Статья на тему «Визуализация учебной информации или как сделать сложное простым на примере инфографики»

4
0
Материал опубликован 15 February 2021

Статья на тему «Визуализация учебной информации или как сделать сложное – простым на примере инфографики»

 

Мальцева Юлия Алексеевна

учитель информатики

МБОУ «СОШ п. Керамкомбинат»

Искитимского района Новосибирской области

Статья посвящена вопросам технологии визуализации информации в учебном процессе. В своей статье автор раскрывает сущность инфографики, способы ее создания, а также остановлюсь на целесообразности применения инфографики на уроках информатики.

 

1. Современные пути развития информационных технологий и их влияние на обучение школьников

В метапредметных результатах ФГОС ООО предусмотрено формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представленных данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Визуализация (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Известно, человеческий мозг устроен таким образом, что большая часть обрабатываемой им внешней информации, имеет визуальный характер. Иначе говоря, окружающий нас мир мы более чем на 90 % воспринимаем глазами, и остальные органы чувств играют лишь вспомогательную роль. Визуальная коммуникация – это передача информации с помощью зрительных форм.

Инфографика - это современный способ визуализации информации, компактное представление разных видов информации (числовых данных, текста, таблиц, диаграмм)

2. Почему необходима инфографика на уроке?

упрощает и визуализирует сложные понятия;

мотивирует анализировать и запоминать информацию;

развивает умение обобщать;

развивает умение преобразовывать информацию из одного вида в другой

3. Виды инфографики для уроков информатики

шкала времени

скетч (набросок/визуальная заметка)

облако тегов

интеллект-карты (карты памяти)

учебные плакаты в стиле инфографики

4. Направления работы с инфографикой на уроках информатики

Работать с инфографикой можно в двух случаях:

для проведения анализа преподаваемой учителем информации, которая представлена в виде инфографики;

создание инфографики школьниками по изученному материалу. Такой вид работы подразумевает контроль педагога.

Первый вид работы с инфографикой подразумевает активное взаимодействие с наглядным пособием. Школьникам предоставляются упражнения, направленные на анализ информации и соотнесение приведенных фактов. Также учащимся необходимо сформулировать вопросы по пройденному материалу и прийти к выводу. Часто учитель предлагает задания на функциональное чтение, где школьникам требуется:

Оформить данные в таблицу и дать прогноз на дальнейшие изменения;

Составить план рассказа;

Дополнить рассказ недостающими элементами, опираясь на инфографику;

Создавая инфографику для проведения занятия, преподавателю необходимо ответить на следующие вопросы:

Какое у меня отношение к содержанию учебного материала? Какую информацию я хочу донести до своих учеников?

Какой вид работы поможет мне предоставить материал так, чтобы ученики его лучше усвоили?

Какой вид визуального представления информации улучшит запоминание?

Какие нужно сформулировать вопросы для активизации мышления учеников?

Второй вид работы с инфографикой требует длительной подготовки, которая в основном направлена на сбор и анализ данных, а также на способ, которым можно изобразить эту информацию.

Процесс создания инфографики состоит из следующих этапов:

Определение цели создания инфографики, с учетом характеристики аудитории.

Поиск определенного объема информации по теме учебного курса. Данные могут быть изображены разными способами: графическим изображением, текстом, или видео материалом.

Аналитика и обработка информации. Для дальнейшей работы с собранными данными их необходимо обработать и проанализировать. Зачастую анализ изображается в виде различных графиков и гистограмм.

Создание понятной визуализации. Собранный материал редактируется и формируется в целостный текст. Затем выбирается способ его презентации аудитории. Способ презентации зависит от цели и количества данных. Чаще всего предоставляется в виде слайда, видеороликов, оформленных презентаций или одностраничным изображением.

5. Заключение

Визуализация в обучении позволяет решить следующие педагогические задачи:

обеспечение интенсификации обучения;

активизации учебной и познавательной деятельности;

формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия;

формирование образного представления знаний и учебных действий;

передача знаний;

формирование умения распознавания образов;

повышения визуальной грамотности и визуальной культуры;

перенос образовательной информации;

формирования навыков автоматизированного контроля знаний.

Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.

6. Программы для создания инфографики

В связи с развитием визуализации информации, в настоящее время создано множество сайтов, где можно создать интересную графику быстро и просто. Среди них: Creately, Blugraphic, Google Charts, Infogram, Piktochart, Canva, Easel.ly и другие.

Информационные источники

Кондратенко О.А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления / О. А. Кондратенко // Научный диалог. – 2013. – № 9 (21): Психология. Педагогика.

Википедия: https://ru.wikipedia.org/инфографика

22 лучших сервиса для создания инфографики: https://infogra.ru/infographics/22-luchshih-servisa-dlya-sozdaniya-infografiki

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.