Лексика. Путешествие в страну слов или По дороге к волшебству.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 «Г» КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «Лексика.
Путешествие в страну слов
или По дороге к волшебству»
РАЗРАБОТАЛА:
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
СТРЕТЕЛЬНИКОВА С.Г.
ВОЛГОГРАД, 2023
Вводный урок №1 русского языка по теме: «Лексика»
Тема: «Лексика. Путешествие в страну слов»
или По дороге к волшебству
Подготовила: учитель русского языка и литературы Стретельникова С.Г.
Цели урока: 1. Познакомить учащихся 1) с одной из основных единиц языка – словом; 2) с новым разделом науки о языке и основными понятиями, изучаемыми в разделе «Лексика»; 3) ввести понятия «лексика», «лексикон», «лексическое и грамматическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; 4) познакомить с толковыми словарями; 5) познакомить с основными приемами толкования лексического значения слова.
2. Практические: 1) учить основным способам разъяснения лексического значения; 2) учить определять лексическое и грамматическое значение слова; 3) повторить изученные ранее орфограммы.
II. Общепредметные: 1) развивать у детей интерес к слову и к лексике как особому разделу науки о языке; 2) развивать стремление обогащать свой словарный запас и правильно употреблять слова в собственной речи;
3) расширять кругозор
- воспитывать интерес и уважение к родному языку;
- воспитывать ценностное отношение к слову.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока:
1. Организационный момент. Открываем тетради, записываем число, классная работа, для темы оставляем строчку)
На доске число, классная работа
2. Фронтальный опрос. Слайд 1. – Сегодня нас с вами не совсем обычный урок.
Мы отправляемся с вами в путешествие. Но чтобы получить билеты на транспорт, вам нужно ответить на следующие вопросы:
Какие разделы науки о языке мы изучали? Что изучает каждый из них?
Фонетика - наука о звуках речи.
Орфоэпия - наука о произношении слов.
Орфография изучает правописание слов.
Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
Морфемика и словообразование – состав слова и образование слов.
3. Объявление темы и целей урока Слайд 2
- Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела науки о языке.
- А вот для того чтобы понять, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, вам необходимо ответить на мои вопросы, но будьте внимательны!
1. Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное …
2. Все слова языка образуют его словарный состав или по-другому…? (Лексику)
Лексика - это название нового раздела, к изучению которого мы приступаем. Итак, запишем в тетрадях, что слово лексика произошло от греческого слова – лексис, что означает слово. (Запись в тетрадях)
Слайд 3.В какую же страну мы держим путь? Как по-другому можно назвать тему нашего урока? (Путешествие в страну слов).
- Каковы же цели нашего урока? (Мы познакомимся с основными понятиями этого раздела, узнаем, что же изучает лексика).
А на вопрос ,что же изучает лексика, мы ответим в конце урока. (записывают в тетради тему урока)
- Как вы думаете, на чем можно путешествовать? (Верно, на автобусе, самолете, поезде.) Нашим провожатым станет знаменитый мультипликационный герой Паровозик из Ромашкова. - Что же такое слово?
4. Слово о словах
Слово - это строительный материал языка.
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия», - писал К.Паустовский.
Слово - дело великое, потому что словом можно объединить людей, сдружить их, обрадовать, а можно разъединить, поссорить, огорчить.
Слово мы рассматривали с разных сторон: со стороны звукового состава, правописания, произношения, морфемного состава. Что же мы узнаем о слове в Лексике?
Помогать нам в дороге будет Толковый словарь – начальник нашего поезда, который толкует слова, т.е. объясняет их значение. Сколько же слов в его ведении? Прочитаем об этом на листочках, которые лежат у вас на партах.
«Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звезд на небе!» Это очень верный ответ: видимых простым глазом звезд на небе не так уж много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше». Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.
Рассказ о словарях сопровождается их демонстрацией. Слайд 4-8
Сколько же все-таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского литературного языка» (он состоит из 20 томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.
- Сделаем вывод, так сколько же слов в русском языке?
5. Знакомство с толковыми словарями (слово учителя с элементами беседы)
Записывают в тетрадь названия словарей.
