Лекция на тему «Физическая подготовка в тхэквондо. Совершенствование общих и специальных физических качеств»
Лекция на тему: «Физическая подготовка в тхэквондо. Совершенствование общих и специальных физических качеств»
(6 часов)
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Физические качества спортсменов в тхэквондо.
Гибкость в тхэквондо, основные положения, методики ее развития.
Скоростные способности в тхэквондо и методики их совершенствования.
Выносливость в тхэквондо и методика ее развития.
Структура силовых способностей в тхэквондо и методика их совершенствования.
Физические качества спортсменов в тхэквондо
Процесс подготовки тхэквондистов представляет собой многофакторную систему использования разнообразных средств, методов, организационных форм и материально-технических условий, направленных на развитие спортсмена с целью обеспечения его готовности к спортивным достижениям. Процесс подготовки тхэквондистов включает в себя обучение, тренировку, соревнования и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований. Целью тренировки спортсменов является максимально возможный результат в соревнованиях. Для достижения этой цели используются физические упражнения как основное средство совершенствования различных физических качеств, способностей и других сторон подготовленности, определяются методы обучения и тренировки, планируются интенсивность и напряженность физических нагрузок и уровень спортивной подготовки. Основными разделами подготовки тхэквондистов являются физическая, техническая, психологическая, тактическая и теоретическая. Содержание данных разделов подготовки зависит от контингента занимающихся, их возраста, стажа занятий, уровня подготовленности и периода спортивной тренировки. Тхэквондисту необходимо быть хорошо физически подготовленным и обладать высоким уровнем развития таких физических качеств, как быстрота, сила, гибкость и ловкость. Кроме того, для возможности переносить большие тренировочные нагрузки, направленные на формирование правильной техники движений и успешного выступления в соревнованиях, необходимо обладать высоким уровнем специальной выносливости. Физическая подготовка тхэквондиста направлена в основном на воспитание его физических качеств, способствующих повышению техники выполняемых движений. Необходимость проведения отдельных занятий по физической подготовке продиктована спецификой деятельности тхэквондистов. Основная тренировка предусматривает многократное выполнение технических элементов с целью совершенствования техники ударов. Во время такой тренировки спортсмен в основном использует имеющийся у него запас физических качеств, а прироста их в данных условиях не происходит, т.к. усилия, развиваемые во время упражнения, хотя и весьма интенсивны, но непродолжительны. Поэтому тхэквондисты проводят отдельные занятия по общей и специальной физической подготовке, объем которых порой достигает более 50% общего тренировочного времени. Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на всестороннее физическое развитие всех систем и функций организма спортсменов и является основой для тренировки специальных физических качеств и навыков. Средствами общей физической подготовки тхэквондистов являются: строевые и общеразвивающие гимнастические упражнения, подвижные и спортивные игры, ходьба, бег, прыжки, плавание, метания, упражнения с отягощениями (гирями, гантелями, штангой) и другие упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, гибкости и выносливости. Общая физическая подготовка занимает важное место в системе многолетней подготовки тхэквондистов, являясь основой двигательной активности тхэквондистов. Особо важное значение ОФП имеет на этапе начальной подготовки юных тхэквондистов, когда закладываются основы для многолетней спортивной тренировки. Специальная физическая подготовка направлена на воспитание тех физических качеств, которые обеспечивают успешное освоение и выполнение как простых, так и сложных упражнений на высоком качественном уровне. Специальными физическими качествами для тхэквондистов являются силовые и скоростно-силовые качества мышц ног, обеспечивающие хорошую прыгучесть, мышц туловища и рук, статическая и динамическая сила мышц рук и ног. Поскольку при выполнении прыжков спортсменам приходится преодолевать в основном свой собственный вес, то из всех показателей силы для тхэквондистов наиболее важны показатели абсолютной силы мышц ног и относительные показатели силы мышц туловища и рук. Гибкость тхэквондиста рассматривается, как способность выполнять удары и прыжки с большой амплитудой движений и определяется эластичностью мышц и связок. Наиболее важна хорошая подвижность в тазобедренных, голеностопных и плечевых суставах, которая способствует правильному выполнению технических действий. Выносливость тхэквондиста рассматривается как способность к длительному выполнению сложнокоординационных движений без снижения эффективности. Ловкость и координация тхэквондиста носят ярко выраженный специфический характер. Известно, что проявление ловкости, например, в спортивных играх не гарантирует успеха в гимнастике или тхэквондо. Для тхэквондистов специфическим проявлением ловкости является способность сохранять устойчивое равновесие, тонко дифференцировать пространственные и временные параметры движений. К средствам специальной физической подготовки относятся физические упражнения, направленные на воспитание специальных физических качеств тхэквондиста.
Условно их подразделяют на:
- упражнения на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении технических действий;
- упражнения, сходные по структуре движений с техникой тхэквондо, но выполняемые в измененных условиях, которые способствуют развитию того или иного качества.
При проведения силовой подготовки следует помнить, что для тхэквондо наиболее важно ее проявление в сочетании с быстротой и не требует излишнего увеличения мышечной массы, что может отрицательно сказываться на скоростных качествах спортсмена. Поэтому в процессе силовой подготовки упражнения, направленные на развитие силы мышечных групп, чередуются с упражнениями, направленными на воспитание быстроты, а весь процесс получил название скоростно-силовой подготовки. Известно, что проявление быстроты ограничено соответствующими координационными механизмами, поэтому методика воспитания быстроты предусматривает выполнение на предельных скоростях упражнений, координационно схожих с соревновательными, при этом упражнения должны быть хорошо освоены, чтобы все внимание при их исполнении было направлено на скорость. Если отсутствие силы не дает возможности выполнить движение с максимальной скоростью, то нужно, изменив положение, облегчить выполнение движений в данной координации, что будет способствовать приросту скоростных возможностей спортсмена. При выполнении упражнений, не соответствующих силовым возможностям спортсмена, на время может возникнуть «барьер скорости», который весьма трудно преодолеть. Поэтому параллельно с воспитанием быстроты необходимо работать над развитием силы данной мышечной группы. Для увеличения силы мышц туловища, рук и ног используются физические упражнения динамического и статического характера без отягощения и с отягощением.
