Лэпбук для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Мой огород» — «Безнең бакча»
Лэпбук «Мой огород» «Безнең бакча» предназначен для закрепления в режимных моментах и в игровой деятельности лексического минимума по обучению детей среднего и старшего дошкольного возраста татарскому языку.
Фото:
Рисунок 1. Лэпбук «Безнең бакча»
Актуальность: В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Сегодня мы познакомимся с интересным методическим пособием – лэпбук.
Дидактическое пособие лэпбук «Мой огород» «Безнең бакча» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие может использоваться детьми в самостоятельной и игровой деятельности. Содержание можно пополнять и усложнять в соответствии от темы занятия. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель игры Лэпбук: закрепить в режимных моментах и в игровой деятельности лексический минимум по обучению детей татарскому языку, предусмотренный учебно-методическим комплектом.
Задачи:
- формировать умение и навыки правильно составлять предложения на татарском языке;
- задавать вопросы, говорить слова;
- развивать память, мышление, связную речь;
- воспитывать интерес к изучению татарского языка.
Лэпбук (lapbook) – наколенная чудо-книга
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка), — это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по определенной теме.
Рассматривание папки позволит ребенку быстро освежить в памяти пройденные темы.
Зачем нужен лэпбук?
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Взрослым такая форма обучения тоже понравится.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе);
самостоятельная деятельность детей.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Лэпбук:
информативен;
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.;
является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Результаты использования лэпбука:
быстрое запоминание стихов, пословиц, поговорок;
проявление повышенного интереса к содержанию;
проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;
проявление интереса со стороны родителей.
Лэпбук, как средство обучения второму государственному языку
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых актуальных проблем в современном мире. Хорошее владение татарским языком как средством общения -веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в дальнейшем, но и для интеллектуального и нравственного становления дошкольников. Необходимость целенаправленного изучения того или иного языка с малых лет подчеркивается и в исследованиях Л.С. Выготского, А.М. Шахнарович, А.А. Леонтьева, А.Ш. Асадуллина, Ф.Ф. Харисова, Ч.М. Харисовой и др., которые подчеркивают, что именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется эмоциональной готовностью к овладению и прочностью запоминания языковой информации.
Варианты использования
Игра «Лэпбук» многофункциональна, она состоит из нескольких игр, которые несут определенную цель. Каждый раз в конверты, кармашки, можно класть различный материал в соответствии с темой, и каждый раз ребенок будет узнавать новые слова, закреплять изученные и открывать для себя еще не изученный материал.
Лэпбук хорошо подходит для индивидуальных занятий, так и для занятий в группах, где одновременно могут играть дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому: для младших – кармашки с карточками или фигурками животных, овощей, фруктов, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и описывать на татарском языке.
Содержание
«Разукрась картинку» (Раскраски) – «Рәсемне буя»
Физкультминутки
Цель: снять усталость и напряжение; совершенствовать навыки говорения; развивать речевые способности; развивать воображение, память, внимание; Учить выполнять несложные движения.
Пример:
Җил.
Җил исә, исә-исә,
Агачларны селкетә.
Җил тына-тына, тына,
Ә агачлар үсә дә үсә,
Үсә дә, үсә.
Кояш
Балалар чүгәләп утырганнар
Кояш күтәрелә.Кинәт җил чыкты:
Яшен яшьнәде,
Яңгыр ява башлады.
Яңгыр туктады.
Яңадан кояш чыкты.
«Кто что делает» – «Кем нишли?»
Цель: эта игра учить детей составлять предложения на татарском языке, обогащает словарный запас детей.
Пример: Бу песи. Песи ашый, сикер и т.д. (Это котенок. Котенок кушает, прыгает и т.д.)
«Угости» - «Кунакны сыйла»
Цель: игра помогает детям закреплять слова татарского языка, правильно употреблять их в словосочетании, в предложении, выйти на общение на предложенную тему по образцу воспитателя. Сопутствующие вопросы: «Бу кем?», «Бу нәрсә?» и т.д.
Пример: Бабай, мә сөт, эч! Әти, мә чәй, эч!
«Кто в домике живет?» – «Кем яши?»
Цель: научить детей узнавать и правильно называть членов семьи, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику пальцев, воспитывать усидчивость.