Первым большим толковым словарем русского языка был «Словарь Академии Российской», изданный в конце XVIII века.
Поистине великим событием в истории отечественной науки стал созданный в середине XIX века «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над словарем, содержащим около 200 тысяч слов, Даль работал почти пятьдесят лет. (Рассказ о словарях сопровождается их демонстрацией).
В середине XX века вышел в свет новый академический словарь русского языка - «Словарь современного русского литературного языка». Этот 20-томный словарь готовился целым коллективом авторов и включает 130 000 слов.
Но в обычной жизни, как правило, пользуются не этими подробными словарями, а однотомным «Словарем русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Словарь этот дорабатывается и переиздается с 1949 года.
Ребята, какие словари вы знаете? Какие словари есть у вас дома?
(Обратимся к учебнику, упражнение 736. Прочитайте несколько пословиц из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Как вы понимаете их смысл? Запишите 5 предложение, объясните подчеркнутую орфограмму, сделайте синтаксический разбор предложения.)
6. Знакомство с понятием «лексикон» (слово учителя) Слайд 9.
Каждый человек владеет лишь частью всего словарного состава языка. Запас слов называется лексиконом. У одних людей лексикон богатый, у других словарный запас невелик.
- С какими людьми интереснее общаться?
(Словарь школьника 10-11 лет - 3600 слов, подростка 14-15 лет - 9 тысяч, взрослый знает 11-13 тысяч слов. Чем образованнее человек, тем большим количеством слов он владеет. Известно, например, что А.С.Пушкин употребил в своих произведениях и письмах 21290 разных слов.)
Овладеть всем лексическим богатством невозможно даже в течение жизни. Но расширять свой лексикон необходимо. Чем большим количеством слов владеет человек, тем речь его богаче, точнее. И вы, если хотите быть образованными людьми, должны поставить перед собой задачу узнать как можно больше слов. В этом нам и поможет раздел лингвистики, который мы начали изучать.
7. Введение понятия «лексическое значение слова», знакомство с основными приемами толкования лексического значения. Слайд 10.
Сначала разберемся, что значит узнавать новое слово. Для этого послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим». Послушайте и скажите, какое новое слово вы узнали?
Ложка - это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка - это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка - это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка - это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово - плим.
И повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
- Узнали вы новое слово, прослушав это стихотворение? - нет.
- А почему? - потому что это слово ничего не значит, то есть не имеет смысла.
- Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может. Смысл слова и есть его лексическое значение. Стало быть, что значит узнать новое слово? - это значит узнать, понять его лексическое значение. (вывод записывается в тетрадь). Один ученик «выносит» на доску.
Разъяснять лексическое значение можно разными способами.
Слайд 11. Например, наш провожатый Паровозик. Можете определить лексическое значение этого слова? Что вам помогло? -возит на пару, помогло само слово. Один из способов – указание на значение частей, из которого состоит слово. Попробуйте «расшифровать» слова: ледокол, мышеловка, землетрясение.
Слайд 12. Другой способ – сопоставление с тем, что знакомо, подбор близких по значению слов. Рассмотрим наш паровозик. Он у нас разноцветный. оранжевый цвет – цвет апельсина, фиолетовый, цвет фиалки. маленький значит…небольшой по размеру
8. Практическое задание
Пользуясь словарем учебника, определите устно лексическое значение слов из упражнения 746. Запишите два предложения с тире с любыми из этих слов.
9. Введение понятия «грамматическое значение слова»
Слайд 14. Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение.
Например, у существительных и прилагательных можно определить род, падеж, число, у глаголов - время, лицо и число. Грамматическое значение слова заключено в окончании. Пометы, указывающие на грамматическое значение, также содержатся в словарной статье.
В грамматике два разных слова могут жить вместе, иметь одинаковый «паспорт». Например, у слов холодный и горячий одинаковые грамматические значения - это прилагательные в м.р., в ед.ч., в им.п. А лексические значения у них не просто разные, а противоположные.
10.Практическое задание
Из упр.740 укажите у слов целый, весна, удивились их лексические и грамматические значения.