Для развития силы применяются такие упражнения: - с преодолением собственного веса до отказа; - статические удержания ног с небольшими интервалами отдыха. Проведение силовых упражнений должно чередоваться с выполнением упражнений на растягивание и быстроту. Воспитанию скоростно-силовых качеств способствует применение упражнений, выполняемых с отягощениями в течение небольших временных отрезков (15-20 с), после чего выполняются упражнения без отягощения. Такое сочетание упражнений дает большие приросты скоростных возможностей. Особое место в скоростно-силовой подготовке тхэквондистов занимает развитие прыгучести, для чего применяются прыжки с отягощениями, «многоскоки», прыжки вверх и «в глубину » с отскоком. Следует помнить, что проводить скоростно-силовую подготовку следует со спортсменами, способными мобилизоваться для выполнения скоростных упражнений на предельном или околопредельном уровнях, и проводиться они должны непродолжительно (от 5 до 15 с) с интервалами отдыха почти до полного восстановления. Упражнения должны выполняться до проявления первых признаков утомления (снижения скорости). Гибкость спортсмена определяется в основном эластичностью мышц и связок, которые, в свою очередь, зависят от ряда факторов: - температуры окружающей среды (чем выше температура, тем выше эластичность мышц); - суточной периодики (в утренние часы гибкость несколько ниже, чем вечером); - состояния центральной нервной системы (в возбужденном состоянии эластичность мышц увеличивается, что проявляется во время соревнований); -строения суставов. Развивать гибкость легче в детском возрасте, однако наибольшей подвижности в суставах спортсмены достигают к 10-16 годам, в более старшем возрасте показатели подвижности суставов снижаются. Между 16 показателями гибкости и силы существует отрицательная взаимосвязь. Чрезмерное увлечение развитием гибкости влияет на силовые и скоростносиловые возможности спортсменов, поэтому следует разумно сочетать упражнения на гибкость с силовыми упражнениями и развивать ее до необходимого уровня, обеспечивающего свободное выполнение движений. Упражнения, направленные на развитие гибкости, включаются в разминку каждого тренировочного занятия и могут составлять программы специальных занятий, однако, учитывая специфику деятельности тхэквондистов, развитие гибкости рациональнее сочетать с силовой и скоростно-силовой подготовкой, что позволит поддерживать необходимый для тхэквондистов тонус мышц и скоростные качества, совершенствуя при этом пластику и подвижность в суставах. Выносливость рассматривается теорией и методикой физической культуры как способность противостоять утомлению, развивающемуся в процессе многократного повторения упражнений во время тренировок и соревнований. В процессе многократного выполнения упражнений помимо физического развивается сенсорное и эмоциональное утомление. Воспитание выносливости тхэквондиста рассматривается как повышение, во-первых, общей выносливости, предусматривающей повышение функциональных возможностей мышц и сердца; во-вторых, специальной выносливости, т.е. способности к многократному выполнению упражнений без снижения качества. Средством воспитания общей выносливости служат упражнения общей физической подготовки в основном циклического характера (бег, ходьба, плавание, спортивные игры). Средствами воспитания специальной выносливости являются упражнения со снарядами, упражнения, выполняемые до отказа, с партнѐром в парах, условные и вольные поединки. При воспитании выносливости необходимо следить, чтобы занятия не привели к стойкому нервному переутомлению, которое выражается в 17 ухудшении и потере сна, эмоциональным спадам и т. д. Для этого необходимо при первых признаках чрезмерного утомления и нарушениях сна снизить специальную нагрузку и применить восстановительные средства. В процессе физической подготовки детей необходимо помнить о сенситивных периодах развития отдельных физических качеств. Наиболее интенсивное развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков - до 17-ти лет. Относительная сила мальчиков наиболее интенсивно развивается до 13-14-ти лет, затем темпы прироста несколько снижаются, а после, по достижении биологической зрелости, при направленной тренировке снова наблюдается заметный прирост. Гибкость наиболее легко развивается в детском возрасте, когда мышцы и связки наиболее эластичны, с увеличением мышечной массы показатели подвижности в суставах ухудшаются. Координация движений хорошо развита у детей младшего школьного возраста, что позволяет им осваивать сложные движения. В пубертатный период часто наблюдается ухудшение координации движений и снижение спортивных результатов, что носит временный характер и связано с особенностями биологического созревания организма спортсменов.
2.Гибкость в тхэквондо, основные положения, методики ее развития.
Способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой обычно определяют термином «гибкость». Как двигательно-координационное качество, гибкость можно определить также и как способность человека изменять форму тела и его отдельных звеньев в зависимости от двигательной задачи.
Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата позволяет сравнительно легко выполнять различные движения, что является свидетельством определенного уровня физической подготовленности. В зависимости от степени развития гибкости человек может принять нужное положение тела в пространстве, удерживать это положение определенное количество времени, выполнять движения с необходимой амплитудой. Снижение способности свободно и естественно принимать любую необходимую позу, растяжимости мышечных и соединительных тканей – один из признаков наметившейся тенденции к ухудшению интегрального физического состояния организма человека.
