12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сухинин Илья Сергеевич200
Россия, Омская обл., Омск




Лекция на тему: «Введение в теорию и методику тхэквондо»



ПЛАН ЛЕКЦИИ:


История развития тхэквондо ИТФ.

Место тхэквондо ИТФ и его значение в физической культуре, науке и образовании.

Цель, задачи и содержание ТиМ тхэквондо ИТФ.

Терминология, классификация и общая характеристика спортивных дисциплин (упражнений) в тхэквондо ИТФ.

Специфика деятельности специалиста по тхэквондо в различных сферах физической культуры и спорта.



История развития тхэквондо ИТФ


Тхэквондо — искусство самообороны, нацеленное на облагораживание души, достижение высокого интеллектуального уровня, грациозной техники, несокрушимой силы, прекрасной физической формы. Так охарактеризовал генерал Чой Хонг Хи свое новое корейское боевое искусство

В 1-4 веке до н. э. Корея была разделена на три королевства: Силла, Когурё, Пэкчжэ. Силла — самое маленькое королевство отличалось наличием сильных и храбрых воинов. Во время правления Чин Хын был сформирован элитный офицерский корпус — Хва Рандо, где занимались боевыми искусствами молодые аристократы. На тренировках использовались булавы, мечи и луки, отрабатывались удары ногами и руками. Воинов делали физически выносливыми для защиты своей Родины. И особое внимание уделялось духовной подготовке.

Огромную роль в становлении духа воинов сыграл буддийский монах страны — Вон Кан. Он требовал от юношей беспрекословного выполнения заповедей, где выделяли:

преданность королю;

послушание родителям;

уважение к друзьям;

ведение боя до конца;

готовность к убийству врага.

Многолетние тренировки привели к тому, что воины королевства стали известны за пределами Кореи. С их помощью страна вступала в многочисленные бои, в которых юноши 14-15 лет погибали, защищая честь Родины. Историческими документами подтверждается факт наличия нескольких видов единоборств, некоторые из которых похожи на тэккен и джуджитсу.

Постепенно борьба ногами, предложенная Хва Рандо, стала отдельным видом боевого искусства. Здесь также был востребован метод кулачного боя Субакги. Его использовали во время поединков на летних фестивалях и фестивалях Дан-О.- До наших дней дошла книга Ан Чжа «Сказания о героях-воинах Кореи». В одной из глав описывается история государства, а также упоминается школа Ю Сул. Именно в ней зарождались техники субакги и тэккен.

Также в книге рассказывается о кулачных боях, которые проводились ежегодно в мае на горе Маам в павильоне Как Чан. В кулачных боях воины применяли технику, состоящую из 25 основных поз. В их числе, движения ногами и руками, кувырки и перевороты.

Сам император проявлял интерес к боям. Победитель удостаивался лучшего — он получал государственный пост. Правитель ввел обязательство для солдат. Каждый воин должен был показать свои навыки кулачного боя. Известными считаются три победителя: Се Кен Сун, Ли Ы Мин, Чжон Чжун Бу — главные генералы при правлении династии Кореи.

Государство Великий Чосон было основано воеводой Ли Сонге и просуществовало с 1392 по 1897 года. Взошедшего на трон генерала стали называть королем Тхэджо. Правление династии Ли в течение 518 лет подвергали гонению боевое искусство, сформировавшееся во времена династии Силла и Коре. И к окончанию их власти различные виды единоборства практически перестали существовать. В 1897 году Чосон переименовали в Корейскую Империю.

Окончательным ударом для боевых искусств стала японская оккупация, длящаяся в период с 1909 по 1945 года. Любые виды занятий с применением ног и рук находились под строжайшим запретом.

В любые времена всегда находились храбрецы. Наиболее известные — Сон Док Ки и Хан Иль Дон. Они тайно передавали свои знания своим немногочисленным ученикам. Боевое искусство тэккен продолжало жить и развиваться.

Чой Хонг Хи вошел в историю как мастер каратэ, создатель нового корейского боевого искусства — тхэквондо, основатель спортивного тхэквондо и Международной федерации Таеквон-До (ITF).