11. Знакомство с основными темами лексики
Итак, мы уже выяснили, что у слова может быть лексическое и грамматическое значение и что лексическое значение можно узнать в толковом словаре. Но это далеко не все. Раздел «Лексика» преподнесет нам еще много интересных открытий.
Откройте в учебнике толковый словарь. Сравните слова: вестибюль, брошюра и гигантский, заря, ветеран. Чем различаются словарные статьи?
Слайд 15. А бывают слова-рекордсмены. Так у глагола идти -26 значений, у глагола ставить - 15. Послушайте стихотворение Г.Демыкиной «Обо всем» и посчитайте, в скольких значениях употреблено в нем слово ставить.
Пять рабочих ставят дом,
ставит опыт агроном
(он растит такую рожь -
с головой в нее уйдешь).
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
(Снял он сказку «Колобок»,
чтобы ты увидеть мог!)
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.
Запись в тетради:
Идти – 26 значений,
Ставить – 15
Слайд 16. У некоторых слов в словаре есть помета перен., то есть слово имеет переносное значение. Такие слова используют писатели и поэты. Вот послушайте:
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет .
И пуще лишь шумит.
(Ф.Тютчев)
Чем достигается выразительность стихотворения? Вы видите, что действия человека (хлопочет, ворчит, хохочет) переносятся на неодушевленные предметы.
Слова в переносном значении встречаются в нашей речи часто. Найдите такое слово в стихотворении.
Говорят, у мамы руки непростые,
Говорят, у мамы руки золотые.
Я гляжу внимательно, подхожу поближе,
Трогаю и глажу - золота не вижу.
Почему же люди наши заводские
Говорят: у мамы руки золотые...
Золотые руки - руки не из золота,
Золотые руки не боятся холода.
В ссадинах, мозолях руки эти.
Самые нужные руки на свете.
Записывают в тетради словосочетание «золотые руки» с пометой перен.
Слайд 17. Путешествуя по Лексике с нашим Паровозиком, мы посетим несколько станций (демонстрируется карта). По ходу работы с картой записывают названия основных терминов.
Слайд 18. Вот станция «Близнецы». Как выдумаете, какие слова живут на этой станции. - Внешне одинаковые, но с разным лексически значением.
На ней слов меньше, чем значений. И слова эти зовутся ОМОНИМАМИ.
Слайд 19. На этом острове мы услышим:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
Где вы были?
У Лисички.
Что вы ели там?
- Лисички!
Слайд 20. Впереди станция «Друзья». Здесь живут синонимы. Их очень много. Они помогают людям. В чем? Сейчас вы сами увидите. Один ученик работает у доски текст, остальные записывают слова-синонимы в тетрадь.
Слайд 21-22.Перед вами текст.
«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут».
Засмеялись молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, засмеялись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!
Исправьте текст.
-Зачем же нужны синонимы? Синонимы помогают делать речь выразительной, избегать неоправданных повторов.
Слайд 23. А вот неугомонные жители на станции Противоположностей, где живут АНТОНИМЫ. Посмотрите, какие слова здесь живут?
Климат здесь то мягкий, то суровый; время то мчится, то ползет; жители то ссорятся, то мирятся; то веселятся, то плачут. Здесь, на этой станции, нам предложили сыграть в игру «Наоборот»:
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко, а ты ответишь: {низко).
Скажу я слово далеко, а ты ответишь: {близко).
Скажу я слово потолок, а ты ответишь: {пол).
Скажу я слово потерял, и скажешь ты: {нашел)\
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: {храбрец).
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай {конец)]
(Д.Чиарди)
(Дружно отвечают)
11.Итог урока
- Какой раздел науки мы начали изучать?
Что же изучает лексика? (Ответ записывается в начале урока). - Что нужно делать, чтобы обогатить свой словарный запас - лексикон?
- Где пригодятся знания, полученные сегодня?
(На последующих занятиях мы продолжим пополнять эти знания.
12. Домашнее задание
Теоретический материал , упр. 243, объяснить все пропущенные орфограммы.
Горбачёва Марина Юрьевна