12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бадыкова Алсу Гилемхановна1944
Педагог-психолог высшей категории, специалист школы приемных родителей, учитель английского языка.13 лет работаю в общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Россия, Кировская обл., Сосновка
10

Занятие для кандидатов в замещающие родители «Адаптация ребенка в приемной семье»



ЛЕКЦИЯ

для кандидатов в замещающие родители 

«Адаптация ребенка в приемной семье»

 

Лекционный материал сопровождается мультимедийной презентацией и видеороликом.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

(1 слайд) Добрый день, уважаемые слушатели. Большинство из вас относится к числу тех людей, которые еще не видели и не знают своего «будущего ребенка».  Вам придется искать свое будущее чадо среди множества детей, знакомится с ним, а затем и пытаться наладить с ним теплые доверительные отношения.

(2 слайд) Сегодня мы с вами поговорим о том, как определиться с возрастом будущего ребенка, что представляет собой процедура знакомства с ребенком из детского дома и процесс адаптации ребенка к новой семье.

 Для того, чтобы определиться с возрастом ребенка будущие родители должны руководствоваться не только своими желаниями, но и реально оценивать свои силы. Для этого нужно знать особенности каждого возрастного этапа и потребности ребенка на этом этапе.

Актуализация материала, изученного на прошлой лекции (3-7 слайды).

На прошлом занятии мы с вами говорили о возрастной психологии. В частности мы говорили о том, что нас с вами интересует возрастные этапы развития ребенка.

Напомним, что ребенком считается человек в возрасте от рождения до 18 лет. Этот период  развития человека можно разделить на несколько этапов: новорожденность, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый и ранний юношеский возраст.

Каждый из этих возрастных этапов можно охарактеризовать с помощью 3 основных характеристик: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и новообразования.

Работа с группой (8 слайд): Давайте вспомним материал прошлой лекции и коротко раскроем эти характеристики  на каждом возрастном этапе…

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Вернемся к теме нашей сегодняшней лекции (9 слайд) и ответим на первый вопрос, как определиться с возрастом будущего ребенка.

(9 слайд) Для того, чтобы сделать правильный выбор вы должны реально оценивать свои силы и учитывать особенности возрастного развития ребенка.

Работа с группой: давайте вместе порассуждаем о том, какие плюсы и минусы для «усыновления» имеет каждый возрастной этап (сначала идет групповое обсуждение,  затем показываются слайды) (10-14 слайды).

 2. Перейдем ко второму вопрос нашей лекции и поговорим о первой встрече с ребенком, знакомстве с ним. Попробуем представить, как это должно происходить и составить рекомендации для будущих родителей, как вести себя на первой и последующих встречах с ребенком.

Процедуру знакомства с ребенком можно условно разделить на 3 этапа (15 слайд):

1) подготовка;

2) первая встреча;

3) последующие встречи.

 1 этап – подготовительный (16 слайд).

1. Для того, чтобы встретиться с ребенком, его сначала надо найти в базе данных. Для того, чтобы его было легче искать, вам необходимо четко определиться с полом и возрастом ребенка.

2. Подумайте, каким бы вы хотели видеть вашего будущего ребенка: какими качествами он должен обладать, что он должен уметь и чего не должен делать, готовы ли вы принять ребенка с физическими недостатками или психическими отклонениями. Постарайтесь продумать все до мелочей. Самое главное подумайте о том, что для вас является совершенно неприемлемым.

3. Договоритесь о встрече, поговорите с директором, социальным, педагогом или психологом, расспросите о ребенке.

4. Перед встречей с ребенком составьте для себя список вопросов: о чем вам нужно обязательно спросить у работников школы-интерната или детского дома (не стесняйтесь задавать лишних вопросов, чем больше вы будете знать о ребенке еще до встречи с ним, тем проще вам потом будет найти с ним общий язык).

2 этап – первая встреча.

Групповая работа: подумайте, как правильно организовать первую встречу с ребенком. Как вести себя при последующих встречах:

1)  что можно и нужно сделать, чтобы расположить ребенка к себе и создать благоприятную обстановку для общения;

2)  чего нельзя делать и как не стоит вести на первой и последующих встречах.

3 этап – последующие встречи.

Этот этап предполагает приглашение ребенка в гости на выходные, праздники и каникулы. Самое главное на этом этапе – наладить дружеские отношения с ребенком, поближе его узнать и дать ему возможность лучше узнать вас и вашу семью.

Мы не будем подробно останавливаться на этом этапе. Более развернутые советы и рекомендации о том, как вести с ребенком при первой и последующих встречах вы сможете найти в своих рабочих тетрадях.