Родился Чой Хонг Хи 9 ноября 1918 года в Хадэ. Родители переживали, что мальчик растет слабым и часто болеет. За активную агитацию против японских оккупантов 12-летнего Чоя исключили из школы. Отец отправил мальчика обучаться искусству красивому письму — каллиграфии. Хан Иль Дон был не только учителем каллиграфии, но и мастером античного корейского искусства борьбы ногами. Он же стал обучать Чоя и каллиграфии, и тэккену.

В 1938 году для изучения сётокан-каратэ-до, одного из основных стилей карате, Чой переехал в Японию. Познав в совершенстве боевое искусство, будущий генерал стал обладателем черного пояса.

Вернувшись в Корею, Чой Хонг Хи возглавил Пхеньянское студенческое военное движение. За активное участие в патриотических действиях против оккупации, был осужден правительством Японии и приговорен к лишению свободы.

В 1945 году после капитуляции Японии во Второй мировой войне Хонг Хи поступил на военную службу в вооруженные силы Республики Кореи. Возглавив роту 4-го пехотного полка, был откомандирован в провинцию Южный Чолла. Чтобы укрепить дух борьбы среди солдат, Чой Хонг Хи начал заниматься с ними каратэ. Из воспоминаний генерала Чой Хонг Хи:

«Для физического и духовного воспитания я начал обучать солдат каратэ. Именно тогда, я понял, что нам необходимо развивать свое собственное боевое искусство, превосходящее японское каратэ технически и духовно.»

Это и послужило началом разработки собственного боевого искусства, отличного от каратэ. 8 лет ушло на приведение наработанных знаний в систему. В 1954 году Чой Хонг Хи, уже дослужив до звания генерала-майора, стал руководителем крупнейшего в Корее гражданского спортивного клуба «Чхондокван». В 1955 году сформировали специальную комиссию. В ее состав вошли мастера-инструкторы, историки, сенаторы. 11 апреля комиссия утвердила название «таэквон-до», предложенное генералом Чой. 1955 год стал годом официального признания боевого искусства «таэквон-до» в Корее. На протяжение двух последующих годов Чой Хонг Хи активно занялся распространением таэквон-до в университетах и армейских подразделениях Кореи. Первая ассоциация, объединившая корейские боевые искусства, называлась Ассоциация консудо. Участники, недовольные работой и взятым направлением, вышли из сообщества и создали свою — Ассоциацию тансудо, которая спустя некоторое время вошла в состав в Ассоциации любительского спорта Кореи. В 1959 Чой Хонг Хи организовал турне по Дальнему Востоку. 19 обладателей черных поясов демонстрировали зрителям технику таэквон-до. В этом же году генерал занял пост президента нового сообщества — Ассоциации таэквон-до, которая вытеснила Ассоциацию тансудо, и опубликовал свою первую книгу по таэквон-до на корейском языке.


Место тхэквондо ИТФ и его значение в физической культуре, науке и образовании


    С ростом технической оснащенности человеку зачастую нет надобности овладевать ранее ценными двигательными умениями и навыками, а все увеличивающийся поток (зачастую избыточной и ненужной) информации отвлекает значительную часть энергии. В результате наблюдается снижение двигательной активности значительной части детей и молодежи. Если к этому прибавить увеличение числа детей, рождаемых с вегетативными отклонениями здоровья, то количество людей, способных заниматься физической культурой в ее спортивном варианте, постепенно снижается. Значительно увеличилось число людей, любящих смотреть соревнования, но не желающих в них участвовать.
    Наличие телевизоров усугубило проблему. Если раньше на периферии люди с удовольствием смотрели соревнования на первенство района и города, то в настоящее время этот масштаб уже никого не устраивает. Все хотят смотреть выступления спортсменов высокого класса.
    Высокий уровень притязаний и относительно низкий уровень функциональных возможностей у значительной части людей приводит к положению, когда можно реализовывать свой инстинкт самовыражения (и даже самоутверждения) путем сверхактивного «боления» на соревнованиях.
    Пока в сознании большей части людей спорт представляется только как соревнования, эту тенденцию активно проповедуют и средства массовой информации.    Большой вред физической культуре народа нанесла спортивная псевдонаука, в которой внимание тренеров концентрировалось на отборе перспективных кандидатов в сборные команды и принижалась роль массовой

физической культуры и спорта.

