Лэпбук как средство формирования креативной и познавательной активности школьников
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кулундинская средняя общеобразовательная школа №3"
Кулундинского района Алтайского края
Обобщение опыта работы
по теме
«Лэпбук как средство формирования
креативной и познавательной активности школьников»
Составитель: Чугун Т.Е.,
учитель начальных классов
Кулунда, 2020
Содержание
Информационный паспорт…………………………………….3
Актуальность опыта……………………………………………3-4
Теоретическая основа опыта………………………………….4-5
Ведущая идея опыта……………………………………………5
Описание опыта………………………………………………….5-19
Результативность опыта………………………………………..19-20
Заключение……………………………………………………….20
Полезные сайты………………………………………………….20
Информационный паспорт
1 | Название опыта | Лэпбук как средство формирования креативной и познавательной активности школьников |
2 | Ф.И.О. автора, должность | Чугун Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов |
3 | Проблема | Недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности |
4 | Цель опыта | Формирование креативной и познавательной активности школьников через использование лэпбук-технологии. |
5 | Задачи опыта | Развивать креативность и творческое мышление. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности. Способствовать приобретению навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме. |
6 | Целевая группа, на работу с которой направлен опыт | Учащиеся начальной школы, родители, учителя |
7 | Ожидаемые результаты | Повышение активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. Увеличение познавательного интереса, любознательности, самостоятельности и креативности в решении поставленных задач. |
8 | Сроки | года |
Актуальность опыта
Педагогическое мастерство современного учителя заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать интерес учащихся к получению знаний, к умению ставить перед собой цели и задачи, находить способы их достижения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди множества источников информации. Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.
Возник вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.
Теоретическая основа опыта
Я предлагаю современную интерактивную форму работы с информацией, лэпбук. Лэпбук это - самодельная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, на которых размещается информация по какой – то определённой теме. Чаще всего основой для лэпбука служит толстый картон, так как лэпбук подразумевает многоразовое использование. Размер лэпбука должен быть таким, чтобы папка умещалась на коленях учащегося. «Лэпбук» в переводе с английского: «lap» - колени, «book» - книга.
В интерактивном лэпбуке собирается материал по определённой теме, который помогает учащимся систематизировать знание, по своему желанию организовать информацию по теме, лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Интерактивный лэпбук обеспечивает:
индивидуализацию образовательного процесса, где учитель предлагает учебный материал различной сложности, а учащиеся сами определяют для себя степень наполнения лэпбука;
возможность структурировать учебную информацию
компактное хранение различной информации при помощи Q-кодов, т.е. дополняя бумажный носитель цифровой информацией;
вариативность использования заданий;
возможность добавлять новую информацию в «кармашки».
Интерактивный лэпбук соответствует требованиям ФГОС.
Лэпбук:
полифункционален;
доступен;
обладает дидактическими свойствами;
вариативен;
обладает дидактическими свойствами;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Ведущая идея опыта
Ведущей педагогической идеей – является учение без принуждения, основанное на достижении успеха.
Описание опыта
В своей работе лэпбук-технологии я использую на уроках окружающего мира после изучения раздела, таким образом, подводя итог изученному материалу, и во внеурочной деятельности в рамках кружка по экологии «Фантазии из бросового материала».
В результате использования данной технологии, я выделила следующие плюсы и минусы.
«+» | «-» |
1.Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальная, парная, групповая). | 1.Время для создания. |
2.Способ предоставления исследовательской работы или проекта. | 2.Оценивание работ. |
3.Умение находить, организовывать и хранить информацию. | |
4.Совместная работа с родителями. | |
6.Способ запоминания и повторения. | |
8.Использование во внеурочной деятельности | |
Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов в отдельности. Итак, «плюсы»:
«+»Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальная, парная, групповая)
Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и на свои силы. Индивидуальная работа помогает учащимся раскрыть себя и свой потенциал перед учителем и сверстниками.
Работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задания на микротемы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща.
С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3-5 учеников работают над одним лэпбуком, где каждый понимает свою значимость. В группе младшие школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях к друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоёмка как по времени, так и по содержанию.
«+»Способ предоставления исследовательской работы или проекта
Лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но так же лэпбук может быть и формой представления итогов проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
- целеполагание (выбор темы);
- разработка лэпбука (составление плана);
- выполнение (практическая часть);
- подведение итогов.
Ребята выполнили и защитили следующие проекты:
Проект «Дикие животные». Выполнил ученик 3 класса Лёхман Роман.
Проект «Аквариумные рыбки». Выполнил ученик 3 класса Шаган Глеб.
Проект «Динозавры». Выполнил ученик 3 класса Пархоменко Максим.
Проект «Звёздное небо». Выполнил ученик 3 класса Пышненко Глеб.
«+»Умение находить, организовывать и хранить информацию
Существует много источников информации, самым большим и популярным источником информации является Интернет. Искать, отбирать и хранить информацию с помощью Q-кодов дети учатся на кружке «Основы информационной культуры», организованном на базе БИЦ нашей школы. Руководитель кружка Гасман А.М.
В зависимости от содержания и наполнения лэпбук может быть простым и интерактивным. Если вы решили создать интерактивный лэпбук, то вам необходимо дополнить папку Q-кодом для возможности учащимся выполнить интерактивные задания в сети по выбранной тематике.
Q-код помогает:
получить информацию об изучаемом объекте,
совершить виртуальную экскурсию,
прослушать аудиозапись, просмотреть видео,
перейти на онлайн-викторину,
выполнить интерактивное задание в сети.
