Лексика русского языка. Обобщение и повторение материала.
Лексика русского языка
Обобщение и повторение материала
5 класс
1. Соотнесите термин и его определение.
Термин | Определение | Ответ |
Лексикология | – словарный состав языка. | |
Однозначные слова | – это содержание слова, то, что мы представляем, когда его произносим. | |
Лексическая сочетаемость слов | – это значение, которое возникло в результате переноса каких-либо свойств предмета, действия или признака на другие предметы, действия или признаки. | |
Омографы | – это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по лексическому значению. | |
Переносное значение слова | – это слова одной или разных частей речи, совпадающие в звучании и написании лишь в отдельных неравнозначных формах. | |
Лексика | – основное лексическое значение слова, которое прямо указывает на предмет, признак или действие. | |
Омонимы | – слова, которые имеют одно лексическое значение. | |
Синонимы | – это слова, которые имеют два или более лексических значений. | |
Лексическое значение слова | слова одной части речи, объединённые общей темой. | |
Омоформы | – это слова, одинаковые по звучанию, но различающиеся по написанию и имеющие разное лексическое значение. | |
Антонимы | – способность слов соединяться друг с другом. | |
Многозначные слова | – это однокоренные слова одной части речи, которые похоже звучат и пишутся, но имеют разное лексическое значение. | |
Паронимы | – раздел языкознания, посвящённый теории и практике составления словарей. | |
Тематичекая группа слов | – это слова, совпадающие в написании, но разные по лексическому значению и звучанию. | |
Прямое значение слова | – это слова, совпадающие в звучании и/или написании, но имеющие разное лексическое значение. | |
Омофоны | – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. | |
Лексикография | – раздел языкознания, изучающий слово как единицу языка и словарный состав языка в целом. | |
2. По приведенному толкованию определите слово и запишите его.
1. Большой танцевальный вечер. ___________________
2. Небольшой выступ впереди на шее у мужчин, утолщение щитовидного хряща гортани, адамово яблоко. __________________
3. Кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы. _____________________________
4. Промышленное предприятие с машинным способом производства. __________________
5. Неуспевающий ученик, постоянно получающий двойки. ___________________
3. Заполните таблицу, подобрав к данным словам синонимы и антонимы.
Синонимы | | Антонимы |
| много | |
| идти | |
| смелый | |
| холод | |
| блестеть | |
| сильно | |
| веселье | |
| вежливый | |
4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Летом приятно прогуляться по теневым аллеям. ____________________________
Суп, сваренный бабушкой, был очень сытым. ______________________________
Из-за болезни у мальчика был земельный цвет лица. ________________________
В лицее провели отборные соревнования по баскетболу. _____________________
Ученики хорошо освоили учебный материал. _______________________________
5. Определите вид омонимов.
Учитель начертил на доске график. – График организовал выставку своих работ.
________________________________
В коридоре раздался сильный хлопок. – Хлопок очень сильно садится в сушильной машине.
_________________________________
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. – Рой пчёл поселился в новом улье.
__________________________________
На берегу озера стоит сосна. – Девочка протёрла глаза со сна.
__________________________________
6. Определите, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова.
Ледяной взгляд – ледяная глыба, зловещая тьма – тьма народу, девочка плачет – плачет дождь, золотая осень – золотой браслет, лапа медведя – еловая лапа, берёза цветёт – подруга цветёт, серёдки в ухе – берёзовые серёжки.
7. Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов.
Стая, табун, караван, отара, косяк, стадо, толпа, колонна, рой, группа – верблюдов, коров, любопытных, демонстрантов, овец, рыбы, пчёл, голубей, лошадей, туристов.
8. Распределите слова на тематические группы. Самостоятельно дайте название каждой группе слов.
Ива, любить, уважать, глиняный, дуб, фарфоровый, ненавидеть, стеклянный, осина, жалеть, кипарис, кожаный, ясень, деревянный, презирать.
9. Распределите слова в две группы: однозначные слова и многозначные слова.
Суффикс, мягкий, смеяться, табурет, сахар, загореться, молоко, хвост, летний, грамотный, слух.
Однозначные слова | Многозначные слова |
| |
10. Сделайте лексический анализ выделенных слов по плану (с опорой на словари):
лексическое значение слова в толковом словаре;
лексическое значение слова в данном контексте;
однозначное или многозначное;
в прямом или переносном смысле употреблено;
имеет ли синонимы или антонимы, омонимы, паронимы, если да, то какие;
этимология, происхождение слова: родное или принесённое из другого языка.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.