 

Перейдем к третьему вопросу лекции – «Адаптация ребенка в приемной семье»

Принятие ребенка в семью – это серьезное испытание для всех ее членов, ведь у замещающих родителей нет ни каникул, ни отпусков, они не могут дома отдохнуть и расслабиться.

До появления в семье приемного ребенка большинство замещающих семей уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, которые могут возникнуть.

Иллюзии, некоторая эйфория и уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и трудностей, – типичные состояния, характерные для большинства новых родителей.

Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это свойственно тем родителям, которые были успешны в воспитании собственных детей и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье.

Но не все так просто, как хотелось бы.

(17 слайд) Процесс взаимной адаптации приемной семьи и ребенка-сироты представляет собой  достаточно сложный процесс, так предполагает притирание обеих сторон друг к другу и возникновение «новой семьи».

Адаптация у всех проходит по-разному, и иногда может занимать около года. Статистика показывает, что многие приемные родители, столкнувшись с трудностями, именно на этом этапе, хотят вернуть детей обратно.

Давайте попробуем разобраться, что же такое адаптация ребенка к приемной семье и какие трудности могут возникнуть в этот период.

(18 слайд) Адаптация-процесс активного приспособления индивида к новым условиям среды

(19 слайд) Психологическая адаптация ребенка в семье – это включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли ребенка, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективного и конструктивного взаимодействия.

(20 слайд) Психологическая адаптация родителей – это принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), формирование адекватного образа ребенка, становление родительской позиции, формирование привязанности.

 (21 слайд) На процесс адаптации, а затем и воспитания ребенка в приемной семье оказывают влияние самые разные факторы. Назовем некоторые из них:

1) возраст приемных детей и имеющийся у них жизненный опыт;

2) мотивация замещающих родителей;

3) возраст и жизненный опыт замещающих родителей;

4) ожидания потенциальных родителей и реальность.

 Рассмотрим каждый из этих факторов подробнее.

(22 слайд) 1. Жизненный путь, пройденный ребенком до усыновления, во многом определяет особенности его психологической адаптации к новой семье.

Можно выделить три основных варианта, связанных с прошлым опытом ребенка:

1) ребенок до помещения в семью воспитывался в детском воспитательном учреждении (детский дом, интернат);

2) ребенок до замещающей семьи жил с родителями (например, в случае лишения родительских прав; утраты обоих родителей; в случае  их недееспособности);

3) ребенок попадает в замещающую семью в период новорожденности (1-2 месяца) из родильного отделения или дома малютки.

В первых двух случаях ребенок приходит в новую семью со своим опытом общения и построения отношений с окружающими людьми, со своим характером и отношением к жизни. И это накладывает серьезный отпечаток на процесс адаптации и жизнь ребенка в новой семье.

Чем старше ребенок, попадающий в замещающую семью, тем больше трудностей может возникнуть у новых родителей с его воспитанием.

В третьем случае, когда в семью попадает новорожденный ребенок, ситуация обстоит совсем иначе. Здесь успешность процесса адаптации ребенка будет целиком и полностью зависеть от замещающих родителей. Ну а влияние на воспитание ребенка будут оказывать личностные особенности родителей, их жизненные стереотипы, семейные устои и ценности.

 (23 слайд) 2. Судьба детско-родительских отношений в замещающей семье в значительной степени определяется мотивацией принятия ребенка в семью. Мотивы замещающих родителей могут быть разными:

-         мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода;

-         мотив обретения «смысла жизни»;

 -          мотив преодоления одиночества;

-         альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий  развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома;

-         мотив компенсации утраты собственного ребенка;

-         мотив стабилизации супружеских отношений;

-        мотив улучшения материального и жилищного положения;

Мотивы бывают конструктивными и деструктивными, способствующими или препятствующими нормальному воспитанию ребенка в замещающей семье. Замещающим родителям очень важно понимать, почему они хотят взять в семью ребенка из детского дома и адекватно оценивать свои силы и возможности.

 (24 слайд) 3. У замещающих родителей, как и у детей, также может быть свой опыт воспитания детей и общения с ними. Он также играет большую роль в адаптации приемного ребенка в новой семье. Главное, чтобы этот опыт не мешал установлению конструктивных взаимоотношений с ребенком (здесь очень важна гибкость «родительских установок»).

 (25 слайд) 4. Ожидания кандидатов и реальность

Практика показывает, что большинство кандидатов  в замещающие родители создают некий идеальный образ приемного ребенка и наделяют его набором качеств, в реальности не сочетающихся друг с другом. Портрет идеального приемного ребенка выглядит следующим образом: девочка с голубыми  глазами, светлыми волосами, не старше 6 лет, не имеющая психических, соматических заболеваний и проблем в развитии, родители погибли и других кровных родственников не имеется. Не правда ли, редкое сочетание?

