12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кулик Ольга Владимировна45
Россия
1

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ



Кулик О.В., преподаватель

естественнонаучных дисциплин

ГБПОУ «Донецкий педагогический колледж»


Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме поиска способов повышения мотивации обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования. В данной статье представлены результаты изучения общепедагогической и специальной литературы, описан опыт работы по формированию мотивации студентов к обучению естествннонаучным дисциплинам, раскрыты некоторые теоретические, методические и практические аспекты темы «Применение кейс-технологий в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла как средство формирования и повышения мотивации к обучению студентов».

Ключевые слова: кейс – технологии, мотивация, проект, метод обучения, познавательная деятельность, учебно-воспитательный процесс.


Современные условия диктуют использование новых педагогических технологий. Одной из актуальных технологий на сегодняшний день является использование Кейс-технологий. Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ[2].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что кейс-технологии позволяют наиболее эффективно решать многие дидактические и воспитательные задачи. Особенно явственно это проявляется:

во время предъявления новой информации при изучении нового материала;

при закреплении пройденного материала, во время отработки учебных умений и навыков;

при повторении и практическом применении полученных знаний, умений навыков[4]. С помощью технологии case-технологий студент учится:

- видеть проблемы;

- анализировать профессиональные ситуации;

- оценивать альтернативы возможных решений;

- выбирать оптимальный вариант решения;

- составлять план его осуществления;

- развивать мотивацию;

- развивать коммуникационные навыки и умения[1].

Различают три типа кейсов:

практические кейсы, отражающие реальные жизненные ситуации;

обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности[3].

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки кейса. На данном этапе формулируется задание, определяются вопросы, на которые надо будет дать ответ. Затем педагогу требуется спланировать деятельность и объединить участников в работе малых групп.

Второй этап - работа с кейсом и его решение в следующем порядке:

- знакомство с ситуацией, её особенностями;

- выделение основной проблемы;

- формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок;

- выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос;

- решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на механизмы решения;

- презентация решения;

- рефлексия хода решения кейса[2].

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы[5].

Важное место в пробуждении интереса к научному поиску, общественного определения результатов проведенных исследований имеет работа преподавателей со студентами. Именно творчество педагога призвано создавать оптимальные условия для развития начальной реализации задатков личности студента, привитию ей потребности в познании и самореализации через познание. Эффективным является повышение интереса обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла через использование на занятиях кейс-технологий.

В процессе работы с применением кейс-технологий создается такая атмосфера учения, при которой студенты совместно с преподавателем работают, причем работают даже те, кого очень трудно втянуть в эту работу на обычном занятии. Поэтому применение кейс-технологий делает занятия более результативными.

В своей работе преподаватель применяет кейс-технологии на разных этапах занятия. Так на  этапе изучения нового материала  используют кейс-технологии для демонстрации объектов, составления схем, таблиц, вывода заданий на экран, проверки выполненных заданий. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала, облегчает понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления.

В ГБПОУ «Донецкий педагогический колледж» хорошее компьютерное оснащение. Возможностей для применения в работе преподавателя информационных технологий и интерактивной техники достаточно.

Использование кейс-технологий на занятиях значительно повышает уровень знаний даже при низкой мотивации обучающихся, делает занятия более наглядными и интересными, а общение со студентами более содержательным.

Примером применения кейс-технологий при изучении дисциплин естественнонаучного цикла может служить презентация практического занятия по теме «Детские инфекционные заболевания».

Основная задача занятия – организация творческой, познавательной деятельности студентов, привитие навыков работы в группе. Особое внимание уделяется вопросам систематизации и углублению знаний студентов в области этиологии, патогенеза, клинической картины и профилактики детских инфекционных заболеваний, а так же роли воспитателя в предупреждении детских инфекций в условиях ДОУ.

В методическом отношении новизна занятия заключается в использовании кейс-технологий для самостоятельного изучения нового материала. Применяется, как метод обучения, основанный на работе с различными информационными источниками, подготовке сообщений, обмене информацией по конкретной теме, решении ситуационных задач, что значительно повышает интерес к предмету, способствует активизации мыслительных процессов студентов, воспитывает интерес к профессии воспитателя.

На предметах естественнонаучного цикла, которые изучаются в колледже, а именно: биология, химия, возрастная анатомия физиология и гигиена, экология, естествознание с методикой преподавания, теория и методика экологического образования дошкольников, медико – биологические и социальные основы здоровья в профессиональной деятельности преподавателем внедряются в учебно-воспитательный процесс проекты исследовательского, поискового, творческого и информационного характера с использованием кейс-технологий.

Проекты всегда предполагают решение какой-то проблемы, что предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов разнообразны, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в школе, в реальной жизни).

Примером применения кейс-технологий при написании студентами проектов может служить прензентация проекта «Много ли зависит от маленького?».

Основная цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».

Все задания проекта направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Кейс - задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков обучающегося, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. 

Для реализации проекта детям необходимо было объединиться в группы по интересам в направлениях исследования, найти информацию, обработать материал и провести исследование по следующим вопросам: важны ли насекомые в жизни растений? Какую роль играют насекомые в жизни животных? Какую пользу они приносят для почвы? Может ли насекомое быть другом для человека?

Для работы детям были предложены: редакторы презентаций, публикаций, текстовый и графический редакторы. Отчет о проведенной работе оформлен в виде интересной презентации и яркой стенгазеты.

На современном этапе при дистанционном обучении, данная технология помогает студентам осознанно осмыслить новый материал и закрепить полученные знания.

Следует отметить, что студенты школьного и дошкольного отделений колледжа при прохождении практики успешно применяют кейс технологии, которые способствуют активизации мышления и восприятию материала детьми в экологическом образовании.

Таким образом, активное использование кейс-технологий в образовательном процессе педагогического колледжа формирует у студентов познавательную активность, помогает повысить интерес студентов к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слышать и грамотно излагать свои мысли. Применение новых педагогических технологий способствует повышению интереса обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла через использование на занятиях кейс - технологий. Главное предназначение кейс - технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.


Список использованных источников

Богряшова Н. Н., Ульяшин Н. И. Формирование производственнотехнологического компонента педагога инновационными средствами (электронный кейс-бук) / Н. Н. Богряшова, Н. И. Ульяшин // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф., Волгоград, 10 окт. 2015 г. – Волгоград, 2015. − С. 154-157.

Карташова Л. И. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Информатизация образования». – 2006. – № 1. – С. 20–23.

Конова, Е. А. Интерактивный метод оценки знаний на основе применения технологии case-study / Е. А. Конова, Г. А. Поллак // Теория и методика профессионального образования. – 2013. – Т. 5, № 3. – C. 93–97.

Основы кейс-метода [Электронный ресурс] / [Д. Г. Антипенко и др.] // Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). – URL : http://www.casemethod.ru

Темина, С. Ю. Реализация проблемно-поисковых методов в воспитании молодого поколения как перспективное направление развития педагогической теории и практики. – //Известия Российской академии образования. – 2017. – № 1. – с. 59 


5


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.