Лексика. Путешествие в страну слов или По дороге к волшебству.

0
1
Материал опубликован 7 July в группе











КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 «Г» КЛАССЕ




ПО ТЕМЕ: «Лексика.

Путешествие в страну слов

или По дороге к волшебству»














РАЗРАБОТАЛА:

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

СТРЕТЕЛЬНИКОВА С.Г.



ВОЛГОГРАД, 2023


Вводный урок №1 русского языка по теме: «Лексика»

Тема: «Лексика. Путешествие в страну слов»

или По дороге к волшебству

Подготовила: учитель русского языка и литературы Стретельникова С.Г.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся 1) с одной из основных единиц языка – словом; 2) с новым разделом науки о языке и основными понятиями, изучаемыми в разделе «Лексика»; 3) ввести понятия «лексика», «лексикон», «лексическое и грам­матическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; 4) познакомить с толковыми словарями; 5) познакомить с основными приемами толкования лексического значения слова.

2. Практические: 1) учить основным способам разъяснения лексического значения; 2) учить определять лексическое и грам­матическое значение слова; 3) повторить изученные ранее орфограммы.

II. Общепредметные: 1) развивать у детей интерес к слову и к лексике как особому разделу науки о языке; 2) развивать стрем­ление обогащать свой словарный запас и правильно употреблять слова в собственной речи;

3) расширять кругозор

- воспитывать интерес и уважение к родному языку;

- воспитывать ценностное отношение к слову.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока:

1. Организационный момент. Открываем тетради, записываем число, классная работа, для темы оставляем строчку)

На доске число, классная работа

2. Фронтальный опрос. Слайд 1. – Сегодня нас с вами не совсем обычный урок.

Мы отправляемся с вами в путешествие. Но чтобы получить билеты на транспорт, вам нужно ответить на следующие вопросы:

Какие разделы науки о языке мы изучали? Что изучает каждый из них?

Фонетика - наука о звуках речи.

Орфоэпия - наука о произношении слов.

Орфография изучает правописание слов.

Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

Морфемика и словообразование – состав слова и образование слов.

3. Объявление темы и целей урока Слайд 2

- Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела науки о языке.

- А вот для того чтобы понять, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, вам необходимо ответить на мои вопросы, но будьте внимательны!

1. Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное …

2. Все слова языка образуют его словарный состав или по-другому…? (Лексику)

Лексика - это название нового раздела, к изучению которого мы приступаем. Итак, запишем в тетрадях, что слово лексика произошло от греческого слова – лексис, что означает слово. (Запись в тетрадях)

Слайд 3.В какую же страну мы держим путь? Как по-другому можно назвать тему нашего урока? (Путешествие в страну слов).

- Каковы же цели нашего урока? (Мы познакомимся с основными понятиями этого раздела, узнаем, что же изучает лексика).

А на вопрос ,что же изучает лексика, мы ответим в конце урока. (записывают в тетради тему урока)

- Как вы думаете, на чем можно путешествовать? (Верно, на автобусе, самолете, поезде.) Нашим провожатым станет знаменитый мультипликационный герой Паровозик из Ромашкова. - Что же такое слово?

4. Слово о словах

Слово - это строительный материал языка.

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать рус­ским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия», - писал К.Паустовский.

Слово - дело великое, потому что словом можно объеди­нить людей, сдружить их, обрадовать, а можно разъединить, по­ссорить, огорчить.

Слово мы рассматривали с разных сторон: со стороны зву­кового состава, правописания, произношения, морфемного соста­ва. Что же мы узнаем о слове в Лексике?

Помогать нам в дороге будет Толковый словарь – начальник нашего поезда, который тол­кует слова, т.е. объясняет их значение. Сколько же слов в его ве­дении? Прочитаем об этом на листочках, которые лежат у вас на партах.

«Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звезд на небе!» Это очень верный ответ: видимых простым глазом звезд на небе не так уж много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше». Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.

Рассказ о словарях сопровождает­ся их демонстрацией. Слайд 4-8

Сколько же все-таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского литературного языка» (он состоит из 20 томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.

- Сделаем вывод, так сколько же слов в русском языке?

5. Знакомство с толковыми словарями (слово учителя с эле­ментами беседы)

Записывают в тетрадь названия словарей.

