановка проблемных вопросов по теме – 2мин.

Начиная свою педагогическую деятельность как преподаватель естественно-научных дисциплин, я стала задаваться вопросом: «Как можно привлечь обучающихся к изучению естественных наук помимо традиционных, стандартных способов?». Сегодня каждый педагог естественно-научных дисциплин сталкивается с рядом проблем в преподавании своих дисциплин, которые связаны с:

  • низким уровнем школьных знаний по предмету;
  • низкой мотивацией к учебе со стороны студентов;
  • некоторые разделы дисциплин, например, физики, имеют высокую наукообразность;
  • несоответствием традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования и социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов;

В итоге мы получаем, что дисциплины естественно-научного цикла, а следующие за ними и некоторые общепрофессиональные дисциплины, становятся самыми сложными для изучения у студентов.

Каков же выход из сложившейся ситуации? На мой взгляд, одним из направлений решения данных проблем является изменение формы, стиля преподавания.

Необходимо отходить от «преподавания у доски», и использовать активные формы ведения уроков, переходя к деятельностному обучению. Это намного интереснее и повышает мотивацию, а значит, способствует лучшему усвоению материала.

4. Основная часть - 5 мин.

В качестве демонстрации способа я взяла ОПД Физика. Для этой дисциплины характерна такая деятельность, как учебный эксперимент.

Виды физического эксперимента:

  1. Демонстрационные опыты преподавателя.
  2. Лабораторные работы.
  3. Фронтальные опыты.
  4. Экспериментальные задачи.
  5. Внеаудиторные (домашние) эксперименты.

Именно о последних и будет идти речь далее.

Обучающиеся все чаще стали задавать мне вопросы об опытах, увиденных в интернете, и просить провести и объяснить их на уроках физики. Особую популярность у них вызывали так называемые лайфхаки.

Что такое лайфхак? Лайфхак (от лайфхакинг, англ. life hacking) — на сленге означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время. Проще говоря, это методики и стратегии, которые должны быть взяты на вооружение для более эффективного управления повседневными задачами и своим временем, т.е способы решения проблем большого количества людей, которые позволяют экономить деньги, силы и время. При этом лайфхак не является чем-то новым. Это понятие означает оригинальное использование уже чего-то существующего. Русскими аналогами являются "Полезные советы" или "Житейские хитрости".

Именно заинтересованность данными опытами послужила первоочередной задачей создания такого вида учебно-исследовательской работы, которую мы с ребятами назвали «Лайфхак».

Целями данного вида деятельности студентов является:

  • получение новых знаний, обогащение общественного и личного опыта, развитие у обучающихся следующих ключевых компетенций:

1. быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию.

2. коммуникативную – уметь вступать в общение.

3. информационную – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

4. продуктивную – уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

Задачи, которые я определила в ходе реализации работы:

  • мотивировать студентов на изучение естественных наук  с помощью интернет-ресурсов и модных веяний и направлений;
  • использовать деятельностный подход к изучению предмета в рамках ФГОС СПО;
  • привлечь внимание обучающихся к изучению курса физики;
  • развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся;

Результаты, которые планировала получить в ходе выполнения студентами работы:

  • способность обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать и применять ранее полученную информацию на уроках биологии, физики, химии и географии для трактовки поставленного эксперимента и правильного видения и формулирования полученных выводов;
  • заинтересованность в дальнейшем изучении поставленных или других проблем, и, как следствие, заинтересованность в изучении предметов.

Задание на учебно-исследовательскую работу обычно дается к обобщающему уроку по теме, но некоторые студенты начинают искать информацию уже с первых уроков изучения темы. На уроке происходит демонстрация опытов и полученных выводов, а также получение новых знаний при наблюдении за опытами одногруппников. Если таких опытов у студентов много, можно провести целый урок, посвященный теме лайфхаков.

В ходе проведения такого вида деятельности обучающихся я получила следующие результаты:

1) получена заинтересованность студентов предметами естественно-научного цикла;

2) выявлена способность применять знания, получаемые на занятиях, на практике в повседневной жизни;

3) отмечен навык самостоятельно ставить эксперимент и делать выводы, проверять увиденные явления и процессы методом опыта;

Этапы выполнения учебно-исследовательской работы:

1. Постановка задачи перед студентом: найти в интернете (или других средствах СМИ)  лайфхак по изученной теме, дома его проверить и сделать выводы о пользе или вреде данного лайфхака, и объяснить с точки зрения физики наблюдаемые явления и процессы.

2. Проведение эксперимента и оформление вывода.

Обучающийся дома занимается поиском опыта, выбирает наиболее понравившийся, проводит его и делает оформление своих выводов и наблюдений в форме презентации, если опыт запечатлел на фото или видео, или доклада, если будет демонстрировать его на занятии.

Важно не забывать правила техники безопасности!!!

3. Демонстрация и обсуждение полученных знаний.

На занятии происходит демонстрация опытов и полученных выводов, а также получение новых знаний при наблюдении за опытами одногруппников.

Пример: Студентами были найдены  в интернете на "Ютубе" лайфхаки, которые рассказывают нам, как быстро охладить напиток.

Чтобы быстро охладить бутылку с напитком, оберните ее влажным бумажным полотенцем и поставьте в морозильную камеру.

При проверке опыта и формулировании выводов затрагивается предметная область физики (молекулярно-кинетическая теория). Известно, вода с влажной поверхности испаряется, а температура оставшейся жидкости понижается. Эффект охлаждения от испарения усилит эффект охлаждения морозильной камеры, и влажная бутылка охладится гораздо быстрее.

Или  «лекарство» от запотевшего зеркала. Запотевшее в ванной зеркало нарушает гармоничный ритм сборов. Как избавиться от конденсата?

При проверке опыта и формулировании выводов затрагивается предметная область физики (молекулярно-кинетическая теория).  При приеме душа воздух нагревается, а поверхность зеркала остается холодной. Для решения проблемы достаточно сгладить разницу температур – например, прогреть зеркало феном.

5. Практическая работа – 8 мин.

Просмотр видеоролика.

А сейчас я предлагаю и вам провести небольшую учебно-исследовательскую работу, объяснить с точки зрения физики наблюдаемые явления и процессы и сделать выводы о пользе или вреде данного лайфхака.

6. Итоги - 1 мин.

В современнном, быстро меняющемся мире педагогу для успешного преподавания своего предмета обязательно нужно идти в ногу со временем, быть в курсе современных веяний и интересов у молодежи, создавать и проверять новые формы проведения уроков, искать и использовать продуктивные педтехнологии, одним из которых является деятельностный подход к обучению в форме учебно-исследовательской работы.

7. Рефлексия - 1 мин.

Поделитесь, пожалуйста своими впечатлениями и выразите свое отношение к мастер-классу.  (предлагается выбрать лайк или дизлайк)


image-20191013175944-2.png

Спасибо за сотрудничество!


Видео для мастер класса
MP4 / 16.82 Мб

Презентация к мастер классу
PPTX / 24.22 Мб

Комментарии

Работа продублирована два раза. Зачем?

13 October 2019