Разработка урока чтения во 2 классе: Лев Николаевич Толстой, «Котенок»

2
0
Материал опубликован 12 December 2021

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 Б

Тема занятия: «Лев Николаевич Толстой «Котенок»»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действия при изучении темы : «Лев Николаевич Толстой «Котенок»»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

Формировать умения: ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл; определять героев произведения, основные события

Предметные:

Обучающиеся научатся:

-ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); определять героев произведения;

-самостоятельно делать выводы

Развивающие:

1.Формировать умение: принимать и сохранять учебную задачу, составлять план своих действий.





2.Формировать умения: осуществлять синтез, как составление целого из частей, анализ, поиск необходимой информации и обобщение изученного.



3.Формировать умения: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



4.Формировать умения: формулировать неложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

Метапредметные:

1.Регулятивные:

-Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-Учащиеся получат возможность научиться: оценивать правильность выполнения своего действия

2.Познавательные:

-Учащиеся научатся: осуществлять синтез, как составление целого из частей; осуществлять анализ, поиск необходимой информации

-Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять обобщение изученного

3.Коммуникативные:

-Учащиеся научатся: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других

-Учащиеся получат возможность научиться: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

4.Чтение. Работа с текстом:

-Учащиеся научатся: формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Воспитательные:

1.Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

2.Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Личностные:

-У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

-У учащихся может быть сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Дидактические средства: диафильм, карточки, лесенка успеха.

Интерактивное оборудование: мультимедийный проектор экран, колонки




























Характеристика этапов урока

Структура урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности

Словесный

(слово учителя)








Наглядный

(демонстрация)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должен лежать учебник, дневник. пенал.

Организует работу с пословицей.

Прочитайте пословицу и объясните, как вы ее понимаете. Будешь книги читать- будешь все знать.

Правильно! Вот и мы с вами будем сегодня продолжать читать и узнавать новое.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.






Работают с пословицей.

Пословица говорит о том, что если мы будем много читать, то найдем ответы на все свои вопросы.














владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других(К)


2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Наглядный (демонстрация)








Практический (упражнение)






















Наглядный (демонстрация)










Словесный (беседа)


Организует речевую разминку.

-Посмотрите на слайд, что вы здесь видите?

-Правильно, сейчас нам нужно будет её задуть. Сначала я показываю, потом выполняем все вместе.

*Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

- А сейчас прочитайте чистоговорку про себя

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.

-Теперь прочитайте ее вслух. Прочитайте чистоговорку, начиная тихо и убыстряя темп. Только помните про то, что нужно четко произносить все буквы.

-Молодцы!

Организует работу в паре

У вас на партах лежат конверты, в которых лежат названия произведений. Вам нужно из предложенных произведений выбрать лишнее и обосновать свой ответ. Та пара, которая закончит работу первая, должна поднять карточку вверх.

Карточки.

«Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»

Делают речевую разминку.



Свечу





























Читают чистоговору

Работают в паре





Лишнее произведение: «Сказка о рыбаке и рыбке», т.к. все остальные произведения написал Лев Николаевич Толстой.

















































Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)

Владеть диалогической формой речи (К)




Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

3.Выявление места и причины затруднения

Наглядный (демонстрация)

Словесный

(беседа)

Организует работу с загадкой.

Прочитайте русскую народную загадку и отгадайте ее.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

Верно, это кошка.

Прочитайте название рассказа Льва Николаевича Толстого, который мы будем читать на уроке.

Значит, какая тема нашего урока?









Кошка




Котенок


Рассказ Льва Николаевича Толстого «Котенок»


Владеть диалогической формой речи (К)







Принимать и сохранять учебную задачи(Р0

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

4.Построение проекта выхода из затруднения

Наглядный (демонстрация)

А теперь расположите в правильном порядке задачи нашего урока.

1.Узнать значение некоторых слов

2.Прочитать новое произведение

3.Ответить на вопросы

Верно!

Располагают задачи урока в правильном порядке.

