Лексика русского языка. Обобщение и повторение материала.

4
0
Материал опубликован 13 January в группе

Лексика русского языка

Обобщение и повторение материала

5 класс


1. Соотнесите термин и его определение.

Термин

Определение

Ответ

Лексикология

словарный состав языка.


Однозначные слова

это содержание слова, то, что мы представляем, когда его произносим.


Лексическая сочетаемость слов

это значение, которое возникло в результате переноса каких-либо свойств предмета, действия или признака на другие предметы, действия или признаки.


Омографы

это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по лексическому значению.


Переносное значение слова

это слова одной или разных частей речи, совпадающие в звучании и написании лишь в отдельных неравнозначных формах.


Лексика

основное лексическое значение слова, которое прямо указывает на предмет, признак или действие.


Омонимы

слова, которые имеют одно лексическое значение.


Синонимы

это слова, которые имеют два или более лексических значений.


Лексическое значение слова

слова одной части речи, объединённые общей темой.


Омоформы

это слова, одинаковые по звучанию, но различающиеся по написанию и имеющие разное лексическое значение.


Антонимы

способность слов соединяться друг с другом.


Многозначные слова

это однокоренные слова одной части речи, которые похоже звучат и пишутся, но имеют разное лексическое значение.


Паронимы

раздел языкознания, посвящённый теории и практике составления словарей.


Тематичекая группа слов

это слова, совпадающие в написании, но разные по лексическому значению и звучанию.


Прямое значение слова

это слова, совпадающие в звучании и/или написании, но имеющие разное лексическое значение.


Омофоны

это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.


Лексикография

раздел языкознания, изучающий слово как единицу языка и словарный состав языка в целом.



2. По приведенному толкованию определите слово и запишите его.

1. Большой танцевальный вечер. ___________________

2. Небольшой выступ впереди на шее у мужчин, утолщение щитовидного хряща гортани, адамово яблоко. __________________

3. Кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы. _____________________________

4. Промышленное предприятие с машинным способом производства. __________________

5. Неуспевающий ученик, постоянно получающий двойки. ___________________


3. Заполните таблицу, подобрав к данным словам синонимы и антонимы.

Синонимы


Антонимы


много



идти



смелый



холод



блестеть



сильно



веселье



вежливый



4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Летом приятно прогуляться по теневым аллеям. ____________________________

Суп, сваренный бабушкой, был очень сытым. ______________________________

Из-за болезни у мальчика был земельный цвет лица. ________________________

В лицее провели отборные соревнования по баскетболу. _____________________

Ученики хорошо освоили учебный материал. _______________________________


5. Определите вид омонимов.

Учитель начертил на доске график. – График организовал выставку своих работ.

________________________________


В коридоре раздался сильный хлопок. – Хлопок очень сильно садится в сушильной машине.

_________________________________


Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. – Рой пчёл поселился в новом улье.

__________________________________


На берегу озера стоит сосна. – Девочка протёрла глаза со сна.

__________________________________


6. Определите, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова.

Ледяной взгляд – ледяная глыба, зловещая тьма – тьма народу, девочка плачет – плачет дождь, золотая осень – золотой браслет, лапа медведя – еловая лапа, берёза цветёт – подруга цветёт, серёдки в ухе – берёзовые серёжки.

7. Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов.

Стая, табун, караван, отара, косяк, стадо, толпа, колонна, рой, группа – верблюдов, коров, любопытных, демонстрантов, овец, рыбы, пчёл, голубей, лошадей, туристов.

8. Распределите слова на тематические группы. Самостоятельно дайте название каждой группе слов.

Ива, любить, уважать, глиняный, дуб, фарфоровый, ненавидеть, стеклянный, осина, жалеть, кипарис, кожаный, ясень, деревянный, презирать.

9. Распределите слова в две группы: однозначные слова и многозначные слова.

Суффикс, мягкий, смеяться, табурет, сахар, загореться, молоко, хвост, летний, грамотный, слух.

Однозначные слова

Многозначные слова



10. Сделайте лексический анализ выделенных слов по плану (с опорой на словари):

лексическое значение слова в толковом словаре;

лексическое значение слова в данном контексте;

однозначное или многозначное;

в прямом или переносном смысле употреблено;

имеет ли синонимы или антонимы, омонимы, паронимы, если да, то какие;

этимология, происхождение слова: родное или принесённое из другого языка.

                                                          Отговорила роща золотая

                                                          Берёзовым, весёлым языком,

                                                          И журавли, печально пролетая,

                                                          Уж не жалеют больше ни о ком.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации