Лэпбук для детей 6–7 лет «Играем с Цветиком-Семицветиком и его друзьями. Цветы»
ЛЭПБУК "Развивающие игры для детей 6-7 лет по теме «РАСТЕНИЯ».
Играем с Цветиком-Семицветиком и его друзьями. Цветы.»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: Систематизировать, закрепить, обобщить имеющиеся у детей представления о мире растений.
Задачи. Образовательные:
- Расширять знания о природе родного края, о пользе и разнообразии растений, формировать элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязях в природе, связью со средой обитания, их зависимости от времени года;
- упражнять в классификации растений, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые и полевые, лесные, водные;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развивать эстетическое восприятие природы, эмоциональное отношение к ней, желание ухаживать за цветами,
- развивать речь, внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, описывать, обобщать, логически размышлять,
- развивать аккуратность, мелкую моторику руки, абстрактное мышление;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своему родному краю, бережное отношение к растениям;
- воспитывать целеустремлённость, выдержку, умение играть вместе со сверстниками, соблюдая правила игры.
Общий вид лэпбука в закрытом и в раскрытом виде.
Цветные страницы лэпбука можно вынуть и брать по одной (таким образом, с лэпбуком могут одновременно заниматься как один, так и несколько дошкольников).
Игры лэпбука:
Играем с Дюймовочкой.
1. Дети вспоминают сказку «Дюймовочка», рассматривая картинку. Игровое задание: Подскажи Дюймовочке, какой цветок дарит ей сынок Жабы? Какие ещё водные растения ты видишь на картинке?
2. «Где растёт?». Игровое задание: Дюймовочка много путешествовала, помоги девочке найти место произрастания растений (поле/луг, лес, сад, водоём или берег водоёма).
Игровые действия. Предлагаются четыре большие карты с изображениями леса, сада, водоёма и его берегов, луга/поля, а также маленькие картинки соответствующих растений. Ребёнок может раскладывать подходящие изображения как к одной большой карте, так и к нескольким. Если играет двое или более детей, то берут каждый по одной большой карте. Выигрывает тот, кто правильно разложит картинки (перед игрой дети оговаривают, сколько нужно выбрать картинок). Усложнение: Педагог предлагает ребёнку (детям) вспомнить (по сказке «Дюймовочка»), какие конкретно растения видела Дюймовочка во время своего путешествия, где эти растения произрастают и как называются.
На обороте больших карт даны названия растений («Проверь себя»), произрастающих в данном месте:
В поле/ на лугу. Клевер, Гвоздика, Ромашка, Одуванчик, Мак, Вьюнок, Колокольчик, Пижма, Мышиный горошек, Цикорий, Лютик, Зверобой, Василёк, Мать-и-мачеха, Иван-чай, Герань луговая.
В лесу. Кислица, Медуница, Душица, Горицвет кукушкин, Герань лесная, Анемона (ветреница), Вероника дубравная, Сцилла (пролеска), Звездчатка, Подснежник, Фиалка лесная, Дубровник, Марьянник дубравный, Ландыш
В саду. Гелихризум, Флокс, Астра, Очиток, Нарцисс, Гвоздика турецкая, Водосбор (аквилегия), Тюльпан, Петуния, Мальва, Календула (ноготки), Астильба, Роза, Лилия, Цинния, Табак душистый, Лаватера, Примула Пион, Гладиолус, Анютины глазки, Ирис, Маргаритки, Бархатцы
В водоёме и по его берегам. Частуха, Аир, Ирис (касатик), Калужница, Водяная лилия (кувшинка), Кубышка жёлтая, Камыш, Стрелолист, Ряска Рогоз, Тростник
Красная страница лэпбука.
3. Игра «Выбери лепесток - назови цветок». Для игры предлагаются лепестки разного цвета с одной стороны, изображения садовых цветов – с другой стороны, а также маленькие цветочки-фишки разного цвета. В основном, это фотографии цветущих растений, которые дети знают, за которыми они наблюдали (растения на территории детского сада).
Игра позволяет восхититься разнообразием цветущих растений (по виду и форме лепестков, по окраске цветков и соцветий), вспомнить названия растений, развить фантазию, творчество ребят, дать толчок к придумыванию своих, необыкновенных цветов.
Дети могут проверить себя, посмотрев на список цветочных растений по окраске цветков и соцветий (на обороте страницы).
Фантазийный цветок
Оранжевая страница лэпбука.
Играем с малышами и малышками из Цветочного города.
4. Игра «Весёлая угадайка». Игровые действия: Посмотри, малыши и малышки нарядились в костюмы растений. Попробуй угадать, кто есть кто?
Для проверки своих знаний, дети могут посмотреть ответы: ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
Верхний ряд слева направо: Одуванчик, Подснежник, Подсолнух, Роза, Ромашка, Сирень, Ландыш, Лилия, Лопух.
Нижний ряд слева направо: Вьюнок, Гвоздика, Колокольчик, Мак, Нарцисс, Незабудка, Астра, Бархатец, Василёк.
Играем с Феей цветов.
5. Ребятам предлагается пройти лабиринт «Отгадай загадку, найди отгадку», а также разгадать загадки о растениях. На обратной стороне листочков с загадками для самопроверки написан ответ к загадке.
6. Загадки. Играем с Феей цветов.
Жёлтая страница лэпбука.
Играем с Тихоней.
7. Игра «Четвёртый лишний». Игровое задание: «Объясни, какой признак объединяет три картинки в каждом ряду и отличает четвёртую?».
