LEGO технология, как средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в начальной школе
LEGO технология,
как средство обучения и воспитания детей
с особыми образовательными потребностями в начальной школе.
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Современная образовательная среда привлекает нас к нахождению и использованию новых методов педагогических решений. В современном мире появилось много соблазна для детей, которые отвлекают их от образовательного процесса, поэтому особое значение в начальной школе имеет формирование опыта исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности. Следовательно, с недавнего времени стала актуальной темой использование Лего-конструктора в образовательном процессе.
Конструирование в данном случае, как этап проектирования, является важным средством коррекции и развития зрительных, слуховых, осязательных восприятий. Для создания продукта ребенок применяет навыки ручной умелости, ориентируется в пространстве, представляя объект, систематизирует показатели будущего продукта. Выполняя эти операции, обучающиеся с ООП и ОВЗ, как и дети без особенностей здоровья, учатся различать форму, величину предметов, сопоставлять заданные на этапе планирования характеристики с готовой моделью. Конструирование совершенствует познавательные и практические действия.
Среди современных технологий лего – конструирование занимает почётное место. Для ребенка с особыми образовательными потребностями лего – конструированием является отличным средством развития и обучения. Благодаря лего - конструктору эффективно реализуются следующие задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие мышления;
- развитие внимания;
- развитие воображения;
- развитие познавательного интереса.
На своих уроках при работе с детьми с особыми образовательными потребностями я использую лего – конструктор на уроках математики, обучение чтению. Особенно приятно, когда при объяснении непростых математических понятий с конструктором Лего, происходит быстрое и непринуждённое усвоение материала.
На уроках математики конструктор помогает показать как образуются числа, сравнивать их, знакомить учащихся с арифметическими действиями и способствует формированию вычислительных навыков, познакомить с составом числа и закреплять его, формировать и развивать умение составлять и решать задачи изученных видов, показать как образуются числа второго десятка, раскрыть особенности их названий и порядок следования при счете, знакомить с геометрическим материалом (фигуры, периметр, площадь), изучение долей и дробных чисел и многие другие темы.
Вот несколько примеров, как можно использовать конструктор на уроке математики:
Математический диктант с ЛЕГО
На плато дети выкладывают кирпичики, слушая мои команды .
- Из верхнего правого угла по горизонтали влево положите кирпичик с 8 пуговками.
- От последнего кирпичика –1 кирпичик с 8 пуговками вниз по вертикали.
- 1 кирпичик с 8 пуговками вправо по горизонтали от последнего.
- 1 кирпичик с 8 пуговками вниз по вертикали.
- Положите 1 кирпичик с 8 пуговками влево по горизонтали.
- Положите 1 кирпичик с 4 пуговками влево по горизонтали.
- Какую фигуру вы получили? (цифру 5)
Устный счёт
Необходимо наличие интерактивное доски для этого этапа урока.
- Посмотрите на экран. Подумайте, какую деталь ЛЕГО надо вставить, чтобы равенство оказалось верным.
Сравнение площадей.
Какие приёмы сравнения площади вы знаете?
- Посмотрите на экран. Какой приём сравнения площади подойдёт в данном случае? (сравнение «на глаз»)
А какой приём сравнения будет уместен в этом случае? (наложение)
Решение задач
В саду было 3 скворечника. Прилетели птички и заселились по одной в скворечники. Двум птичкам не хватило домиков. Сколько было птичек? Чего больше скворечников или птичек? На сколько?
-О чем речь в задаче? (о скворечниках и птичках)
-Сколько скворечников? 3. – выкладываем эти домики, используя ЛЕГО (используем ЛЕГО одного цвета). Слайд щелчок
Что известно про птичек? Заселились по 1 в каждый домик.
-Сажаем на каждый выложенный домик птичку (ЛЕГО другого цвета).
-Что еще сказано про птичек? Двум не хватило цветов.
-Выкладываем еще двух птичек, но уже без домиков.
-Какое требование в задаче?
При такой краткой записи, сразу видно, сколько домиков, птичек и чего больше.
Дети читают задачу « На первой полке стояло 6 книг, а на второй полке на 3 книги меньше. Сколько книг стояло на второй полке? Сколько книг было всего в книжном шкафу?» После разбора задачи мы иллюстрируем условие, или позже ребята сами уже во время разбора выкладывают кирпичики соответственно условию.слайд щелчок На парте появляется первый столбик кирпичиков - количество книг на первой полке, затем выставляют рядом столько же, но убирают 3 кирпичика, это помогает им выбрать арифметическое действие. Затем дети отвечают на второй вопрос задачи, соединяя столбики в один. Осталось записать решение и проверить.
