12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ч.В.Н.532
Педагог дополнительного образования
Россия, Крым респ., Симферополь



План – конспект занятия №

Дата:

Группа:

Объединение:

Педагог:

Возраст обучающихся: 8 – 10 лет

Тема занятия: Лепка каргопольской игрушки «Медведь»

Цель: Знакомство с каргопольской глиняной игрушкой и изучение особенностей ее лепки.

Задачи:

образовательная – формирование понятия керамическая каргопольская игрушка и ее особенности;

развивающая – развитие кругозора;

воспитательная – воспитание любви и интереса к традициям народной русской культуры.

Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные.

Тип занятия: комбинированное

Вид занятия: беседа.

Форма организации: практическая работа

Оборудование, дидактический материал: альбомы, карандаши, образцы изделий, фотографии изделий, стеки, подставки, глина натуральная, стакан для воды, полотенце.

Режим: 2 академических часа по 45 минут.

План занятия

1. Организационная часть

2. Актуализация опорных знаний

3. Теоретическая часть. Беседа

4. Физкультминутка

5. Практическая часть

6. Повторение и закрепление изученного материала

7. Подведение итогов

Ход занятия:

1.Организационная часть.

Приветствие. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности при работе с материалами и инструментами, санитарно-гигиенических норм.

Повторение теоретических сведений об основных требованиях работы в кабинете лепки.

2. Сообщение темы и цели занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация.

Знакомство с планом занятия, информация через вопросы, способствующие познавательному интересу. Мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность, проверка готовности рабочих мест учащихся.

Знакомство с каргопольской глиняной игрушкой и изучение особенностей ее лепки.

3.Теоретическая часть. Беседа.

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.

Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий. Каргопольская глиняная игрушка имеет достаточно архаичный внешний вид. Она обладает узнаваемым стилем, типажами и росписью. Эту вещицу можно величать воистину народной, так как ее исполнение максимально свободное.

Особое почетное место занимала медведица («медвежаха») с потомством или без него. Ее могли лепить с разнообразными бытовыми предметами, например, с рыбой или зеркалом в лапах. Медведь – это один из первых символов планеты.

«Медведь» — знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения.

Медведь у большинства гончаров — добрый «хозяюшко леса». Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке:

Поляночкой,

Идет медведь с тальяночкой,

Он идет, гармошку рвет,

Барскую песенку поет — пела про него У.И. Бабкина

Иногда изображали медведя с птицей в лапах, и украшали большим крестом. Этот образ был, возможно, отголоском каких — то далеких воспоминаний о связи медведя с культом огня и солнца. Медведи нередко задирали кормилиц-коров, вытаптывали крестьянские посевы — все это не могло не отразиться на деревенской игрушке, питавшейся особенно в последнее время, впечатлениями современной мастеру деревенской жизни. Так нашли здесь место и сцены борьбы мужика с медведем.t1686731162aa.jpg

4. Физкультминутка (координация слова с движением).

Под огромною сосной,

На поляне на лесной,

Куча брёвен, где лежит,

Медведица с медвежатами бежит.

Мы вокруг всё оглядим,

На пенёчках посидим,

А потом все дружно спляшем.

Вот так ручками помашем.

Помахали, покружились,

В берлогу все заторопились.

5. Практическая часть.

Лепка медведя по предварительному эскизу, по одной основе, отличия в декоративных деталях: в основном форма и расположение ушей, хвоста. Затем выполняют фигурку животного на свой выбор. Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно. Можно выполнить стоящего либо сидящего медведя.

Ребята лепят за педагогом, поэтапно осваивая простейшие формы каргопольской игрушки. Отрабатывается лепка преимущественно пластическим способом.t1686731162ab.jpgt1686731162ac.jpgt1686731162ad.pngt1686731162ae.jpgt1686731162af.jpg

6. Анализ понимания нового материала.

Установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий, закономерностей в выполнении лепки животного, устранить обнаруженные затруднения; закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы над изделием

Закрепление нового материала.

Проведение игры «вопрос-ответ» для выявления усвоения материала и возможных пробелов в знаниях и умениях обучающихся. Обобщение изученного.

7. Подведение итогов занятия.

Проведение мини-выставки работ и анализа выполненных работ:

1) выразительность работы;

2) техника выполнения:

а) влияющая на прочность работы;

б) влияющая на декоративность работы;

3) индивидуальность творческого замысла.



Список используемой литературы и интернет ресурсов:

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: «Педагогический поиск», 1999. – 144с.

Каргопольская глиняная игрушка [электронный ресурс]/ Режим обращения: https://schci- ru.turbopages.org/schci.ru/s/kargopolskaya_igrushka.html , свободный. (Дата обращения: 22.05.23).

Каргопольская глиняная игрушка [электронный ресурс]/ Режим обращения: https://perunica- ru.turbopages.org/perunica.ru/s/chistiy_ist/1190-kargopolskaya-glinyanaya-igrushka.html , свободный. (Дата обращения: 22.05.23).

Каргопольская игрушка - история возникновения. Лепка каргопольской игрушки - [электронный ресурс]/ Режим обращения: https://fb.ru/article/145906/kargopolskaya-igrushka---istoriya-vozniknoveniya-lepka-kargopolskoy-igrushki, свободный. (Дата обращения: 22.05.23).

Каргопольская игрушка [электронный ресурс] Ирина Кириллина/ Режим обращения: https://www.culture.ru/materials/253288/kargopolskaya-igrushka, свободный. (Дата обращения: 22.05.23).

Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь – М: «Мозаика-синтез», 2018. – 16 с.

Лобанова В.А. Лепим из глины. - М.: Сфера, 2014. – 80с.

«Художественное творчество» (лепка) «Каргопольская игрушка - МИШКА» [электронный ресурс] Чвилева Елена Александровна/ Режим обращения: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2014/12/30/khudozhestvennoe-tvorchestvo-lepka-kargopolskaya-igrushka, свободный. (Дата обращения: 22.05.23).





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.