1.Прочитать новое произведение

2. Узнать значение некоторых слов

3.Ответить на вопросы


Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации(Р)

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

5.Реализация построенного проекта

Наглядный

(демонстрация)

Словесный

(рассказ)





















Наглядный

(демонстрация)






















Наглядный

(демонстрация)

На слайде портрет Льва Николаевича Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года. Лев Николаевич писал не только художественные произведения, но и философские сочинения. Он хотел понять, что такое истина и как должен жить человек на земле. Несколько раз ему хотели присудить Нобелевскую премию (главную литературную награду), но писатель отказывался. Его мечтой, как и в детстве, было счастье для всех людей. Толстой умер в 1910 году.

Перед тем как приступить к знакомству с произведением давайте прочитаем и дадим значение некоторым словам.

Попробуйте в парах дать определение совам, которые вас представлены на карточках.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом.

Щавель

очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

Давайте проверим.

Аудио чтение рассказа.


Какое настроение вызвало у вас это произведение?

Кто главные герои произведения?

Откуда у ребят появился котенок?































В парах соединяют слово и его значение.




Амбар-строение для хранения муки, зерна

Солома- стебли пшеницы, ржи после обмолота

Щавель- травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом

Подле- около

Что было духу- очень быстро

Слушают аудио чтение

Высказывают свое мнение

Мальчик Вася и девочка Катя

С крыши амбара от кошки


Принимать и сохранять учебную задачу(Р)














Слушать и понимать речь других (К)











Осуществлять синтез, как составление целого из частей(П)








Слушать и понимать речь других(К)

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

6.Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи

Словесный

(беседа)


















Словесный

(беседа)

Физминутка

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед-

Это делает зарядку

Наш Маркиз-

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит

Читает с детьми полностью текст и анализирует

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети

искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

- Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

- Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Когда происходило событие?

- Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?



Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним.

Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

- Что они делали с котёнком?

- Что произошло с другими котятами?

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на

него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

- Назад, назад! 

Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели?

Что значит - радовались?

- Почему же котёнок остался один?

- Когда ребята вспомнили о котёнке?


И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят

схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не

брал его с собой в поле.

Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?

- Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

- Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?

- Как поступил Вася?




- Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент?






Выполняют физминутку.











Читают текст и анализируют.























Весной


А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

- Нашёл? Нашёл?













Серого с белыми лапками


Принесли его домой



Мама их раздала















Да, ребята любили своего котенка.


Дети радовались на него

Любовались

Дети увидели по дороге щавель и пошли его собирать

Когда услышали, что кто-то кричит






















Высказывают свое мнение

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них.

нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал

А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае - как раз это и видно

Определять героев произведения, основные события

















Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл


































































Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте(Ч)















Осуществлять анализ(П)
















Владеть диалогической формой речи(К)











































































Слушать и понимать речь других (К)


Осуществлять поиск необходимой информации (П)

Находить аргументы, подтверждающие выводы (П)




Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Практический

(упражнение)














Наглядный

(демонстрация)

У вас на партах лежит план рассказа, но пункты плана перепутались, вам нужно поставить их в правильном порядке. Работу выполняем самостоятельно.

1.Катя и Вася нашли кошку с котятами

2.У Кати и Васи пропала кошка

3.Нападение собак

4.Игра на дороге

5.Серый с белыми лапками

6.Вася спасает котенка


Давайте проверим. Если у вас все правильно поставьте «+», ошибки- «?»

Расставляют пункты плана в плавильном порядке




1.У Кати и Васи пропала кошка

2.Катя и Вася нашли кошку с котятами

3.Серый с белыми лапками

4.Игра на дороге

5.Нападение собак

6.Вася спасет котенка

Производят самопроверку

Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл

Осуществлять синтез, как составление целого из частей(П)

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

8.Влючение в систему знаний и повторения

Словесный

(беседа)








Наглядный (демонстрация)





Составление описания Васи.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика?



Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

Выберите слова, которые характеризуют мальчика тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный,

находчивый,  решительный.



Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность

Высказывают свое мнение


Добрый, храбрый, отзывчивый, мужественный, решительный


Владеть диалогической формой речи (К)

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный

(беседа)

С каким рассказом мы познакомились на уроке?


Какие качества ценятся в людях?

Домашнее задание: Подготовьте пересказ от лица Васи.

Оцените свою деятельность на уроке с помощью лесенки знаний

t1639294443aa.png

С рассказом Льва Николаевича Толстого «Котенок»

Храбрость, доброта, отзывчивость, смелость



Оценивают свою деятельность на уроке.


Владеть диалогической формой речи(К)

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.