Использование ЛЕГО при изучении таблицы умножения
- Так как таблица умножения объемная, то целесообразнее всего использовать мелкое ЛЕГО.
- В качестве примера изучение табличного умножения числа 4.
- Нам понадобятся кирпичики ЛЕГО с 4-мя пуговками.
Берем 1 кирпичик с 4 пуговками : 4 взяли 1 раз
Берем 2 кирпичика с 4 пуговками : 4 взяли 2 раза
Берем 3 кирпичика с 4 пуговками : 4 взяли 3 раза и т.д.
Нахождения площади и периметра фигуры.
Для того, чтобы найти площадь фигуры на плато выкладываем фигуру в данном случае квадрат,заполненный кубиками Лего. - 1 кубик с 4 пуговками равняется 1 кв.см. При изучении темы площади фигуры ребята узнают, что 1 кубик с 4 пуговками равняется 1 кв. см После этого закладываем наш квадрат кубиками с 4 пуговками, сколько кубиков затратили тому и равна площадь. В данном случае 16 кв. см
Для нахождения периметра составляем на плато контур прямоугольника . После этого выкладываем все стороны прямоугольника в один ряд, линейкой измеряем длину получившейся линии. Сколько см получится это и будет периметром нашего прямоугольника, в данном случае 12 см в квадрате.
Лего на уроках русского языка можно применять при изучении таких тем, как звуко — буквенный анализ, схема предложений, при ответе на устные вопросы.
- Покажите кирпичиками количество слогов.
- Покажите количество кирпичиков, которые соответствуют количеству гласных звуков в этом слове.
- Покажите количество согласных звуков в этом слове.
Физкультминутки Лего.
Самое интересное и, пожалуй, самое любимое у детей это физкультминутки с Лего. Сам конструктор для этого этапа урока не требуется, но развитое воображение уж точно не помешает. Для таких физкультминуток я использую лего- загадки. Слайд с изображением загадки выводится на экран.
Например:
Друзья, пришла пора нам отдохнуть. Но отдых у нас будет ЛЕГОинтеллектуальный. Я вам буду показывать слайд, а вы постарайтесь отгадать, какой фильм зашифрован в ЛЕГО загадке. Если вы отгадаете, то зазвучит музыка из этого фильма.
СЛАЙД 1
- Какой фильм зашифрован в этой ЛЕГО загадке? (Кинг Конг).
- Молодцы! А Конг это какое животное? (Обезьяна).
Я предлагаю вам попрыгать, как маленькие обезьянки. (звучит отрывок из песни «В каждом маленьком ребёнке»)
СЛАЙД 2
- Какая сказка зашифрована в этой ЛЕГО загадке? (Три поросёнка )
- Отлично! Давайте споём песенку поросёнка . Руки на пояс и приседаем. (звучит отрывок из песни «Нам не страшен серый волк»).
Применение наглядного материала помогает формировать пространственное мышление. Создавая модель, дети общаются друг с другом, представляют свои замыслы и используют названия направлений «верх», «низ», «дальше», «ближе», «слева», «справа», «вперед», «назад». При выборе деталей нужного размера обучающиеся с особыми образовательными потребностями оперируют понятиями «длинный-короткий», «высокий-низкий», «маленький-большой», «широкий-узкий». В условиях специального коррекционного обучения постоянно возникает необходимость обозначать вербально связь между действием и образом, которая очевидно проявляется при работе с конструкторами. Поэтому уроки по конструированию совершенствуют регулирующую функцию речи, активизируют представления по слову, учат понимать слова и соотносить их звучание с лексическим значением.
Закончить свою работу хочу сами Дэвида Бланкета: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач любой страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет себя чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать его полноценным членом».
Ссылки на источники:
- https://infourok.ru/lego-tehnika-s-detmi-ovz-4194719.html
- https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-konstruktora-lego-na-urokakh-matemati.html
- https://zapilili.ru/category/interesnoe/zagadki-ot-lego-55-zagadok-/
- https://infourok.ru/ispolzovanie-lego-konstruirovaniya-v-rabote-s-detmi-s-ovz-4325312.html
Приложение
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Тема: Единицы площади. Квадратный сантиметр.
Класс: 3
Цель урока:
- Образовательная:
- познакомить с единицей измерения площади – квадратным сантиметром;
- закреплять умение решать задачи изученных видов.
