Статья на тему «Современное образование: теория, методика и практика»
Современное образование: теория, методика и практика
Из опыта работы преподавателя истории
ОБПОУ «Курский техникум связи»
В иерархии педагогических технологий, используемые мною подходы к обучению истории относятся к т.н. макротехнологиям или отраслевым технологиям.
Современный урок ставит задачу: «как научить каждого?». Для выполнения этой задачи применяется самый разнообразный инструментарий, педагогические технологии на основе интенсификации деятельности обучающихся:
* технология коллективного поиска: преподаватель формулирует вопросы, симулирующие самостоятельную мыслительную деятельность обучающихся, создает атмосферу заинтересованности каждого в успехе группы, или обучающиеся, обладающие повышенной мотивацией к обучению, выступая в роли преподавателя, создают ситуации коллективного поиска;
* интерактивные технологии: в интерактивном режиме информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратную связь. На своих уроках довольно часто я использую информационные источники сложной структуры: обучающие интерактивные карты вместо традиционных карт; большие тематические подборки фотографий и рисунков, сведенные в специальные фотоальбомы; проверочные задания, которые выполняются с помощью интерактивного инструментария, например, цветовая заливка обозначений на карте колоний Российской империи, тестовые задания проверяются в автоматическом режиме, после завершения теста на экран ПК выводится количество правильных ответов и оценка. Т.о. создается своего рода виртуальная лаборатория, предназначенная для развития логического мышления обучающихся, стимулирования их к изучению истории и географии, формирования и них основ политической культуры методом выполнения творческих заданий. Иногда эти продукты создают сами обучающиеся – студенты – программисты, т.о. реализуется междисциплинарный подход в образовании и проверяются профессиональные компетенции по специальным дисциплинам.
* технология дискуссия : Перед преподавателем истории вот уже целое десятилетие стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке событий прошлого, прогнозирование событий и явлений, оценки исторических личностей и хода событий. Само собой разумеется, что обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения обучающимися опыта ведения диалога и дискуссий. Я применяю несколько вариаций дискуссии:
Дискуссия – соревнование: формирование команд, жюри, выработка критериев оценки деятельности, глубина решений проблемы, доказательность, четкость, коллективное обсуждение вариантов решения;
Дискуссия – обсуждение в полголоса или метод модерации: проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, проведение общей дискуссии с выступлением представителей от каждой микрогруппы;
Прогрессивная дискуссия: ее цель – групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соответствующих умениях и навыках.
* технология развивающего обучения: игра и обучение одновременно, обучающийся не только лицо, но и источник деятельности;
деловая игра: моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Важно, что в процессе деловой игры у обучающихся возникает потребность в получении и расширении своих знаний, которые становятся действенными, а сам процесс обучения активным и творческим, одновременно значимым и привлекательным. В учебном процессе используются различные виды деловых игр: игры – ситуации, игры – сюжеты, игры – процессы, игры – обобщения;
* проблемное обучение: трудности при решении какой – либо задачи являются одним из стимулов для развития креативного мышления. Возникновение проблемной ситуации заставляет обучающихся активизировать исследовательскую деятельность, привлекая документальный материал и пытаясь посмотреть на ситуацию сверху, используя нестандартные подходы. Например, изучая тему «Россия в первой мировой войне», ставлю перед обучающимися следующие проблемы: считаете ли вы, что мир в начале века был обречен на крупномасштабные военные противоречия? возможно ли было предотвратить первую мировую войну, если да, то почему политики ею не воспользовались? Проблема ставится перед группой, но обучающиеся работают парами . Проиллюстрировать проблемные ситуации помогает материал из предыдущих тем по истории нашей страны, они тесно связаны с рассмотрением альтернативных ситуаций и составлением планов на перспективу, предполагают поиск путей выхода из проблемной ситуации. Обучающиеся здесь применяют метод моделирования, который позволяет показать выход из ситуации и является вершиной креативного мышления. Отрабатывается навык делового сотрудничества, умение работать командой и отвечать по итогам совместной работы, защищать свою точку зрения.
* рефлексивное обучение: одним из принципов современного развивающего обучения является принцип сознательности, а обязательным условием создания развивающей среды на уроке я считаю этап рефлексии. Рефлексия должна быть направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым, ее цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Используя рефлексию содержания учебного материала для выявления уровня сознания содержания пройденного, применяю прием незаконченного тезиса, предложения, прием оценки приращения знаний и достижения целей ( используем высказывания « Я не знал……. – Теперь я знаю…..»), прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Для подведения итогов я пользуюсь приемом « плюс – минус – интересно», этот прием позволяет мне взглянуть на урок глазами обучающихся, проанализировать с точки зрения ценности для каждого. Рефлексивно – оценочная деятельность при организации коллективной учебной деятельности в группе предполагает включение каждого обучающегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки, для этого я пользуюсь оценочными ведомостями \ картами, когда обучающиеся выставляют себе оценку за работу на отдельных этапах урока или за конкретное задание, отмечая свои ответы «+» или «- « в зависимости от результата. Моя цель в данном случае – научить адекватно оценивать себя и других.
Мною используются, преимущественно, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, с применением игровых технологий, проблемного обучения, технологии обучения на основе опорных план – конспектов. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваясь информацией, сотрудничая, моделируя ситуации.
Обучение строится на трёх уровнях: базовый стандарт, овладение общими и специфическими приёмами учебной деятельности и применение их, и уровень осознанного, творческого применения знаний. Обязательность базового уровня для всех обучающихся означает, что сумма планируемых результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству обучающихся, это, так называемый, принцип минимакса. Девизом такого обучения я могу выдвинуть такую фразу: «учитель даёт тебе всё, возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
Сочетания общегрупповой, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях обучающихся. Для этого используется следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамичные пары), семинарско-зачетная система, внеурочные дополнительные занятия по индивидуальному плану, индивидуализированное консультирование и помощь, взаимопомощь на уроке, игры.
При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Так обеспечивается для всех базовый минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого обучающегося). В качестве способа оценки я выбираю «оценку методом сложения», в основе которой минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение его обязательно для каждого обучающегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учёта того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачётов.
Дистанционное обучение внесло определённые коррективы в образовательный процесс, и некоторые моменты традиционного обучения уходят на второй план или же отмирают совсем. Но наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве со стороны преподавателя. При этом в центре всего этого выдвигается личность ребёнка, необходимость обеспечить комфортные, бесконфликтные условия её развития.
1