    Каждый вид двигательной деятельности человека, направленной на развитие или поддержание его функциональных возможностей, должен сочетать в себе все ее формы, и они (эти формы) должны использоваться в течение всей жизни, но в зависимости от:

         ● возраста;
         ● меры индивидуальной энергетической обеспеченности;
         ● задач, поставленных перед человеком в возрасте развития;
         ● задач, стоящих перед человеком в зрелом возрасте;
         ● служебных задач.

 
    Поскольку тхэквондо является частью системы физического воспитания, его нельзя ограничивать только чисто спортивными проблемами завоевания одним человеком (в каждой весовой категории) чемпионского титула. Тхэквондо должно стать эффективной системой физического развития для больших масс людей и продления их физической дееспособности.


Цель, задачи и содержание ТиМ тхэквондо ИТФ


Цель курса тхэквондо ИТФ – подготовка специалиста, способного успешно на современном научнометодическом уровне работать во всех типах образовательных учреждений, в организациях и на предприятиях в качестве инструктора, инструктораметодиста и преподавателя физической культуры, а также тренера по тхэквондо ИТФ в коллективах физкультуры, ДЮСШ, СДЮШОР, спортивных интернатах и т.п., с различным контингентом спортсменов – от начального обучения до высшей квалификации.

Задачи курса: изучение теоретических и методических основ обучения и тренировки тхэквондистов, совершенствование специальных знаний, умений и профессиональнопедагогических навыков проведения учебных, учебно-тренировочных и тренировочных занятий во всех типах образовательных учреждений; развитие творческого мышления студентов, формирование навыков самостоятельного ведения научных исследований в области теории и методики тхэквондо ИТФ; оценка эффективности ведения тренировочного процесса и соревновательной деятельности, умений выявлять и внедрять в практику собственный опыт и достижения передовых отечественных и зарубежных специалистов; творческое изучение отечественной и зарубежной научнометодической литературы по тхэквондо ИТФ. Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется центральным местом данного курса в подготовке специалиста и обусловлено необходимостью направлять процесс обучения на развитие творческих способностей студентов, формирование активной жизненной позиции, позволяющей выпускникам решать сложные задачи в процессе их профессиональнопедагогической деятельности по преподаванию тхэквондо ИТФ. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как теория и методика физического воспитания, теория спорта, психология и психофизиология спортивной деятельности, биомеханика и метрология, реабилитация и восстановление, бокс, борьба, каратедо, фехтование, спортивные игры и др. Требования к уровню освоения содержания курса. Курс предусматривает изучение истории тхэквондо ИТФ; овладение знания ми в области теории и методики тхэквондо ИТФ; формирование умений и навыков тренера по проведению индивидуальных и групповых занятий, освоение навыков контроля за эффективностью тренировочной и соревновательной деятельности; освоение приемов судейства; овладение навыками проведения прикладных научных исследований, направленных на постоянное совершенствование учебно-тренировочного процесса.

Содержание курса состоит из следующих основных разделов: философия и теория тхэквондо ИТФ; техника, тактика тхэквондо ИТФ; теория и методика обучения; теория и методика тренировки; управление подготовкой спортсменов с ориентацией на высшие достижения; научноисследовательская работа. Особенности изучаемого учебного курса состоят в учете нововведений в правила соревнований; результатов их воздействия на соревновательную деятельность спортсменов различной квалификации; тенденции развития техники и тактики сильнейших спортсменов различных национальных школ и систем их технико-тактического совершенствования.



Терминология, классификация и общая характеристика спортивных дисциплин (упражнений) в тхэквондо ИТФ



Терминология тхэквондо  — система терминов, называющих все технические элементы тхэквондо (удары, блоки, стойки и т. п.), а также прочие понятия, относящиеся к тхэквондо.