Факторы, влияющие на развитие гибкости
К основным факторам, влияющим на развитие гибкости относятся морфофункциональные особенности работающих мышц; изменение ритма двигательного действия; психоэмоциональное состояние; температура мышц; температура окружающей среды; время суток, вид предыдущей мышечной деятельности.
Морфофункциональные особенности работающих мышц
Уровень изменения морфологических, биохимических и функциональных особенностей работающих мышц – важный фактор повышенной гибкости. В процессе активной мышечной деятельности увеличивается содержание сократительных белков, повышается количество миоглобина, возрастают кислородная емкость мышц и интенсивность окислительных процессов. Под воздействием физической нагрузки происходят морфологические и биохимические изменения в работающих мышцах, выявляются функциональные сдвиги, повышающие возбудимость и лабильность мышц. Все эти изменения способствуют увеличению растяжимости мышц и приросту гибкости.
Изменение ритма двигательных действий
Ритм движений имеет большое значение для достижения определенной рационализации двигательной активности человека. Ритмичные движения поддерживают стабильный уровень возбудимости мышц, что является благоприятным фактором для повышения их эластичности. При аритмичных движениях возбудимость мышц снижается, что приводит к уменьшению их эластичных свойств. Например, выполняя махи ногой вначале с малой амплитудой и постепенно увеличивая ее до максимальной, занимающийся добивается большого прироста активной гибкости.
Психоэмоциональное состояние
Положительные эмоции активизируют деятельность вегетативных органов, повышают газообмен, увеличивают частоту сердечных сокращений. Все это позитивно сказывается на состоянии возбудимости мышц, их эластичности и упругости. Упражнения для развития гибкости необходимо выполнять в атмосфере положительных эмоций, что стимулирует гормональную деятельность, обеспечивает улучшение регуляторных процессов.
Температура мышц
Состояние температуры мышц также существенно влияет на увеличение показателей гибкости. Зависимость эластичных свойств мышц от температуры определяется интенсивностью обмена веществ, скоростью окислительных процессов. В хорошо разогретых мышцах сильнее циркулирует кровь, поэтому предварительная разминка, направленная на подготовку мышц к основной физической нагрузке, – необходимое условие эффективности занятий на развитие гибкости.
Температура окружающей среды
Перепады температуры существенно влияют на состояние активной мышечной деятельности человека. В условиях низкой температуры мышца быстро охлаждается, теряя свою эластичность. При этом резко падает ее возбудимость, что является наиболее распространенной причиной травматизма. В условиях холодного воздуха или помещения требуются значительно большие усилия для разогревания организма и поддержания оптимального режима работы мышц. Повышенная температура вызывает усиленное потоотделение, потерю большого количества жидкости. В результате мышечная ткань становится более вязкой, снижаются ее сократительные свойства.
Время суток
Физическое состояние человека неодинаково ранним утром, днем и поздним вечером. У многих людей в утренние часы общая работоспособность снижена, требуется время для врабатывания после ночного отдыха. При занятиях физическими упражнениями необходима более длительная и интенсивная разминка. В течение дня системы организма достигают «рабочего состояния», органы функционируют в полном объеме, мышцы находятся в оптимальном напряжении. Все это создает наиболее благоприятные условия для вечерних тренировок, когда появляются наилучшие предпосылки для увеличения прироста гибкости.
Характер предыдущей деятельности
Если характер предыдущей деятельности способствует достаточному разогреванию мыщц, не вызывая при этом утомления, то двигательная деятельность организована рационально. В процессе спортивной тренировки особые требования должны предъявляться к эффективному подбору и использованию специальных упражнений. Так, предварительное выполнение силовой нагрузки положительно сказывается на приросте гибкости. Поэтому в конце тренировочного занятия целесообразно выполнять упражнения для развития гибкости.
Критерии оценки гибкости
Для определения эффективности учебно-тренировочного процесса необходимо использовать критерии оценки гибкости с учетом ее разновидностей и проявлений. Каждому проявлению гибкости должны соответствовать определенные критерии оценки. Объективная информация дает возможность занимающимся самим определить необходимость дополнительных усилий, направленных на прирост гибкости. Критерии оценки гибкости могут подбираться самые различные, но важно, чтобы они соответствовали таким принципам как простота, доступность и наглядность.
Возрастные особенности развития гибкости
Специфика развития гибкости в значительной мере определяется возрастными особенностями формирования организма. Эластичность мышц и суставно-связочного аппарата находится в прямой зависимости от структурных особенностей костно-мышечной системы, содержания плотных веществ, воды, а также от вязкости мышц и ряда других факторов. В детском возрасте опорно-двигательный аппарат характеризуется большим содержанием хрящевых тканей, что в совокупности с вышеперечисленными факторами определяет более высокую степень гибкости. В дальнейшем, по мере постепенного окостенения хрящевой ткани, а также морфологических изменений в мышцах и связках, эластичность снижается. У подростков к 13–15 годам завершается окостенение суставов, уменьшается количество воды в мышцах, повышается их вязкость, связки окостеневают, что приводит к замедлению темпа прироста активной и пассивной гибкости. В юношеском возрасте, в 15–17 лет, растяжимость мышечно-связочного аппарата снижается еще больше. Это связано с остановкой темпов роста тела в длину, увеличением поперечника мышц, интенсивным приростом силовых показателей, что в совокупности существенно тормозит проявление гибкости. Таким образом, возвратные закономерности развития организма предопределяют снижение эластичности и упругости опорно-двигательного аппарата. Тем не менее, развитие гибкости – это управляемый процесс. С помощью системы специальных физических упражнений, методов и методических приемов можно управлять процессом развития и совершенствования гибкости. Даже в старшем возрасте при регулярных занятиях можно сохранить достаточно большой запас гибкости, который был в юные годы. Для этого нужно учитывать основные факторы формирования гибкости, использовать эффективные критерии оценки, позволяющие оценить качество тренировочных занятий, направленных на прирост показателей гибкости.