8. На обороте страницы детям предлагаются образцы выкладывания цветов из счётных палочек.
Зелёная страница лэпбука.
Играем с Кнопочкой.
9. Игра «Отгадай загадку, назови отгадку.» Комнатные растения.
Варианты игры: если игрок один, то просто читает загадку, находит картинку-ответ. Если игроков двое, то один загадывает, второй отгадывает. Для самопроверки на обороте листочка с загадкой написан ответ.
На обороте страницы, продолжение игр с Кнопочкой.
10. Игра «Пройди лабиринт». Игровое действие: Определи комнатное растение по описанию. Проверь ответ, дойдя по линии.
11. Игры с открытками: 1. «Узнай комнатное растение по картинке и назови».
2. «Составь свою загадку-описание комнатного растения»: Внешний вид (размер, стебель, листья, цветки). Интересные особенности. Когда цветёт. Есть ли запах.
Для самопроверки предлагаются названия растений, изображённых на открытках: Бальзамин. Глоксиния. Колеус. Пахистахис. Бегония. Кливия. Зефирантес (выскочка).
Голубая страница лэпбука. Как растёт?
Играем с Ёжиком-цветоводом.
12. Игра «Что сначала, что потом?». Игровое задание: «Подумай, в каком порядке должны располагаться картинки. Составь рассказ.»
13. На обороте страницы- лабиринт «Лети, лети, лепесток!». Ведя по линии от растения, ребёнок найдёт его лепесток.
Синяя страница лэпбука. Цветочная математика.
Играем с Золушкой.
14.Игровое задание: «Помоги Золушке сосчитать цветы!»
Задания: Сосчитай, сколько всего жёлтых ромашек; примеры в картинках на сложение и вычитание; Помоги лягушонку попасть к кувшинке. Он может прыгать только по листьям по порядку от 1 до 10.
15. На обороте страницы игровое упражнение «Правильно назови в единственном и множественном числе».
Фиолетовая страница лэпбука. Разрезные картинки.
Играем с Буратино.
16. Игра «Садовые цветы». Игровое задание: «Вспомни с Буратино названия садовых цветов. Собери картинку, назови цветок».
17. На обороте страницы чайнворд «Берёза». Ребёнку предлагается заполнить чайнворд, составить загадки-описания этих растений. Для самопроверки указаны ответы (ПРОВЕРЬ СЕБЯ: 1.Колокольчик. 2.Камыш. 3.Шиповник. 4.Кактус. 5.Сирень. 6. Незабудка. 7. Астра. 8. Алоэ.).
И напоследок, играем с Незнайкой.
18. Игра «Когда цветёт?». Игровое задание: «Подскажи Незнайке, в какое время года цветут растения (весной, летом, осенью)?». Детям предлагаются три большие карты с условно-символическими обозначениями трёх времён года: весной, летом, осенью, а также картинки с изображениями растений, цветущих в данные времена года.
Игровые действия: Нужно каждому времени года подобрать соответствующие картинки с растениями. Для самопроверки на обороте больших карт написаны названия растений.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Весной. Примула, Тюльпан, Нарцисс, Ландыш, Незабудка, Пион, Подснежник, Гиацинт, Крокус
Летом. Ирис, Турецкая гвоздика, Космея, Ромашка, Лобелия, Лилия, Вербена, Львиный зев, Календула, Бархатцы, Подсолнечник, Цинния
Осенью. Георгин, Астра, Гладиолус, Флокс, Хризантема, Рудбекия
Используемые материалы:
Загадки о растениях: Т.А. Шорыгина. Цветы. Какие они? М.: Издательство ГНОМ, 2015.
Дидактические материалы: С.Вохринцева. Окружающий мир (Полевые цветы, Комнатные растения, Садовые цветы); Тематический словарь в картинках. Цветы, деревья.
Демонстрационные картинки: Т.В.Цветкова, «Комнатные растения» (с загадками), М.: ТЦ Сфера;
картинки из раскрасок: «Полевые цветы», художник П.Разгуляев, «Цветы садовые» серии «Первые уроки», книжки-аппликации «Цветы», художник Н.Фаттахова, «Весёлые цветы», художник Полонникова А.А.;
тематические карточки «Многолетние садовые цветы», «Однолетние садовые цветы», «Луковичные и клубневые садовые цветы»;
открытки «Комнатные растения», фото А.Викторова, А.Терзиева, Р.Воронова;
Задания: Чайнворд «Берёза» «Смекалочка», №3 (93), 2014; «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом» из пособий серии «Весёлые уроки», художник В.Л.Вахтин.
Интернет - ресурсы: http://www.maam.ru/kartinki/detskie/Картинки%20по%20теме%20«Комнатные%20растения»
http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-cveti
http://riddle.su/zagadki_pro_cvety.html
http://dlya-detey.com/zagadki/417-zagadki-pro-cvety.html
http://www.glav-dacha.ru/lugovye-cvety-foto-i-nazvaniya/
http://cvetu.com.ua/index_ru.php?cat=lesnue_cvetu&ind=1
http://woman-l.ru/100-polevyx-cvetov/
https://infodoo.ru/ekolyata-doshkolyata
Текстовой материал к лэпбуку
DOCX / 21.55 Кб
Бойко Светлана Владимировна
Григорьева Лариса Николаевна
Шуткова Татьяна Михайловна
Кузнецова Оксана Владимировна