Разработка урока чтения во 2 классе: Лев Николаевич Толстой, «Котенок»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 Б
Тема занятия: «Лев Николаевич Толстой «Котенок»»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действия при изучении темы : «Лев Николаевич Толстой «Котенок»»
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: Формировать умения: ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл; определять героев произведения, основные события | Предметные: Обучающиеся научатся: -ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); определять героев произведения; -самостоятельно делать выводы |
Развивающие: 1.Формировать умение: принимать и сохранять учебную задачу, составлять план своих действий. 2.Формировать умения: осуществлять синтез, как составление целого из частей, анализ, поиск необходимой информации и обобщение изученного. 3.Формировать умения: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4.Формировать умения: формулировать неложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод | Метапредметные: 1.Регулятивные: -Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -Учащиеся получат возможность научиться: оценивать правильность выполнения своего действия 2.Познавательные: -Учащиеся научатся: осуществлять синтез, как составление целого из частей; осуществлять анализ, поиск необходимой информации -Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять обобщение изученного 3.Коммуникативные: -Учащиеся научатся: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других -Учащиеся получат возможность научиться: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности 4.Чтение. Работа с текстом: -Учащиеся научатся: формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. |
Воспитательные: 1.Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи 2.Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | Личностные: -У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи -У учащихся может быть сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Дидактические средства: диафильм, карточки, лесенка успеха.
Интерактивное оборудование: мультимедийный проектор экран, колонки
Характеристика этапов урока
Структура урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности | Словесный (слово учителя) Наглядный (демонстрация) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должен лежать учебник, дневник. пенал. Организует работу с пословицей. Прочитайте пословицу и объясните, как вы ее понимаете. Будешь книги читать- будешь все знать. Правильно! Вот и мы с вами будем сегодня продолжать читать и узнавать новое. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Работают с пословицей. Пословица говорит о том, что если мы будем много читать, то найдем ответы на все свои вопросы. | | владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других(К) | | ||||||||||
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует речевую разминку. -Посмотрите на слайд, что вы здесь видите? -Правильно, сейчас нам нужно будет её задуть. Сначала я показываю, потом выполняем все вместе. *Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. * Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. *Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. - А сейчас прочитайте чистоговорку про себя Говорим всегда красиво, -Теперь прочитайте ее вслух. Прочитайте чистоговорку, начиная тихо и убыстряя темп. Только помните про то, что нужно четко произносить все буквы. -Молодцы! Организует работу в паре У вас на партах лежат конверты, в которых лежат названия произведений. Вам нужно из предложенных произведений выбрать лишнее и обосновать свой ответ. Та пара, которая закончит работу первая, должна поднять карточку вверх. Карточки. «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке» | Делают речевую разминку. Свечу Читают чистоговору Работают в паре Лишнее произведение: «Сказка о рыбаке и рыбке», т.к. все остальные произведения написал Лев Николаевич Толстой. | | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К) Владеть диалогической формой речи (К) Принимать и сохранять учебную задачу(Р) | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | ||||||||||
3.Выявление места и причины затруднения | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует работу с загадкой. Прочитайте русскую народную загадку и отгадайте ее. Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. Верно, это кошка. Прочитайте название рассказа Льва Николаевича Толстого, который мы будем читать на уроке. Значит, какая тема нашего урока? | Кошка Котенок Рассказ Льва Николаевича Толстого «Котенок» | | Владеть диалогической формой речи (К) Принимать и сохранять учебную задачи(Р0 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | ||||||||||
4.Построение проекта выхода из затруднения | Наглядный (демонстрация) | А теперь расположите в правильном порядке задачи нашего урока. 1.Узнать значение некоторых слов 2.Прочитать новое произведение 3.Ответить на вопросы Верно! | Располагают задачи урока в правильном порядке. 1.Прочитать новое произведение 2. Узнать значение некоторых слов 3.Ответить на вопросы | | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации(Р) | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | ||||||||||
5.Реализация построенного проекта | Наглядный (демонстрация) Словесный (рассказ) Наглядный (демонстрация) Наглядный (демонстрация) | На слайде портрет Льва Николаевича Толстого Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года. Лев Николаевич писал не только художественные произведения, но и философские сочинения. Он хотел понять, что такое истина и как должен жить человек на земле. Несколько раз ему хотели присудить Нобелевскую премию (главную литературную награду), но писатель отказывался. Его мечтой, как и в детстве, было счастье для всех людей. Толстой умер в 1910 году. Перед тем как приступить к знакомству с произведением давайте прочитаем и дадим значение некоторым словам. Попробуйте в парах дать определение совам, которые вас представлены на карточках.