Составление тренировочных программ для развития гибкости
В практике боевых искусств оптимальная физическая подготовленность рассматривается как функциональное состояние всего организма, лишь условно разделяемое на основные формы двигательных способностей. Целенаправленное развитие и совершенствование различных двигательно-координационных качеств происходит в процессе интегрального тренинга, комплексно воздействующего на организм бойца. Поэтому от правильного подбора тренировочных программ для развития гибкости зависит не только совершенствование этого качества, но и эффективность всего тренировочного процесса.
Упражнения для развития гибкости применяются во всех частях тренировочного занятия. В подготовительной части их применяют в ходе разминки, в основной части их выполняют в сочетании с другими упражнениями, в заключительной части упражнения для развития гибкости сочетаются с упражнениями на расслабление. Для разминки отдельных мышечных групп и суставов используют метод статического растягивания, постепенно повышая амплитуду движений и сложность самих упражнений. В заключительной части занятия также применяется метод статического растягивания. Под влиянием утомления показатели пассивной гибкости улучшаются, что позволяет, выполняя пассивные упражнения, улучшать достигнутые ранее показатели гибкости. Пассивные упражнения помогают увеличить запас гибкости, который определяется как разница между показателями активной и пассивной гибкости. Чем выше показатели пассивной гибкости, тем больше возможностей для увеличения показателей активной гибкости. В основной части занятия обычно используют метод многократного растягивания мышц, который основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнений с постепенным увеличением амплитуды движений. Упражнения начинают выполнять с относительно небольшой амплитудой движений, постепенно увеличивая ее до максимальной. В практике боевых искусств в общей совокупности выполняемых упражнений для развития гибкости преобладают активные упражнения, поскольку в боевых искусствах гибкость проявляется, главным образом, в активных ее формах – ударах и бросках.
При составлении тренировочных программ для развития гибкости и включении их в тренировочный процесс нужно руководствоваться принципом соответствия тренировочной программы или отдельного комплекса достижению планируемого результата. Составляя собственную тренировочную программу, выберите упражнения на те группы мышц, которые соответствуют вашим задачам. Выполняя упражнения в ходе тренировки, вы почувствуете, каким упражнениям нужно уделять больше внимания, какие вам по каким-либо причинам не подходят, какие необходимо добавить. Таким образом вы сможете корректировать свои тренировочные программы, исходя из личного опыта, накапливаемого в процессе занятий. При составлении программ для развития специальной гибкости учитывайте специфику того вида боевых искусств, который вы практикуете. По мере роста показателей гибкости необходимо вносить изменения в тренировочные программы. Упражнения, которые перестали оказывать необходимый эффект из-за адаптационных способностей организма, нужно исключать и вводить вместо них более сложные. Если упражнение является базовым для вашего вида боевого искусства, и его исключить нельзя, то используйте различные варианты этого упражнения со сходным воздействием на мышечные группы.
Методические указания по развитию гибкости
Общая гибкость является основой для развития специальной гибкости. Если вы хотите улучшить гибкость ног для выполнения амплитудных ударов ногами и выполняете упражнения только для нижней части тела, то отсутствие гибкости в области спины будет серьезным препятствием для эффективного выполнения амплитудных движений. Только на фоне гармоничного развития гибкости и подвижности основных суставов тела можно специализированно совершенствовать подвижность именно тех суставов, движения в которых строго соответствуют решаемой двигательной задаче. Для достижения максимальной амплитуды движений в специальных упражнениях целесообразно использовать какую-либо предметную цель. Например, при наклоне вперед коснуться пола пальцами рук, затем ладонями и т.д.
Развитие гибкости требует большого числа повторений каждого упражнения. Для того чтобы избежать однообразности и монотонности многократного повторения, а также предотвратить адаптационные последствия, которые могут наступить после длительного выполнения одних и тех же упражнений, следует подбирать упражнения, несколько разнящиеся по форме, но одинаковые по воздействию на мышцы. Таким образом, общая сумма повторений упражнений, воздействующих на одну группу мышц, будет оптимальна, а нагрузка на психику резко снизится.
Прежде чем выполнять упражнения с большой амплитудой, необходимо усилить кровообращение в тех мышцах, которые будут подвергаться растягиванию, для того, чтобы мышцы приобрели рабочее состояние. Недостаточное разогревание мышц является основной причиной возникновения мышечных травм при выполнении упражнений с большой амплитудой.
При выполнении упражнений, развивающих гибкость, необходимо добиваться предельной в данном занятии амплитуды движений. По мере роста тренированности предельная амплитуда движений в каждом конкретном упражнении будет постепенно повышаться. Но упражнения эффективны лишь в том случае, когда максимальная амплитуда достигается без болевых ощущений. Если болевые ощущения появились, то следует прекратить выполнение упражнения. Необходимо быть внимательным, чтобы вовремя почувствовать боль. При этом необходимо учитывать, что боль может быть двух видов – приятной и неприятной, режущей. Упражнения с амплитудой ниже предельной также развивают гибкость, но менее эффективно.
Если на следующий после занятия день появляется боль в мышцах, которые подвергались растягиванию, то это свидетельствует о повышенной нагрузке, которую нужно снизить.