Основные термины тхэквондо: Тхэквондо - корейское боевое искусство, (путь руки и ноги);

Сабом - мастер, инструктор, тренер;

Добок - форма для занятий тхэквондо;

Дан - уровень черного пояса (с 1-го по 9-й); 

Гып - уровень цветного пояса (с 10-го по 1-й);

Чумби – приготовиться;

Чаредсмирно;

Кенэпоклон;

Шиовольно;


До джанг - зал для занятий тхэквондо;

Туль - технический комплекс;

Ти пояс;

Кёкпха - разбивание предметов;

Хосинсуль  самооборона.

Термины, называющие технические элементы тхэквондо

Группа терминов

Термины

Ударные поверхности

джумок (кулак), сонкаль (ребро ладони со стороны мизинца), ап джумок (передняя часть кулака), юп джумок (боковая часть кулака), дунг джумок (тыльная часть кулака), сонкут (кончики пальцев), пальмок (предплечье), ап бакат пальмок (внутренняя внешняя часть предплечья), ап кумчи (подушечки пальцев ног), муроп (колено), бакаль (наружный край стопы), балькаль дунг ( подъем стопы)

Стойки

нарани соги – параллельная стойка

чарийот соги - стойка смирно

анун соги – стойка всадника

гунун соги – стойка ходьбы

нйунджа соги - L-образная стойка

губурйо соги – стойка на согнутой ноге

моа соги – стойка ноги вместе

джумби соги – стойка готовности

гонджонг соги – глубокая L-образная стойка

кйоча соги – стойка ноги скрестно

двитбаль соги – стояка на сзади стоящей ногк

начйо соги –длинная стойка ходьбы

суджик соги – Т-образная стойка

вебаль соги – стойка на одной ноге

Блоки

•  Наджунде макги – защита низа туловища
•  Каунде макги – защита середины туловища
•  Нопунде макги – защита верха туловища
•  Дэби макги –  рука защищает туловище
•  Чукйо макги – верхний блок
•  Сан макги – двойной блок
•  Хечйо макги расклинивающий блок
•  Ан пальмок макги — блок внутренней стороной руки в кулаке со стороны   большого пальца (пальмок — по-корейски  "шейка предплечья", лучезапястный сустав) "ануро" — с корейского "внутрь"
•  Бакат пальмок макги —  блок наружной стороной руки в кулаке
•  Бакат пальмок чукйо макги — блок, уводящий вверх
•  Сан бакат пальмок макги — двойной блок  против  прямого удара или удара сбоку в верхний уровень; ( сан —  " гора "; руки в блоке как бы изображают гору)
•  Бакат пальмок хэчйо макги — блок двумя руками ( в исходном положении ладонями к себе ) например, против ударов, по ушам или вискам; ("хечйо" —  " разводя по сторонам ")
•  Ан пальмок дольйо макги — круговой блок внутренней стороной руки
•  Сонкаль  макги — рубящий блок ребром ладони ("сонкаль" — " рука - меч" )
•  Пальмок дэби макги —  сдвоенный блок руками в кулаке: передней рукой против прямого удара, задней-против удара в корпус
•  Сонкаль дэби макги — сдвоенный блок ребрами ладоней(похож на предыдущий)
•  Муроп ануро макги — блок коленом движением вовнутрь
•  Муроп баккат макки — блок коленом движением наружу.