2. Развивающие:
- развивать психологические процессы ребёнка (память, внимание, воображение) на примере выполнения заданий с конструктором ЛЕГО;
- развивать интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ) на примере выполнения заданий;
- развивать речь (на примере выполнения заданий, направленных на отработку формулировки ответа в полной форме, аргументирования собственной точки зрения).
3. Воспитательные:
- создать условия для развития интереса к математике;
- формировать ключевые компетентности: рефлексивную, коммуникативную.
Планируемые результаты:
- Личностные.
- проявлять познавательную инициативу на основе жизненного опыта;
- оформлять свои наблюдения;
- Применять правила делового сотрудничества;
- сравнивать разные точки зрения;
- проявлять доброжелательность.
- Метапредметные (УУД)
2.1 учиться высказывать свое предположение на основе выполнения заданий с ЛЕГО конструктором и работы с иллюстрацией учебника;
2.2 следовать инструкции при выполнении задания.
3. Познавательные:
3.1 различать изученные объекты;
3.2 проводить простейшую классификацию;
3.3 высказывать предположения;
3.4 обсуждать проблемные вопросы.
4. Коммуникативные:
4.1 слушать и понимать речь других;
4.2 вступать в диалог.
3. Предметные:
Уметь: применять полученные знания на практике;
Знать: площадь фигур в квадратных сантиметрах.
Учебно – методическое обеспечение
Для учителя:
презентация, карточки для поощрения работы на уроке, компьютер, проектор, учебник математики .
Для ученика:
Пенал, тетрадь, учебник по математике, ЛЕГО кирпичики 8 пуговок - 5 штук, кирпичики 4 пуговки – 16 штук, плато большое и маленькое, гаджеты с выходом в Интернет и скаченным приложением Quizizz.
.
Этап урока 1 | Самоопределение. |
Задача этапа | Организовать такие условия, чтобы ученик внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». |
Деятельность учителя | Здравствуйте, ребята! Сегодня я приготовила для вас видеообращение! Внимание на экран. СЛАЙД 1 Постановка учебной цели. - Послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать, о чём пойдёт речь? Красный, желтый или голубой, СЛАЙД 2 - Правильно! -Ребята, поднимите руки, кто любит играть в ЛЕГО? - Сегодня на уроке нам будет помогать ЛЕГО конструктор. Мы лишний раз убедимся, что этот игровой набор помогает на разных учебных предметах в школе. |
Деятельность учеников | Просмотр видеоролика. Отгадывание загадки. |
УУД | 1,3 1,5 4,2 |
Этап урока 2 | Актуализация опорных знаний |
Задача этапа | Повторить табличное умножение, продолжить формировать пространные представления, повторить способы сравнения площади. |
Деятельность учителя | 1. Устный счёт - Посмотрите на экран. Подумайте, какую деталь ЛЕГО надо вставить, чтобы равенство оказалось верным. СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 2.Математический диктант с ЛЕГО На плато (если его нет, то можно использовать белый лист бумаги) дети выкладывают кирпичики, слушая мои команды . - Из верхнего правого угла по горизонтали влево положите кирпичик с 8 пуговками. - От последнего кирпичика –1 кирпичик с 8 пуговками вниз по вертикали. - 1 кирпичик с 8 пуговками вправо по горизонтали от последнего. - 1 кирпичик с 8 пуговками вниз по вертикали. - Положите 1 кирпичик с 8 пуговками влево по горизонтали. - Положите 1 кирпичик с 4 пуговками влево по горизонтали. - Какую фигуру вы получили? (цифру 5) СЛАЙД 9 Ребята, сегодня на уроке я желаю получить такую же отметку как у вас на плато. 3.Повторение изученного. Ребята, на прошлом уроке мы говорили о таком понятии как площадь. - Кто мне своими словами может сказать, что такое площадь? - Какие приёмы сравнения площади вы знаете? - Посмотрите на экран. Какой приём сравнения площади подойдёт в данном случае? (сравнение «на глаз») СЛАЙД 10 - А какой приём сравнения будет уместен в этом случае? (наложение) СЛАЙД 11 |
Деятельность учеников | 1. Устный счёт Дети на интерактивной доске должны перетащить деталь ЛЕГО пропущенное место, чтобы равенство стало верным. 2.Математический диктант с ЛЕГО На плато выкладывать детали ЛЕГО по командам учителя. 3.Повторение изученного. Дети вспоминают способы сравнения площади фигур. |