Первым большим толковым словарем русского языка был «Словарь Академии Российской», изданный в конце XVIII века.

Поистине великим событием в истории отечественной науки стал созданный в середине XIX ве­ка «Толковый словарь живого ве­ликорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над словарем, со­держащим около 200 тысяч слов, Даль работал почти пятьдесят лет. (Рассказ о словарях сопровождает­ся их демонстрацией).

В середине XX века вышел в свет новый академический словарь русского языка - «Словарь совре­менного русского литературного языка». Этот 20-томный словарь готовился целым коллективом ав­торов и включает 130 000 слов.

Но в обычной жизни, как пра­вило, пользуются не этими под­робными словарями, а однотомным «Словарем русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Словарь этот дорабатывается и переиздается с 1949 года.

Ребята, какие словари вы знаете? Какие словари есть у вас дома?


(Обратимся к учебнику, упражнение 736. Прочитайте несколько пословиц из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Как вы понимаете их смысл? Запишите 5 предложение, объясните подчеркнутую орфограмму, сделайте синтаксический разбор предложения.)

6. Знакомство с понятием «лексикон» (слово учителя) Слайд 9.

Каждый человек владеет лишь частью всего словарного со­става языка. Запас слов называется лексиконом. У одних людей лексикон богатый, у других словарный запас невелик.

- С какими людьми интереснее общаться?

(Словарь школьни­ка 10-11 лет - 3600 слов, подростка 14-15 лет - 9 тысяч, взрослый знает 11-13 тысяч слов. Чем образованнее человек, тем большим количеством слов он владеет. Известно, например, что А.С.Пушкин употребил в своих произведениях и письмах 21290 разных слов.)

Овладеть всем лексическим богатством невозможно даже в течение жизни. Но расширять свой лексикон необходимо. Чем большим количеством слов владеет человек, тем речь его богаче, точнее. И вы, если хотите быть образованными людьми, должны поставить перед собой задачу узнать как можно больше слов. В этом нам и поможет раздел лингвистики, который мы начали изучать.

7. Введение понятия «лексическое значение слова», знакомство с основными приемами толкования лексического значения. Слайд 10.

Сначала разберемся, что значит узнавать новое слово. Для этого послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим». Послушайте и скажите, какое новое слово вы узнали?

Ложка - это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка - это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка - это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово - плим.

И повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

- Узнали вы новое слово, прослушав это стихотворение? - нет.

- А почему? - потому что это слово ничего не значит, то есть не имеет смысла.

- Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может. Смысл слова и есть его лексическое значение. Стало быть, что значит узнать новое слово? - это значит узнать, понять его лексическое значение. (вывод записывается в тетрадь). Один ученик «выносит» на доску.

Разъяснять лексическое значение можно разными способами.

Слайд 11. Например, наш провожатый Паровозик. Можете определить лексическое значение этого слова? Что вам помогло? -возит на пару, помогло само слово. Один из способов – указание на значение частей, из которого состоит слово. Попробуйте «расшифровать» слова: ледокол, мышеловка, землетрясение.

Слайд 12. Другой способ – сопоставление с тем, что знакомо, подбор близких по значению слов. Рассмотрим наш паровозик. Он у нас разноцветный. оранжевый цвет – цвет апельсина, фиолетовый, цвет фиалки. маленький значит…небольшой по размеру

8. Практическое задание

Пользуясь словарем учебника, определите устно лексическое значение слов из упражнения 746. Запишите два предложения с тире с любыми из этих слов.

9. Введение понятия «грамматическое значение слова»

Слайд 14. Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение.

Например, у существительных и прилагательных можно оп­ределить род, падеж, число, у глаголов - время, лицо и число. Грамматическое значение слова заключено в окончании. Пометы, указывающие на грамматическое значение, также содержатся в словарной статье.

В грамматике два разных слова могут жить вместе, иметь одинаковый «паспорт». Например, у слов холодный и горячий одинаковые грамматические значения - это прилагательные в м.р., в ед.ч., в им.п. А лексические значения у них не просто раз­ные, а противоположные.

10.Практическое задание

Из упр.740 укажите у слов целый, весна, удивились их лексические и грамматические значения.