Удары кулаком

чирыги, кымган чирыги, нэрё чирыги, тигыт ча чирыги, тангё чирыги, толлё чирыги, твичирыги, сэво чирыги, ёп чирыги, чочхё чирыги, чэттари чирыги, чхи чирыги, пхёчжок чирыги

Удары ногами

•  Тимйо ап чаги — прямой удар ногой в прыжке в туловище или в голову
•  Ап чаги — удар передней подушечкой или пяткой стопы в уровень живота, также при хорошей растяжке наносится в голову
•  Юп чаги — боковой удар
•  Доллйо чаги — круговой удар передней/задней ногой наносится подъёмом стопы (в спарринге) или передней подушечкой стопы, пальцы при этом оттянуты вверх(в базовой технике и в кекпа)
•  Тимйо момдоллйо чаги — наносится носком (подъёмом) впередистоящей (например левой) ноги после поворота на ней на 360 град. по часовой стрелке и замаха правой ногой, в прыжке в туловище или же в голову. Если спереди находится правая нога, то удар ею наносится после разворота тела против хода часовой стрелки. Наибольшая скорость поворота тела достигается резким поворотом головы после начала разворота тела, который инициируется низким движением назад задней руки
•  Нэрйо чаги — удар  сзадистоящей ногой сверху вниз
•  Бандэ доллйочаги — удар с разворотом через спину, в голову пяткой, носок смотрит в сторону, противоположную направлению удара
•  Нэрйо(бакуро) чаги — производится замах ноги на уровень выше головы и производится резкий удар сверху вниз в корпус или голову пяткой, носок смотрит вверх (в базовой технике) или вытянут (для удлинения ударной поверхности в спарринге)
•  Ануро нэрйо чаги — наносится движением выпрямленной ноги снаружи вверх-вовнутрь
•  Кесоге юп чаги — зашаг задней ноги за переднюю сзади, затем передняя нога наносит удар всей плоскостью стопы в туловище или голову, мысок смотрит параллельно полу
•  Тора ды чаги — удар с разворота, наносится пяткой в грудь или в голову ("тора" — разворот)
"Тимйо" означает, что удар производится в прыжке
•  Твиодоллйо чаги — вынос задней ноги и затем резкий удар и перескок на другую ногу, всё делается в прыжке, сам удар получается в воздухе
•  Твионэрйо чаги — вынос задней ноги как можно выше и  удар ею в голову

Термины, называющие прочие технические элементы тхэквондо

Номгиги — броски

Титки — спеп

Твиги — прыжковая техника

Мильги — толчки

Ппэги — освобождение от захватов

Чапки — захваты

Пхихаги — уклоны

Термины, относящиеся к «массоги»

Чхон-сун (хон-сун) — победа спортсмена в синем (красном)

Чуй — замечание

Гам Джум - предупреждение

Камчжом — штрафной балл

Чунби — приготовиться (команда рефери)

Сичак — начать (команда рефери)

Щёт — вольно

Гоман — стоп (в конце раунда) (команда рефери)

Гэсок — продолжить (команда рефери)

Кёси — остановка времени для оказания помощи (команда рефери комиссару матча)

Даянг – площадка для соревнований

Баро – принять исходное положение

Силкук – дисквалификация

Торо – поворот

Кыман –закончить


Специфика деятельности специалиста по тхэквондо в различных сферах физической культуры и спорта



С ростом технической оснащенности человеку зачастую нет надобности овладевать ранее ценными двигательными умениями и навыками, а все увеличивающийся поток (зачастую избыточной и ненужной) информации отвлекает значительную часть энергии. В результате наблюдается снижение двигательной активности значительной части детей и молодежи. Если к этому прибавить увеличение числа детей, рождаемых с вегетативными отклонениями здоровья, то количество людей, способных заниматься физической культурой в ее спортивном варианте, постепенно снижается. Значительно увеличилось число людей, любящих смотреть соревнования, но не желающих в них участвовать.

Наличие телевизоров усугубило проблему. Если раньше на периферии люди с удовольствием смотрели соревнования на первенство района и города, то в настоящее время этот масштаб уже никого не устраивает. Все хотят смотреть выступления спортсменов высокого класса

Высокий уровень притязаний и относительно низкий уровень функциональных возможностей у значительной части людей приводит к положению, когда можно реализовывать свой инстинкт самовыражения (и даже самоутверждения) путем сверхактивного «боления» на соревнованиях. Пока в сознании большей части людей спорт представляется только как соревнования, эту тенденцию активно проповедуют и средства массовой информации. Большой вред физической культуре народа нанесла спортивная псевдонаука, в которой внимание тренеров концентрировалось на отборе перспективных кандидатов в сборные команды и принижалась роль массовой физической культуры и спорта.

