12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лютенко Юлия Владимировна194
Россия, Томская обл., Стрежевой

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой»











Статья на тему:

«Современное образование: теория, методика и практика»





































Автор: Лютенко Юлия Владимировна

Воспитатель



Стрежевой 2021

Современное образование - важная составляющая, необходимая для человека, живущего в современного мире. Жизненные ориентиры диктуют новые цели обучения. Одна из главных задач современного российского образования - подготовка конкурентоспособной личности, обладающей универсальными компетенциями, применимыми в различных условиях. К сожалению, традиционные технологии не всегда способны решить поставленную задачу. На смену им должны прийти новые более эффективные и адаптированные под XXI век инструментарии.

Поскольку я работаю в специальной коррекционной школе, то буду говорить именно об методах и технологиях работы с детьми имеющими речевые нарушения. Для детей нашей школы свойственна эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук, а также дети с различными психофизическими особенностями. Необходимость применения здоровьесберегающих технологий для данного контингента школьников не только актуальна, но и обязательна в течение всего времени пребывания ребенка в школе.

Вопрос к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в начальной школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее. Актуальность представленной темы обусловлена тем, что двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Поэтому, для педагогов очень важно постоянно искать и находить объективно существующие точки соприкосновения различных областей знаний, на этой основе вырабатывать единый механизм формирования знаний, умений, навыков, развития способностей, активно воздействовать на воспитанников специфическими для каждой дисциплины средствами с целью создания широкой и прочной базы, на которой можно решать учебно-воспитательные задачи.

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц

Криотерапия - это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, подается импульс в кору головного мозга, подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Все это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, что ведёт к выполнению четких движений в процессе изо деятельности и как следствие, улучшает процесс развития речи.

 Для реализации данной технологии необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет. Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.

 Метод развития мелкой моторики - криотерапия используется на занятиях во внеурочной деятельности и, на мой взгляд, позволяют достичь определенных результатов. Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации. У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений; Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием. Повышается интерес детей к занятиям с воспитателем, положительный эмоциональный настрой. Кроме того, этот метод изначально имеет медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов: Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

1 этап чередование теплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории: 1 категория игр Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд. 2 категория игр Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до секунд. 3 категория игр Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до секунд. 4 категория игр Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

 2 этап растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой. После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - массаж руки с помощью шишек, Су- Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур. Метод развития мелкой моторики криотерапия, позволяют достичь определенных результатов: - дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации; -у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений; - развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием; -повышается интерес детей к занятиям с логопедом.

 В данной технологии используются игровые методы и приемы с умеренно низкими температурами: игры со льдом («Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др.); массаж рук кубиками льда; наложение на руки холодных повязок; Длительность процедуры закаливания отработана с учетом возраста детей и их реакции на холод и обоснована тем, что меньше 7 секунд нет эффекта воздействия, а после 20 секунд возможно проявление нежелательных реакций на холод. Проведение процедур через день необходимо для адаптации организма детей к холодовому воздействию. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.

Результатами применения общей криотерапии являются:

активизация обмена веществ в коже, быстрое обновление организма на клеточном уровне;

усиление кровоснабжения кожи и улучшение питания тканей;

укрепление иммунитета;

повышение общего тонуса мышц;

мощная стимуляция нервной системы;

улучшение настроения и эмоционального состояния;

лечение регенеративных функций организма в целом.

Необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми: эписиндромом; миопатией (наследственное заболевание); очень гибким детям. Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми.

Можно брать следующие игры: «Где же наши ручки?» - опустить руки в воду с ледяными кубиками и вынуть; «Вылови льдинку» - выловить из воды ледяной кубик красного, синего, жёлтого цвета; «Плавает тонет» - определение плавучести больших и маленьких льдинок; «Достань со дна ледяные кубики» - достают из воды цветные кубики и строят домик или мини замок.

После проведённой работы, было организовано экспериментальное исследование, имеющее целью анализ эффективности, предложенной системы мероприятий по развитию графо-моторного навыка с применением метода криотерапии, которое показало, что использование данного инновационного и нетрадиционного метода в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует успешному формированию графо-моторного навыка у данной категорией детей и позволяет им в последствии успешно овладевать графикой письма. Следовательно, если в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, целенаправленно использовать метод криотерапии в сочетании со специальными упражнений и заданиями, то это будет способствовать развитию графо-моторного навыка у этих детей и отразится на успешности последующего овладения ими графикой письма.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.