11. Знакомство с основными темами лексики

Итак, мы уже выяснили, что у слова может быть лексиче­ское и грамматическое значение и что лексическое значение можно узнать в толковом словаре. Но это далеко не все. Раздел «Лексика» преподнесет нам еще много интересных открытий.

Откройте в учебнике толковый словарь. Сравните слова: вестибюль, брошюра и гигантский, заря, ветеран. Чем различаются словар­ные статьи?

Слайд 15. А бывают слова-рекордсмены. Так у глагола идти -26 значений, у глагола ставить - 15. Послушайте стихотворе­ние Г.Демыкиной «Обо всем» и посчитайте, в скольких значени­ях употреблено в нем слово ставить.

Пять рабочих ставят дом,

ставит опыт агроном

(он растит такую рожь -

с головой в нее уйдешь).

Ставит счетчики монтер.

Ставит фильмы режиссер.

(Снял он сказку «Колобок»,

чтобы ты увидеть мог!)

Мама ставит пироги

(подойди и помоги).

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.

Запись в тетради:

Идти – 26 значений,

Ставить – 15

Слайд 16. У некоторых слов в словаре есть помета перен., то есть слово имеет переносное значение. Такие слова используют писа­тели и поэты. Вот послушайте:

Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет .

И пуще лишь шумит.

(Ф.Тютчев)

Чем достигается выразительность стихотворения? Вы види­те, что действия человека (хлопочет, ворчит, хохочет) переносят­ся на неодушевленные предметы.

Слова в переносном значении встречаются в нашей речи часто. Найдите такое слово в стихотворении.

Говорят, у мамы руки непростые,

Говорят, у мамы руки золотые.

Я гляжу внимательно, подхожу поближе,

Трогаю и глажу - золота не вижу.

Почему же люди наши заводские

Говорят: у мамы руки золотые...

Золотые руки - руки не из золота,

Золотые руки не боятся холода.

В ссадинах, мозолях руки эти.

Самые нужные руки на свете.

Записывают в тетради словосочетание «золотые руки» с пометой перен.

Слайд 17. Путешествуя по Лексике с нашим Паровозиком, мы посетим несколько станций (демонстрируется карта). По ходу работы с картой записывают названия основных терминов.

Слайд 18. Вот станция «Близнецы». Как выдумаете, какие слова живут на этой станции. - Внешне одинаковые, но с разным лексически значением.

На ней слов меньше, чем значений. И слова эти зовутся ОМОНИМАМИ.

Слайд 19. На этом острове мы услышим:

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

Где вы были?

У Лисички.

Что вы ели там?

- Лисички!

Слайд 20. Впереди станция «Друзья». Здесь живут синонимы. Их очень много. Они помогают людям. В чем? Сейчас вы сами увидите. Один ученик работает у доски текст, остальные записывают слова-синонимы в тетрадь.

Слайд 21-22.Перед вами текст.

«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут».

Засмеялись молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, засмеялись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!

Исправьте текст.

-Зачем же нужны синонимы? Синонимы помогают делать речь выразительной, избегать неоправданных повторов.

Слайд 23. А вот неугомонные жители на станции Противоположностей, где живут АНТОНИМЫ. Посмотрите, какие слова здесь живут?

Климат здесь то мягкий, то суровый; время то мчится, то ползет; жители то ссорятся, то мирятся; то веселятся, то плачут. Здесь, на этой станции, нам предложили сыграть в иг­ру «Наоборот»:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко, а ты ответишь: {низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь: {близко).

Скажу я слово потолок, а ты ответишь: {пол).

Скажу я слово потерял, и скажешь ты: {нашел)\

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: {храбрец).

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай {конец)]

(Д.Чиарди)

(Дружно отвечают)

11.Итог урока

- Какой раздел науки мы начали изучать?

Что же изучает лексика? (Ответ записывается в начале урока). - Что нужно делать, чтобы обогатить свой словарный за­пас - лексикон?

- Где пригодятся знания, полученные сегодня?

(На последующих занятиях мы продолжим пополнять эти знания.

12. Домашнее задание

Теоретический материал , упр. 243, объяснить все пропущенные орфограммы.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Не вижу презентацию!

7 July