Общее число повторений упражнения в каждой группе на растягивание определенной мышечной зоны должно постепенно возрастать: от примерно 10 упражнений в первом занятии до 100–120 через три месяца ежедневных тренировок. Число повторений одного упражнения зависит как от массы мышечных групп, которые подвергаются воздействию, так и от формы сочленений. Например, максимальное количество повторений в одном занятии при сгибании позвоночника – 90–100, тазобедренного сустава – 60–70, плечевого – 50–60, других суставов – 20–30. Для получения максимального эффекта от занятий целесообразно ежедневное выполнение упражнений в течение одного часа в период развития гибкости и 30 минут – в период поддержания гибкости. Если трении,ровка проводится два раза в день, дозировка упражнений на гибкость в каждом занятии может быть уменьшена, но в сумме она не должна уступать объему ежедневной одноразовой тренировки. Под воздействием регулярных тренировочных нагрузок уровень гибкости довольно быстро повышается, при этом с каждым занятием увеличивается и продолжительность сохранения высокого уровня гибкости в течение дня.
Быстрый рост показателей гибкости происходит примерно на протяжении первых трех месяцев занятий, затем увеличивать показатели гибкости становится значительно труднее. Если прекратить упражнения на гибкость, то она постепенно уменьшается и через 2–3 месяца доходит примерно до исходных величин. Перерыв в занятиях не желателен более чем на 1–2 недели.
Выделяют развивающий и поддерживающий режимы воздействия на уровень гибкости. При развивающем режиме воздействия на гибкость применяют интенсивное использование упражнений с увеличением нагрузки до таких величин, которые вызывают существенные изменения уровня гибкости. Поддерживающий режим воздействия на гибкость применяют тогда, когда уже достигнут требуемый уровень ее развития. При поддерживающем режиме объем нагрузок снижается до уровня, необходимого для поддержания исходного состояния показателей гибкости, но амплитуда движений в упражнениях сокращаться не должна. В силу специфики и характерных особенностей боевых искусств, в общей совокупности выполняемых упражнений для развития гибкости преобладают активные упражнения, так как в практике боевых искусств гибкость проявляется, главным образом, в активных ее формах. Для получения эффекта от выполнения упражнений необходимо умение расслабляться и правильно дышать. Дыхание должно быть ровным, глубоким и естественным. Любые задержки дыхания, вызванные отсутствием контроля над ним, приводят к скованности движений и затрудняют растягивание мышц, так как мышцы не получают достаточное количество кислорода. Умение расслабляться – это то качество, без которого невозможно добиться каких-либо серьезных результатов в любой двигательной деятельности.
Без определенного навыка практически невозможно управлять напряжением и расслаблением мышц даже в состоянии покоя, не говоря уже о динамическом режиме работы. Совершенствование способности к быстрому переходу мышц от напряженного состояния к расслабленному труднее, чем наоборот, от расслабленного к напряженному. Для того чтобы почувствовать расслабление, тепло и тяжесть в мышцах, необходимо предварительно напрягать их в течение 5–10 секунд. Напряжение мышц должно сочетаться с выдохом и задержкой дыхания, расслабление – с активным выдохом. Умение внушить себе состояние тепла, тяжести, спокойствия поможет добиться значительного расслабления мышц.
При совершенствовании навыков расслабления мышц особое внимание нужно уделять мышцам лица и мышцам области промежности. При сохранении остаточного напряжения в мышцах лица остаются напряженными мышцы шеи и мышцы плечевого пояса, что делает движения в верхней части туловища скованными. Напряжение мышц в области промежности влечет за собой напряжение мышц нижних конечностей и живота.
Перед выполнением упражнения на растягивание мышц необходима общая разминка. Эффект разминки сохраняется при пассивном режиме 10–15 минут, при активной двигательной деятельности 30–40 минут. Так как эффект от выполненных упражнений в одном подходе сохраняется в течение 8–10 минут, то желательно между подходами делать перерыв в 1–2 минуты. Такой отдых положительно сказывается на эластичности работающих мыщц и создает предпосылки для выполнения упражнений в следующем подходе с большей амплитудой.
При работе над гибкостью в практике боевых искусств необходимо соблюдать основные принципы занятий, к которым относятся:
– постепенность, подразумевающая поэтапное возрастание сложности упражнений и увеличения нагрузки;
– регулярность, подразумевающая ежедневное выполнение упражнений для развития гибкости;
– комплексный подход к развитию гибкости, подразумевающий равномерное развитие подвижности всех групп суставов и увеличение эластичности всех мышц и связок, задействованных в выполнении техники боевых искусств.
В практике боевых искусств упражнения для работы над гибкостью делятся на следующие группы:
1. Упражнения для развития гибкости мышц шеи.
2. Упражнения для развития гибкости рук и плечего пояса.
3. Упражнения для развития гибкости груди, живота и спины.
4. Упражнения для развития гибкости ног и области таза.
Методы развития гибкости
В силу своей специфики, обусловленной наличием большого количества широкоамплитудных, сложнокоординационных движений, занятия боевыми искусствами предъявляют повышенные требования к такому параметру подготовки, как гибкость.
Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В основу упражнений для развития гибкости положены разнообразные движения: сгибания-разгибания, наклоны, повороты, махи, вращательные и круговые движения. Так как главной причиной ограничения гибкости является напряженность мышц-антагонистов, то развитие способности сочетать сокращение мышц, производящих движение, с расслаблением растягиваемых мышц, является определяющим фактором выполнения любых упражнений для развития гибкости. Упражнения для развития гибкости разделяют на активные и пассивные. Активные упражнения характеризуются включением в работу мышц, проходящих через данный сустав, а пассивные – использованием
внешних сил.