Необходимо отметить, что обычно завышенные ожидания часто приводят к разочарованиям. Поэтому замещающие родители не должны предъявлять завышенных непосильных требований к ребенку, не ждать, что он в одночасье воплотит все планы и надежды, связанные с ним.

(26 слайд) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - это дети, имеющие недостатки в психическом, интеллектуальном развитии, обладающие негативным прошлым опытом воспитания в кровной семье, пережившие насилие и жестокое обращение, лишенные материнской ласки и заботы.

(27 слайд) И в этой ситуации основная задача замещающих родителей - помочь ребенку «переработать» свой травматический опыт, помочь преодолеть негативные тенденции в развитии, помочь раскрыть все свои внутренние ресурсы и личностный потенциал, дать позитивный опыт и модель проживания в семье. И только дав все это ребенку, приемные родители могут рассчитывать и на любовь с его стороны, и на привязанность, и на благодарность, и на воплощение собственных ожиданий в отношении малыша.

 (28 слайд) Вернемся к процессу адаптации ребенка в замещающей семье.

 

В общем виде адаптацию ребенка в замещающей семье можно представить виде 3 последовательных этапов:

1. «Знакомство» или «Медовый месяц».

2. «Возврат в прошлое» или «Уже не гость» (кризисная стадия).

3. «Медленное привыкание» или «Стабилизация отношений»

Разберем каждую стадию подробнее. Для этого посмотрим небольшой видеоролик, который так и называется «Адаптация ребенка в приемной семье».

 Работа с группой: видеоролик мы посмотрели, теперь давайте еще раз назовем основные стадии адаптации ребенка в приемной семье и коротко их охарактеризуем.

(сначала идет обсуждение с группой, затем показываются слайды 29-40,  если группа работает активно все слайды показывать необязательно).

(29 слайд) 1. «Знакомство» или «Медовый месяц».

На этом этапе обычно все идет просто замечательно. Этот этап начинается еще до окончательного прихода ребенка в семью – во время его первых визитов в гости. Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу.

Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся любовь. Ребенок, в свою очередь, изо всех сил старается понравиться.  Он испытывает удовольствие от своего нового положения и с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые.

Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили вас - они только хотят полюбить новых родителей.

В этот период многие дети становятся чрезмерно возбужденными, суетливыми и непоседливыми, долго не могут сосредоточиться на чем-то, постоянно что-то забывают.Это объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии сразу усвоить.

Еще один важный момент связан с тем, что с приходом в новую семью, ребенок теряет свою кровную семью, испытывает чувство вины и ощущает себя предателем. Поэтому очень бережно относитесь к чувствам ребенка, не старайтесь быстро сблизиться с ним и поддерживайте его во всем.

Когда вы заберете ребенка из детского дома, помните о том, что новые переживания могут негативно на нем отразиться. Это может проявиться в тревоге, нарушении аппетита и сна, резких перепадах настроения. Будет лучше, если в этот период, кто из членов семьи возьмет отпуск, чтобы помочь ребенку освоится на новом месте.

 (30 слайд) Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Уже не гость».

Этот этап начинается, когда эйфория от знакомства и появления ребенка в семье прошла, и установился, как кажется родителям, определенный порядок.

Но не стоит обольщаться, именно на этом этапе начинается кризис взаимоотношений между родителями и приемным ребенком. Может показаться, что послушного и милого ребенка словно подменили. Он перестает слушаться и начинает вести себя совершенно неприемлемо, а справиться с ним никто не может.

Родителей, в свою очередь, начинают задумываться, а правильно ли они сделали, что взяли  этого ребенка в семью, не совершили ли они ошибку.

На этом этапе главное – успокоиться. Нужно понять, что все, что с вами происходит -  закономерный процесс, который чаще всего говорит о том, что отношения в семье развиваются правильно и адаптация идет успешно.

Объясню почему.

(31 слайд )Состояние ребенка в этот период можно сравнить со сжатой пружиной, которая разожмется при любом удобном случае. Дело в том, что в период «медового месяца» ребенок очень старался понравиться взрослым и сдерживал в себе все, что могло не понравиться новым родителям. Делал он это из страха, что его вернут обратно в детский дом.

А когда ребенок почувствовал ровное, заботливое и дружелюбное отношение в семье, он дал себе волю и стал вести себя привычным для себя образом, сформированным в «прошлой жизни».