УУД | 3,4 4,1 2,2 |
Этап урока 3 | Постановка проблемы. |
Задача этапа | Постановка учебной проблемы с использованием пробуждающего от проблемной ситуации диалога. |
Деятельность учителя | Посмотрите на слайд. СЛАЙД 12 ЛЕГО ученику 3 класса попросили при помощи ЛЕГО показать площадь прямоугольника. Удалось ли ему это осуществить? - Что ЛЕГО ученик показал на плато? (периметр прямоугольника) - Что такое периметр прямоугольника? (сумма всех его сторон). - Кто знает, как исправить задание, ЛЕГО ученика, чтобы оно стало верным? (заполнить внутри деталями ЛЕГО плато) |
Деятельность учеников | Ученики находят ошибку при выполнении задания ЛЕГО человечком. |
УУД | 1,1 1,4 2,1 3,1 3,4 3,5 4,1 |
Этап урока 4 | Открытие новых знаний. |
Задача этапа | Организовать формулировку темы, цели урока. |
Деятельность учителя | - Верно! СЛАЙД 13 - Чем отличается периметр от площади? (периметр это – длина замкнутой линии, а площадь – внутренняя поверхность фигуры) - В чем измеряется периметр прямоугольника? (см, дм ,км ). - А в чём измеряется площадь фигур? Откройте учебник на странице 58. Прочитайте, чему мы будем учиться на уроке? Возьмите маленькое квадратное плато. Поставьте на плато в верхнем левом углу 1 кубик с 4 пуговками. 1 кубик с 4 пуговками равняется 1 кв. см. Заполните плато такими же кубиками целиком. - Сколько вы затратили кубиков? (16) - Чему будет равна площадь нашего квадрата ? (16 кв. см). - Кто может предположить формулу нахождения площади? (у меня на уроке многие догадались, что необходимо длину умножить на ширину) Правильно! Формула площади выглядит так : СЛАЙД 14 |
Деятельность учеников |
|
УУД | 3,4 3,5 4,1 |
Этап урока 5 | Первичное закрепление знаний. |
Задача этапа | Организовать применение новых знаний |
Деятельность учителя | На странице 58 выполним задание 1. - Сколько квадратных сантиметров в первой фигуре? (8) - Сколько квадратных сантиметров во второй фигуре? (7) Что мы можем сказать, про площадь этих фигур? (площадь первой фигуры больше площади второй фигуры на 1 кв.см). |
Деятельность учеников | Находить площадь на фигур, которые разбиты на кв. см. |
УУД | 2,1 1,4 3,3 |
Этап урока 6 | Физкультминутка. |
Задача этапа | Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. |
Деятельность учителя | Друзья, пришла пора нам отдохнуть. Но отдых у нас будет ЛЕГОинтеллектуальный. Я вам буду показывать слайд, а вы постарайтесь отгадать, какой фильм зашифрован в ЛЕГО загадке. Если вы отгадаете, то зазвучит музыка из этого фильма. СЛАЙД 15 - Какой фильм зашифрован в этой ЛЕГО загадке? (Кинг Конг). - Молодцы! А Конг это какое животное? (Обезьяна). Я предлагаю вам попрыгать, как маленькие обезьянки. (звучит отрывок из песни «В каждом маленьком ребёнке») СЛАЙД 16 - Какая сказка зашифрована в этой ЛЕГО загадке? (Красная Шапочка) - Отлично! Давайте поскачем на месте, как Красная Шапочка . (звучит отрывок из песни «Песенка Красной Шапочки») СЛАЙД 17 - Какая сказка зашифрована в этой ЛЕГО загадке? (Три поросёнка ) - Отлично! Давайте споём песенку поросёнка . Руки на пояс и приседаем. (звучит отрывок из песни «Нам не страшен серый волк») СЛАЙД 18 - Какой фильм зашифрован в этой ЛЕГО загадке? (Человек Паук). - Молодцы! А какое движение делал ЧП, чтобы у него вылетала паутина? Я предлагаю вам под музыку показать самое главное движение Человека Паука. (звучит отрывок из песни «Тук, тук, тук я Человек Паук») Молодцы! Вы хорошо знаете все особенности героев сказок и фильмов. |
Деятельность учеников |
|
УУД | 1,6 3,1 3,3 |
Этап урока 7 | Закрепление знаний. Включение в систему знаний. Повторение. |
Задача этапа | - организовать применение новых знаний; - организовать выполнение самостоятельной работы; - организовать работу в парах и самопроверку. |