Активные упражнения для развития гибкости
К активным упражнениям для развития гибкости относят пружинистые и маховые движения, статические напряжения, упражнения в преодолении сопротивления внешних сил.
Пружинистые движения
Пружинистые движения выполняют сериями из 3–5 ритмичных повторений подряд с постепенно увеличивающейся амплитудой. Они основаны на свойствах мышц не только растягиваться, но и сокращаться, возвращаясь в первоначальное положение. Пружинистое выполнение упражнений позволяет легче увеличивать амплитуду, достигать ее максимальной величины.
Статические напряжения
Эти упражнения основаны на зависимости величины растягивания от его продолжительности. При выполнении этих упражнений сначала необходимо расслабить участвующие в упражнении мышцы, а затем выполнить упражнение и удерживать конечное положение от 10–20 секунд до нескольких минут.
Пассивные упражнения
Эти упражнения выполняются под действием внешних сил, таких как давление массы тела, помощь партнера, использование специальных тренажерных устройств. В этих упражнениях мышца растягивается до определенной длины и находится в этом положении некоторое время. Уровень прилагаемой силы в этих упражнениях, как правило, определяется субъективно, но амплитуда должна постоянно находиться на околопредельном уровне возможностей выполняющего упражнение. Упражнения выполняются до наступления порога болевых ощущений.
3.Скоростные способности в тхэквондо и методики их совершенствования.
Разучивание и совершенствование любого двигательного действия осуществляется параллельно с развитием скоростных и силовых способностей. Скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальных для данных условий отрезок времени. Для эффективного применения связок в условия поединок необходимо развивать четыре вида скоростных способностей:
● способность к быстрому реагировать на сигнал ;
● способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью;
● способность к быстрому началу движения;
● способность к выполнению движений в максимальном темпе.
Развитию и совершенствованию каждого вида скоростных способностей необходимо отводить определенное количество времени на всех тренировочных занятиях, направленных на спарринговую подготовку. Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:
● подвижности нервных процессов, то есть скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно;
● соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости;
● эффективности внутримышечной и межмышечной координации;
● совершенства техники движений
● степени развития волевых качеств ,силы, координационных, способностей, гибкости;
● содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и восстановления.
Все двигательные реакции разделяются на две группы:
Простые. Это то, как человек реагирует на определенный раздражитель (зрительный, слуховой и т.д.). Проявляется за счет скоростной моторной деятельности. Наиболее яркий пример – это знак от рефери, оповещающий о начале спарринга. Для бойца это сигнал, после которого он должен приготовиться нанести удар или принять защитные меры;
Сложные. Их можно наблюдать на спортивных состязаниях. Если говорить о футболе, то данные действия заметны, когда игроку необходимо своевременно заметить мяч, просчитать его траекторию, место, где он приземлится, силу его вращения и т.д. Если он учтет совокупность всех этих факторов, то сможет выполнить точный и качественный удар. Если приводить пример на тхэквондо, то в поединке бойцу нужно не просто молниеносно начать, но и просчитать, что будет делать его визави, куда пойдет удар. Это даст возможность заблокировать его, увернуться и провести контратаку.
Добиться высоких результатов можно лишь при правильной подготовке. Важно не только технически верно выполнять упражнения, но и свести риск получения травмы к минимуму. В целом совершенствование в скоростных качествах в тхэквондо будет существенен, если использовать следующие методы:
Растяжка. Это ключевой фактор вообще в любом виде спорта. Сначала следует хорошо разогреться. Особое внимание, конечно, уделяется ногам (ступням, лодыжке, пальцам). Вся процедура должна занимать не менее 10 минут ежедневно;
2.Проведение ударов по высоким мишеням. Они должны висеть достаточно высоко (в зависимости от роста). Нужно учитывать, что акцент стоит делать не на силе. Ученик должен расслабиться и просто стараться касаться цели максимально быстро. Ее постепенно можно поднимать на пару сантиметров;
3.Работа с утяжелителями. Их можно приобрести в любом магазине спорттоваров. Для начала на каждую ногу надевается вес в чуть больше килограмма. Их регулярное использование позволит улучшить результат. Что касается тренировок с таким снаряжением, то здесь следует быть аккуратным и не гнаться за скоростью. В противном случае можно травмировать колено. При этом нужно опираться на стену или стол. Действие нужно выполнять медленно, в течение 10 секунд;
4.Ложные выпады. Когда тхэквондист уже хорошо контролирует свои движения, ему можно приступать к последующим упражнениям. Например, на стол ставится какой-нибудь небьющийся предмет (желательно цилиндрической формы). Затем выполняется замах, не сбивая вещь со столешницы. Нога останавливается за пару сантиметров до нее. При этом желательно не опускать ее на пол и не касаться каких-либо поверхностей.
Утяжелители носят, как правило, пару-тройку недель, и это помогает достичь высокой скорости. Все вышеперечисленные методы крайне полезны, если им следовать разумно, без риска. Например, удары по высокой мишени не надо проводить как можно быстрее. Они не будут иметь значения, если мышцы задействуются неправильно, боец будет бить неточно и потеряет равновесие.
Важно, чтобы тхэквондист научился расслабляться, и тогда у него получится увеличивать скорость. Если нужна сила, то достаточно напрягать мускулы в момент самого удара. Ну, и конечно, в тхэквондо обязательно следует помнить про растяжку. Это позволит уменьшить риск повреждения и расширить амплитуду движений.
4. Выносливость в тхэквондо и методика ее развития
Специальная выносливость проявляется в избранных видах спорта и формируется на базе общей выносливости. Однако следует помнить, что основой устойчивости к утомлению в единоборствах является высокая степень обученности технике и тактике.