Ребенок чувствует, что его уже не прогонят и начинает показывать не только лучшие качества, но и свои не самые приглядные стороны. А это признак близости в отношениях и проявление доверия к родителям (ребенок не боится быть собой).

Но есть и другое объяснение плохого поведения ребенка – ошибки со стороны родителей.

Эти ошибки могут быть вызваны:

- нетерпеливостью, навязчивым желанием эмоционально сблизиться с ребенком, ожидание от ребенка взаимности и благодарности;

- завышенными требованиями к ребенку, которые не соответствуют его реальным возможностям, сравнением его со сверстниками;

- недостаточным вниманием по отношению к ребенку;

- непониманием ребенком своей ролии места в новой семье.

Для того, чтобы справиться с трудностями этого этапа можно дать несколько советов (слайды 32-39)

Главное на этом этапе найти подход к ребенку и помочь ему справиться с трудностями. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам того учреждения, из которого вы взяли ребенка, потому что они знают его лучше чем вы и могут подсказать, как выйти из сложной ситуации.

(40-42 слайды) Третья стадия - «Привыкание», или «Медленное восстановление».

Если вы смогли пройти через трудности второго этапа, можно вздохнуть свободно.

Теперь ребенок начинает чувствовать себя как дома и принимает правила поведения, принятые в семье. Изменяется и внешность ребенка: выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает».

Неоднократно было отмечено, что после удавшегося усыновления у детей исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, наблюдается значительная прибавка в весе, ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе.

Наблюдается стабилизация отношений. Семья становится единым целым, все члены семьи знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все удовлетворены своей жизнью.

Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Приемные (усыновленные) дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.

ӀӀӀ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

(43 слайд) С момента знакомства до полной адаптации ребенка в приемной семье проходит достаточно времени, наполненного как приятными моментами, так и разного рода сложностями.

Период адаптации ребенка к новой семье можно условно разделить на 3 основных этапа.

На этапе «Медовый месяц» ребенок и родители стараются понравиться друг другу и показать себя с лучшей стороны.

На втором этапе «Возврат в прошлое» или «Уже не гость» начинается кризис взаимоотношений в семье, который является показателем доверия ребенка к новой семье и требует от родителей терпения и понимания.

На третьем этапе, после того как родители нашли подход к ребенку и помогли справиться ему со стрессовой для него ситуацией привыкания к новой обстановке и новой семье, начинается стабилизация отношений и более менее спокойная и размеренная жизнь.

Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству), а также то, что мы уже отмечали выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. То есть каждый ребенок ищет свой путь защиты от неблагоприятных внешних воздействий.

В заключении мне хочется рассказать небольшую поучительную притчу, которая называется «Солнце и ветер». Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан самым сильным из нас». Стал ветер дуть, очень старался, но добился лишь того, что путник сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. Стало жарко путнику, и он сам снял свой плащ.

Вывод: если применить эту притчу к приемному ребенку, то можно сказать, что тепло человеческой души, родительская доброта, внимание, ласка и любовь помогают детям быстрее адаптироваться к новой семье и вырасти добрыми, отзывчивыми и настоящими людьми.

Домашнее задание:

1.     Составьте табличку «Правила нашего дома» (44 слайд).

2.     «Нарисуйте портрет своего будущего ребенка» (45 слайд).

 

Список литературы

1.  Абросова Л.М. Настольная книга приемного родителя: практическое пособие. СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. — 128 с.

2.  Кузьменкова С.Н., Кокоткина Н.В. Адаптация детей в замещающих семьях. Опыт, проблемы и пути их решения: пособие. Смоленск. 2010 – 57 с.

3. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. - М., 2002.

4. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. Советы начинающим родителям. - М., 1993.

5. Миневич O.K. Психологические особенности развития отношений в приемной семье // Вестник Тамбовского университета, 2008. Выпуск 8. - с. 126-128.

6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2005. 400 с.


презентация к лекции Адаптация ребенка в приемной семье
PPTX / 4.43 Мб

видеоролик к лекции адаптация ребенка в приемной семье
MP4 / 68.45 Мб

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (3)

Рагулина Любовь Давыдовна, 18.08.17 в 15:19 1 Ответить Пожаловаться
От всей души поздравляю с работой достойной высокой оценки, заслуженной победой!!! Желаю дальнейших творческих идей и новых наград!!!
Минневалеева Анна Ивановна, 19.08.17 в 09:04 1 Ответить Пожаловаться
Действительно заслуженная победа! Спасибо и поздравляю))))
Бадыкова Алсу Гилемхановна, 19.08.17 в 13:33 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за поздравления:)Всегда приятно, когда коллеги положительно оценивают твою работу:)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.