Поскольку тхэквондо является частью системы физического воспитания, его нельзя ограничивать только чисто спортивными проблемами завоевания одним человеком (в каждой весовой категории) чемпионского титула. Тхэквондо должно стать эффективной системой физического развития для больших масс людей и продления их физической дееспособности.

Действительно, далеко не все могут удовлетворить свои социально-биологические амбиции и стать чемпионами. Чемпионом может стать только один в каждой из определенного числа весовых категорий. Имеет место большее разочарование проигрышем не среди аутсайдеров, а среди призеров, которые были так близки к званию чемпиона. Многие бросают заниматься спортом только лишь по причине проигрышей на соревнованиях. Выходит, что тхэквондо или любым другим видом спорта должен заниматься только тот, кого природа одарила функциональными задатками. Остальным в нем делать нечего? Но ведь спорт является наиболее действенной частью физической культуры потому, что в этой системе есть возможность объективно зарегистрировать достижения по сравнению с прошлыми результатами, то есть проверить эффективность используемой системы занятий.

Как же сделать так, чтобы занятое место не влияло на желание продолжать занятия избранным видом спорта? Если основной посылкой к занятиям физической культурой принять личную прибавку в качестве функциональных возможностей или их сохранение после окончания биологического роста, то занятое место не является самым главным. В тхэквондо вполне успешно может использоваться такая посылка.

Успешно заниматься, имея идеальные задатки, может и дурак. Гораздо труднее продолжать заниматься без задатков или при невозможности полностью отдавать себя спорту. Что бы мы в дальнейшем ни говорили о функциональной подготовке тхэквондиста, необходимо делать сноску на функциональные механизмы лиц, не вполне готовых к тхэквондо в данный период.

Тхэквондо – интересный вид физической деятельности, и поэтому, если не гнаться за высшими достижениями (уделом немногих), а использовать его в целях собственного функционального развития и поддержания формы, им может заниматься практически каждый. Все зависит от поставленных задач и методов организации занятий.

Если начать правильно заниматься тхэквондо в период 2-го детства без превалирования перспективы на участие в соревнованиях и на обязательное занятие призовых мест, то к периоду полного созревания можно будет добиться и оптимального физического развития, и оптимального для субъекта владения сенсомоторикой и прикладными для жизни навыками самообороны.

Естественно, что в этот период должны быть и соревнования, но это не самоцель. Главное в массовом тхэквондо – регулярные занятия, стремление к разностороннему физическому и духовному совершенствованию, к овладению всем богатством техники и тактики тхэквондо как любимого вида деятельности. Причем главное – не побить кого-нибудь, а искусно обыграть противника, не дать ударить себя.

Таким образом, массовое тхэквондо является основной формой тхэквондо.

Все остальные формы тхэквондо являются производными, базирующимися на технико-тактической, физической и психологической подготовке в соответствии с программой многолетней подготовки тхэквондиста.




ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература:

1. Чой Хонг Хи, Энциклопедия Тхэквондо, Учеб.пособие, 2001 г.

2. Сафонкин С.Н. – Секреты мастера тхэквондо. Обучение технике взаимодействия ударов ногой и рукой. Учеб. Пособие. – 2014 г.

3. Калашников Ю.Б., Малков О.Б. Тхэквондо ИТФ, программа спортивной подготовки для ДЮСШ. Программа спортивной подготовки. – 2009 г.

4.Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключников. Теория и методика тхэквондо. Лит.ру.


Ресурсы информационно-коммуникативной сети «Интернет»:

1 Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам".

http://window.edu.ru /

2 Научная электронная библиотека. http://elibrary.ru /

3 Официальный сайт Российской государственной библиотеки. http://www.rsl.ru /

4 Спортивная электронная библиотека. http://libsport.ru /

5 Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru

6 Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту.

http://lib.sportedu.ru /


Опубликовано в группе «Виды спорта. Физическая культура. Здоровый образ жизни.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.