Таким образом, специальная выносливость в тхэквондо должна представляться как скоростная выносливость.
Согласно исследованиям В. В. Розенблата (1961), утомление начинается с коры головного мозга. Отсюда: чем сложнее движения в спорте, чем быстрее меняются ситуации, чем больше может быть незнакомых ситуаций в поединке, тем быстрее устает мозг. Поэтому доведение тхэквондиста до способности решать в кратчайший срок все возможные задачи в поединке обеспечивают и длительную способность выполнять такую работу.
Тем не менее не снимается вопрос и о повышении качества и вегетативной составляющей выносливости.
Индивидуальная особенность спортивной подготовленности тхэквондистов характеризуется наличием «коронных» приемов техники, тактики и выносливости при выполнении отдельных действий в тхэквондо.
Боец, обладающий выносливостью к физическим напряжениям, может длительное время сохранять темп боя, его скоростно-силовую составляющую, сохранять боевую позицию, активно и целесообразно передвигаться по рингу.
Боец, обладающий скоростной выносливостью, может длительное время держать противника в состоянии защиты, навязывать ему спуртовые ситуации и вообще вести бой в высоком темпе.
Подготовка тхэквондистов к соревнованиям совмещается с развитием специальной выносливости. Действительно, на уровне высшего спортивного мастерства при наличии достаточной технической и тактической подготовленности одной из главных задач тренировки является повышение работоспособности тхэквондистов. Работоспособность спортсменов обеспечивается с помощью увеличения количества и повышения качества тренировочных занятий, на которых создается определенная нагрузка.
В практике тхэквондо для воспитания выносливости используются общепринятые методы воспитания физических качеств, такие, как равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой и круговой.
Переменный метод применяют для воспитания общей и специальной выносливости. Этот метод тренировки характеризуется непрерывной работой, выполняемой с переменной интенсивностью при максимальном пульсе 180 уд./мин.
Переменный метод тренировки является более специфичным для самого процесса боя тхэквондистов. Он оказывает разностороннее воздействие на спортсменов, так как вынуждает их выполнять часть работы в анаэробных условиях мышечной деятельности и оказывает влияние на формирование способностей резко увеличивать интенсивность выполняемой работы.
В качестве упражнений применяются бег с периодическим изменением скорости, спортивные игры, бои с заданием предпринимать спурты в определенные периоды боя.
Переменный метод используется в конце подготовительного периода как средство воспитания общей выносливости, а в соревновательном периоде – как средство воспитания специальной выносливости.
Повторный метод применяют с целью подготовки спортсменов к выполнению тренировочной нагрузки определенного объема и интенсивности. Он характеризуется повторением одинаковых упражнений с интервалами отдыха, достаточными для восстановления работоспособности.
В подготовительном периоде вначале применяют отдельные двухминутные и трехминутные отрезки боя, затем их объединяют. Повторение нагрузок, получаемых от проведения полных боев, в итоге еще более повышает работоспособность спортсменов.
Интервальный метод применяют с целью направленного повышения специальной выносливости спортсменов. Так же как и повторный метод, он характеризуется повторением одинаковых упражнений, но с определенными интервалами отдыха. Упражнение в таких случаях оказывает тренирующее влияние на спортсменов.
Спортсменам, которые еще не готовы эффективно проводить все раунды боя, рекомендуется применять более короткие отрезки раундов, которые по мере роста тренированности удлиняют до «нормы» и, может быть, продлевают незаметно для бойцов.
Если спортсменам (прошедшим подготовительный период тренировки) не удается вести бой в высоком темпе, применяют повторение таких отрезков боя, во время которых они могут действовать в нужном темпе. Это делается до тех пор, пока бойцы не будут в состоянии выдерживать нужный темп боя в течение времени, предусмотренного правилами соревнований.
Соревновательный метод применяют для подготовки спортсменов непосредственно к соревнованиям. Этот метод используется в связи с тем, что в соревновательных условиях ЧСС зачастую увеличивается не только за счет самой физической нагрузки, но и за счет психического напряжения. Поэтому в определенной мере происходит привыкание к психострессорному условию поединка, что снижает нагрузку на работу сердца.
Структура силовых способностей в тхэквондо и методика их совершенствования
Характер проявлений силы в тхэквондо различен (взрывная, быстрая, медленная сила), в практической деятельности тренеру необходимо использовать соответствующие средства и методы для воспитания каждого вида силы, уделяя основное внимание тем из них, которые соответствуют стилю конкретного бойца.
Кроме того, надо помнить, что величина проявляемой силы зависит от уровня тренированности спортсмена – в состоянии высокой тренированности увеличивается количество вовлекаемых в работу мышечных волокон и улучшается синхронизация работы мышц. Развитие силы тхэквондиста должно идти по двум направлениям:
1. Использование общеразвивающих силовых упражнений на гимнастических снарядах и без них, упражнений с отягощениями, в сопротивлении с партнером и т. д.
2. Воспитание силы средствами специально-подготовительных и специальных упражнений. Специально-подготовительные упражнения должны подбираться так, чтобы сохранялись характер нервно-мышечных усилий и структурное сходство со специальными упражнениями тхэквондиста. К их числу относятся упражнения в непосредственном преодолении сопротивления противника в виде отталкивания (борьба «пушпуш»), элементы силового удержания соперника, борьбы и т. п.; преодоление инерции собственного тела при защитах и при переходе от защит к ударам и 15 наоборот; воспитание силы удара на мешках, лапах, в паре с противником.