Чтобы сгенерировать Q-код, можно воспользоваться следующими ресурсами:
простой генератор Q-кода http://qrcoder.ru/
Q-код с изменённой формой точек и разными рамками http://qrcode.by/qr-code-generator
Q-код с логотипом, рисунком в нутрии https://www.qrcode-monkey.com/
Q-код с аудиозаписью https://vocaroo.com/
На моем кружке по экологии мы учимся перерабатывать и систематизировать информацию. Таким образом создаётся банк информации по определённой теме.
«+»Совместная работа с родителями
Моя работа по изготовлению и использованию лэпбуков является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы);
- техническую (фото, видео);
- информационную (сбор информации для лэпбука);
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Я считаю, что проведение совместных мероприятий с родителями и детьми приносит обоюдную пользу: родители становятся нашими единомышленниками, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дети все более раскрываются перед нами.
«+»Способ запоминания и повторения
Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других учащихся.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
Работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Лэпбук – это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, учитель за период обучения может создать с классом серию лэпбуков.
Например, для уроков Окружающего мира нами созданы следующие лэпбуки:
Лэпбук «Животные нашей планеты»
Лэпбук «Вода – это жизнь»
Лэпбук «Дикие животные»
Лэпбук «В мире животных»
Лэпбук «Обитатели морского дна»
«+»Использование лэпбука во внеурочной деятельности
На своём кружке по экологии я тоже использую лэпбуки. Вашему вниманию представляю лэпбук по теме «Экология», который я сделала для первого занятия кружка. В своем лэпбуке я разместила следующие рубрики: «Что такое экология?», «Законы экологии», «Красная книга растений», «Красная книга животных», «Экологические викторины» и «Экологические сказки».
Приложением к моему лэпбуку стала выставка поделок из пластиковых стаканчиков. Данные рубрики с удовольствием пополняются моими детьми, расширяется и выставка поделок.
А это лэпбуки, которые сделали в рамках кружка дети:
Лэпбук « Экология». Выполнил ученик 3 класса Шинкаренко Тимофей.
Лэпбук «Берегите природу». Выполнил ученик 3 класса Чугреев Вадим.
Лэпбук «Охрана природы». Выполнил ученик 3 класса Денисенко Захар.
Теперь о «минусах».
«-»Время для создания
Лэпбук нельзя создать в рамках одного урока или одного занятия по внеурочной деятельности, так как предстоит выполнить большой объём работы. Самый минимальный срок создания лэпбука – неделя.
«-»Оценивание работ
Никаких критериев оценивания лепбука не существует. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного лэпбука, ведь всё зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит всё: цветная бумага, картон, вырезанные или нарисованные самостоятельно картинки, рукописные или распечатанные тексты, графики, диаграммы и многое другое.
Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, что главным плюсом интерактивного лепбука является тот факт, что лэпбук – это удивительный инструмент образования, сделанный вручную учащимся.
С чего начать?
Лэпбук это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности. Надеюсь, у вас уже возникло желание создать лэпбук. С чего же начать?
Изготовление интерактивного лэпбука предполагает следующий алгоритм действий.
Определение темы.
Разработка макета лэпбука: внешний и внутренний вид, шаблонов кармашков и окошек для учебного лэпбука.
Оформление и наполнение лэпбука.
При оформлении следует учесть:
эстетичность
долговечность
минимум подписей
большое количество удобно открываемых кармашков с разными сюрпризами
В зависимости от назначения выделяют следующие виды интеративных лэпбуков:
учебные
игровые
поздравительные
праздничные
автобиографические
В зависимости от формы лэпбуки можно разделить по следующим признакам:
стандартная книжка с двумя разворотами
папка с 3-5 разворотами
книжка гармошка
фигурная папка
Своим опытом делюсь с коллегами.
23 октября 2020 года педагогами МБОУ «Кулундинская СОШ №3» была организована и проведена стажерская практика по теме «Создание школьного коворкинга для интеллектуального развития учащихся». В рамках данной стажерской практики провела мастер-класс по теме «Интерактивный лэпбук, как средство работы с информацией».
С помощью Q-кода коллеги вышли на тему лепбука «Бабочки».
Так как для изготовления лэпбука требуется много времени, то каждая группа готовила свою страницу.
1 группа готовила информационную страницу лэпбука. (Виды бабочек, где обитают, жизненный цикл, строение бабочки, красная книга и др.)
2 группа готовила игровую страницу. (Занимательные задания, игры, викторины, кроссворды, пазлы, раскраски и др.)
3 группа готовила литературную страницу. (Стихи, сказки, легенды пословицы, поговорки, загадки, народные приметы и др.)
По окончании мастер-класса педагоги оставили положительные отзывы о моей работе с данной технологией. Я рада, что предложенная тема, оказалась интересной для моих коллег и многие будут использовать лэпбуки в своей работе. Для тех коллег, кто захотел познакомиться с лэпбук - технологией поближе, я приготовила памятки с основными этапами работы над созданием лэпбуков.
Результативность опыта
Результатами своей работы с интерактивным лэпбуком считаю следующее:
Рост активности взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Активизация познавательного интереса, любознательности, самостоятельности и инициативности в решении поставленных задач.
Освоение приёмов хранения и организации информации по изучаемой теме.
Освоение правил оформления результатов проектной деятельности.
Заключение
Таким образом, видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Полезные сайты:
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/lepbuk_novyi_instrument_v_rabote_uchitelia_nachalnykh_klassov
https://multiurok.ru/files/lepbuk-kak-sriedstvo-obuchieniia-v-usloviiakh-fg-1.html
https://novator.team/iuchitel/347