Описание: воспитатель объясняет,что в домике живет семья,но сейчас там никого нет .Надо поместить всех в домик.Дети называют изображенных на картинках всех членов семьи и зашнуровывают картинки «паровозиком» так, чтобы вся семья оказалась дома.
2 вариант игры «Назови, кто это ?»- «Бу кем?»
Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: «Это кто?» («Бу кем?»). Дети отвечают: «Это мама» («Бу әни»)и т.д.
3 вариант игры «Кого нет?» - «Кем юк?»
На столе разложены картинки. Воспитатель вместе с детьми рассматривают их, затем воспитатель просит детей закрыть глаза. Убирает со стола одну или несколько картинок. На вопрос: «Кого нет?» («Кем юк?») дети должны отвечать, например, «әти юк».
«Отгадай загадку» – «Табышмаклар»
Цель: развить самостоятельное мышление, логическое мышление, воображение, память; воспитывать интерес к татарскому языку.
Пример:
Итләч, йомры, яшелен
Өзеп алдым, яшердем;
Гаҗәпләндем бераздан,
Кояшсыз да кызарган.(Помидор)
Алсу битле кыз үсте,
Кызарып җиргә төште. (Алма).
«Собери картинку» – «Бу нәрсә?»
Цель: развиваем мелкую моторику рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас.
«Чудесная корзина» – «Серле кәрзин»
Цель: закреплять название фруктов; развивать навыки классификации, внимание, память, речь, мелкую моторику.
Описание игры: воспитатель показывает «пустую» корзину и объясняет детям, что бабушка собрала полную корзину фруктов. Но так торопилась домой, что уронила корзину и все рассыпала. И предлагает детям помочь бабушке собрать все фрукты в корзину. Каждый ребенок выбирает фигурку фрукта, затем кладет в корзину. На вопрос воспитателя: «Какой фрукт у тебя?» ребенок отвечает, например, «яблоко» (алма).
2 вариант игры «Собери фрукты» – «Җиләк-җимешләр җый»
Воспитатель раскладывает на столе картинки и предлагает сгруппировать их: «Соберите все фрукты». После этого воспитатель спрашивает: «Какие же фрукты ты собрал?» Ребенок перечисляет ,если затрудняется, то воспитатель вместе с ребенком проговаривает название фруктов.
3 вариант игры «Подбери по цвету» – «Төсе буенча сайла»
Воспитатель детям раздает фигурки фруктов. Показывая картинку фрукта, воспитатель говорит: «У кого фрукты такого цвета, как у меня, подойдите сюда». Дети выходят,показывают свои фигурки, называют их («Красное яблоко» - «Кызыл алма») ,и кладут в корзину. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои фигурки в корзину.
«Что, где растет?» («На дереве ли, на грядке...») - «Агачтамы, түтәлдәме...»
В корзинке и в ведерке разложены фигурки фруктов и овощей. Воспитатель просит детей правильно распределить фигурки, вспомнив, что где растет: овощи - на грядке, фрукты - на дереве.
2 вариант игры» «В огороде»
Акбай посадил в огороде овощи. Дети смотрят, какие овощи он вырастил.
Называют овощи на татарском языке. А потом считают их. Например, две капусты, четыре картошки, пять морковок и т.д.
3 вариант игры «Большие – маленькие» - «Зурлар – бәләкәйләр»
Детям предлагается отобрать фигурки фруктов и овощей по названному признаку. Например:все большие фрукты (овощи) или все маленькие фрукты (овощи).
Стихотворения - Шигырьләр
Цель: Воспитывать интерес к татарскому языку. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.
Пример:
Һәр җир карланган,
Сулар бозланган,
Уйный җил, буран,
Бу кайчак, туган? Г.Тукай.
Саумы, кояш!
Саумы, һава!
Саумы, иртә!
Саумы, йомшак җил!
Саумы, Туган ил!
Үзен бик чиста йөртә. Җ.Тәрҗеманов.
Күрәсезме песине,
Юына, чистарына.
Ул кунакка барамы?
Ник юына, арына?
Йомшак тәпие белән
Битен әйбәтләп сөртә.
Ул шулай һәрвакытта.
Үзен бик чиста йөртә.
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!
Ефимова Алла Ивановна
georgina