Для воспитания способности основных мышц бойца быстро (мгновенно) развивать усилия вплоть до максимальных, быстро переключаться и многократно изменять усилия от минимальных до максимальных и наоборот, многократно производить так называемый «мышечный взрыв» с последующим мгновенным расслаблением мышц могут быть использованы упражнения с гантелями, эспандерами, упражнения со штангой и др.
Различают два метода воспитания силы тхэквондиста: аналитический и целостный.
Аналитический метод упражнений позволяет избирательно воспитывать силу отдельных мышечных групп, несущих основную нагрузку. Упражнения в аналитическом методе выполняются в условиях адекватных режимов силовых напряжений для этих групп.
Например, эффективным средством воспитания силы мышц-разгибателей руки, несущих основную нагрузку при ударах, являются скоростно-силовые упражнения с отягощениями различного веса (гантелями, металлическими палками, набивными мячами и др.), гимнастические упражнения в быстром отжимании в упоре, упражнения на растягивание механических и резиновых амортизаторов, упражнения рывкового и толчкового характера со штангой, силовыми блоками и т. п.
Для каждого вида спорта характерен свой уровень развития силы, зависящий от специфики спорта и условий проявлений силы. Так, максимальная сила разгибателей и сгибателей предплечья у тхэквондистов находится на достаточно высоком уровне, в то время как максимальная сила мышц спины отстает по показателям от других видов спорта. Целостный метод является основным в воспитании специальной силы тхэквондиста. Он характеризуется одновременным совершенствованием как силовых возможностей бойца, так и его специальных навыков.
К числу упражнений, направленных на совершенствование специальной силы тхэквондиста целостным методом в рамках освоенного навыка, относятся специально-подготовительные и специальные упражнения с отягощениями (свинцовыми утяжелителями, гантелями облегченного веса и др.): «бой с тенью», упражнения на мешках, лапах и других снарядах, усложненное выполнение имитационных упражнений в воде и т. п. Кроме того, воспитанию силы целостным методом способствуют целенаправленные специально-подготовительные и специальные упражнения без отягощения с партнером, упражнения на лапах и других снарядах, которые помогают вырабатывать взрывную и быструю силу, а также комплекс упражнений в борьбе с противником в условиях ближнего боя, который используется для воспитания медленной силы. Наиболее эффективным средством развития у тхэквондиста взрывной и быстрой силы как целостным, так и аналитическим методом являются упражнения с оптимальными отягощениями, которые должны выполняться с максимально возможным ускорением. Тренер должен подбирать величину отягощения, учитывая весовую категорию спортсмена и уровень его подготовленности. При воспитании силы с помощью упражнений с отягощениями тхэквондисту следует повторять задание до тех пор, пока скорость движения не станет заметно падать, не нарушится структура движения и не притупится мышечное чувство в управлении этим движением. После этого тхэквондисту необходимо проделать упражнения на расслабление и активное растягивание участвовавших в предыдущем движении мышц. Затем многократно повторить те же движения с максимальной быстротой и структурной точностью, характерной для специального движения, используя эффект силового последействия.
Чтобы предотвратить адаптационные последствия, которые могут наступить после длительного выполнения тхэквондистом одних и тех же упражнений, тренеру необходимо периодически изменять комплексы:
1. Предварительное применение отягощений в движениях, сходных по координационной структуре с ударами тхэквондиста, создает условия для воспроизведения последующих ударов в более короткие промежутки времени.
2. Использование отягощений в процессе тренировки с целью совершенствования быстроты одиночных ударов оказывает положительное влияние на быстроту серийных ударов.
3. При развитии быстроты специальных движений тхэквондиста упражнения с отягощениями должны выполняться сериями из 4–5 упражнений каждая, после которой необходимо проделать такое же количество упражнений, но без отягощения.
4. Упражнения, как с отягощением, так и без него, должны выполняться максимально быстро.
5. Целесообразнее всего применять упражнения с отягощениями в начале тренировочного занятия.
6. Необходимо обращать особое внимание на предварительное расслабление работающих мышц, мгновенное «взрывное» начало движения и максимальное расслабление мышц после завершения движения.
7. Для развития быстроты ударов у тхэквондистов-юношей наиболее целесообразно использовать упражнения с тяжелыми отягощениями (утяжелители, гантели), оказывающими положительное влияние на увеличение быстроты («взрывной») начальной и скорости основной части ударного движения, в сочетании с легкими (гантели, утяжелители 1,5–2 кг), способствующими увеличению резкости завершения ударов. Тхэквондистам старших разрядов надо применять тяжелые отягощения весом 10 кг в сочетании с легкими – 2–4 кг. Отметим, что фактически с помощью этих средств у тхэквондистов формируется «быстрая» сила, а не быстрота.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Чой Хонг Хи, Энциклопедия Тхэквондо, Учеб.пособие, 2001 г.
2. Сафонкин С.Н. – Секреты мастера тхэквондо. Обучение технике взаимодействия ударов ногой и рукой. Учеб. Пособие. – 2014 г.
3. Калашников Ю.Б., Малков О.Б. Тхэквондо ИТФ, программа спортивной подготовки для ДЮСШ. Программа спортивной подготовки. – 2009 г.
4.Ю.А. Шулики, Е.Ю. Ключников. Теория и методика тхэквондо. Лит.ру.
5.Структура силовых способностей в тхэквондо и методика их совершенствования
Ресурсы информационно-коммуникативной сети «Интернет»:
1 Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам".
http://window.edu.ru/
2 Научная электронная библиотека. http://elibrary.ru/
3 Официальный сайт Российской государственной библиотеки. http://www.rsl.ru/
4 Спортивная электронная библиотека. http://libsport.ru/
5 Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru
6 Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту.
http://lib.sportedu.ru/