Деятельность учителя | Итак, найдите задание 2 на странице учебника 58. Прочитайте. - Нам даны числа 72,56,48,64. Что надо сделать сначала? (уменьшить на 40) - Какое это действие? (вычитание) - Что надо затем сделать с полученным результатом? (уменьшить в 4 раза) - Какое это действие? (деление) Это задание вы должны выполнить в парах и записать в тетрадь. Каждый ученик по – очереди диктует выражение своему напарнику. Проверяем с места. При проверке учитель записывает ответы на доске. Ответы: 8,4,2,6. Ребята, как вы думаете, может ли 8 кв. см быть площадью прямоугольника? - Какой длины могут быть стороны прямоугольника с S 8 кв.см? (2и4 см,1 и 8 см). - Найдите задание 3 на странице учебника 58. Прочитайте. - Нам даны числа 12,20,28,36. Что надо сделать сначала? (уменьшить в 4 раза) - Какое это действие?( деление) - Что надо затем сделать с полученным результатом? (увеличить в 7 раз) - Какое это действие?(умножение) Это задание вы должны выполнить самостоятельно и записать в тетрадь. Проверяем с места. При проверке учитель записывает ответы на доске. Ответы: 21,35,49,63. Ребята, как вы думаете, может ли 21 кв. см быть площадью прямоугольника? - Какой длины могут быть стороны прямоугольника с S 21 кв.см? (3и7 см,1 и 21 см). - Прочитайте задачу 4. - О каком житном говорится в задаче? ( о лошади). - Чем кормили лошадь? (овсом). - Сколько кг овса требовалось лошади на 4 дня? (32 кг) - Что нужно узнать в задаче? (сколько кг овса потребуется лошади на 6 дней). - Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет, нам надо узнать, сначала, сколько лошадь съедает за 1 день). Ученик решает у доски. - Мы решили задачу. А как вы думаете, надо ли знать о площади, при содержании лошади? ( чтобы определить метраж стойла лошади, конюшни и т.д. ). Найдите задачу 8. Прочитайте. - Посмотрите на картинку, чем может заниматься студенческий строительный отряд? (клеить обо, красить рамы, чинить и красить двери и т.д.). - Кто состоял в этом отряде? (19 юношей и 9 девушек). Чтобы выполнять разные виды работ, на какие бригады они разбились? По сколько человек? ( по 7 человек). - Что нужно узнать в задаче? (сколько получилось бригад). - Можем ли мы сразу ответить на него? (нет, нужно узнать сначала сколько всего было девушек и юношей в строительном отряде). Ученик у доски решает самостоятельно. А первых 5 учеников можно принять и поставить отметку, пока не дописано 1 действие. - Посмотрите ещё раз на картинку к задаче. Скажите, при выполнении каких строительных и ремонтных работах надо уметь вычислять площадь? |
Деятельность учеников | Составляют числовые выражения по заданным координатам; Решают |
УУД | 3,1 3,2 3,3 1,5 |
Этап урока 8 | Самостоятельная работа |
Задача этапа | Организовать выполнение самостоятельной работы. |
Деятельность учителя | Закрываем тетради и учебники. Достаём гаджеты. (Если не все ученики класса имеют телефоны с выходом в Интернет, то урок можно провести в компьютерном классе.) Самостоятельная работа выполняется при помощи приложения Quizizz. Это приложение интересно тем, что можно во время прохождения теста в классе выводить табло на проектор, где автоматически указывается, на сколько вопросов ответил каждый ученик. Это подстрекает учеников к плодотворной работе. Тест: «Единицы площади. Квадратный сантиметр.» Ребята, тест состоит из 5 вопросов. Тот, кто верно ответит на вопросы, получит бонусную карточку на выбор. Бонусные карточки.
|
Деятельность учеников | Прохождение онлайн – теста. |
УУД | 2,2 1,2 |
Этап урока 9 | Итог урока. Рефлексия |
Задача этапа | - зафиксировать новое содержание урока. - организовать рефлексию собственной учебной деятельности. |
Деятельность учителя | - Что сегодня изучили на уроке? - Где можно применить эти знания? - Какое значение они имеют для вас? Положите перед собой плато. - Если вам понравился урок прикрепите на плато красный кубик. Если было не очень интересно – желтый кубик. Если совсем было не интересно – зелёный кубик. Урок окончен. Спасибо за внимание. СЛАЙД 19 |
Деятельность учеников | Воспроизведение полученные знания. Определить качество удовлетворённости от урока при помощи рефлексии. |
УУД | 1,5 4,2 |