Давайте проверим. Аудио чтение рассказа. Какое настроение вызвало у вас это произведение? Кто главные герои произведения? Откуда у ребят появился котенок? | В парах соединяют слово и его значение. Амбар-строение для хранения муки, зерна Солома- стебли пшеницы, ржи после обмолота Щавель- травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом Подле- около Что было духу- очень быстро Слушают аудио чтение Высказывают свое мнение Мальчик Вася и девочка Катя С крыши амбара от кошки | | Принимать и сохранять учебную задачу(Р) Слушать и понимать речь других (К) Осуществлять синтез, как составление целого из частей(П) Слушать и понимать речь других(К) | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | ||||||||||
6.Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи | Словесный (беседа) Словесный (беседа) | Физминутка То прогнет, То выгнет спинку, Ножку вытянет вперед- Это делает зарядку Наш Маркиз- Пушистый кот. Чешет он себя за ушком, Жмурит глазки и урчит. У Маркиза все в порядке: Когти, шерсть и аппетит Читает с детьми полностью текст и анализирует Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала: - Нашёл? Нашёл? Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: - Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее. Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Когда происходило событие? - Из каких слов видно, что дети переживали за кошку? Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним. Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста. - Что они делали с котёнком? - Что произошло с другими котятами? Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: - Назад, назад! Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? Что значит - радовались? - Почему же котёнок остался один? - Когда ребята вспомнили о котёнке? И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле. Как вы думаете, что пережили дети в этот момент? - Как повела себя Катя? Ответим словами из текста. - Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? - Как поступил Вася? - Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? | Выполняют физминутку. Читают текст и анализируют. Весной А Катя стояла внизу и всё спрашивала: - Нашёл? Нашёл? Серого с белыми лапками Принесли его домой Мама их раздала Да, ребята любили своего котенка. Дети радовались на него Любовались Дети увидели по дороге щавель и пошли его собирать Когда услышали, что кто-то кричит Высказывают свое мнение Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае - как раз это и видно | Определять героев произведения, основные события Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл | Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте(Ч) Осуществлять анализ(П) Владеть диалогической формой речи(К) Слушать и понимать речь других (К) Осуществлять поиск необходимой информации (П) Находить аргументы, подтверждающие выводы (П) | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | ||||||||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | У вас на партах лежит план рассказа, но пункты плана перепутались, вам нужно поставить их в правильном порядке. Работу выполняем самостоятельно. 1.Катя и Вася нашли кошку с котятами 2.У Кати и Васи пропала кошка 3.Нападение собак 4.Игра на дороге 5.Серый с белыми лапками 6.Вася спасает котенка Давайте проверим. Если у вас все правильно поставьте «+», ошибки- «?» | Расставляют пункты плана в плавильном порядке 1.У Кати и Васи пропала кошка 2.Катя и Вася нашли кошку с котятами 3.Серый с белыми лапками 4.Игра на дороге 5.Нападение собак 6.Вася спасет котенка Производят самопроверку | Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл | Осуществлять синтез, как составление целого из частей(П) | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | ||||||||||
8.Влючение в систему знаний и повторения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Составление описания Васи. Какие черты характера проявились в поступке мальчика? Что ты можешь сказать о Васе? Какой он? Выберите слова, которые характеризуют мальчика тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый, решительный. | Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность Высказывают свое мнение Добрый, храбрый, отзывчивый, мужественный, решительный | | Владеть диалогической формой речи (К) | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | ||||||||||
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | С каким рассказом мы познакомились на уроке? Какие качества ценятся в людях? Домашнее задание: Подготовьте пересказ от лица Васи. Оцените свою деятельность на уроке с помощью лесенки знаний | С рассказом Льва Николаевича Толстого «Котенок» Храбрость, доброта, отзывчивость, смелость Оценивают свою деятельность на уроке. | | Владеть диалогической формой речи(К) | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |